Уход за щелочными аккумуляторами.
В процессе эксплуатации следует содержать аккумуляторы в чистоте, периодически протирать их ветошью. Необходимо проверять крепление батареи в контейнере, крепление клемм и проводов, а также уровень электролита. Уровень электролита проверяют перед каждой зарядкой, а плотность –– через 3…5 циклов работы, Эксплуатация аккумулятора с низким уровнем электролита приводит к быстрому снижению емкости.
При снижении уровня электролита в аккумуляторы следует долить дистиллированную воду, если ее нет обычную подщелоченную воду. В ней следует растворить 5…10 г едкого кали или 20…25 см3 готового электролита плотностью 1,23 г/см3 на 1л воды и дать отстояться в течение суток.
Для предупреждения снижения емкости аккумулятора электролит нужно периодически заменять: для батарей работающем на составном электролите,через каждые 100 циклов заряд––разряд. Но не реже одного раза в год, а при работе на электролите без лития –– через 50 циклов. Перед заменой электролита секции необходимо промыть водой.
При переходе на зимнюю эксплуатацию проводят СТО аккумуляторов. Так, при переходе на зимнюю эксплуатацию проводят контрольную разрядку и определяют остаточную емкость, затем проводят тренировочный цикл и дают усиленную зарядку. В зимнее время батарею утепляют.
Неисправности щелочных аккумуляторов
Одна из наиболее распространенных неисправностей щелочных аккумуляторов – снижение емкости. Причины этой неисправности следующие: длительная работа без смены электролита, использование в летнее время электролита без добавки едкого лития. В этих случаях работоспособность батареи можно восстановить.
Безвозвратная потеря емкости из–за изменения химического состава пластин или их замыкания может произойти при попадании в электролит кислоты, при эксплуатации с повышенным уровнем электролита, при разбухании пластин. Такой аккумулятор следует заменить. Замене подлежит также аккумулятор, емкость которого снизилась более чем на 25% от номинальной.
Быструю разрядку батареи может вызвать замыкание между баками отдельных аккумуляторов вследствие попадания металлических предметов.
Хранение щелочных аккумуляторов
В течение непродолжительного периода аккумуляторы можно хранить непосредственно на месте установки. На более длительное хранение батареи нужно помещать в сухие, не отапливаемые помещения. Причем до года аккумуляторы целесообразно хранить с электролитом, а свыше года – в сухом виде.
Перед установкой аккумулятора на хранение следует очистить его от пыли и грязи, снять перемычки между батареями, влить в каждый элемент вазелиновое масло нанести слой вазелина на неокрашенные части. Если аккумулятор хранится с электролитом, то перед установкой на хранение нужно довести его плотность до 1,27г/см3 и не реже 1 раза в три контролировать уровень электролита.
Эксплуатация и техническое обслуживание аккумуляторных батарей
. Аккумуляторные батареи:
а — с наружным соединением аккумуляторов; б — с соединением через перегородку под общей крышкой; в — с соединением сквозь отверстие в перегородке;1 — отрицательные пластины; 2 — сепаратор; 3 — положительная пластина; 4— предохранительный щиток; 5 —баретка; 6 — выводной штырь; 7 — клемма «+»; 8 — моноблок; 9 — мастика уплотнительная; 10 — пробка; 11— крышка; 12— межэлементное соединение (перемычки) аккумуляторов; 13 — вентиляционное отверстие; 14 — клемма «—»; 15 — опорное ребро.
Кислотные аккумуляторы используются в системах автотракторного электрооборудования и в ряде стационарных установок.
Для обеспечения максимального срока службы аккумуляторных батарей (не менее 3...5 лет, в зависимости от интенсивности эксплуатации) необходимо, чтобы средняя степень заряженности, при которой эксплуатируется батарея, поддерживалась не ниже 75 %, своевременно проводилось техническое обслуживание, и электрооборудование машины находилось в исправном состоянии. Степень заряженности батареи зависит от величины регулируемого напряжения, температуры электролита, продолжительности и величины разрядных токов, длительности работы с момента ввода в действие. В зимние периоды с уменьшением естественного освещения и понижением температуры увеличиваются токи и время разряда, а зарядный ток уменьшается вследствие повышения внутреннего сопротивления батареи. Поэтому важно, чтобы в зимних рейсах температура электролита поддерживалась выше 0 °С. Для этого батареи, установленные не под капотом, должны быть утеплены войлоком или другим кислотостойким материалом с вентиляцией для удаления гремучего газа. В районах с высокой температурой (Средняя Азия и др.) необходимо защищать аккумуляторы от перегрева.
