Сделай Сам Свою Работу на 5

Разработка программы развития навыков общения у детей старшего дошкольного возраста посредством игры





Анализ результатов констатирующего этапа эксперимента позволил разработать программу развития общения со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста посредством игры.

Целью развивающей программы является развитие общения старших дошкольников со сверстниками посредством игры.

Цель программы позволила сформулировать ее основные задачи:

1.Развить диалогическое общение и коммуникативные умения детей: владение речевыми оборотами для установления контакта, легкость контактирования, умение отвечать на вопросы, умение задавать вопросы в ходе диалога, умение слушать собеседника, умение своевременно вступить в диалог, умение завершать разговор.

2.Развить речевые навыки детей: обогащение лексики, ее разнообразия; развернутость высказываний; использование форм речевого этикета; культура поведения во время речевого общения.

3. Развить эмпатийные формы общения и эмоциональное отношение к сверстнику; обучение умению внешне выражать свои эмоциональные проявления и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника.

4.Создать положительный микроклимат в группе, повысить сплоченность в группе, формировать чувство принадлежности к группе, выработка доброжелательного отношения друг к другу.



На основании поставленной цели и выделенных нами задач, была определена структура программы развития общения старших дошкольников со сверстниками посредством игры. Данная программа состоит из трёх блоков, направленных на :

1. Повышение сплоченности в группе, создание положительного микроклимата в группе. Данный блок включает в себя 10 игр, целевой направленностью которых является: сближение детей друг с другом; создание положительного микроклимата в группе; повышение сплоченности в группе; формирование чувства принадлежности к группе; выработка доброжелательного отношения друг к другу.

2. Развитие эмпатийных форм общения и эмоционального отношения к людям. Данный блок состоит из 17 игр, направленных на: побуждение детей к сочувствию и сопереживанию близким людям, друзьям, сверстникам; умение понимать эмоциональные состояния людей и учитывать их; обучение умению внешне выражать свои эмоциональные проявления; расширение и углубление представлений детей о доброжелательном отношении к другим людям; развитие эмоционального отношения к сверстнику; формирование ценностных отношений к окружающим людям; побуждение детей к проявлению внимания и заботы к сверстникам; обучение умению замечать переживания и ожидания сверстников и близких людей.



3. Развитие диалогического общения и коммуникативных умений. Данный блок состоит из 28 игр, целевой направленностью которых является: обучение детей владению речевыми оборотами для установления контакта, легкости контактирования; умению отвечать на вопросы, задавать вопросы в ходе диалога, слушать и понимать собеседника; обучение умению своевременно вступать в диалог и завершать разговор; развитие культуры общения: умение вежливо общаться со сверстником, проявление внимания к сверстнику, обращение по имени, использование доброжелательного тона и форм речевого этикета в обращении к сверстнику, умение договариваться друг с другом; обогащение лексики, ее разнообразия.

В разработанной и реализованной нами программе развития общения со сверстниками в старшем дошкольном возрасте посредством игры главным и основным направлением является развитие диалогического общения и коммуникативных умений (3 блок). Остальные два блока - развитие эмпатийных форм общения и эмоционального отношения к людям, и повышение сплоченности в группе, создание положительного микроклимата в группе - являются пропедевтическими, т.е. дополнительными к основному блоку.

В каждом блоке содержится определенное количество игр и игровых упражнений, объединенных общей целевой направленностью внутри блока. Всего программа содержит 55 игр. Игровой материал реализовывался комплексно, с ведущим значением третьего блока. Обязательным условием являлось проведение игры из основного блока и добавлением к ней игр из первого или второго блоков пропедевтических, или проведение игр из всех трех блоков. Для более эффективного развития общения у старших дошкольников со сверстниками посредством игры, необходимы следующие психолого-педагогические условия:



- создание положительного эмоционального фона в группе в ходе занятия;

- поддержка интереса детей в ходе проведения игр;

- последовательное введение игрового материала, начиная с умения слушать собеседника, отвечать на вопросы, вступать в контакт, и заканчивая умением владеть речевыми оборотами для установления контакта, умение задавать вопросы, своевременно вступать в диалог, завершать разговор;

- обеспечить взаимопонимание, доверительные отношения "педагог-дети", "ребенок-дети", "ребенок-ребенок";

-обогатить представления детей об эмпатийных формах поведения, культуре речевого общения;

-создать эмоциональный характер общения педагога с детьми, а также детей друг с другом;

-заботиться об эмоциональном благополучии каждого ребёнка.

