|
Технологическая цепочка подготовки и проведения экскурсии
Вводное занятие (2 ч).
Постановка целей работы, деление на группы, распределение поручений внутри групп экскурсоводов.
Что такое интерактивная экскурсия? (6 ч).
Знакомство с основами организации и проведения экскурсии. Мозговой штурм по группам «Есть идея - есть экскурсия». Определение темы, целей и задач экскурсии.
Подготовка экскурсии (30 ч).
Отбор литературы по теме экскурсии, ее изучение. Обзор (в том числе виртуальный) и изучение экспонатов экскурсии. Составление маршрута экскурсии. Объезд или обход предполагаемого маршрута экскурсии группой экскурсоводов. Подготовка текста экскурсии. Подготовка портфолио экскурсоводов. Разработка тем возможных исследований во время экскурсии (вопросов для изучения). Определение формы проведения экскурсии (в том числе практических заданий с объектами экскурсии).
Проведение экскурсии (20 ч).
Работа с маршрутными листами, заданиями, выбранными темами.
Анализ экскурсии (6 ч). Работа над темами по итогам экскурсии. Фотоотчеты. Анализ работы экскурсоводов, репортеров, ведущих и других участников.
Технологическая цепочка подготовки и проведения экскурсии
Этап
| Деятельность педагога
| Деятельность учащихся (индивидуально или в группе)
| Результат работы на этапе
|
|
|
|
| Определение темы, целей и задач экскурсии
| Выбирает учебную тему (темы), по которой необходимо проведение экскурсии, исследовательские и проблемные вопросы, которые могут быть изучены в процессе экскурсии, рассматривает варианты проведения коллективного планирования экскурсии с учащимися
| Осмысливают собственный интерес к учебным темам, по которым возможно проведение экскурсии, имеющиеся вопросы по данной теме, возможные варианты проведения экскурсии
| Выбор общего направления экскурсии, общего круга вопросов, которые могут быть освещены в ходе экскурсии
| Распределение поручений и ролей в классе
| Помогает классу (группе) в проведении коллективного планирования экскурсии и распределения ролей
| Участвуют в коллективном планировании экскурсии, совместно определяют возможные материалы, распределяют роли, определяют конкретные задачи для каждой группы, круг вопросов для предварительного изучения.
Возможные поручения по группам: экскурсоводы, организаторы, пресс-центр, аналитики.
| План проведения экскурсии, конкретный набор задач для каждой группы участников
| Отбор литературы по теме экскурсии, ее изучение
| Помогает участникам с подбором литературы и материалов по теме экскурсии, ставит перед группами задачи, помогает конкретизировать вопросы участия в работе экскурсии
| Изучают литературу и материалы по теме экскурсии, создают первичные материалы для портфолио экскурсовода, отбирают материалы и сведения, которые будут им необходимы в работе экскурсии
| Система первичных знаний по теме экскурсии. Список вопросов, которые интересны для дальнейшего изучения
| Обзор (в том числе виртуальный) и изучение экспонатов экскурсии
| Помогает определить объекты экскурсии, которые будут исследованы в ее ходе, направляет работу экскурсоводов по изучению объектов экскурсии и включению их в работу экскурсии
| Работы по группам в рамках общего распределения ролей
| Описание объек- тов экскурсии, материалы порт фолио к этим объектам
| Составление
маршрута
экскурсии
| Оказывает помощь группе экскурсоводов и организаторов по решению практических во- просов организации экскурсии
| Работа по группам в рамках задач
| Примерный маршрут экскурсии
| Объезд или обход экскурсии группой экскурсоводов
| Вместе с группой экскурсоводов проходит маршрут экскурсии, задает уточняющие и направляющие вопросы по теме и содержанию экскурсии, делает пометки для уточнения вопросов другим группам
| Работа по группам. Особое значение имеет работа группы экскурсоводов.