Батареи, установленные под капотом, чаще всего выходят из строя в июле — августе, а расположенные у подножек (ЗИЛ-130) снимаются с эксплуатации как не удовлетворяющие требованиям стартерного пуска чаще в осенне-зимние периоды.
Утепляя батарею для зимней эксплуатации, более тщательно надо укрывать верхнюю часть, так как свинцовые межэлементные соединения и выводы излучают около 80 % тепла. Под батарею кладут теплоизолирующую прокладку. При отрицательных температурах электролита отдаваемая батареей емкость и зарядный ток резко снижаются. При температуре — 20 °С зарядка практически отсутствует, а отдаваемая емкость составляет около 45 % от емкости при температуре 25 °С. В то же время для пуска холодного двигателя требуется большая мощность вследствие повышенного сопротивления прокручиванию из-за увеличенной вязкости масла. На ночь рекомендуется батареи снимать с машин и хранить в теплом помещении. Для сохранения ресурса батареи важно соблюдать правила пуска двигателя.
. Приборы для проверки степени заряженности аккумуляторов и, уровня электролита:
а — измерение плотности электролита денсиметром с пипеткой; б—измерение
напряжения нагрузочной вилкой ЛЭ-2: 1— денсиметр; 2 — вольтметр; 3, 7 —
контактные гайки; 4— резистор 0,002 Ом; 5 — резистор 0,01 Ом; 6 — ножки;
в — контроль уровня электролита трубкой;
г — пробник аккумуляторный Э107: 1 — вольтметр; 2 — кронштейн; 3 — корпус;
4 — резисторы; 5 —ножка; 6 — контактная гайка; 7 — ручка; 8 — щуп; 9 —
шнур; 10 — штырь
Батареи требуют периодического обслуживания(уход за кислотными аккумуляторами): контроля уровня электролита не реже одного раза в две недели. Уровень электролита должен быть на 15…20 мм выше предохранительного щитка. При понижении уровня электролита следует доливать дистиллированную воду, если степень разряженности батареи (по плотности электролита) составляет более 25% зимой и более 50% летом, то аккумулятор следует подзарядить. При переходе с летней эксплуатации на зимнюю и наоборот следует подзарядить аккумулятор до рекомендуемых значений; очистки поверхности и вентиляционных отверстий от пыли, грязи, увлажнений электролитом, выделяемым при зарядке; проверки надежности крепления батареи в гнезде; очистки наконечников проводов и выводов батарей от окислов, смазки их техническим вазелином с последующей плотной затяжкой контактных соединений.
Электролит с поверхности батареи удаляют чистой ветошью, смоченной 10 %-ным раствором нашатырного спирта или кальцинированной соды. Окислы (зеленый налет) с наконечников проводов и выводов батареи удаляют ветошью, смоченной в воде. Провода, соединяющие батарею с «массой» и стартером, должны быть не натянуты для предупреждения порчи выводных клемм и образования трещин в мастике.
Электролит этих аккумуляторов приготовляют из аккумуляторной серной кислоты и дистиллированной воды. Его готовят в стойкой против серной кислоты посуде (керамическая, эбонитовая, свинцовая). Причем в посуду заливают вначале воду, а затем тонкой струйкой кислоту при непрерывном перемешивании. Количество кислоты плотностью 1,83г/см3 при 150С, которое необходимо добавить на 1л воды для получения электролита нужной плотности, приведено в таблице.
