|
Глубокоуважаемый председатель, уважаемые члены государственной аттестационной комиссии, к Вашему вниманию предоставляется дипломная работа на тему: «Анализ рынка труда на примере Ивановской области».
ДОКЛАД
Рынок труда, представляющий собой систему социально-трудовых отношений по поводу использования рабочей силы, в любой стране находится под наиболее пристальным вниманием экономистов и политиков, так как сам товар на этом рынке непосредственно связан с человеком, его жизнью, благосостоянием, развитием и воспроизводством.
Эти люди и составляют трудовые ресурсы страны. Также есть те, кто нанимает желающих работать для производства каких-нибудь товаров или услуг. И те, и другие, а также государство вступают в контакты друг с другом по поводу купли-продажи рабочей силы, обучения работников и использования их в процессе производства. Возникающая при этом совокупность отношений между ними носит название рынок труда. Главная особенность рынка труда состоит в том, что в качестве собственников рабочей силы и её потенциальных продавцов выступает значительная часть населения страны. Проблемы рынка труда и занятости населения в России сложны и противоречивы. Здесь проявляются как общие закономерности, имеющие место в разных странах мира, так и специфические для нашего государства процессы и явления. Забота государства о достижении в стране наиболее полной и эффективной занятости как важной социальной гарантии для экономически активного населения является важнейшим аспектом государственного регулирования рынка труда.
Актуальность, цель, задачи работы, объект исследования, предмет работы, структура работы представлены на ЛИСТЕ 1 раздаточного материала.
Динамика региональной и отраслевой структурной безработицы в РФ представлена на ЛИСТЕ 2 раздаточного материала.Высокая доля структурной безработицы позволяет сделать вывод о том, что важнейшими мерами по снижению совокупной безработицы должны выступать мероприятия по сокращению ее структурной компоненты. В противном случае структурные диспропорции рынка труда России будут препятствовать снижению уровня общей безработицы.
Одним из главных ограничений применения либеральных инструментов поддержания занятости выступает возникшая в 1990 гг. скрытая безработица. Ведущую роль для состояния занятости и формирования рынка труда в последние годы сыграло падение производства, которое повлекло за собой существенное сокращение занятости, хотя и в гораздо меньшем объеме (см. ЛИСТ 2). Это может быть объяснено рядом причин: не всегда последовательной экономической мотивацией действий участников рынка (преимущественной ориентацией на доход в той или иной форме), низкой мобильностью труда и неприспособленностью многих работников действовать в условиях неопределенности внешней среды, высокой конкуренции на рынке труда и быстро меняющихся экономических условиях. Таким образом, возможность саморегулирования отечественного рынка труда в настоящее время ограничена.
Основные показатели регистрируемого рынка труда на 01.12.2010 по муниципальным образованиям Ивановской области представлены на ЛИСТЕ 2 раздаточного материала.Среднемесячная начисленная заработная плата по Ивановской области за сентябрь 2010 г. составила 13322 руб. Величина прожиточного минимума по Ивановской области в 3 квартале 2010 г. для трудоспособного населения - 5686 руб.
Рынок труда в РФ регулирует государственное учреждение - Федеральная служба по труду и занятости (Роструд). Федеральная служба по труду и занятости (Роструд) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров.
В целях реализации мероприятий по содействию микрофинансовой поддержки начинающих предпринимателей из числа безработных граждан, открывших собственное дело за счет средств субсидий, предоставленных органами службы занятости населения субъектов Российской Федерации (далее – безработные граждане), 4 июня 2010 года между Федеральной службой по труду и занятости, общероссийской общественной организацией малого и среднего предпринимательства "ОПОРА России" и некоммерческим партнерством "Национальное партнерство участников микрофинансового рынка" было заключено Соглашение о сотрудничестве
В рамках реализации указанного Соглашения НАУМИР-ом совместно с "ОПОРОЙ России" и Торгово-промышленной палатой Российской Федерации разработан и подготовлен для государственных учреждений центров занятости населения (далее - ГУ ЦЗН) информационный пакет о реализации в Российской Федерации мероприятий по микрофинансированию безработных граждан. Данный информационный материал содержит базовую информацию по организации мероприятий по микрофинансированию (основные цели, задачи, организационные формы), сведения о действующих в регионах Российской Федерации микрофинансовых программах, перечень региональных микрофинансовых организаций (включая контактную информацию), рекомендации предпринимателям, обращающимся за микрозаймами, формы учета предпринимателей обратившихся за микрозаймами. Указанный информационный пакет будет направлен в адрес органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия Российской Федерации в области содействия занятости населения в течение месяца, обновление указанной информации будет производиться не реже одного раза за полугодие.
