Сделай Сам Свою Работу на 5

Раздел III. РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА





РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

ПО

«ПСИХОЛОГИИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

 

 

Студента: _________________________________________________

Группы: ___________________

 

 

Сдается преподавателю перед зачетом как показатель самостоятельной работы студента

 

 

 

Раздел I. РАЗВИТИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

1. Выделите основные показатели, характеризующие сюжетно-ролевую игру и раскройте их содержание и значение для психического развития ребенка.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

2. Дайте характеристику изобразительной деятельности дошкольников. Покажите взаимосвязь развития восприятия и детского рисунка.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



 

3. Раскройте влияние конструирования на развитие творчества ребенка-дошкольника.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

4. Решите задачи:

Известно, что игры дошкольников по содержанию, структуре и организации постепенно изменяются. Однако замечено, что некоторые дети старшего дошкольного возраста, недавно поступившие в детский сад, играют порой более примитивно, чем младшие по возрасту дети, которые посещали детский сад давно. Чем можно объяснить такое явление? Дайте психологическое обоснование.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



 

В приведенных ситуациях определите, у кого из детей скорее сформируется игра как деятельность.

Лена (3г.5мес.) под руководством мамы учится одевать и раздевать куклу, укачивать и укладывать ее в кроватку, Девочка точно выполняет эти действия, но только по указанию мамы и в ее присутствии.

Мама Нины (3г.6мес.), показывая девочке, способы действий с куклой, обращает внимание дочери на то, какая мама заботливая, добрая, внимательная, как любит свою дочку. Она говорит, что так поступают все мамы. Предлагая Нине поиграть одной, она просит дочь уложить куклу в постель, как это делает заботливая мама.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Проанализируйте следующие суждения с точки зрения развития личности ребенка: «Девочка потому становится мамой, что у нее в руках кукла»; «Девочка потому берет куклу, что ей хочется быть как мама».

Какое суждение правильное? В чем принципиальное различие в развитии ребенка в условиях игры?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

5. Напишите аннотацию к видеолекции д.пс.н. Смирновой Е.О. «Психология детской игры» (http://univertv.ru)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Раздел II. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

1. Схематически изобразите взаимодействие взрослого с ребенком в процессе овладения им сенсорными эталонами и способами обследования предмета.

 

 

2. Охарактеризуйте основные особенности внимания и памяти дошкольника.

Внимание Память
     

3. Назовите основные закономерности мышления в дошкольном возрасте. Покажите на примерах взаимосвязь видов мышления.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

 

4. Опишите особенности воображения дошкольника и проиллюстрируйте это примерами.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

5. Решите задачи:

« Как мне трудно со своим сыном Колей (4г.)! Мне кажется, что он любознателен не в меру. Он уже читает, считает, пишет. Если мы ему что-то не отвечаем, он спрашивает, где это можно прочитать? А ему только 4 года. Может быть, это не нормально. Что же мне с ним делать?» Раннее развитие – что это? Как воспитывать такого ребенка?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Разговор двух мам. Одна из них с тревогой говорит: «Я слышала, что к 6 годам у ребенка пробуждается интерес к учению. Некоторые дети уже в 5 лет читают. Я все жду, жду, а у моего Васи ни интереса, ни желания учиться не появилось, хотя ему скоро идти в школу». Какой фактор, влияющий на психическое развитие ребенка, не был использован мамой?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ребенок впервые увидел помидор. Как ребенок должен осуществлять действия ассимиляции и аккомодации? (по П.Пиаже).

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дошкольникам показывали два равных по весу шарика из пластилина. И, убедившись в том, что дети считают их одинаковыми, у них на глазах изменяли форму одного шарика – раскатывали его «в колбаску». Спрашивали: «Одинаковое ли количество пластилина в шарике и колбаске?» Дети отвечали, что неодинаковое: в колбаске больше, так как она длиннее. О чем говорит данный эксперимент Ж.Пиаже?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Раздел III. РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА

 

1. Докажите объективность появления «Детского сообщества» и охарактеризуйте его влияние на развитие детей.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

2. Охарактеризуйте особенности развития самосознания и самооценки дошкольника и отметьте роль взрослого в этом процессе.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

3. Раскройте основные новообразования, связанные с мотивационной сферой дошкольника. Приведите примеры.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Решите задачи:

Проанализируйте суждения:

«Через послушание ребенок овладевает собственным поведением»;

«Овладение действиями развивает послушание».