Таблица
Плотность электролита при 150С
| Количество серной кислоты (л) плотностью 1,83г/см3 для приготовления электролита
| Плотность электролита при 150С
| Количество серной кислоты (л) плотностью 1,83г/см3 для приготовления электролита
| 1,255
| 0,305
| 1,300
| 0,405
| 1,270
| 0,345
| 1,310
| 0,425
| 1,280
| 0,365
| 1,320
| 0,450
| 1,285
| 0,375
| 1,340
| 0,495
| Электролит заливают в батарею через стеклянную или свинцовую воронку. Причем его температура должна быть выше 250С.
При работе с кислотным электролитом следует соблюдать меры предосторожности, так как серная кислота вызывает ожоги и разрушает органические материалы.
После заливки электролита следует дать возможность пластинам пропитаться электролитом. Для этого аккумуляторы нужно выдержать перед зарядкой определенное время: новые незаряженные батареи 4–6ч, новые сухо заряженные батареи 3ч.
Хранение аккумуляторных батарей
Новые, сухозаряженные, не заполненные электролитом батареи рекомендуется хранить не более трех лет в неотапливаемом помещении при температуре до — 30 °С (сухозаряженность гарантируется в течение первого года хранения). Батареи устанавливают крышками вверх в один ярус, в месте, защищенном от попадания прямых солнечных лучей. Пробки должны быть плотно завернуты, герметизирующие детали (уплотнительные диски, стержни, колпачки, герметизирующие пленки) должны быть на своих местах.
Хранение батарей с электролитом следует осуществлять в помещении при температурах от 0 °С до —30 С для уменьшения саморазряда. При более низкой температуре возможно образование трещин в мастике. Допустимый срок хранения батарей с электролитом при отрицательной температуре составляет не более 1,5 лет, а при положительной температуре — не более 9 мес.
Батареи, снятые с машин после непродолжительной работы или приведенные в действие, но не бывшие в эксплуатации, перед установкой на хранение должны быть полностью заряжены, плотность электролита должна быть доведена до нормы, соответствующей климатическому району эксплуатации, но не выше 1,28 г/см3.
Батареи, хранящиеся при положительной температуре как резервные, которые в любой момент могут быть введены в действие, следует один раз в месяц подзаряжать нормальным зарядом (0,1С20) для восстановления емкости, потерянной от саморазряда. В батареях этого же назначения, но хранящихся при отрицательных температурах, следует ежемесячно контролировать плотность электролита. Если плотность понизится на 0,04 г/см3 от первоначальной, батарею следует подзарядить. При низких температурах и малой плотности электролита батарея может выйти из строя
Батареи, снятые с эксплуатации в связи с сезонным бездействием (комбайны, автомобили индивидуальных владельцев), необходимо ежемесячно контролировать по плотности электролита, и, если она снижается более чем на 0,05 г/см3, их следует подзаряжать.
Вопрос о постановке на длительное хранение батарей, долго работавших на машинах, решается после проведения контрольно-разрядного цикла. Батареи после заряда током 0,1 С20 и доводки плотности электролита до нормы разряжают током 10-часового режима. Если продолжительность разряда окажется меньше 7,5; 6,5; 5,5 ч для батарей с плотностью электролита соответственно 1,28; 1,26; 1,24 г/см3, то это указывает на неудовлетворительное состояние батареи и ставить ее на длительное хранение не рекомендуется.
Контрольно-тренировочный разряд ведут при температуре электролита 18...27°С до конечного напряжения на худшем аккумуляторе 1,7 В. В начале разряда и далее (через 2 ч) производят замер общего напряжения всех аккумуляторов и температуры электролита в среднем аккумуляторе.
Когда напряжение снизится на одном из аккумуляторов до 1,85 В, замер напряжения производят через 15 мин, а когда напряжение уменьшится до 1,75 В, контроль его ведут непрерывно, пока напряжение не снизится до 1,7 В. Затем быстро проверяют напряжение остальных аккумуляторов и отключают батарею от разрядной цепи.
Батареи со скрытыми перемычками разряжают до конечного напряжения 10,2 В и 5,1 В на выводах 12-вольтовых и 6-вольтовых батарей соответственно.
Если нет возможности производить ежемесячную подзарядку или зарядку батарей малыми токами, компенсирующими саморазряд, хранят их, заменив электролит раствором борной кислоты. При этом батареи надо хранить при положительной температуре, так как заливаемый 5 %-ный раствор борной кислоты может замерзнуть.
