Сделай Сам Свою Работу на 5

МЕТОДИКА «РОДИТЕЛЕЙ ОЦЕНИВАЮТ ДЕТИ» (РОД)





ОПРОСНИК «АНАЛИЗ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ»

(Э. Г. Эйдемиллер и В. Юстицкис)

Цель методики:методика «Анализ семейного воспитания» (АСВ) предназначена для изучения опыта родителей в воспитании подростка, выявлении ошибок в родительском воспитании. Она позволяет диагностировать нарушения в системе взаимного влияния членов семьи, нарушения в структурно-ролевом аспекте жизнедеятельности семьи, нарушения в механизме интеграции семьи.

Обработка результатов.На бланке регистрации ответов номера ответов, относящихся к одной шкале, расположены в одной строке (исключение составляют 6 шкал, подчеркнутых в регистрационном бланке). Это дает возможность быстрого подсчета баллов по каждой шкале путем суммирования положительных ответов. За каждый положительный ответ дается 1 балл. Справа в бланке регистрации ответов указано сокращенное название шкалы и диагностическое значение. Если число баллов до­стигает или превышает диагностическое значение, то у обследуемого родителя диаг­ностируется тот или иной тип отклонения в воспитании. Если название шкал подчерк­нуты, то к результату необходимо прибавить число баллов по дополнительной шкале, которая находится в нижней части бланка и обозначена теми же буквами.



Описание шкал опросника.

1. Гиперпротекция (Г+). При гиперпротекции родители уделяют подростку крайне много сил, времени, внимания. Воспитание стало центральным делом жизни родителей, основным, чему посвящена жизнь. Типичные высказывания таких родителей отражают то важное место, которое подросток занимает в их жизни, преувеличенное представление о том, что произойдет, если ему не отдать все силы и время. Эти типичные высказывания использованы при разработке соответствующей шкалы.

2. Гипопротекция (Г-).Ситуация, при которой ребенок оказывается на «периферии» внимания родителей, до него «руки не доходят», родителю «не до него». Подросток часто выпадает из виду. За него берутся лишь время от времени, когда случается что-то серьезное (типичные высказывания таких родителей систематизированы в шкале «Г-»).

Эти две шкалы определяют уровень протекции, т. е. речь идет о том, сколько сил, внимания, времени уделяют родители воспитанию ребенка. Наблюдаются два уров­ня протекции: чрезмерная (гиперпротекция) и недостаточная (гипопротекция).



3. Потворствование (У+).О потворствовании говорят в том случае, когда родители стремятся к максимальному и некритическому удовлетворению любых потребностей ребенка. Они балуют его. Любое его желание для них – закон. Объясняя необходимость такого воспитания, родители приводят аргументы, яв­ляющиеся типичной рационализацией: «слабость» ребенка, его исключительность, желание дать ему то, чего в свое время был лишен сам родитель, то, что подросток растет один, без отца и т. п.

4. Игнорирование потребностей подростка (У-). Данный стиль воспитания противоположен потворствованию и характеризуется недостаточным стремлением родителя к удовлетворению потребностей ребенка. При этом часто ущем­ляются духовные потребности, особенно потребность в эмоциональном контак­те, общении с родителями, в их любви. Описываемый стиль проявляется в опре­деленных высказываниях родителей, косвенно отражающих их нежелание общаться с детьми, в предпочтении детей, ничего не требующих от родителей. Эти две шкалы замеряют степень удовлетворения потребностей ребенка, т.е. в какой мере деятельность родителей нацелена на удовлетворение потребностей подростка как материально-бытовых (в питании, одежде, предметах раз влечений), так и духовных (и прежде всего — в общении с родителями, в их любви и внимании). Данная черта семейного воспитания принципиально отличается от уровня протекции, поскольку характеризует не меру занятости родителей воспитанием ребенка, а степень удовлетворения его потребностей. Так называ­емое «спартанское воспитание» — пример высокого уровня протекции (роди­тель много занимается воспитанием, уделяет ему большое внимание) и низкое удовлетворение потребностей ребенка.



