Сделай Сам Свою Работу на 5

Три мнемонических принципа





Греки обнаружили, посредством интроспекции, коллектив­ного обсуждения и обмена мнениями, что память во многом основана на АССОЦИАЦИЯХ;иными словами, работа памя­ти во многом зависит от умения обнаружить и зафиксировать всевозможные связи между объектами. Например, восприняв слово «яблоко» и связанное с ним понятие, мозг запоминает (наделяет ассоциативными связями) цвета, присущие этому фрукту, его вкус, качества, воспринимаемые на ощупь (текстуру), и запах, а также контекстуальную среду (людей, присут­ствовавших при этом, и т.п.), из которой объект был взят как мысленный образ.

Греки поняли также, что, в дополнение к ассоциациям, объект, подлежащий запоминанию, должен быть воспринят по возможности всем набором чувств запоминающего лица, то есть как яркий и различными способами глубоко «прочувство­ванный» ОБРАЗ.

Третьим столпом, на котором зиждется память, является ЛОКАЛИЗАЦИЯ (ФИКСАЦИЯ).Иными словами, для того чтобы ваш мозг запомнил что-либо, в отношении чего сформи­рован образ и закреплены соответствующие ассоциации, дан­ному фрагменту, или «отпечатку», в памяти, должно быть пре­доставлено место, определенное (локализованное) относитель­но массы иных фрагментов информации, хранимых в памяти. В качестве хорошей аналогии можно взять такой пример. Если вы пришли в библиотеку, в которой хранится миллион томов, что вы предпочтете: копаться в горе книг, сваленных на полу как попало, или искать нужную вам в удобном каталоге, где каждому экземпляру присвоен собственный порядковый номер, отвечающий его местоположению на книжной полке? Конечно же, последнее. Настоящая книга призвана помочь вам привести точно в такой же порядок свою память.



Вспомогательных мнемонических принципов

Имеется 12 вспомогательных принципов, которые помога­ют применять фундаментальные принципы мнемоники: ассо­циации, формирование образа и локализацию.

1 Синестезия

Синестезия обозначает комбинирование всех основных компонентов чувственно-эмоциональной сферы человека, иными словами, его ведущих чувств и ощущений, посредством которых он воспринимает окружающий мир. Большинство лиц, демонстрирующих выдающуюся «природную» память, а также большинство тех, кто развил ее благодаря правилам мнемоники, добились повышенного тонуса чувств и активно комбинируют их, чем достигают высоких результатов в запо­минании. В ходе изучения проблем развития памяти было обнаружено, что для достижения успехов в этой сфере необходимо проявлять большую активность в эмоционально-чувственном восприятии мира и регулярно тренировать свои:



а) зрение;
б) слух;
в) обоняние;
г) вкусовое восприятие;
д) осязание;
е) кинестезию — ощущение своего тела, его положения и перемещения в пространстве.

2 • Движение

Для любого мнемонического образа движения, ассоцииру­емые с ним, открывают возможность вашему мозгу найти к нему удобную «привязку» и потому запомнить. Представляя свои образы в движении, старайтесь, чтобы они, по возмож­ности, были трехмерными.

3 Ассоциация

Что бы вы ни запоминали, старайтесь формировать ассоци­ации, или связи, между запоминаемым объектом и чем-то прочно закрепленным у вас в сознании.

4 • Сексуальность

У всех нас хорошая память в этой сфере. Пользуйтесь этим!

5 • Юмор

Чем более смехотворны, пусть даже абсурдны, по-доброму гротескны и сюрреалистичны образы, которые вы создаете своим воображением, тем прочнее вы их запомните. Работа с памятью должна приносить радость.

6 • Воображение

Эйнштейн говорил: «Воображение важнее знания. В то вре­мя как знание ограничено, воображение способно объять весь мир, стимулируя прогресс и эволюцию». Чем более вы исполь­зуете воображение при работе со своей памятью, тем крепче она становится от этого.



7 • Счет

Нумерация и счет добавляют конкретности и эффективнос­ти принципу упорядоченности и последовательности (см. ниже).

8 • Символизм

Замена слишком обыденного или скучного образа на более яркий и занимательный увеличивает вероятность успешного запоминания.

9 • Цвет

Всякий раз, когда это уместно, и, вообще, когда только воз­можно, используйте все цвета радуги, с тем чтобы ваши обра­зы были «красочными» и потому легко запоминаемыми.

10 Порядок и/или последовательность

В сочетании с другими принципами, принцип порядка и/ или последовательности облегчает поиск нужного в массе за­помненных сведений, содействуя «произвольному доступу» к информации при ее извлечении из памяти.

11 Позитивность образов

В большинстве случаев позитивные, или субъективно при­ятные, образы более подходят для целей запоминания, по­скольку, попросту говоря, к таким образам мозгу «приятнее» возвращаться. В отношении негативных образов во многих случаях можно сказать, что, будь даже все вышеперечислен­ные принципы для них соблюдены и будь они сами потенци­ально «памятны», мозг нередко блокирует оперирование ими, находя перспективу обращения к ним «неприятной».

12 • Преувеличение

Создавая свои образы, свободно предавайтесь гротеску, т.е. преувеличению, в отношении их размеров, формы, цвета и звукового сопровождения, ассоциированного с ними.

Познакомившись с тремя фундаментальными принципами и двенадцатью вспомогательными, воспроизведите повторно в воображении фантазию о планетах. Постарайтесь при этом насчитать, сколько фундаментальных и сколько вспомогатель­ных принципов вы используете при воссоздании ее в памяти.

Теперь вы в состоянии сказать, какими образом вам удалось столь блистательно справиться с этой задачей на запоминание и почему, если работать с памятью как полагается, она в со­стоянии творить настоящие чудеса.