Раствор готовят в горячей дистиллированной воде (50...60 °С) из расчета 50 г борной кислоты на 1 л воды, а заливают при температуре 20...30℃. Перед заменой электролита батарею полностью заряжают, затем сливают электролит в течение 15 мин. После этого аккумуляторы дважды промывают дистиллированной водой, выдерживая в них воду по 20 мин. Сразу после промывки заливают раствор борной кислоты, заворачивают пробки с открытыми вентиляционными отверстиями, вытирают батарею и ставят на хранение. Саморазряд аккумуляторов с раствором борной кислоты практически не происходит.
Для ввода батареи в действие из нее выливают раствор борной кислоты в течение 15...20 мин и сразу заливают серно-кислотный электролит плотностью 1,38...1,40 г/см3 для средней климатической зоны (1,33...1,35 — для южной). После 40-минутной пропитки пластин электролитом батарею можно устанавливать на машину, если плотность электролита не уменьшилась ниже 1,24...1,25 г/см3. Если она стала, ниже, откорректировать плотность отбором слабого раствора и добавлением электролита плотностью 1,4 г/см3.
Заряд батарей
Полный заряд батареи (или группы батарей) может быть произведен от источника постоянного тока, максимальное регулируемое напряжение которого должно быть не менее U=2,7nВ, где n— число последовательно соединенных аккумуляторов. Для заряда положительный вывод батареи соединяют с положительным полюсом зарядного агрегата, а отрицательный — с отрицательным. Аккумуляторные батареи заряжают различными способами. Начинать зарядку можно, если температура электролита в аккумуляторах не выше 30 °С в холодной и умеренной зонах и не выше 35 °С в жаркой и теплой влажной зонах
Рис.. Изменение зарядного тока при зарядке аккумуляторов постоянным напряжением (а) и схема подключения батарей на заряд (б).
Заряд батарей постоянной силой токаприменяют на зарядных станциях и при вводе новых батарей в строй. В каждую зарядную ветвь обязательно включают последовательно батареи одинаковой емкости и примерно равной степени разряженности. Для регулирования силы зарядного тока в каждую ветвь включают реостат. Величина тока для первого заряда должна соответствовать 0,1С20 А. Заряд ведут до напряжения не менее 2,4 В накаждом аккумуляторе (начало обильного газовыделения), после чего уменьшают ток на
50 % от начального и продолжают заряжать при обильном газовыделении до постоянных напряжения (2,7 В на каждом аккумуляторе) и плотности электролита, отмечаемых в течение 2 ч. Затем при непрекращающемся заряде производят корректировку плотности электролита, если она отличается от установленной для данной климатической зоны. Для понижения плотности электролита в аккумулятор доливают дистиллированную воду, для повышения — электролит плотностью 1,40 г/см3. После доливки в аккумулятор воды или раствора кислоты заряд продолжают еще в течение 30 мин. Замер и корректировку уровня электролита производят через 30 мин после выключения зарядного тока.
Во время заряда следят, чтобы температура электролита не поднималась выше 45˚С в холодной и умеренной климатических зонах и выше 50°С в жаркой и теплой влажной зонах.
Заряд при постоянном напряжении аккумуляторных батарейпроводится на тракторах и автомобилях, где напряжение генератора поддерживается в заданных пределах регулятором. В стационарных условиях зарядное напряжение определяют из расчета 2,3... 2,4 В на один аккумулятор (13,8...14,4 В для 12-вольтовой батареи). От величины регулируемого (зарядного) напряжения, установленного на машинах, зависит степень заряженности батареи. Срок службы батарей в эксплуатации зависит от средней степени заряженности. Установлено, что отклонение регулируемого напряжения на 10... 12 % вверх и вниз от оптимального сокращает срок службы в 2...2,5 раза.
Проверку величины регулируемого напряжения и при необходимости корректировку в соответствии с инструкцией по эксплуатации трактора или автомобиля производят при техническом обслуживании № 2 и при наблюдающихся значительных перезарядах или недозарядах аккумуляторных батарей. Рекомендуемые ориентировочные пределы регулируемых напряжений для различных климатических зон, времен года и расположений аккумуляторных батарей приведены в табл.