5. Чрезмерность требований (обязанностей) (Т+). Именно это качество ле­жит в основе такого типа неправильного воспитания, как «повышенная мораль­ная ответственность». Требования к ребенку в этом случае очень велики, непо­мерны, не соответствуют его возможностям, не только не содействуют развитию его личности, а напротив, ставят его под угрозу. В одном случае на ребенка перекладывается более или менее значительная часть обязанностей родителей (ведение хозяйства, уход за малолетними детьми). Такие родители, как правило, осознают, что ребенок очень загружен, но не видят в этом чрезмерности на­грузки. Они уверены к тому же, что этого требуют обстоятельства, в которых семья находится в данный момент. В другом — от ребенка ожидают значительных и не соответствующих его способностям успехов в учебе или других престижных занятиях (художественная самодеятельность, спорт и т.п.). Родители подчеркивают в беседе те условия, которые прилагают для организации его успехов.

6. Недостаточность обязанностей подростка (Т-).В этом случае ребенок имеет минимальное количество обязанностей в семье. Эта особенность воспи­тания проявляется в высказываниях родителей о том, что трудно привлечь ребенка к какому-нибудь делу по дому.

Эти две шкалы дают представления о требованиях к ребенку, об его обязанностях, т.е. заданиях, которые он выполняет (учеба, уход за собой, участие в организации быта, помощь другим членам семьи).

7. Чрезмерность требований-запретов (доминирование) (3+). В этом случае ребенку «все нельзя». Ему предъявляется огромное количество требований, ограничивающих его свободу и самостоятельность. У стеничных подростков такое воспитание форсирует реакцию эмансипации, у менее стеничных — провоцирует развитие черт сенситивной и тревожно-мнительной (психастенической) акцентуаций. Типичные высказывания родителей отражают их страх перед любым проявлением самостоятельности ребенка. Этот страх проявляется в резком преувеличении ледствий, которые могут иметь место даже при незначительном нарушении запрета, а также в стремлении подавить самостоятельность мысли подростка.

8. Недостаточность требований-запретов к ребенку (3-). В этом случае ребенку «все можно». Даже если существуют какие-то запреты, ребенок их легко нарушает, зная, что с него никто не спросит. Он сам определяет время возвращения домой вечером, круг друзей, вопрос о курении и употреблении алкоголя, ни за что не отчитывается перед родителями. Родители при этом не хотят или не могут установить какие-либо рамки в его поведении. Данное воспитание стимулирует развитие гипертимного типа характера у подростка, а особенно — неустойчивого типа. Эти две шкалы указывают на то, что ребенку нельзя делать. Они определяют прежде всего степень самостоятельности ребенка, возможность самому выбирать способ поведения.

9. Чрезмерность санкций (жестокий стиль воспитания.)(С+). Для этих родителей характерна приверженность к строгим наказаниям, чрезмерная реакция даже на незначительные нарушения. Типичные высказывания этих родителей отражают их убеждения в полезности для детей максимальной строгости.

10. Минимальность санкций (С-). Родители склонны обходиться без наказаний или применяют их крайне редко. Они уповают на поощрение, сомневаются в результативности любых наказаний.

Эти две шкалы дают представление о строгости наказаний, применяемых ребенку родителями, за невыполнение семейных требований.

11. Неустойчивость стиля воспитания (Н). Оценки по этой шкале позволяют говорить о резкой смене стиля, приемов воспитания. Они свидетельствуют о «шараханьях» родителей от очень строгого стиля к либеральному и, наоборот, от значительного внимания к ребенку к эмоциональному отвержению. При этом родители, как правило, признают значительные колебания в воспитании подростка, однако недооценивают размах (частоту этих колебаний).

Возможно большое количество сочетаний перечисленных стилей семейного воспитания. Однако особенно важное значение имеют устойчивые сочетания, формирующие следующие типы неправильного воспитания (см. табл. 21). Таблица 21

Таблица диагностики типов семейного воспитания

Тип воспитания Выраженность черт воспитательного процесса
Уровень протекции П Полнота удовлетворения потребностей У Количество требований Т Число запретов Жесткость санкций С
Потворствующая гиперпротекция + + - - -
Доминирующая гиперпротекция + +- + - + + -
Жестокое обращение - - + - +- +
Эмоциональное отвержение - - + - +- +
Повышенная моральная ответствен. - - + + - + -
Безнадзорность - - - - +-

Примечание: знак «+» означает чрезмерную выраженность соответствующей чер­ты воспитания, «-» — недостаточную выраженность, «+-» означает, что при данном типе воспитания возможна как чрезмерность данной черты, так и ее недостаточность или невыраженность.

Потворствующая гиперпротекция (потворствование + повышенная протекция. Ребенок находится в центре внимания семьи, которая стремится к максимально­му удовлетворению его потребностей. Этот тип воспитания содействует развитию демонстративных (истероидных) и гипертимных черт характера у ребенка.