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Из разговора двух мам: «Я считаю, что раз моя дочь растет очень активной, самостоятельной, то с нее надо и спрашивать». «А я думаю, - говорит вторая, - ведь все равно еще дитя. Еще вырастут, тогда будут делать все сами».

Кто из двух мам прав?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Всем родителям хочется, чтобы их ребенок был хорошим, чтобы он вырос наделенным всевозможными талантами.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Мать Пети (4г.7 мес.) обратилась к воспитателю за советом как быть с сыном, который становиться все упрямее. Она сказала, что отец и дед мальчика тоже упрямые. «Можно сказать, это наследственное?» - спросила мама.

 

В чем может быть причина нереализованных благих пожеланий родителей?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Проведите психологический анализ особенностей воспитания детей двумя мамами.

Первая старается во всем помогать своей четырехлетней дочери Оле, заранее выбирает для нее игрушки, одежду, еду и др. Ей кажется, что она лучше знает, что в каждом конкретном случае необходимо ее дочери. Например: «Вот тебе, - говорит мама, - новая игрушка, она хорошая и тебе понравиться».

Вторая мама в воспитании Нины (4г.5мес.) старается создать ситуации, где дочь могла сама себе выбирать игрушки, еду, одежду. Например, она говорит дочери: «Сегодня можно одеть яркое, красивое платье, но оно будет пачкаться. А можно надеть другое, не очень нарядное, но не маркое». Каждый раз мама и дочь вместе в каждом случае определяют преимущества и недостатки той или иной вещи, той или иной ситуации.

В чем принципиальная разница в подходах к воспитанию детей с точки зрения руководства самодвижением ребенка? Что является движущей силой психического развития ребенка?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Общение ребенка с близкими эмоционально укрепляет его. Общение с ровесниками закладывает социальные навыки. Необходимо ли ребенка учить быть одному?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Почему именно общаясь со сверстниками, ребенок расширяет свой словарный запас значительно лучше, чем при общении с родителями?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

5. Напишите аннотацию к видеолекции д.пс.н. Смирновой Е.О. «Дети с трудностями в общении» (http://univertv.ru)

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Тестовый контроль по дисциплине

«Психология дошкольного возраста»

Выберите правильный ответ:

1.К 7 годам непосредственно определяют самооценку ребенка:

а) успехи-неуспехи в продуктивных видах деятельности;

б) сфера общения ребенка с взрослым;

в) сфера общения ребенка со сверстником;

г) правильного ответа нет.

2.Данная форма общения зависит от особенностей сиюминутного взаимодействия ребенка и взрослого, ограничено узкими рамками ситуации, в которой удовлетворяются потребности ребенка. Основная потребность в общении – потребность в доброжелательном внимании. Это:

а) ситуативно-личностное общение;

б) ситуативно-деловое общение;

в) внеситуативно-познавательное общение;

г) внеситуативно-личностное общение.

3.К концу дошкольного возраста общение представляет собой:

а) непосредственно-эмоциональное;

б) ситуативно-деловое;

в) внеситуативно-личностное;

г) все ответы верны.

4.Явная дифференциация детей по их положению в группе происходит:

а) в младшем дошкольном возрасте;

б) к среднему дошкольному возрасту;

в) к старшему дошкольному возрасту;

г) в младшем школьном возрасте.

5.На положение ребенка в группе сверстников влияют:

а) игровые способности детей;

б) успешность в деятельности;

в) способность удовлетворять потребности других;

г) все ответы верны.

6.Развитие интеллектуальных чувств в дошкольном возрасте связано:

а) со становлением художественно-творческой деятельности;

б) с зарождением морального сознания;

в) со становлением познавательной деятельности;

г) правильного ответа нет.

7.Развитие воли дошкольника связано:

а) со становлением мотивационной сферы ребенка;

б) с успехами и неудачами при выполнении задания;

в) со становлением познавательной деятельности ребенка;

г) с развитием знаковой функции сознания.

8.Связаны с познанием окружающего мира и включают в себя сенсорные, интеллектуальные и творческие способности:

а) специальные способности;

б) практические способности;

в) познавательные способности;

г) организаторские способности.

9. Сверстник становиться предпочитаемым партнером по общению. Наблюдается переход от соучастия к сотрудничеству. Потребность в сотрудничестве со сверстником становиться главной коммуникативной потребностью дошкольника. Это:

а) эмоционально-практическая форма общения со сверстниками;

б) ситуативно-деловая форма общения со сверстниками;

в) внеситуативно-деловая форма общения со сверстниками;

г) правильного ответа нет.