Вследствие низкой ЭДС аккумуляторов в начале заряда устанавливается большой зарядный ток, который достигает 1...1,5С2о при полностью разряженной батарее. По мере повышения ЭДС батареи в процессе заряда ток быстро уменьшается и через 2...2,5 ч доходит почти до нуля. При этом батарея заряжается на 90...95 % емкости (рис, б).
Заряд батарей при постоянном напряжении в ряде случаев предпочтителен перед предыдущим методом, так как позволяет вести процесс форсированно. Сообщенная батарее энергия в основном расходуется на преобразование сернокислого свинца в исходные вещества и заряд заканчивается малым током без перегрева электролита с незначительным газообразованием. Этот способ позволяет включать параллельно на заряд несколько аккумуляторных батарей различной емкости и степени разряженности. При этом сила зарядного тока устанавливается автоматически: большая для батарей повышенной емкости и степени разряженности.
При постоянном напряжении (2,3...2,4 В на аккумулятор) полный заряд батареи не достигается, но исключается и разрушительный перезаряд.
Заряд асимметричным током.При заряде аккумуляторов непрерывным постоянным током в порах активной массы пластин скапливаются пузырьки нейтрального водорода. Они препятствуют движению электролита в порах и уменьшают активную поверхность пластин. В результате продолжительность заряда увеличивается.
Промышленность выпускает аппараты, позволяющие существенно сократить время заряда снятием поляризации пластин короткими импульсами разрядного тока малой величины (0,003...0,6 А), чередующимися с повышенным зарядным током (около 0,25С20). Асимметричный зарядный ток способствует восстановлению засульфатированных аккумуляторов, а также снижению срока службы батарей.
Подзарядка батарей малыми токами применяется для компенсации саморазряда при хранении. Для заряда батарей малыми токами (0,02...0,1 А) промышленность выпускает оборудование как для одиночных аккумуляторов, так и для групповой зарядки.
Неисправности аккумуляторных батарей и способы их устранения
Быстрая разрядка аккумуляторной батареипроисходит при отказе генератора и выходе из строя диодов выпрямителя.
Ускоренная разрядкавызывается неисправностями в зарядной цепи и цепях потребителей тока (утечка тока в цепях низкого напряжения системы зажигания, системы пуска, освещения, сигнализации и контрольно- измерительных устройств при повреждениях проводки), а также при длительном пользовании светом и другими потребителями при неработающем генераторе. Частыми причинами разрядки батарей являются разрегулировка реле-генератора в сторону понижения уровня регулируемого напряжения и ослабление натяжения приводного ремня генератора.
Устанавливая на машину заряженную батарею, необходимо убедиться в отсутствии утечки тока. Для этого выключают все потребители тока и присоединяют провод сначала к положительному выводу батареи, а затем (при включенном выключателе «массы») несколько раз касаются отрицательного вывода батареи проводом, соединенным с «массой». Искра в момент прикосновения свидетельствует о неисправности одной из цепей (первая искра может быть вызвана подзаводом часов).
Быстрое понижение уровня электролита(выкипание) при целом моноблоке свидетельствует о повышенном регулируемом напряжении и необходимости проверки и регулировки реле-регулятора.
Сульфатация пластин. Сульфатация — это образование на поверхности пластин крупнокристаллического сернокислого свинца, который при зарядке не переходит в исходные вещества — свинец и перекись свинца. Причинами сульфатации пластин являются: длительное хранение батарей при положительной температуре без подзарядки, систематические глубокие разряды, соприкосновение верхних частей пластин с воздухом при низком уровне электролита. Образованию сульфатации способствуют повышенные температура иплотность электролита, увеличенный саморазряд, короткие замыкания пластин. Сульфатированные пластины приобретают более светлые тона, часто с белыми пятнами.
Батареи с сульфатированными пластинами имеют повышенное внутреннее сопротивление, уменьшенную емкость и пониженную плотность электролита в конце зарядки. При зарядке сульфатированных батарей быстро повышаются напряжение на выводах аккумуляторов (в конце зарядки оно поднимается до 3 В), температура и преждевременно начинается газовыделение. Разряжается сульфатированная батарея быстрее, чем исправная, с резким падением напряжения при пользовании стартером.