Доминирующая гиперпротекция (доминирование + гиперпротекция). Ребенок также в центре внимания родителей, которые отдают ему много сил и времени, в то же время лишая его самостоятельности, ставя многочисленные ограничения и запреты. У гипертимных подростков такое воспитание усиливает реакцию эмансипации. При тревожно-мнительной (психастенической), сенситивной, астено-невротической акцентуациях характера доминирующая гиперпротекция усиливает астенические черты.

Эмоциональное отвержение образуется сочетанием пониженной протекции. игнорированием потребностей ребенка и нередко проявляется в жестком обра­щении с ним. В крайнем варианте — это воспитание по типу «Золушки». При таком воспитании усиливаются черты эпилептоидной акцентуации характера, а у подро­стков с эмоционально-лабильной, сенситивной и астено-невротической акцентуа­циями характера могут формироваться процессы декомпенсации и невротические расстройства.

Повышенная моральная ответственность (П-, У-, Т+) образуется сочетани­ем высоких требований к ребенку с понижением внимания к нему со стороны родителей, меньшей заботой о нем. Этот тип воспитания стимулирует развитие черт тревожно-мнительной (психастенической) акцентуации характера.

Гипопротекция (гипоопека, безнадзорность (П-, У-, Т-, 3-). Ребенок представлен сам себе, родители не интересуются им и не контролирует его. Такое воспитание особенно неблагоприятно при акцентуациях гипертимного, неустойчивого и конформного типов.

12. Расширение сферы родительских чувств (РРЧ). Обычно этот феномен наблюдается при таких нарушениях воспитания, как потворствующая или доминирующая протекция. Данный источник нарушения воспитания возникает чаще всего тогда, когда в силу каких-либо причин супружеские отношения между родителями оказываются нарушенными (нет одного из супругов (смерть, развод)), либо отношения не удовлетворяют одного из родителей, играющего основную роль воспитании (эмоциональная холодность, несоответствие характеров). Нередко при этом мать (реже отец), сама того не осознавая, хочет, чтобы ребенок, а позже подросток, стал для нее чем-то большим, нежели просто ребенком. Родители хотят, чтобы он удовлетворял хотя бы часть потребностей, которые в обычной семье должны быть удовлетворены в ходе супружеских отношений (взаимная исключительная привязанность, частично эротические потребности). Отношения с ребенком, а позднее с подростком, становятся исключительными, важными для родителя. Мать нередко отказывается от повторного замужества, появляется стремление отдать сыну «все чувства», «всю любовь». В детстве стимулируется эротическое отношение к родителям (ревность, детская влюбленность). Когда ребенок достигает подросткового возраста, у родителя возникает страх перед нарастающей самостоятельностью подростка, появляется стремление удержать его с помощью потворствующей иди доминирующей гиперпротекции. Стремление к расширению сферы родительских чувств за счет включения эротических потребностей в отношения матери и ребенка, как правило, ею не осознается. Эта психологическая установка проявляется косвенно, в высказываниях о том, что ей никто не нужен, кроме сына, и в характерном противопоставлении идеализированных отношений с сыном неудовлетворяющим отношениям с мужем. Иногда такие матери осознают свою ревность к подругам сына, хотя чаще они проявляют ее в виде многочисленных придирок к ним.

13. Предпочтение в подростке детских качеств (ПДК).Этот вид нарушения воспитания обусловлен потворствующей гиперпротекцией. У родителей появляется стремление игнорировать повзросление детей, стимулировать у них детские качества (детскую импульсивность, непосредственность, игривость). Для таких родителей ребенок все еще «маленький». Нередко они открыто признают, что маленькие им вообще нравятся больше, что с большими уже не так интересно. Страх ли нежелание повзросления детей могут быть связаны с особенностями биографии самого родителя (он имел младшего брата или сестру, и на них в свое время переместилась любовь родителей, в связи с чем свой старший возраст воспринимался как несчастье). Рассматривая ребенка как «еще маленького», родители снижают уровень требований к нему, создавая потворствующую гиперпротекцию, стимулируя развитие психического инфантилизма.

