|
Величины основного обмена в (ккал) для взрослого человека в зависимости от пола, массы тела и возраста
Мегакалория, сбалансированная по основным пищевым биологически активным веществам
Пищевое вещество
| Количество и энергетическаяценность
| Белки:
по энергетической ценности
по количеству, г
|
502 кДж (120 ккал)
| Жиры:
по энергетической ценности
по количеству, г
|
1381 кДж (333 ккал)
| Углеводы:
по энергетической ценности
по количеству, г
|
2293 кДж (548 ккал)
| Витамины:
С (аскорбиновая кислота)
В1 (тиамин)
В2 (рибофлавин)
В6 (пиридоксин)
РР (никотиновая кислота)
|
0,6
0,7
0,7
8,6
|
Нормы физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии периодически пересматриваются в связи с изменением структуры населения, условий труда и быта, с появлением новых научных данных в области рационального питания.
Потребность человека в энергии определяется по величине суточных энергозатрат.
Энергетические затраты человека складываются из трех величин:
1. основного обмена,
2. расхода энергии в связи с приемом пищи (специфически-динамическое действие пищи – СДД).
3. расход энергии на различные виды деятельности.
Главным и решающим фактором, от которого зависит величина суточных энергетических затрат, является мышечная деятельность.
В соответствии с размерами энерготрат выделяются 5 групп взрослого трудоспособного населения.
Соответствие коэффициентов физической активности
Характеру трудовой деятельности
(извлечение из «Норм физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии для различных групп населения СССР», 1991 г.)
Группы
| КФА
| Характер трудовой деятельности
| I
| 1,4
| Работники преимущественно умственного труда, очень легкая физическая активность (научные работники, студенты гуманитарных специальностей, операторы ЭВМ, контролеры, педагоги, диспетчеры, работники пультов управления и др.)
| II
| 1,6
| Работники, занятые легким трудом, легкая физическая активность (водители трамваев, троллейбусов, работники конвейеров, весовщицы, упаковщицы, швейники, работники радиоэлектронной промышленности, агрономы, медсестры, санитарки, работники связи, сферы обслуживания, продавцы промтоваров и др.)
| III
| 1,9
| Работники средней тяжести труда, средняя физическая активность (слесари, наладчики, настройщики, станочники, буровики, водители экскаваторов и бульдозеров, водители автобусов, врачи-хирурги, текстильщики, обувщики, железнодорожники, водители угольных комбайнов, продавцы продтоваров, аппаратчики, металлурги, доменщики, работники химзаводов и др.)
| IV
| 2,2
| Работники тяжелого физического труда, высокая физическая активность (строительные рабочие, помощники буровиков, проходчики, основная масса сельскохозяйственных рабочих и механизаторов, доярки, овощеводы, деревообработчики, металлурги и литейщики)
| V
| 2,5
| Работники особо тяжелого физического труда, очень высокая физическая активность (механизаторы и сельскохозяйственные рабочие в посевной и уборочный период, горнорабочие, вальщики леса, бетонщики, каменщики, землекопы, грузчики немеханизированного труда и др.)
|
Проведенное распределение по группам охватывает мужчин. Женщины в зависимости от энерготрат дифференцированы по четырем группам (I – IV).
Фиксированный список профессий, относимых к определенной группе энерготрат, не отражает изменений энергоемкости этих профессий. Потребовалось введение объективного физиологического критерия, определяющего адекватное количество энергии для конкретных групп. Таким критерием, согласно рекомендациям ВОЗ, является соотношение общих энерготрат на все виды деятельности с величиной основного обмена.
Основной обмен представляет собой количество энергии, расходуемой на поддержание на необходимом уровне функций жизнеобеспечивающих систем – постоянства работы сердца, функции дыхания и работы легких, экскреторной функции и работы почек, секреторной функции и работы эндокринных систем, поддержания постоянства температуры тела, обеспечение необходимого мышечного тонуса и непрекращающихся функций, обеспечивающих жизнедеятельность организма. Величина основного обмена определяется специальным исследованием в состоянии мышечного и нервного покоя, лежа в удобном положении при комфортной температуре воздуха (20°С), натощак (последний прием пищи за 14 – 16 часов до исследования).
На величину основного обмена оказывает влияние состояние центральной нервной системы, стрессовые состояния, интенсивность функции эндокринных систем, а также пол, вес, рост и возраст человека.
Величина основного обмена может определяться расчетным методом с использованием специальных таблиц (таблица 2).