Формы работы: групповая форма работы, работа в парах, индивидуальная работа.

Содержательная направленность программы представлена в таблице 9.

Таблица 9 Содержательная направленность программы по развития общения со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста посредством игры

Направление Цель проведения Педагогические средства (Игры, упражнения)
Повышение сплоченности в группе, создание положительного микроклимата в группе -Сблизить детей друг с другом; создать положительный микроклимат в группе "Общий круг" "Эхо" "Раздувайся пузырь"
-Повысить сплоченность в группе; формировать чувство принадлежности к группе "Лови-лови!" "Ножки" "Дождик" "Карусели"
-Выработка доброжелательного отношения друг к другу "Дудочка" "Куклы пляшут" "Море волнуется"
Развитие эмпатийных форм общения и эмоционального отношения к людям -Побуждать детей к сочувствию и сопереживанию близким людям, друзьям, сверстникам "Фотография" "Тренируем эмоции" "Глаза в глаза"
-Научить детей понимать эмоциональные состояния людей и учитывать их "Как ты сегодня себя чувствуешь" "Классификация чувств" "Встреча эмоций"
-Обучить умению внешне выражать свои эмоциональные проявления "Угадай настроение" "Хорошо плохо"
-Расширить и углубить представления детей о доброжелательном отношении к другим людям; развитие эмоционального отношения к сверстнику "Помоги другу" "Веселая смесь" "Пишу письмо другу"
-Формировать ценностное отношение к окружающим людям "Волшебный стул" "Что бы ты пожелал товарищу в день его рождения"
-Побуждать детей к проявлению внимания и заботы к сверстникам "Подарки другу" "Подари движение другу"
-Учить замечать переживания и ожидания сверстников и близких людей "Эмпатии героев" "Вкусные конфеты"
Развитие диалогического общения и коммуникативных умений -Обучить детей владению речевыми оборотами для установления контакта, легкости контактирования "Цветок - имя" "Комплимент" "Вежливые слова" "Вежливость" "Сочиним историю"
-Научить детей отвечать на вопросы, задавать вопросы в ходе диалога, слушать и понимать собеседника "Цепочка слов" "Клубочек" "Сотворение чуда" "Зоопарк" "Дотронься…" "Обзывалки" "Ладонь в ладонь" "На мостике"
-Обучить умению своевременно вступать в диалог и завершать разговор "Паутинка" "Говорит один – говорим хором" "Правильно - неправильно" "Загадки"
-Развить культуру общения: умение вежливо общаться со сверстником, проявление внимания к сверстнику, обращение по имени, использование доброжелательного тона и форм речевого этикета в обращении к сверстнику, умение договариваться друг с другом "Скажем ласково" "Моё – не моё" "Угадай-ка" "Кто к нам пришел?" "Добрые волшебники" "Царевна несмеяна" "Конкурс хвастунов"
-Обогащение лексики, ее разнообразия "Испорченный телефон" "Утка с утятами" "Рукавички" "Рисуем домики"

Таким образом, разработанная нами программа, поможет развить навыки общения среди детей старшей группы.


 

Выводы по главе 2.

Несмотря на многообразие и вариативность исследований, посвященных общению, в настоящее время отсутствует единый подход к определению и характеристике этого феномена. Мы в своей работе придерживаемся определения общения, в наибольшей степени отражающего все его стороны и компоненты (Г. М. Андреева). Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга.

Основы личностного развития закладываются в дошкольном детстве; воспитание ребенка в первые годы жизни во многом определяет успех его дальнейшей личностной самореализации. При этом центральную роль в полноценном развитии личности дошкольника играет общение.

Таким образом, в практической части нашей работы нами были разработаны программа диагностики общения у старших дошкольников, атакже программа развитияобщения уданной возрастной группы.


 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.