14. Воспитательная неуверенность родителей (ВН). Наблюдается чаще всего при таких нарушениях воспитания, как потворствующая гиперпротекция или пониженный уровень требований. Воспитательную неуверенность родителя можно было бы назвать «слабым местом» личности родителя. В этом случае происходит перераспределение власти в семье между ребенком и родителем. Родитель «идет на поводу» у подростка, уступает даже в вопросах, в которых, по собственному мнению, уступать нельзя. Это происходит потому, что ребенок сумел найти к этому родителю подход, нащупал его «слабое место» и добивается для себя ситуации «минимум требований — максимум прав». Типичная ситуация в такой семье — бойкий, уверенный в себе ребенок, смело ставящий требования, и нерешительный, винящий себя во всех неудачах в воспитании ребенка родитель. В одних случаях «сла­бое место» обусловлено психастеническими чертами характера родителя. В других - существенную роль в формировании стиля семейного воспитания могли сыграть отношения родителя с его собственными родителями. В определенных условиях дети, воспитанные требовательными, эгоцентричными родителями, став взрослы­ми, видят в своих детях тех же требовательных, эгоцентричных существ, испытыва­ют по отношению к ним тоже чувство «неоплатного должника», какое испытывали ранее по отношению к собственным родителям. Характерный признак таких родителей — доминирование в их высказываниях реплике признанием массы ошибок, совершенных в воспитании. Такие родители боятся упрямства, сопротивления сво­их детей и находят довольно много поводов уступить им.

15.Фобия утраты ребенка (ФУ).Чаще всего в ее основе лежит господствующая или доминирующая гиперпротекция. «Слабое место» — повышенная неуверенность родителей, боязнь ошибиться, преувеличенное представление о «хруп­кости» ребенка, его болезненности. Все это могло развиться в связи с историей рождения ребенка (его долго ждали, обращения к врачам-гинекологам ничего не давали, родился хрупким и болезненными, с большим трудом удалось выходить и т.п.). Другой источник — перенесенные тяжелые заболевания ребенка, особен­но если они были длительными. Отношения родителя к ребенку в этом случае фор­мируются под воздействием накопленного страха утраты ребенка. Этот страх зас­тавляет одних родителей тревожно прислушиваться к каждому пожеланию подростка и спешить с его выполнением (потворствующая гиперпротекция), других — мелочно опекать его (доминирующая гиперпротекция). Типичные высказывания таких родителей отражают их ипохондрическую боязнь за ребенка: они видят у него множество болезненных проявлений. У родителей свежи воспоминания о прошлые (даже отдаленных по времени) переживаниях по поводу здоровья ребенка.

16.Неразвитость родительских чувств (НРЧ). Этот вид воспитания обусловлен нарушениями воспитания: гиперпротекцией, эмоциональным отвержением, «по­вышенной моральной ответственностью», жестоким обращением. Воспитание ста­новится адекватным лишь тогда, когда родителями движут достаточно сильные мо­тивы: чувство долга, симпатия, любовь к ребенку, потребность «реализовать себя» в детях, «продолжить себя». Слабость, неразвитость родительских чувств нередко встречается у родителей подростков с отклонениями характера. В тоже время это явление очень редко ими осознается, а еще реже признается как таковое. Внешне оно проявляется в нежелании иметь дело с подростком, в непереносимости его общества, в поверхностности интереса к его делам. Причиной неразвитости роди­тельских чувств может быть отвержение самого родителя в детстве его родителями, то, что он сам в свое время не испытал родительского тепла. Другой причиной могут быть особенности характера самого родителя, например, выраженная шизоидность.

Замечено, что родительские чувства значительно слабее развиты у очень молодых родителей, имея тенденцию усиливаться с возрастом. При достаточно благоприятных условиях жизни семьи НРЧ обусловливает стиль воспитания по типу гипопротекции и особенно — эмоционального отвержения. При трудных, напряженных условиях жизни на подростка часто перекладывается значительная часть родительских обязанностей («повышенная моральная ответственность»), либо к ребенку возникает раздражительно-враждебное отношение. Типичные высказывания таких родителей содержат жалобы на утомительность родительских обязанностей, сожаление, что эти обязанности отрывают от чего-то более важного и интересного. Для женщин с неразвитым родительским чувством довольно характерны эмансипационные устремления и желание любым путем устроить свою жизнь.