10. По мнению А.И.Силвестру является возрастным феноменом дошкольного возраста:

а) адекватная самооценка;

б) заниженная самооценка;

в) завышенная самооценка.

11. Дошкольники осознают свои желания, переживания, мотивы, которые объединяют личность ребенка в целом. Самосознание выходит за пределы своих объективных характеристик. Другой ребенок становиться не только средством самоутверждения, но и самоценной личностью в:

а) младшем дошкольном возрасте;

б) среднем дошкольном возрасте;

в) старшем дошкольном возрасте;

г) младшем школьном возрасте.

12. Выделили особенности общения дошкольников со сверстниками:

а) М.И.Лисина и А.Г.Рузская;

б) Д.Б. Эльконин и Л.С.Выготсткий;

в) В.С.Мухина и Н.В.Волкова;

г) Л.Ф.Обухова и А.А.Рояк.

13. Общение развертывается на фоне теоретического и практического познания ребенком социального мира. Взрослый выступает целостная личность. Основная коммуникативная потребность – потребность во взаимопонимании и переживании:

а) ситуативно-личностная форма общения с взрослыми;

а) ситуативно-деловая форма общения с взрослыми;

б) внеситуативно-познавательная форма общения с взрослыми;

г) внеситуативно-личностная форма общения с взрослыми.

14. Развитие эстетических чувств в дошкольном возрасте связано:

а) со становлением художественно-творческой деятельности;

б) с зарождением морального сознания;

в) со становлением познавательной деятельности;

г) правильного ответа нет.

15. Развитие произвольности дошкольника определяется:

а) борьбой мотивов;

б) формированием осознанности и опосредованности своего поведения;

в) общением с взрослым;

г) успехами и неудачами при выполнении задания.

16. В дошкольном возрасте формируются высшие чувства:

а) нравственные;

б) интеллектуальные;

в) эстетические;

г) все ответы верны.

17. Усвоение дошкольниками нравственных норм предполагает:

а) ребенок начинает понимать и осмысливать значение норм;

б) у ребенка в практике общения с другими людьми вырабатываются привычки поведения;

в) ребенок проникается определенным эмоциональным отношением к этим нормам;

г) все ответы верны.

18. Широкое развертывание и максимальное обогащение содержания специфически детских форм игровой практической и изобразительной деятельности, а также общения детей друг с другом и с взрослым с целью формирования психических свойств и качеств. Это:

а) акселерация;

б) амплификация;

в) артификализм;

г) анимизм.

19. В дошкольном возрасте развиваются:

а) познавательные способности;

б) практические способности;

в) специальные способности;

г) нравственные способности.

20. Обладает сильной подвижной, уравновешенной нервной системой:

а) ребенок—холерик;

б) ребенок-меланхолик;

в) ребенок-сангвиник;

г) ребенок-флегматик.

21. Рассматривал игру как специфический способ освоения социальной действительности, в котором выражает себя связь ребенка с обществом:

а) Ж. Пиаже;

б) З. Фрейд;

в) Л.С. Выготский;

г) Д.Б. Эльконин.

22. Возникновение игры связано:

а) с действием определенных внутренних, врожденных сил;

б) с определенными условиями жизни ребенка в обществе;

в) с развитием познавательных интересов ребенка;

г) правильного ответа нет.

23. Содержанием ролевой игры в дошкольном возрасте является:

а) предмет и его употребление;

б) игровые действия;

в) отношения между людьми;

г) игровые роли.

24. Центральным содержанием игры являются действия с определенными предметами. Роли существуют, определяются характером действия, не называются. Действия однообразны и состоят из ряда повторяющихся операций. Логика действий легко нарушается. Это:

а) I стадия развития игровой деятельности (по Д.Б. Эльконину);

б) II стадия развития игровой деятельности (по Д.Б. Эльконину);

в) III стадия развития игровой деятельности (по Д.Б. Эльконину);

г) IV стадия развития игровой деятельности (по Д.Б. Эльконину).

25. Основными особенностями развития наглядно-образного мышления в дошкольном возрасте являются:

а) появление задач с косвенным результатом;

б) овладение наглядными моделями;

в) формирование наглядно-схематического мышления;

г) все ответы верны.

26. Основная задача данного вида воображения дошкольника – это специфическое отражение объективного мира, достраивание целостной картины мира:

а) творческое воображение;

б) абстрактное воображение;

в) познавательное воображение;

г) аффективное воображение.

