IV. Выполнение контрольного тестирования по модулю
Модульная единица 1.1.
«Номенклатура органических соединений. Природные сопряженные структуры. Кислотно-основные взаимодействия в механизме реализации свойств важнейших классов биоорганических соединений. Окислительно-восстановительные процессы в организме»
Занятие 1.1.5
Методические указания для студентов
ТЕМА: «Свойства карбоновых кислот и угольной кислоты»
ЦЕЛЬ: Сформировать знания о реакционной способности и механизме нуклеофильного замещения в карбоновых кислотах как основу для понимания химизма аналогичных реакций, протекающих в организме человека, расшифровки схем синтеза лекарственных препаратов, синтетических аналогов биологически активных соединений, витаминов.
ЗНАТЬ: Электронное строение карбоксильной группы и ее влияние на образование других реакционных центров в молекуле. Общий механизм реакций нуклеофильного замещения у sp2-гибридизованного атома углерода карбоксильной группы. Реакции карбоновых кислот со спиртами, тиоспиртами, аминами и их производными. Причины различной ацилирующей способности функциональных производных карбоновых кислот. Участие в организме тиоэфиров в виде ацетилкофермента А, а также ацетилфосфатов в реакциях переноса ацетильных групп на гидроксилсоедржащие субстраты.
УМЕТЬ: Определять реакционные центры в молекулах карбоновых кислот. Приводить схемы реакций образования солей, сложных эфиров, амидов, ангидридов и реакций гидролиза. Обосновывать сравнительную ацилирующую способность карбоновых кислот и их функциональных производных.
ВЛАДЕТЬ: Навыками определения реакционных центров в молекулах карбоновых кислот, сравнительной оценки ацилирующей способности карбоновых кислот и их функциональных производных. Навыками написания реакций нуклеофильного замещения с участием карбоновых кислот.
ЗНАЧЕНИЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ: Изучение данного вопроса имеет практическое значение в плане понимания химических реакций, протекающих в организме с участием карбоновых кислот, аминокислот и их производных. Многие биологически активные вещества являются кислотами или их производными (никотиновая, яблочная, молочная, пировиноградная, уксусная, лимонная, щавелевая кислоты, аминокислоты, S-КоА, ацетилхолин, ацетилфосфат, высшие жирные кислоты, липиды и т.д.), которые участвуют в биологически важных химических реакциях. Производные карбоновых кислот являются лекарственными препаратами: салициловая кислота, метилсалицилат, ацетилсалициловая кислота (аспирин), никотиновая кислота, никотинамид (витамин РР), фенацетин, фенилсалицилат (салол), бензилбензоат и др. В организме реакции с участием этих соединений протекают по механизму нуклеофильного замещения, изучив которые можно прогнозировать ход многих биохимических процессов.
Исходный уровень
1. Электронные эффекты заместителей.
2. Сопряженные системы.
3. Кислотность и основность органических соединений.
I. Теоретические вопросы
1. Основные представители карбоновых кислот. Строение карбоксильной группы.
2. Способы получения карбоновых кислот.
3. Реакции ацилирования. Взаимодействие со спиртами, аммиаком, гидразином, получение ангидридов и галогенангидридов.
4. Примеры реакций, протекающих в организме с участием НS-КоА.
5. Гидролиз производных карбоновых кислот. Гидролиз липидов.
6. Функциональные производные угольной кислоты: мочевина, эфиры угольной кислоты, карбобензилхлорид, третбутилкарбохлорид, уретаны, мепробамат, биурет.
7. Синтез барбитуровой кислоты. Физиологически активные уреиды кислот, креатин, креатинфосфат.
8. Нитрозирование мочевины в присутствии нитритов как фактор канцерогенеза.
9. Реакции декарбоксилирования карбоновых кислот; образование коламина и биологически активных аминов (триптамин, гистамин, серотонин). Мелатонин - гормон шишковидной железы, биосинтез, биологическое действие.
II. Обучающие упражнения
Задание 1. Метилсалицилат относится к группе ненаркотических анальгетиков. Получите метилсалицилат, используя реакцию этерификации.
Решение.
Задание 2Фенилсалицилат (салол) применяется внутрь при кишечных заболеваниях. Это соединение гидролизуется в щелочной среде кишечника. Написать уравнение реакции.
Решение:
Реакция гидролиза в кислой среде обратима. В щелочной среде процесс гидролиза необратим. Гидролиз фенилсалицилата в слабощелочной среде тонкого кишечника образуются салицилат натрия и фенол.
фенилсалицилат салицилат натрия фенол
Продукты гидролиза угнетающе действуют на патогенную флору и тем самым оказывают дезинфицирующее действие.
Задание 3Какие производные мочевины образуют камни в организме и почему? Напишите уравнения реакций образования оксалатов и нитратов мочевины.
Решение:
Мочевина (карбамид) – конечный продукт обмена веществ у человека (с мочой выделяется около 20-30г мочевины в сутки). Мочевина обладает основными свойствами и образует соли с одним эквивалентом кислоты.
Оксалаты и нитраты мочевины плохо растворимы в воде и могу приводить к образованию камней.
III. Задания для самостоятельной работы
Задание 1.Монокарбоновые кислоты. Важнейшие представители. Электронное строение карбоксильной группы, вид сопряжения. Напишите уравнение реакции уксусной кислоты с метиловым спиртом, аммиаком (при нагревании), гидразином (NH2 - NH2, Н+).
Задание 2.Изобразить формулы биологически активных производных карбоновых кислот: валидола, никотинамида (витамин РР), ацетилхолина, НS-КоА. Напишите реакции изоникотиновой кислоты с этиловым спиртом, аммиаком (при нагревании). Назовите продукты.
Задание 3.Дайте определение кислоты по теории Бренстеда. Качественно сравните кислотность муравьиной, уксусной, трихлоруксусной кислот. Приведите реакции указанных соединений с этанолом (Н+). Назовите полученные продукты.
Задание 4.Сравните между собой электронное строение салициловой и п-аминобензойной кислот. Приведите уравнения реакций указанных кислот со щелочью, уксусным ангидридом.
Задание 5. Напишите синтез ацетилхолина с участием аминоспирта холина и уксусной кислоты. Укажите биологическую роль полученного соединения.
IV. Выполнение контрольного тестирования по модулю
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|