17. Проекция на ребенка собственных нежелательных качеств (ПНК). Чаще всего составляет основу эмоционального отвержения, жестокого обращения, причиной такого воспитания подростка нередко является то, что в ребенке родитель видит черты, которые чувствует, но не признает в самом себе. Это может быть агрессивность, склонность к лени, тяга к алкоголю, различные протестные реакции, несдержанность и др. Ведя борьбу с такими же истинными или мнимыми качествами у ребенка, родитель (чаще отец) извлекает из этого эмоциональную выгоду для себя. Борьба с нежеланным качеством кого-то другого помогает ему верить, что у него самого этого качества нет. Эти родители много охотно говорят о своей непримиримой и постоянной борьбе с отрицательными качествами и слабостями ребенка, о мерах и наказаниях, которые они в связи этим применяют. В высказываниях родителей сквозит неверие в подростка, редки «инквизиторские» интонации, с характерным стремлением в любом по­пке выявить «истинную», т.е. негативную причину. В качестве такой причины чаще всего выступают качества, с которыми родитель неосознанно борется.

18. Вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания (ВК).Как правило, является первопричиной типа воспитания, соединяющего в себе потворствующую гиперпротекцию одного родителя с отвержением либо доминирующей гиперпротекцией другого. Конфликтность во взаимоотношениях с супругами нередкое явление даже в относительно стабильных семьях. Нередко воспитание превращается в «поле битвы» конфликтующих родителей. Здесь они получают возможность более открыто выражать недовольство друг другом, руководствуясь «заботой о благе ребенка». При этом разница во мнениях родителей чаще всего бывает диаметрально противоположной: один настаивает на весьма строгом воспитании с повышенными требованиями, запретами и санкциями, другой же родитель склонен «жалеть» ребенка, идти у него на поводу. Характерное проявление в таких ситуациях — выражение недовольства воспитательными методами другого супруга. При этом легко обнаруживается, что каждого интересует не столько то, как воспитывать подростка, сколько то, кто прав в воспитательных спорах. Шкала ВК отражает типичные высказывания «строгой стороны». Это связано с тем, что именно «строгая сторона», как правило, является инициатором обращения к врачу либо психологу.

19.Предпочтение мужских качеств (ПМК).

20.Предпочтение женских качеств (ПЖК).

Эти две шкалы позволяют обнаружить сдвиг в установках родителя по отношению к подростку в зависимости от пола подростка. Обусловливает такие нарушения воспитания, как потворствующая гиперпротекция, эмоциональное отверже­ние. Нередко отношение родителя к ребенку обусловливается не действительными особенностями ребенка, а теми чертами, которые родитель приписывает его полу, т.е. «вообще мужчинам» или «вообще женщинам». Так, при наличии предпочтения женских качеств наблюдается неосознанное неприятие в подростке атрибутов мужского пола. В этих случаях типичны стереотипные отрицательные высказыва­ния о мужчинах вообще: «Мужчины в основном грубы, неопрятны. Они легко под­даются животным побуждениям, они агрессивны и чрезмерно сексуальны, склонны к алкоголизму. Любой же человек — и мужчина, и женщина — должен стремиться к противоположным качествам: быть нежным, деликатным, опрятным, сдержанным в чувствах». Именно такие качества родитель с ПЖК и видит в женщинах. Примером проявления ПЖК является отец, видящий массу недостатков у сына и считающий, что таковы все его сверстники. В тоже время этот отец «без ума» от младшей сестры подростка-мальчика, видит в ней одни достоинства. Под влияни­ем ПЖК в данном случае в отношении подростка мужского пола формируется стиль воспитания «эмоциональное отвержение». Возможна и противоположная крайность — выраженная антифеминистская установка, пренебрежение к матери ребенка, его сестрам. В этом случае по отношению к самому ребенку форми­руется стиль воспитания «потворствующая гиперпротекция».

Процедура опроса.Перед заполнением опросника необходимо создать доверительную атмосферу между психологом и родителем. Родитель должен быть заинтересован в правдивости собственных ответов. Испытуемый получает текст опросника и бланк регистрации ответов. Психолог зачитывает инструкцию, убеж­дается, что родители ее правильно поняли. После того, как испытуемые присту­пили к заполнению анкеты, инструктирование и пояснения не допускаются.

Инструкция:«Уважаемые родители! Предлагаемый вам опросник содержит утверждения о воспитании детей. Утверждения пронумерованы. Такие же номе­ра есть в "Бланке для ответов". Читайте по очереди утверждения опросника. Если вы в общем согласны с ними, то в "Бланке для ответов" обведите кружком номер ответа. Если вы в общем не согласны — зачеркните тот же номер. Если очень трудно выбрать, то поставьте на номере вопросительный знак. Старай тесь, чтобы таких ответов было не больше пяти. В опроснике нет "неправильных" или "правильных" утверждений. Отвечайте так, как вы сами думаете. Этим вы поможете психологу в работе с вами. На утвер­ждения, номера которых выделены в опроснике, отцы могут не отвечать».