Восстановить емкость сульфатированных аккумуляторов труднее, чем предупредить сульфатацию. Существует несколько способов исправления сульфатированных пластин.
При незначительной сульфатации пластин применяют длительную зарядку малыми токами с перерывами. Сульфатированные аккумуляторы сначала доливают несколько выше нормы дистиллированной водой и заряжают нормальным током до напряжения 2,4 В на элемент (до начала газовыделения). Затем делают перерыв на 20... 30 мин и снова заряжают, но уменьшенным в десять раз током (I = 0,005С20). Зарядку продолжают до начала обильного газовыделения и вновь делают перерыв на 20 мин. Далее зарядку с перерывами малым током повторяют в течение нескольких суток, пока плотность электролита постепенно не достигнет постоянной величины, близкой к установленной.
Пластины с глубокой, но незастарелой сульфатацией восстанавливают зарядом в дистиллированной воде. Для этого из разряженных до 1,7 В. сульфатированных аккумуляторов выливают электролит и заливают в них дистиллированную воду. Через час аккумуляторы включают на зарядку, установив зарядный ток с таким расчетом, чтобы напряжение на выводах 6-вольтовых батарей не превышало 6,9 В, на выводах 12-вольтовых батарей—13,8 В. Когда плотность электролита повысится до 1,12 г/см3, устанавливают зарядный ток, соответствующий 1/5 нормального зарядного тока (I3 = 0,02С20). Зарядку ведут до начала равномерного газообразования во всех аккумуляторах и прекращения увеличения плотности электролита. Затем аккумулятор включают на 1,5...2-часовую разрядку примерно таким же током. Разрядку и зарядку продолжают до тех пор, пока повышается плотность электролита, после чего ее доводят до нормального значения. Циклирование может длиться 3...5 недель.
Повышенный саморазряд.Саморазряд батарей вэксплуатации считается повышенным, если он превышает 1 % емкости всутки. Возникает вслучаях попадания посторонних примесей в электролит, утечки тока по смоченной электролитом или загрязненной поверхности аккумуляторов, замыкания пластин осыпавшейся активной массой. Вредные примеси, особенно металлы, в электролите увеличивают саморазряд, разрушают активную массу и решетки пластин. Крупицы постороннего металла, попадая на отрицательные пластины, образуют с губчатым свинцом и электролитом много местных первичных короткозамкнутых элементов, «паразитные» токи которых разряжают пластины. При этом выделяются пузырьки газа, служащие признаком повышенного саморазряда.
Загрязненный электролит выливают из аккумуляторов, предварительно разрядив током 0,1С20 для перехода металлических примесей с отрицательных пластин в электролит. Затем тщательно промывают несколько раз аккумуляторы дистиллированной водой и заливают свежий электролит, плотность которого соответствует плотности слитого или незначительно превышает ее. Батарею ставят на зарядку, ав конце ее корректируют плотность электролита. Поверхностный саморазряд определяют по отклонению стрелки вольтметра. Один зажим вольтметра соединяют с выводом аккумулятора, второй — споверхностью крышки или мастики аккумулятора. Для устранения и предупреждения поверхностного саморазряда необходимо регулярно протирать батарею чистой ветошью, смоченной в 10 %-ном водном растворе кальцинированной соды или нашатырного спирта, а затем насухо вытирать чистой тряпкой.
Короткое замыкание пластинв аккумуляторе происходит в результате разрушения сепараторов, накопления осадка на дне банки и образования «наростов» свинца на кромках отрицательных пластин. Признаки короткого замыкания: уменьшение плотности электролита и резкое снижение напряжения до нуля при испытании нагрузочной вилкой, слабое повышение плотности электролита и напряжения при зарядке с одновременным повышением температуры относительно исправных аккумуляторов. Аккумулятор с короткозамкнутыми пластинами подлежит ремонту.