Таблица 2
Величины основного обмена в (ккал) для взрослого человека в зависимости от пола, массы тела и возраста
Мужчины (основной обмен)
| Женщины (основной обмен)
| Масса тела, кг
| 18-29 лет
| 30-39 лет
| 40-59 лет
| Старше 60 лет
| Масса тела, кг
| 18-29 лет
| 30-39 лет
| 40-59 лет
| Старше 60 лет
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Итак, соотношение общих энерготрат на все виды деятельности с величиной основного обмена является объективным физиологическим критерием, определяющим адекватное количество энергии для конкретных групп населения. Это соотношение называется коэффициентом физической активности. (КФА). Величины коэффициента физической активности как главной физиологической характеристики групп одинаковы для мужчин и женщин. Однако в связи с меньшей величиной массы тела и соответственно основного обмена энерготраты, а, следовательно, и энергетическая ценность рационов для мужчин и женщин в группах с одним и тем же коэффициентом физической активности различны.
Нормы физиологической потребности для детей и подростков разработаны с учетом интенсивности пластических процессов и высокой физической активности детей, а с 11 лет – и с учетом пола.
7. Контрольные вопросы для подготовки к занятию:
1. Обмен энергии и энергетические затраты организма. Единицы измерения энергии (калория, джоуль). Энергетический баланс. Болезни энергетического дисбаланса.
2. Нерегулируемые траты энергии: основной обмен, специфическое динамическое действие пищевых веществ.
3. Регулируемые траты энергии.
4. Методы определения энергетической потребности людей и факторы, влияющие на нее.
5. Рекомендуемые величины потребности в энергии для различных возрастных и профессиональных групп населения.
6. Роль углеводов, жиров и белков в обеспечении организма энергией.
7. Понятие о рациональном сбалансированном питании.
8. Рациональное питание и основные гигиенические требования к его построению.
9. Нормы питания, их физиологическое обоснование.
10. Энергетическая адекватность питания.
11. Пластическая адекватность питания и сбалансированность основных пищевых веществ.
12. Меню-раскладка, основные принципы составления.
13. Принципы и методика расчета энергетической ценности рациона по меню-раскладке.
14. Режим питания, его основные элементы.
15. Методы изучения и оценка фактического питания.
16. Профилактика заболеваний, связанных с нарушением питания.
8. Содержание самостоятельной работы:
Расчет индивидуальных суточных энерготрат студента
Расчет суточных энерготрат, необходимый для определения калорийности суточного рациона студента, можно произвести с разной степенью точности.
Так, приблизительно оценить суточные энерготраты человека можно, отнеся его к одной из 5 групп трудоспособности населения и с учетом пола и возраста, ориентировочно определив суточную потребность в энергии;
вторым способом может служить расчет по принципу нутриентно-энергетической адекватности;
в основе третьего способа может быть положена мегакалория (мкал) сбалансированная по основным нутриентам (таблица 1).
Индивидуальные суточные энерготраты, рассчитывают по следующей методике:
- определение основного обмена индивидуума (ОО) по таблице 2;
- расчет величины основного обмена (ВОО) в час (ВОО = 00 : 24);
- составление хронометража различных видов умственной и физической деятельности за сутки;
- расчет энерготрат на тот или иной вид деятельности расчет с использованием значений КФА (таблица 4).
Работа оформляется в виде таблицы, итогом ее является сумма суточных энерготрат (таблица 3).
Например, необходимо рассчитать энерготраты студента-медика 20 лет с массой тела 80кг (таблица 7):
ВОО = 1920 ккал (таблица 2)
ВОО = 1920:24=80 ккал/час.
Таблица 3
Расчет суммы суточных энерготрат студента
Вид деятельности
| Время, час
| ВОО
ккал/час
| КФА
(табл.8)
| Энерготраты
на вид
деятельности, ккал
| 1. Сон и отдых в постели
2. Учеба (в составе группы + самоподготовка дома и в библиотеке)
3. Отдых (чтение художественной литературы, просмотр телепередач, посещение кино, театров)
4. Активный отдых, социально-активная деятельность (дискотека, уборка жилиц, стирка, утюжка одежды, приготовление пищи и другие)
5. Занятие спортом (бег, волейбол, футбол и т.д.)
|
(8+2)=10
|
| 1,0
1,6
1,5
2,5
3,0
|
| Итого:
| 24 час
| | | 3120 ккал
|
Таблица 4
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|