Сделай Сам Свою Работу на 5

Личностный опросник Я. Стреляу





Описание методики

Павловский опросник темперамента (Pavlovian Temperament Survey, PTS), более известный в отечественной литературе как «Опросник Стреляу» или «Методика диагностики темперамента Стреляу» создан польским психологом Яном Стреляу (Jan Strelau) на основе собственной регулятивной теории темперамента (РТТ).

Опросник направлен на изучение трех основных характеристик типа нервной деятельности: уровня силы процессов возбуждения, уровня силы процессов торможения, уровня подвижности нервных процессов, так же рассчитывается показатель уравновешенности процессов возбуждения и торможения по силе.

Тест содержит три шкалы, которые реализованы в виде перечня из 134 вопросов, предполагающих один из трех возможных вариантов ответа: «да», «?» (затрудняюсь ответить), «нет».

Русскоязычная адаптация опросника сделана Н. Р. Даниловой и Ф. Г. Шмелевым.

История создания

Регулятивная Теория Темперамента (РТТ) Яна Стреляу была разработана на основе павловской идеи о том, что темперамент играет важную роль в адаптации индивида к окружающей среде, а также на основе понятия оптимального уровня возбуждения, разработанного Д. Хеббом. Согласно Регулятивной Теории Темперамента в структуре темперамента выделяются реактивность (чувствительность индивида и его выносливость, или способность к работе) и активность, которая обнаруживается в объеме и охвате предпринимаемых действий (целенаправленных поведенческих акций) при данной величине стимуляции.



Стреляу выделяет несколько исходных постулатов РТТ, например:

Существуют относительно стабильные индивидуальные различия по отношению к формальным характеристикам поведения, заключающиеся в двух основных категориях: интенсивности (энергетический уровень поведения) и времени (временные параметры поведения);

Сколь бы не были специфичны типы поведения человека и животных, все млекопитающие характеризуются качествами, относящимися к категории интенсивности и времени. Таким образом, темперамент имеет место как у животных, так и у человека;

Темпераментальные характеристики есть продукт биологической эволюции и должен существовать генетический базис, который, наряду с психологическими характеристиками, определяет индивидуальные различия в темпераменте.



Процедура проведения

Предлагаемые вопросы относятся к различным свойствам темперамента. Ответы на эти вопросы не могут быть хорошими или плохими, так как каждый темперамент обладает своими достоинствами. Отвечать на вопросы следует в той последовательности, в которой они расположены, не возвращаясь к ранее данным ответам. На каждый вопрос следует дать один из трех ответов: «да», «нет», или «не знаю» (?). Ответ «не знаю» следует давать тогда, когда трудно остановиться на «да» или «нет».

Инструкция

Ответьте «да», «нет», «не знаю» на следующие вопросы:

1. Легко ли вы сходитесь с людьми?

2. Способны ли вы воздержаться от того или иного действия до момента, пока не

получите соответствующие распоряжения?

3. Достаточно ли вам непродолжительного отдыха для восстановления после

утомительной работы?

4. Умеете ли вы работать в неблагоприятных условиях?

5. Воздерживаетесь ли вы во время спора от неделовых, эмоциональных аргументов?

6. Легко ли вам втянуться в работу после длительного перерыва, например после

отпуска или каникул?

7. Забываете ли вы об усталости, если работа вас полностью поглощает?

8. Способны ли вы, поручив кому-нибудь определенную работу, терпеливо ждать ее

9. Засыпаете ли вы легко и одинаково, ложась спать в разное время суток?

10. Умеете ли вы хранить тайну, если вас об этом просят?

11. Легко ли вам возвращаться к работе, которой вы не занимались несколько недель или

12. Умеете ли вы терпеливо объяснять?

13. Любите ли вы работу, требующую умственного напряжения?



14. Вызывает ли у вас монотонная работа скуку или сонливость?

15. Легко ли вы засыпаете после сильных переживаний?

16. Способны ли вы, когда требуется, воздерживаться от проявлений своего

17. Ведете ли вы себя естественно в присутствии незнакомых людей?

