Разработка программы развития навыков общения у детей старшего дошкольного возраста посредством игры
Анализ результатов констатирующего этапа эксперимента позволил разработать программу развития общения со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста посредством игры.
Целью развивающей программы является развитие общения старших дошкольников со сверстниками посредством игры.
Цель программы позволила сформулировать ее основные задачи:
1.Развить диалогическое общение и коммуникативные умения детей: владение речевыми оборотами для установления контакта, легкость контактирования, умение отвечать на вопросы, умение задавать вопросы в ходе диалога, умение слушать собеседника, умение своевременно вступить в диалог, умение завершать разговор.
2.Развить речевые навыки детей: обогащение лексики, ее разнообразия; развернутость высказываний; использование форм речевого этикета; культура поведения во время речевого общения.
3. Развить эмпатийные формы общения и эмоциональное отношение к сверстнику; обучение умению внешне выражать свои эмоциональные проявления и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника.
4.Создать положительный микроклимат в группе, повысить сплоченность в группе, формировать чувство принадлежности к группе, выработка доброжелательного отношения друг к другу.
На основании поставленной цели и выделенных нами задач, была определена структура программы развития общения старших дошкольников со сверстниками посредством игры. Данная программа состоит из трёх блоков, направленных на :
1. Повышение сплоченности в группе, создание положительного микроклимата в группе. Данный блок включает в себя 10 игр, целевой направленностью которых является: сближение детей друг с другом; создание положительного микроклимата в группе; повышение сплоченности в группе; формирование чувства принадлежности к группе; выработка доброжелательного отношения друг к другу.
2. Развитие эмпатийных форм общения и эмоционального отношения к людям. Данный блок состоит из 17 игр, направленных на: побуждение детей к сочувствию и сопереживанию близким людям, друзьям, сверстникам; умение понимать эмоциональные состояния людей и учитывать их; обучение умению внешне выражать свои эмоциональные проявления; расширение и углубление представлений детей о доброжелательном отношении к другим людям; развитие эмоционального отношения к сверстнику; формирование ценностных отношений к окружающим людям; побуждение детей к проявлению внимания и заботы к сверстникам; обучение умению замечать переживания и ожидания сверстников и близких людей.
3. Развитие диалогического общения и коммуникативных умений. Данный блок состоит из 28 игр, целевой направленностью которых является: обучение детей владению речевыми оборотами для установления контакта, легкости контактирования; умению отвечать на вопросы, задавать вопросы в ходе диалога, слушать и понимать собеседника; обучение умению своевременно вступать в диалог и завершать разговор; развитие культуры общения: умение вежливо общаться со сверстником, проявление внимания к сверстнику, обращение по имени, использование доброжелательного тона и форм речевого этикета в обращении к сверстнику, умение договариваться друг с другом; обогащение лексики, ее разнообразия.
В разработанной и реализованной нами программе развития общения со сверстниками в старшем дошкольном возрасте посредством игры главным и основным направлением является развитие диалогического общения и коммуникативных умений (3 блок). Остальные два блока - развитие эмпатийных форм общения и эмоционального отношения к людям, и повышение сплоченности в группе, создание положительного микроклимата в группе - являются пропедевтическими, т.е. дополнительными к основному блоку.
В каждом блоке содержится определенное количество игр и игровых упражнений, объединенных общей целевой направленностью внутри блока. Всего программа содержит 55 игр. Игровой материал реализовывался комплексно, с ведущим значением третьего блока. Обязательным условием являлось проведение игры из основного блока и добавлением к ней игр из первого или второго блоков пропедевтических, или проведение игр из всех трех блоков. Для более эффективного развития общения у старших дошкольников со сверстниками посредством игры, необходимы следующие психолого-педагогические условия:
- создание положительного эмоционального фона в группе в ходе занятия;
- поддержка интереса детей в ходе проведения игр;
- последовательное введение игрового материала, начиная с умения слушать собеседника, отвечать на вопросы, вступать в контакт, и заканчивая умением владеть речевыми оборотами для установления контакта, умение задавать вопросы, своевременно вступать в диалог, завершать разговор;
- обеспечить взаимопонимание, доверительные отношения "педагог-дети", "ребенок-дети", "ребенок-ребенок";
-обогатить представления детей об эмпатийных формах поведения, культуре речевого общения;
-создать эмоциональный характер общения педагога с детьми, а также детей друг с другом;
-заботиться об эмоциональном благополучии каждого ребёнка.