Регулирование рынка труда в Ивановской области осуществляетКомитет Ивановской области по труду, содействию занятости населения и трудовой миграции. Его структура представлена на ЛИСТЕ 3 раздаточного материала.
Комитет Ивановской области по труду, содействию занятости населения и трудовой миграции является центральным исполнительным органом государственной власти Ивановской области, проводящим государственную политику, осуществляющим управление и координацию, а также функциональное регулирование в сфере трудовых отношений, охраны труда, социального партнерства, государственных гарантий в области труда и занятости населения, оказания государственных услуг по содействию занятости гражданам, в том числе, испытывающим трудности в поиске работы.
На Комитет возлагаются следующие задачи: реализация основных направлений государственной политики и осуществление государственного управления в сфере занятости населения, трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений по организации труда, охране труда, социальному партнерству и государственным гарантиям в области труда и занятости населения.
Комитетом Ивановской области по труду, содействию занятости населения и трудовой миграции разработана ведомственная целевая программа «Психологическая поддержка, профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных граждан в 2009-2011гг.». Программа одобрена на заседании комиссии при Правительстве Ивановской области по бюджетным проектировкам на очередной финансовый год и плановый период (протокол от 13.08.2008 №4) и утверждена приказом председателя комитета Ивановской области по труду, содействию занятости населения и трудовой миграции от 22.08.2008г. №51.
Анализ трудового законодательства России свидетельствует, что его эффективность во многом определяется разумным сочетанием в нем поощрительных и принудительных средств обеспечения трудовых прав работников. Причем средства поощрения и убеждения всегда играли и играют главенствующую роль. Вместе с тем в действующем трудовом законодательстве имеются достаточно эффективные средства принуждения, которые применяются в случаях, когда нормальное осуществление трудовых прав наталкивается на какое-то сопротивление со стороны отдельных должностных лиц и органов.
Так же мне бы хотелось отметить, что общество, пренебрегающее трудом, обречено. Принято считать, что собственник на себя плохо работать не может. Между тем социологические исследования показывают, что работники не осознали себя в достаточной мере совладельцами средств производства. И что самое досадное, проведенная в России приватизация не способствовала этому. Она, к сожалению, не дала положительных результатов.
Основные пути выхода из переживаемого кризиса связываются с решением финансовых проблем, ибо на поверхности лежат: неплатежи, задержки по заработной плате и т.д.
И при определении путей выхода из сложившегося кризиса, и при выработке рекомендаций должен быть обеспечен комплексный подход к исследуемой проблеме, как экономистов, так и юристов, и специалистов именно в области трудового права.
К сожалению, в нормативных актах, устанавливающих статус новых, не известных нашему обществу в советский период организационно-правовых форм хозяйствования, закреплен практически лишь имущественный аспект их деятельности, полномочия этих организаций и отношения членов лишь в этой сфере (кроме Закона РФ "О производственных кооперативах", в котором достаточно четко закреплены права и обязанности членов (совладельцев) и наемных работников). Так, Федеральный закон "Об акционерных обществах" содержит лишь две статьи, касающиеся отношений руководителей исполнительных органов с обществом, т.е. внутренних, трудовых отношений, а Федеральный закон "Об обществах с ограниченной ответственностью" - всего одну, которую с определенной натяжкой можно считать регулирующей трудовые отношения, - об исключении из членов общества.
И хотя это базовые законы о новых формах хозяйственной деятельности, в которых занята практически вся трудоспособная часть населения, они не содержат четкого ответа на вопрос о соотношении трудового и гражданского законодательства и, в частности, на вопрос о том, какими нормами регулируются трудовые отношения работающих в них лиц. Соответствующие статьи Закона РСФСР от 25 декабря 1990 г. "О предприятиях и предпринимательской деятельности" отменены.
Незащищенность работника, а сейчас еще и неопределенность правового положения не способствуют формированию его заинтересованности в результатах труда и стабильности трудовых отношений (а только в этом случае он будет хорошо трудиться, в чем, как уже отмечалось выше, заинтересовано общество), создают неразбериху в регулировании этих отношений.
Рыночная экономика поставила перед правовой наукой и наукой трудового права в частности необходимость исследования таких вопросов, как, например, о соотношении правомочий трудовых коллективов и коллективов совладельцев в корпоративных организациях, об объеме норм, принимаемых в централизованном и локальном, императивном и диспозитивном регулировании, о социальном партнерстве, которое, к сожалению, пока остается недостаточно эффективным, о более четком определении правомерности забастовок и некоторых других.
Все изложенное требует глубоких исследований и дальнейшего развития науки трудового права. В современных условиях это особенно необходимо.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|