18. Трудно ли вам сдержать злость или раздражение?

19. В состоянии ли вы владеть собой в тяжелые минуты?

20. Умеете ли вы, когда это требуется, приспособить свое поведение к поведению

21. Охотно ли вы беретесь за ответственную работу?

22. Влияет ли обычно окружение на ваше настроение?

23. Способны ли вы переносить поражения?

24. Разговариваете ли вы в присутствии кого-либо, чьим мнением особенно дорожите,

столь же свободно, как обычно?

25. Вызывают ли у вас раздражение неожиданные изменения в вашем распорядке дня?

26. Есть ли у вас на все «готовые ответы»?

27. В состоянии ли вы вести себя спокойно, когда ждете важного решения (например,

результатов вступительных экзаменов)?

28. Легко ли вы организуете первые дни своего отпуска, каникул?

29. Обладаете ли вы так называемой «быстрой реакцией»?

30. Легко ли вы приспосабливаете свою походку или манеру к походке или манере

людей более медлительных?

31. Быстро ли вы засыпаете?

32. Охотно ли вы выступаете на собраниях, семинарах?

33. Легко ли вам испортить настроение?

34. Трудно ли вам оторваться от работы?

35. Умеете ли вы воздерживаться от разговора, если это мешает другим?

36. Легко ли вас спровоцировать на что-либо?

37. Легко ли вы срабатываетесь с людьми?

38. Всегда ли, если вам предстоит что-нибудь важное, вы обдумываете свои поступки?

39. В состоянии ли вы, читая текст, проследить с начала до конца ход мыслей автора?

40. Легко ли вы вступаете в разговор с попутчиками?

41. Воздерживаетесь ли вы от доказательства неправоты собеседника, если это по тем

или иным причинам нецелесообразно?

42. Охотно ли вы беретесь за работу, требующую большой ловкости рук?

43. В состоянии ли вы изменить уже принятое решение, учитывая мнение других?

44. Быстро ли вы привыкаете к новой системе работы?

45. Можете ли вы работать ночью, если работали днем?

46. Быстро ли вы читаете беллетристику?

47. Часто ли вы отказываетесь от своих намерений, если возникает препятствие?

48. Умеете ли вы держать себя в руках, если этого требуют обстоятельства?

49. Просыпаетесь ли вы обычно быстро, без труда?

50. В состоянии ли вы воздержаться от моментальной импульсивной реакции?

51. Трудно ли вам работать при шуме?

52. Умеете ли вы, когда это необходимо, воздерживаться от того, чтобы «резать правду в

глаза»?

53. Успешно ли вы сдерживаете волнение перед экзаменом, встреч с начальством и т. п.?

54. Любите ли вы частые перемены?

55. Быстро ли вы привыкаете к новой среде?

56. Восстанавливаете ли вы силы полностью после ночного отдыха, тяжело проработав

весь предыдущий день?

57. Избегаете ли вы занятий, требующих выполнения в непродолжительный срок

разнородных действий?

58. Самостоятельно ли вы обычно боретесь с трудностями?

59. Перебиваете ли вы собеседника?

60. Вы могли бы прыгнуть в воду, не умея плавать, чтобы спасти утопающего?

61. В состоянии ли вы напряженно работать, заниматься?

62. Можете ли вы воздержаться от неуместных замечаний?

63. Имеет ли для вас значение постоянное место на работе, за столом, на лекции и т. п.?

64. Легко ли вам переходить от одного занятия к другому?

65. Взвешиваете ли вы все «за» и «против», прежде чем принять важное решение?

66. Легко ли вы преодолеваете препятствия?

67. Заглядываете ли вы в чужие письма, вещи?

68. Скучно ли вам во время стереотипных (всегда одинаково протекающих) действий,

занятий?

69. Соблюдаете ли вы правила поведения в общественных местах?

70. Воздерживаетесь ли вы во время разговора, выступления или ответа от лишних

движений, жестикуляции?'

71. Любите ли вы оживленную обстановку?

72. Любите ли вы деятельность, требующую больших усилий?