Текст опросника

(для родителей детей в возрасте 3—10 лет)

1. Все, что я делаю, я делаю ради моего сына (дочери).

2. У меня часто не хватает времени позаниматься с сыном (дочерью) — по­общаться, поиграть.

3.Мне приходится разрешать моему ребенку такие вещи, которые не раз­решают многие другие родители.

4.Не люблю, когда сын (дочь) приходит ко мне с вопросами. Лучше, чтобы догадался (догадалась) сам (сама).

5. Наш ребенок имеет больше обязанностей (уход за собой, поддержание порядка), чем большинство детей его возраста.

6. Моего ребенка очень трудно заставить сделать что-нибудь, что он не любит.

7. Всегда лучше, если дети не думают о том, правильно ли поступают их родители.

8.Мой сын (дочь) легко нарушают запреты.

9.Если хочешь, чтобы твой(я) сын (дочь) стал(а) человеком, не оставляй безназанным ни одного его (ее) плохого поступка.

10. Если только возможно, я стараюсь не наказывать сына (дочь).

11. Когда я в хорошем настроении, я нередко прощаю своему сыну (дочери) то, за что в другое время наказала бы.

12.Я люблю своего сына (дочь) больше, чем люблю (любила) супруга.

13. Младшие дети мне нравятся больше, чем старшие.

14. Если мой сын (дочь) подолгу упрямится или злится, у меня бывает чувство, что я поступил(а) по отношению к нему (ней) неправильно.

15. У нас долго не было ребенка, хотя мы его очень ждали.

16. Общение с детьми, в общем-то, утомительное дело.

17. У моего сына (дочери) есть некоторые качества, которые выводят меня из себя.

18.Воспитание моего сына (дочери) шло бы гораздо лучше, если бы мой ж (моя жена) не мешал(а) бы мне.

19.Большинство мужчин легкомысленнее, чем женщины.

20.Большинство женщин легкомысленнее, чем мужчины.

21.Мой сын (дочь) для меня — самое главное в жизни.

22.Часто бывает, что я не знаю, что делает в данный момент мой ребенок.

23.Если игрушка ребенку нравится, я куплю ее, сколько бы она ни стоила.

24.Мой сын (дочь) непонятлив(а). Легче самому два раза сделать, чем один раз объяснить ему (ей).

25.Моему сыну (дочери) нередко приходится (или приходилось раньше) присматривать за младшим братом (сестрой).

26.Нередко бывает так: я несколько раз напоминаю сыну (дочери) о необходимости сделать что-нибудь, а потом оставляю тщетные попытки и делаю это сам(а).

27. Родители ни в коем случае не должны допускать, чтобы дети подмечали слабости и недостатки.

28.Мой сын (дочь) сам(а) решает, с кем ему (ей) играть.

29.Дети должны не только любить своих родителей, но и бояться их.

30.Я очень редко ругаю сына (дочь).

31.В нашей строгости к сыну (дочери) бывают большие колебания. Иногда ы очень строги, а иногда все разрешаем.

32.Мы с ребенком понимаем друг друга лучше, чем мы с супругом.

33.Меня огорчает то, что мой сын (дочь) быстро становится взрослым(ой).

34.Если ребенок упрямится, потому что плохо себя чувствует, то лучше все делать так, как он хочет.

35.Мой ребенок растет слабым и болезненным.

36.Если бы у меня не было детей, я бы добился(лась) в жизни гораздо большего.

37. У моего сына (дочери) есть слабости, которые не исправляются, хотя упорно с ними борюсь.

38.Нередко бывает, что когда я наказываю моего сына (дочь), мой муж (жена) тут же начинает упрекать меня в излишней строгости и утешать его (ее).

39.Мужчины более склонны к супружеской измене, чем женщины.

40.Женщины более склонны к супружеской измене, чем мужчины.

41.Заботы о сыне (дочери) занимают большую часть моего времени.

42.Мне много раз приходилось пропускать родительские собрания.

43.Я стремлюсь к тому, чтобы мой ребенок был обеспечен лучше, чем дру­гие дети.

44.Если побыть в обществе моего сына (дочери), можно сильно устать.

45.Мне часто приходилось давать сыну (дочери) трудные для его (ее) возра­ста поручения.

46.Мой ребенок никогда не убирает за собой игрушки.

47. Главное, чему родители должны научить своих детей — это слушаться.

48.Мой ребенок сам решает, сколько, чего и когда ему есть.