Формы работы: групповая форма работы, работа в парах, индивидуальная работа.
Содержательная направленность программы представлена в таблице 9.
Таблица 9 Содержательная направленность программы по развития общения со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста посредством игры
Направление
| Цель проведения
| Педагогические средства (Игры, упражнения)
| Повышение сплоченности в группе, создание положительного микроклимата в группе
| -Сблизить детей друг с другом; создать положительный микроклимат в группе
| "Общий круг"
"Эхо"
"Раздувайся пузырь"
| -Повысить сплоченность в группе; формировать чувство принадлежности к группе
| "Лови-лови!"
"Ножки"
"Дождик"
"Карусели"
| -Выработка доброжелательного отношения друг к другу
| "Дудочка"
"Куклы пляшут"
"Море волнуется"
| Развитие эмпатийных форм общения и эмоционального отношения к людям
| -Побуждать детей к сочувствию и сопереживанию близким людям, друзьям, сверстникам
| "Фотография"
"Тренируем эмоции"
"Глаза в глаза"
| -Научить детей понимать эмоциональные состояния людей и учитывать их
| "Как ты сегодня себя чувствуешь"
"Классификация чувств"
"Встреча эмоций"
| -Обучить умению внешне выражать свои эмоциональные проявления
| "Угадай настроение"
"Хорошо плохо"
| -Расширить и углубить представления детей о доброжелательном отношении к другим людям; развитие эмоционального отношения к сверстнику
| "Помоги другу"
"Веселая смесь"
"Пишу письмо другу"
| -Формировать ценностное отношение к окружающим людям
| "Волшебный стул"
"Что бы ты пожелал товарищу в день его рождения"
| -Побуждать детей к проявлению внимания и заботы к сверстникам
| "Подарки другу"
"Подари движение другу"
| -Учить замечать переживания и ожидания сверстников и близких людей
| "Эмпатии героев"
"Вкусные конфеты"
| Развитие диалогического общения и коммуникативных умений
| -Обучить детей владению речевыми оборотами для установления контакта, легкости контактирования
| "Цветок - имя"
"Комплимент"
"Вежливые слова"
"Вежливость"
"Сочиним историю"
| -Научить детей отвечать на вопросы, задавать вопросы в ходе диалога, слушать и понимать собеседника
| "Цепочка слов"
"Клубочек"
"Сотворение чуда"
"Зоопарк"
"Дотронься…"
"Обзывалки"
"Ладонь в ладонь"
"На мостике"
| -Обучить умению своевременно вступать в диалог и завершать разговор
| "Паутинка"
"Говорит один – говорим хором"
"Правильно - неправильно"
"Загадки"
| -Развить культуру общения: умение вежливо общаться со сверстником, проявление внимания к сверстнику, обращение по имени, использование доброжелательного тона и форм речевого этикета в обращении к сверстнику, умение договариваться друг с другом
| "Скажем ласково"
"Моё – не моё"
"Угадай-ка"
"Кто к нам пришел?"
"Добрые волшебники"
"Царевна несмеяна"
"Конкурс хвастунов"
| -Обогащение лексики, ее разнообразия
| "Испорченный телефон"
"Утка с утятами"
"Рукавички"
"Рисуем домики"
| Таким образом, разработанная нами программа, поможет развить навыки общения среди детей старшей группы.
Выводы по главе 2.
Несмотря на многообразие и вариативность исследований, посвященных общению, в настоящее время отсутствует единый подход к определению и характеристике этого феномена. Мы в своей работе придерживаемся определения общения, в наибольшей степени отражающего все его стороны и компоненты (Г. М. Андреева). Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга.
Основы личностного развития закладываются в дошкольном детстве; воспитание ребенка в первые годы жизни во многом определяет успех его дальнейшей личностной самореализации. При этом центральную роль в полноценном развитии личности дошкольника играет общение.
Таким образом, в практической части нашей работы нами были разработаны программа диагностики общения у старших дошкольников, атакже программа развитияобщения уданной возрастной группы.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|