73. В состоянии ли вы длительное время сосредоточивать внимание на выполнении

определенной задачи?

74. Любите ли вы занятия, работу, требующую быстрых движений?

75. Умеете ли вы владеть собой в трудных жизненных ситуациях?

76. Встаете ли вы, если нужно, сразу же после того, как проснулись?

77. Способны ли вы, если требуется, окончив полученную работу, терпеливо ждать, пока

не завершат свою работу другие?

78. Способны ли вы после того, как увидели что-то неприятное, действовать столь же

четко, как обычно?

79. Быстро ли вы просматриваете ежедневные газеты?

80. Случается ли вам говорить так быстро, что вас трудно понять?

81. Можете ли вы, не выспавшись, нормально работать?

82. В состоянии ли вы длительное время работать без перерыва?

83. В состоянии ли вы работать, если у вас болит голова, зуб и т. п.?

84. В состоянии ли вы, если это необходимо, спокойно окончить работу, зная, что ваши

товарищи развлекаются и ждут вас?

85. Отвечаете ли вы, как правило, быстро на неожиданные вопросы?

86. Говорите ли вы обычно быстро?

87. Можете ли вы спокойно работать, если ждете гостей?

88. Легко ли вы меняете свое мнение под влиянием убедительных аргументов?

89. . Терпеливы ли вы?

90. Умеете ли вы приспособиться к ритму работы более медлительного человека?

91. Умеете ли вы спланировать работу так, чтобы выполнить несколько совместных

действий?

92. Может ли веселая компания изменить ваше настроение?

93. Умеете ли вы без особого труда выполнять несколько действий одновременно?

94. Сохраняете ли вы психологическое равновесие, когда являетесь свидетелем

несчастного случая на улице?

95. Любите ли вы работу, требующую множества разнообразных манипуляций?

96. Сохраняете ли вы спокойствие, когда страдает кто-нибудь из близких вам людей?

97. Самостоятельны ли вы в трудных жизненных ситуациях?

98. Свободно ли вы себя чувствуете в большой или незнакомой компании?

99. Можете ли вы сразу прервать разговор, если это требуется (например, начало сеанса,

лекции)?

100. Легко ли вы приспосабливаетесь к методам работы других?

101. Любите ли вы часто менять род работы?

102. Склонны ли вы брать инициативу в свои руки, если случается что-нибудь из ряда вон

выходящее?

103. Воздерживаетесь ли вы от неуместных улыбок?

104. Начинаете ли вы работать сразу интенсивно?

105. Решаетесь ли вы выступить против общепринятого мнения, если вам кажется, что вы

правы?

106. В состоянии ли вы преодолеть временную депрессию?

107. Засыпаете ли вы с трудом, сильно устав от умственной работ?

108. В состоянии ли вы спокойно долго ждать (например, в очереди)?

109. Воздерживаетесь ли вы от вмешательства, если заранее известно, что оно ни к чему

не приведет?

110. В состоянии ли вы спокойно аргументировать свою позицию в конфликтной

ситуации?

111. В состоянии ли вы мгновенно реагировать в неожиданном положении?

112. Ведете ли вы себя тихо, если вас об этом попросят?

113. Соглашаетесь ли вы без особых внутренних колебаний на болезненные врачебные

процедуры?

114. Умеете ли вы интенсивно работать?

115. Охотно ли вы меняете места отдыха, развлечения?

116. Трудно ли вам привыкнуть к новому распорядку дня?

117. Спешите ли вы на помощь в несчастных случаях?

118. Воздерживаетесь ли вы от выкриков, жестов на спортивных матчах, в цирке?

119. Любите ли вы работу, занятия, требующие частых разговоров с разными людьми?

120. Владеете ли вы своей мимикой (гримасы, иронические усмешки и т. п.)?

121. Любите ли вы работу, требующую четких, энергичных движений?

122. Считаете ли вы себя смелым человеком?

123. Прерывается ли у вас голос (вам трудно говорить) в необычной ситуации?

124. Умеете ли вы преодолевать уныние, вызванное неудачей?