Современные данные, подтверждающие знания древних греков

Недавние исследования центральной нервной системы че­ловека, особенно в части функционирования правого и левого полушарий головного мозга, подтверждают, что каждый из нас наделен богатейшим сектором ментальных способностей центры которых распределены по всему объему наиболее развитых в ходе эволюции отделов мозга, и что попросту требу­ется тренировка, чтобы дать возможность этим талантам проявиться и развиться в полной мере. Ментальные способности, за которые отвечают левое и правое полушария головного мозга, таковы:

1. Речь.
2. Порядок.
3. Последовательность.
4. Операции с числами.
5. Операции с упорядоченными множествами.
6. Восприятие линейности.
7. Способность к анализу.
8. Восприятие ритма.
9. Восприятие цвета.
10. Воображение.
11. Воссоздание образов.
12. Восприятие размера.
13. Пространственная ориентация.
14. Гештальт (психологический образ в целом, не поддающий­ся механическому разбиению на отдельные составляющие).

В заднем и среднем отделах головного мозга, а также час­тично в коре переднего его отдела располагаются центры, от­вечающие за следующие ментальные способности:

1. Зрение.
2. Слух.
3. Обоняние.
4. Восприятие вкуса.
5. Осязание.
6. Способность к движению в трехмерном пространстве.
7. Реакция.
8. Эмоциональный отклик.

Даже беглого сравнения достаточно, чтобы заметить замеча­тельную схожесть того, что открыли древние греки путем само­анализа и эмпирических находок, и результатов, полученных современной наукой посредством самых изощренных методов.

Получив, таким образом, двойное подтверждение, мы в со­стоянии ныне применять принципы мнемоники с большей уверенностью и с большей же эффективностью; зная, что нам гарантировано достижение «немыслимых прежде» улучшений вработе своей памяти и общей ментальной активности.

С таким напутствием еще раз воспроизведите в голове историю с планетами, уделив максимум внимания каждому эпи­зоду; на этот раз проверьте, сколько функций, за которые от­вечают правое и левое полушария головного мозга, оказыва­ются задействованными в работе вашего мышления. Вы обна­ружите, что практически все!

Творчество и память

Теория, которую вы только что усвоили, и упражнение на запоминание планет, проделанное вами уже неоднократно, позволяют сделать вывод о невероятно тесной связи, имеющей место между памятью, подвергнутой тренировке, и творческим потенциалом личности.

Основным двигателем творчества является ВООБРАЖЕ­НИЕ. Творческие гении отправляются в невероятные путеше­ствия средствами своей фантазии и увлекают других людей в новые, доселе неизведанные области знания. Новые АССО­ЦИАЦИИ, которые при этом возникают, способны дать рож­дение новым взглядам на мир, нередко именуемым творче­ским прорывом. Такова суть произведений гениев — людей, способных менять ход истории.

Все это было свойственно Леонардо да Винчи, Дарвину, Архимеду, Ньютону, Сезанну и Эйнштейну.

Нетрудно, исходя из этого, прийти к выводу, что память суть использование сил воображения и ассоциации для фик­сации прошлого в определенном месте (ЛОКАЛИЗАЦИЯ) и преТВОРЕНИЕ прошлого в настоящем; в то же время творчество суть использование тех же сил воображения и ас­социации для переноса мысли, рожденной в настоящем вре­мени, в будущее и, опять-таки, преТВОРЕНИЕ мысли, ныне взлелеянной, в оформленное будущее произведение — будь то поэма, симфония, научная закономерность, здание или звездолет.

Важным моментом здесь является то, что хотя названия и на­значение их слегка разнятся, принципы, лежащие в основе ВО­ОБРАЖЕНИЯ и АССОЦИАЦИИ, идентичны. Поэтому когда вы упражняете свою память, вы одновременно тренируете и, сле­довательно, совершенствуете свой творческий потенциал.

Подобные занятия имеют такое же значение для мозга, как гимнастические упражнения -для тела. Чем чаще вы наведываетесь в фиттинг-клуб «Мнемоника», тем крепче станут «мускулы» вашей памяти и выше способность к творчеству. Если развить эту мысль немного далее, то формула разви­тия гениальности напрашивается сама собой: чем больше энер­гии вы вкладываете в развитие собственной памяти, тем выше ваш творческий потенциал. У вас неограниченные возможно­сти к этому.

Мнемоническая система СЕМ3 позволяет вам встать на путь, ведущий к неограниченным по возможностям памяти и творческому потенциалу.

Мнемонические системы — не праздные «трюки»

Ввиду высокой эффективности мнемонических систем, а также того факта, что в течение последних столетий исполь­зование человеком возможностей своего мозга имело тенден­цию к снижению, многие люди считают, что упомянутые сис­темы так или иначе не соответствуют «нормальному положе­нию вещей» или «естеству человека» и потому являются не более чем трюком. Однако новые знания о человеческом моз­ге дают нам основания утверждать, что справедливо как раз обратное: работа памяти в «нормальном» режиме на поверку оказывается неестественно малопродуктивной, иногда даже резко ограничивающей наши возможности, а идеи, возникшие У ранних цивилизаций, таких как Древняя Греция, на самом деле вполне отвечали современным представлениям и явля­лись первыми естественными шагами в сторону высвобожде­ния неограниченных возможностей человеческого мозга, в том числе и резервов памяти.

Пища для ума

В ходе последних восьми чемпионатов мира по использованию резервов памяти все гроссмейстеры памяти [и в особенности чемпионы мира Доминик О'Брайен и д-р Сьюзен Уайтинг) убедительно доказали, что, упражняя мозг методами мнемоники, можно значительно расширить возможности своей «естественной», или «нормальной», памяти.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.