Неисправности моноблоковвстречаются в виде трещин, отколов, пробоин, которые появляются в результате ударов, тряски и небрежного обращения. Больше всего подвержены механическим повреждениям пластмассовые моноблоки, особенно при отрицательных температурах. Трещины в перегородках бака вызывают короткое замыкание через электролит разноименных пластин соседних аккумуляторов, соединенных между собой межэлементной перемычкой. Пластины разряжаются, при этом плотность электролита в баках с трещиной в перегородке будет меньше, чем в остальных, а суммарная ЭДС двух замкнутых электролитом аккумуляторов будет такой же, как ЭДС одного исправного аккумулятора. Наличие трещины в стенке моноблока или в перегородке легко обнаружить, если с обеих сторон проверяемой перегородки залить, слабый раствор электролита на 10...15мм ниже верхних кромок ее и поместить разноименные аккумуляторные пластины, соединенные между собой через вольтметр. Отклонение стрелки прибора свидетельствует о наличии трещины в перегородке.
Техника безопасности при обслуживании аккумуляторов
Во время приготовления электролита, его заливки, установки аккумулятора на зарядку необходимо работать в резиновых перчатках и обуви, в фартуке и защитных очках.
Помещения, в которых работают с аккумуляторными батареями, должны быть оборудованы общей и местной вентиляцией. В них запрещается хранить и принимать пищу, а также курить.
Приготавливая электролит для щелочных аккумуляторов, следует помнить, что при растворении щелочи выделяется тепло, поэтому раствор нужно перемешивать. Куски щелочи голыми руками брать не следует. Применять стеклянную посуду при растворении щелочей не рекомендуется, так как она может разбиться, а работающий – пострадать. Кроме того, концентрированный раствор щелочи выщелачивает стекло и разрушает органические ткани (кожу, волосы и др.). При попадании щелочи на незащищенные места ее можно нейтрализовать 3–процентным раствором борной кислоты.
При приготовлении электролита для кислотных аккумуляторов следует строго соблюдать существующие правила: приливать кислоту в воду, а не наоборот. При изготовлении и заливке электролита нужно пользоваться только стеклянной или изготовленной из свинца посудой. Переливать кислоту или готовый электролит лучше при помощи специальных сифонов.
Серная кислота даже слабой концентрации разрушает все органические материалы и причиняет ожоги. При попадании электролита на одежду или обувь нужно промыть облитое место большим количеством воды, а затем нейтрализовать кислоту раствором бикарбоната натрия (питьевой соды) или нашатырного спирта. Если кислота попала на незащищенные части тела, то необходимо сразу же обмыть это место большим количеством воды и также нейтрализовать.
Техническое обслуживание генераторов
От технического состояния генератора и работающего с ним реле-регулятора зависят надежность и продолжительность работы аккумуляторной батареи и приборов освещения.
При техническом обслуживании работу генератора проверяют непосредственно на автомобиле, комбайне или тракторе, а в необходимых случаях — на контрольно-испьпательном стенде путем измерения напряжения и силы тока, отдаваемого генератором.
В процессе эксплуатации при ТО-1 и ТО-2 проверяют и регулируют напряжение приводного ремня генератора, а также крепление генератора и реле-регулятора.
При ТО-2 очищают генератор от грязи, снимают щеткодержатель и проверяют состояние щеток, давление пружин и контактные кольца. Устраняют выявленные неисправности и продувают сжатым воздухом внутреннюю полость генератора.
При подготовке автомобиля, трактора к зимней эксплуатации при очередном ТО-2 дополнительно выполняют следующие работы. Снимают генератор, проверяют его техническое состояние и при необходимости разбирают генератор, проверяют состояние обмоток и узлов, устраняют выявленные неисправности, заменяют дефектные узлы и детали. Перед сборкой продувают сжатым воздухом корпус, ротор и другие детали. Заменяют смазку подшипников, при этом снимают защитное кольцо, промывают подшипник, заполняют его смазкой на 70 % объема полости между шариками и устанавливают кольцо на место. В закрытые подшипники смазку не добавляют. После сборки проверяют работу генератора на стенде.
Можно проверить генератор без снятия с машины путем измерения напряжения на зажимах «плюс» и «минус» генератора, а затем напряжения на «плюсе» и «минусе» регулятора при средней и большей частоте вращения двигателя.