125. Если вас об этом просят, в состоянии ли вы долгое время стоять (сидеть) спокойно?

126. В состоянии ли вы подавить свое веселье, если оно может кого-нибудь задеть?

127. Легко ли вы переходите от печали к радости?

128. Легко ли вас вывести из себя?

129. Соблюдаете ли вы без особого труда обязательные в вашей среде правила поведения?

130. Любите ли вы выступать публично?

131. Приступаете ли вы к работе обычно быстро, без длительной подготовки?

132. Готовы ли вы прийти на помощь другому, рискуя жизнью?

133. Энергичны ли ваши движения?

134. Охотно ли вы выполняете общественную работу?

Ключ к опроснику Стреляу

Совпадение — 2 балла.

Не совпадение — 0 баллов.

«Не знаю» — 1 балл.

Сила по возбуждению (Fв ):

ДА - 3, 4, 7, 13, 15, 17, 19, 21, 23, 24, 32, 37, 39, 45, 46, 56, 58, 60, 61, 66, 72, 73, 78, 81, 82,

83, 94, 97, 98, 102, 105, 106, 113, 114, 117, 121, 122, 124, 130, 132, 133, 134.

НЕТ - 47, 51, 107, 123.

Сила по торможению (Fт):

ДА - 2, 5, 8, 10, 12, 16, 27, 30, 35, 38, 42, 48, 50, 52, 53, 59, 62, 65, 69, 70, 75, 77, 84, 87, 89,

90, 96, 99, 103, 108, 109, 110, 112, 118, 120, 125, 126, 129.

НЕТ- 18, 34, 36, 67, 128.

Подвижность (Fд):

ДА - 1, 6, 9,11, 14, 20, 22, 26, 28, 29, 31, 33, 40, 41, 43, 44, 49, 54, 55, 64, 68, 71, 74, 76, 79,

80, 85, 86, 88, 91, 92, 93, 95, 100, 101, 104, 111, 115, 119, 127, 131.

НЕТ - 25, 57, 63, 116.

Если по результатам исследования отмечается менее 42 баллов тому или иному

свойству, то можно говорить о наличии низкой концентрации этого свойства, и наоборот,

если отмечается 42 и более баллов, то наличествует высокая его концентрация.

Например, если по силе возбуждения (Fв) получено: Fв < 42, то можно уже

утверждать, что мы имеем перед собою так называемый «слабый тип», то есть

испытуемый является меланхоликом. Это ни в коем мере не свидетельствует, что такой

испытуемый в самом деле человек психологически слабый, наоборот, этот человек

является, пожалуй наиболее вероятной кандидатурой для успешного разрешения тех

ситуаций, где требуется проявить изменчивость поведения, его высокую реактивность на

фоне такой среды, которая не отличается большим разнообразием стимулирующих

активность раздражителей. Такой «средой» является, в частности, монотонная и в то же

время ответственная деятельность оператора атомной энергетической станции.

С другой стороны, если Fв ≥ 42, то этот человек с высокой мерой психологической

активности вполне способен в течение длительного времени постоянно обнаруживать

стабильные показатели в своей работе или в своем поведении, что важно при выполнении

различных функциональных обязанностей в общественном разделении труда.

Уравновешенность по силе А равна отношению силы по возбуждению (Fд) к силе

по торможению (Fт):

А = Fд / Fт

Чем ближе к единице значение дроби Fд/Fт тем более высокой является

уравновешенность. По опыту известно, что уравновешенным человеком является тот, для

которого значение дроби не выходит; пределы интервала 0,85-1,15. Если значение дроби

выходит за пределы интервала, то можно утверждать то, что данный индивидуум отличается неуравновешенностью своей психологической активности. Причем если

значение дроби меньше 0,85 — это означает неуравновешенность в сторону возбуждения,

то есть процессы возбуждения не уравновешивают собою процессы торможения; и

наоборот, если значение больше 1,15 — это означает неуравновешенность в сторону

торможения, то есть процессы торможения не уравновешивают собою процессы

возбуждения.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.