49.Чем строже родители к ребенку, тем лучше для него.

50.По характеру я — мягкий человек.

51.Если моему сыну (дочери) что-то от меня нужно, он (она) старается выб­рать момент, когда я в хорошем настроении.

52.Когда я думаю о том, что когда-нибудь мой сын (дочь) вырастет и я буду ему (ей) не нужна, у меня портится настроение.

53.Чем старше дети, тем труднее иметь с ними дело.

54.Чаще всего упрямство ребенка бывает вызвано тем, что родители не умеют к нему подойти.

55.Я постоянно переживаю за здоровье сына (дочери).

56.Если бы у меня не было детей, мое здоровье было бы гораздо лучше.

57.Некоторые очень важные недостатки моего сына (дочери) упорно не ис­чезают, несмотря на все меры.

58.Мой сын (дочь) недолюбливает моего(ю) мужа (жену).

59.Мужчина хуже понимает чувства другого человека, чем женщина.

60.Женщина хуже понимает чувства другого человека, чем мужчина.

61.Ради моего сына (дочери) мне от многого в жизни пришлось и приходит­ся отказываться.

62.Родители, которые слишком много суетятся вокруг своих детей, вызывают у меня раздражение.

63.Я трачу на моего сына (дочь) значительно больше денег, чем на себя.

64.Не люблю, когда сын (дочь) что-то просит. Я сам(а) лучше знаю, что ему (ей) надо.

65.У моего сына (дочери) детство более трудное, чем у большинства его (ее) товарищей.

66.Дома мой сын (дочь) делает только то, что ему (ей) хочется, а не то, что надо.

67.Дети должны уважать родителей больше, чем всех других людей.

68.Если мой ребенок не спит, когда ему положено, я не настаиваю.

69.Я строже отношусь к своему сыну (дочери), чем другие родители к своим детям.

70.От наказаний мало проку.

71.Члены нашей семьи неодинаково строги с сыном (дочерью). Одни балуют, другие, наоборот, — очень строги.

72.Мне бы хотелось, чтобы мой сын (дочь) не любил(а) никого, кроме меня.

73.Мне нравятся маленькие дети, поэтому я не хотел(а) бы, чтобы дети слишком быстро взрослели.

74.Часто я не знаю, как правильно поступить с моим сыном (дочерью).

75.В связи с плохим здоровьем сына (дочери) нам приходится ему многое позволять.

76.Воспитание детей — тяжелый и неблагодарный труд. Им отдаешь все, взамен ничего не получаешь.

77. С моим сыном (дочерью) мало помогает доброе слово. Единственное, то на него (нее) действует, — это постоянные строгие наказания.

78.Мой муж (жена) старается настроить сына (дочь) против меня.

79. Мужчины чаще, чем женщины, действуют безрассудно, не обдумав последствий.

80.Женщины чаще, чем мужчины, действуют безрассудно, не обдумав последствий.

81.Я все время думаю о моем сыне (дочери), о его (ее) делах, здоровье и т.д.

82.Так повелось, что о ребенке я вспоминаю, если он что-нибудь натворил ли с ним что-нибудь случилось.

83.Мой сын (дочь) умеет добиться от меня того, чего хочет.

84.Мне больше нравятся тихие и спокойные дети.

85.Стараюсь как можно раньше приучить ребенка помогать по дому.

86.У моего сына (дочери) мало обязанностей по дому.

87.Даже если дети уверены, что родители не правы, они должны делать так, как говорят родители.

88.В нашей семье так принято, что ребенок делает, что хочет.

89.Бывают случаи, когда лучшее наказание — ремень.

90. Многие недостатки в поведении моего ребенка пройдут сами собой возрастом.

91. Когда наш сын (дочь) что-то натворит, мы «беремся» за него (нее). Если тихо, опять оставляем его (ее) в покое.

92.Если бы мой сын не был моим сыном, а я бы была помоложе, то наверняка влюбилась бы в него.

93.Мне интереснее говорить с маленькими детьми, чем с большими.

94.В недостатках моего сына (дочери) виноват(а) я сам(а), потому что не мел(а) его (ее) воспитывать.

95.Только благодаря нашим огромным усилиям, сын (дочь) остался(лась) жить.

96.Нередко завидую тем, кто живет без детей.

97. Если предоставить моему сыну (дочери) свободу, он (она) немедленно использует ее во вред себе или окружающим.

98.Нередко бывает, что если я говорю своему сыну (дочери) одно, то мой муж (жена) специально говорит наоборот.