27. Составляет основу развития мышления дошкольника:

а) получение знаний;

б) детское экспериментирование;

в) формирование и совершенствование мыслительных действий;

г) овладение понятиями.

28. Важной отличительной чертой воображения дошкольника является:

а) произвольность;

б) повышенная эмоциональность;

в) ситуативность;

г) правильного ответа нет.

29. Основными особенностями развития внимания в дошкольном возрасте являются:

а) возрастает концентрация внимания, его объем и устойчивость;

б) складываются элементы произвольности в управлении вниманием;

в) появляются элементы послепроизвольного внимания;

г) все ответы верны.

30. Появление в младшем дошкольном возрасте аффективного воображения связано с таким новообразованием, как:

а) отделение ребенком себя от предмета, от действий с предметом, направленность ребенка на овладение новыми действиями и предметами;

б) выделение своего личного «Я», переживание своей отделенности от окружающего мира;

в) появление индивидуальной психической жизни;

г) потребность в общении.

31. Возникновение произвольности памяти связано:

а) с возрастающей регулирующей роли речи;

б) с появлением идеальной мотивации;

в) с умением подчинять свои действия отдаленным целям;

г) все ответы верны.

32. К концу дошкольного возраста формируется:

а) наглядно-образное мышление;

б) наглядно-схематическое;

в) элементы логического мышления с опорой на понятие;

г) все ответы верны.

33. К перцептивным действиям восприятия дошкольника относятся:

а) действия идентификации;

б) внешнеориентировочные действия;

в) действие отношения к эталону;

г) моделирующие действия.

34. Появление в младшем дошкольном возрасте познавательного воображения связано с таким новообразованием, как:

а) отделение ребенком себя от предмета, от действий с предметом, направленность ребенка на овладение новыми действиями и предметами;

б) выделение своего личного «Я». Переживание своей отдаленности от окружающего мира;

в) появление индивидуальной психической жизни;

г) потребность в общении.

35. Обязательным условием детского мышления является:

а) получение знаний;

б) детское экспериментирование;

в) знаковая функция сознания;

г) овладение понятиями.

36. Особенности развития памяти в дошкольном возрасте:

а) словесно-смысловая память обеспечивает опосредованное познание, расширяет сферу познавательной деятельности дошкольника;

б) преобладает непроизвольная память;

в) складываются элементы послепроизвольной памяти;

г) все ответы верны.

37. В каком возрасте в процесс воображения включается ступенчатое планирование?

а) 2,5 – 3 года;

б) 4 - лет;

в) 6 – 7 лет.

38. Преобладающим на протяжении дошкольного возраста является:

а) произвольное внимание;

б) непроизвольное внимание;

в) послепроизвольное внимание;

г) правильного ответа нет.

39. Особенности сенсорного развития в дошкольном возрасте:

а) зрительное восприятие становится ведущим при ознакомлении с окружающим;

б) появляются задачи с косвенным результатом;

в) возрастает концентрация внимания, его объем и устойчивость;

г) осваиваются сенсорные эталоны

40. В дошкольном возрасте речь развивается по следующим направлениям:

а) практическое развитие речи;

б) развитие фонематического слуха;

в) осознание словесного состава речи;

г) все ответы верны.

41. Особенностями детского мышления (феномены Ж.Пиаже) являются:

а) аносмия;

б) анимизм;

в) волюнтаризм;

г) артификализм.

42. Данная форма воображения дошкольника направлена на утверждение и защиту своего «Я». Это:

а) творческое воображение;

б) абстрактное воображение;

в) познавательное воображение;

г) аффективное воображение.

43. Перечислите формы речи дошкольников. Опишите одну из них.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

44. Перечислите функции речи детей дошкольного возраста. Опишите регулирующую функцию речи дошкольника.

 

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

ТЕМЫ ДЛЯ КОЛЛЕКТИВНЫХ ПРОЕКТОВ на зачет:

1. Развитие внимания и памяти дошкольника.

2. Развитие мышления и воображения дошкольника. Развитие речи.

3. Общение дошкольников с взрослыми и сверстниками

4. Развитие способностей в дошкольном возрасте.

5. Развитие эмоционально-волевой сферы дошкольника.

6. Влияние стилей семейного воспитания на формирование самооценки у детей старшего дошкольного возраста.

7. Учет индивидуально-типологических особенностей детей.

8. Проблема готовности к школе в трудах отечественных и зарубежных психологов.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.