Техническое обслуживание системы зажигания
Свечи зажигания:
а — разрез свечи; б —общий вид свечи АК17ДВ; в — экранированная свеча.
1 — изолятор; 2 —стержень с резьбой и накаткой на концах; 3 - герметик; 4, 12 -корпусы; 5-шайба; 6, 11 — прокладки уплотнительные; 7 — центральный электрод; 8 — боковой электрод; 9 —тепловой конус (юбка изолятора); 13 — экран; 14 — резистор подавительныи; 15, 17 — керамические втулки; I6 — проводник; 18 — резиновая втулка; 19 — гайка; 20 — втулка; 21 — экранирующая оплетка провода; l —длина теплового конуса; S — размер под ключ.
Конденсатор и катушка зажигания
1 — клемма высокого напряжения; 2— крышка; 3 — контактная пружина; 4— выводы (зажимы) первичной обмотки; 5 — вторичная обмотка; 6 — первичная обмотка; 7 — изолятор; 8 — сердечник; 9 — кожух; 10 — наружный магнитопровод;11 — добавочный резистор; 12 — изолятор добавочного резистора: 13 — изолирующий наполнитель; 14 — контактная пластина высокого напряжения; 15 — выводы дополнительного резистора; 16 — латунная вставка
Рис. Прерыватель-распределитель Р13-Д в разобранном виде.
1 — крышка; 2 — ротор; 3 — пластина неподвижного контакта; 4 — рычажок неподвижного контакта; 5—контакты; 6 — фильц со смазкой; 7 -неподвижный диск; 8 — кулачок; 9 — валик; 10 — грузик; 11— пластина грузиков; 12 — пружина; 13- корпус; 14 — защелка; 15 — подшипник; 16 — нижняя пластина октан- корректора; 17 — втулка; 18 — штифт; 19— гайка октан-корректора; 20—масленка; 21 — вакуумный регулятор; 22 — верхняя пластина октан-корректора;23 — тяга; 24 — штифты; 25 — ось грузика; 26 — пластина; 27 — стопорное кольцо
При ТО-1 проверяют и при необходимости подтягивают крепление прерывателя-распределителя и катушки зажигания. Поворотом крышки колпачковой масленки на один оборот смазывают валик привода кулачка и ротора распределителя.
При ТО-2 проверяют состояние поверхности катушки зажигания, проводов низкого и высокого напряжения и сухой тряпкой очищают их от пыли, грязи и масла. Проверяют состояние свечей зажигания. Очищают свечи от нагара и регулируют зазор между электродами или заменяют свечи.
Снимают с двигателя прерыватель-распределитель и протирают сухой тряпкой внутреннюю и наружную поверхности крышки, ротор и корпус. Проверяют, нет ли в крышке и роторе трещин и обуглившейся поверхности изоляционного материала, а также состояние угольного контакта в центральном вводе крышки и подавительного резистора в роторе распределителя. Проверяют состояние контактов прерывателя, регулируют зазор между ними и зачищают рабочую поверхность от окиси металла. Протирают рабочую поверхность контактов прерывателя замшей, смоченной очищенным бензином или спиртом, а затем просушивают контакты.
Поворотом крышки колпачковой масленки на один оборот смазывают валик привода кулачка и ротора. Смазывают ось рычажка одной каплей масла. Снимают ротор, а затем фильц и закапывают 4.. .5 капель на втулку кулачка. Потом пропитывают фильц-щетку двумя каплями масла. Проверяют состояние других узлов и деталей.
При подготовке машины к зимней эксплуатации прерыватель-распределитель разбирают и тщательно проверяют состояние подшипника подвижного диска, рычажка прерывателя, валика и скользящих подшипников его, кулачка, контактов прерывателя, центробежного и вакуумного регуляторов опережения зажигания. Устраняют выявленные неисправности. Проверяют на стенде и при необходимости регулируют угол замкнутого состояния контактов прерывателя, центробежный и вакуумный регуляторы опережения зажигания, а также исправность ротора, крышки распределителя и конденсатора.
Техническое состояние приборов системы зажигания, снятых с автомобиля, трактора, проверяют на стендах КИ-968 и др.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2025 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|