99.Мужчины чаще, чем женщины, думают только о себе.

100.Женщины чаще, чем мужчины, думают только о себе.

101.Я трачу на сына (дочь) больше сил и времени, чем на себя.

102.Я довольно мало знаю о делах сына (дочери).

103.Желание моего сына (дочери) для меня — закон.

104.Мой сын очень любит спать со мной.

105.У моего сына (дочери) плохой желудок.

106.Родители нужны ребенку, лишь пока он не вырос. Потом он все реже вспоминает о них.

107.Ради моего сына (дочери) я пошел(ла) бы на любую жертву.

108.Моему сыну (дочери) нужно уделять значительно больше времени чем я могу.

109.Мой сын (дочь) умеет быть таким милым, что я ему все прощаю.

110.Мне бы хотелось, чтобы сын женился попозже, после 30 лет.

111.Руки и ноги моего сына (дочери) часто бывают очень холодными.

112.Большинство детей — маленькие эгоисты. Они совсем не думают о здо­ровье и чувствах своих родителей.

113.Если не отдавать моему сыну (дочери) все время и силы, то все может плохо кончиться.

114.Когда все благополучно, я меньше интересуюсь делами сына (дочери).

115.Мне очень трудно сказать своему ребенку «нет».

116.Меня огорчает, что мой сын (дочь) все менее нуждается во мне.

117.Здоровье моего сына (дочери) хуже, чем здоровье большинства дру­гих детей.

118.Многие дети испытывают слишком мало благодарности по отношению к родителям.

119.Мой сын (дочь) не может обходиться без моей постоянной помощи.

120.Большую часть своего свободного времени сын (дочь) проводит вне дома — в яслях, в детском саду, у родственников.

121.У моего сына (дочери) вполне хватает времени на игры и развлечения.

122.Кроме моего сына, мне больше никто на свете не нужен.

123.У моего сына (дочери) прерывистый и беспокойный сон.

124.Нередко думаю, что я слишком рано женился (вышла замуж).

125.Всему, что мой сын (дочь) умеет к настоящему времени, он (она) на-учился(лась) только благодаря моей постоянной помощи.

126.Делами сына (дочери) в основном занимается мой муж (жена).

127.Я не могу вспомнить, когда в последний раз отказал(а) своему ребенку в покупке какой-нибудь вещи (мороженое, конфеты, «пепси-кола» и т. д.).

128.Мой сын говорил мне: «Вырасту — женюсь на тебе, мама».

129.Мой сын (дочь) часто болеет.

130.Семья не помогает мне, а осложняет мою жизнь.

 


Текст опросника

(для родителей подростков в возрасте от 11 до 21 года)

Инструкция для родителей подростков аналогична инструкции для родителей аленьких детей. На утверждения, номера которых выделены в опроснике, отцы могут не отвечать.

1. Все, что я делаю, я делаю ради моего сына (дочери).

2.У меня часто не хватает времени позаниматься с сыном (дочерью) чем-нибудь интересным, куда-нибудь пойти вместе, поговорить подольше о чем-нибудь интересном.

3.Мне приходится разрешать моему ребенку такие вещи, которых не разрешают многие другие родители.

4.Не люблю, когда сын (дочь) приходит ко мне с вопросами. Лучше, чтобы догадался (догадалась) сам (сама).

5. Наш сын (дочь) имеет дома больше обязанностей, чем большинство его ее) товарищей (подруг).

6. Моего сына (дочь) очень трудно заставить что-нибудь делать по дому.

7. Всегда лучше, если дети не думают над тем, правильны ли взгляды родителей.

8.Мой сын (дочь) возвращается вечером тогда, когда хочет.

9. Если хочешь, чтобы твой сын (дочь) стал(а) человеком, не оставляй безнаказанным ни одного его (ее) плохого поступка.

10. Если только возможно, стараюсь не наказывать сына (дочь).

11.Когда я в хорошем настроении, нередко прощаю своему сыну (дочери) то, за что в другое время наказала бы.

12.Я люблю своего сына (дочь) больше, чем люблю (любила) супруга.

13. Маленькие дети мне нравятся больше, чем большие.

14.Если мой сын (дочь) подолгу упрямится или злится, у меня бывает чувство, что я поступил(а) неправильно по отношению к нему (к ней).

15.У нас долго не было ребенка, хотя мы его очень ждали.

16.Общение с детьми, в общем-то, очень утомительное дело.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.