| Утвержденный маршрут экскурсии
| Подготовка текста экскурсии
| Помогает группе исследователей и группе экскурсоводов наполнить экскурсию содержанием, дает советы по сохранению в содержании исследовательской и познавательной направленности
| Группа экскурсоводов с помощью группы исследователей создает текст экскурсии с описанием объектов общей «фабулы» экскурсии
| Развернутый и тезисный текст экскурсии
| Подготовка портфолио экскурсоводов
| Оказывает помощь в отборе материалов к экскурсии
| Экскурсоводы и исследователи подбирают дополнительные материалы, которые могут содержательно расширить представления об объектах. Группа пресс-центра готовит материалы к демонстрации
| Комплект материалов (фотографий, текстов, предметов) для использования в ходе экскурсии
| Разработка тем возможных исследований во время экскурсии (вопросов для изучения)
| Помогает участникам соотнести первичную познавательную задачу экскурсии (учебной темы) с возникшими идеями по индивидуальным исследовательским работам
| Составляют список возможных тем исследования
| Предварительная тема исследования
| Определение формы про- ведения экску рсии (в том числе практических заданий с объектами экскурсии)
| Помогает группе экскурсоводов и группе организаторов придумать задания на этапах экскурсии, соотнести их с содержанием экскурсии и особенностей объектов
| Придумывают прикладные задания к основным этапам экскурсии, готовят необходимый раздаточный и практический материал для работы во время заданий
| Комплект заданий на основных этапах экскурсии
| Защита экс- скурсии
| Участвует в обсуждении экскурсии, задает уточняющие и конкретизирующие вопросы
| Представляют содержание и маршрут экскурсии
|
| Организационные вопросы про- ведения экс- курсии
| Определяет группу вопросов, требующих «взрослого» участия. Привлекает к решению вопросов родителей, представителей различных организаций
| Проводят подготовку к проведению экскурсии, готовят необходимый реквизит, материалы
|
| Проведение экскурсии
| Помогает группам в ходе экскурсии эффективно решить свои практические задачи. Контролирует соблюдение безопасности участников. Делает уточнения по ходу экскурсии, дает советы по определению тем самостоятельных исследований
|
|
| Подведение итогов. Анализ работы участников
|
| Участвуют в экскурсии, являясь ее слушателями и выполняя свои задачи (экскурсоводы проводят экскурсию, пресс-центр делает фотографии). Остальные участники являются слушателями экскурсии и выполняют задания на объектах. Заполняют бортовые журналы по ходу экскурсии
| Материалы по итогам экскурсии
| Подведение итогов экскурсии
| Организует обсуждение экскурсии по группам, индивидуальную экскурсию. Подводит итоги педагогических результатов работы класса
| Участвуют в групповом анализе экскурсии, пресс-центр представляет аналитику и фотоматериалы по итогам. Заканчивают работу над бортовым журналом экскурсии
| Газеты, бортовые журналы, аналитические подборки по итогам диссертации
| Работа с материалами экскурсии
| Помогает группам и отдельным учащимся использовать материал экскурсии для исследовательской работы
| Отбирают материалы по экскурсии для включения их в индивидуальную работу. Выбирают форму самостоятельной работы, составляют план дальнейшей самостоятельной работы по теме
| План самостоятельной работы участников
|
В качестве объектов экскурсии могут выступать:
1. Памятники архитектуры и градостроительства.
2. Архитектурные ансамбли и комплексы
3. Исторические центры
4. Кварталы
5. Площади.
6. Улицы
7. Сооружения гражданской, промышленной, военной, культовой архитектуры.
8. Инженерные сооружения (крепости, мосты, башни).
9. Архитектурные сооружения, связанные с жизнью и деятельностью выдающихся личностей.
10. Памятники искусства: произведения монументального, изобразительного, декоративно- прикладного, садово-паркового и других видов искусства.
11. Памятники природы: парки, леса, рощи, сады, реки, озера, пруды, заповедники и заказники, отдельные деревья, реликтовые растения и т. п.
12. Экспозиции государственных и народных музеев, картинных галерей, постоянных и временных выставок.
13. Памятные места - места, связанные с важнейшими событиями в жизни страны, развитием общества и государства.
14. Необычные места и поселения.
15. Объекты, связанные с литературой и художественными произведениями.
16. Промышленные предприятия и организации.
17. Места, связанные с преданиями, сказками, традициями и обычаями поселения
Значительно разнообразить экскурсию можно за счет маршрута и способа передвижения по маршруту.
Существует три вариантапостроения маршрутов экскурсии:
· хронологический,
· тематический и
· тематико-хронологический.
Маршрут строится в логике последовательности осмотра объектов и намечается с учетом следующих требований:
1. показ объектов следует проводить, не допуская ненужных повторных проездов по одном) и тому же участку маршрута (улице, площади, мосту, шоссе), то есть так называемых «петель»;
2. наличие доступности объекта (площадки для его осмотра);
3. переезд или переход между объектами не должен занимать более 10-15 минут, чтобы не было слишком длительных пауз в показе и рассказе;
4. двигаться по маршруту можно пешком, на общественном или специально нанятом транспорте, на роликах, на велосипедах и др.
При разработке следует также помнить, экскурсии делятся на несколько типов:
· Обзорные экскурсии характеризуются многотемностью и позволяют за короткое время получить общее и цельное представление об объекте.
· Тематические экскурсии посвящены раскрытию какой-либо одной темы в области истории, культуры, природопользования, того или иного содержательного аспекта в тематической экскурсии; ее традиционно относят к одному из типов: исторические, архитектурно-градостроительные, искусствоведческие, литературные, природоведческие и производственные (технологические).
Конкретизируя каждый тип, можно выделить подтипы обзорных экскурсий. Так, по своему содержанию исторические экскурсии подразделяются на историко-краеведческие, археологические, этнографические, рассказывающие о нравах и обычаях разных народов; военно-исторические, которые проводятся по местам боевой славы; историко-биографические.
· Архитектурно-градостроительные экскурсии делятся на экскурсии с показом архитектурного облика данного города; экскурсии с показом памятников архитектуры определенного исторического периода; экскурсии, дающие представление о творчестве какого-либо архитектора; экскурсии с демонстрацией образцов современной архитектуры; экскурсии, знакомящие с планировкой и застройкой городов по генеральным планам; экскурсии по новостройкам.
· Искусствоведческие экскурсии имеют следующие подтемы: историко-театральные, историко-музыкальные, по местам бытования народных художественных промыслов, по местам жизни деятелей искусства, экскурсии в картинные галереи, выставочные залы, искусствоведческие музеи, в мастерские художников и скульпторов.
· Литературные экскурсии подразделяются на литературно-биографические; историко-литературные, посвященные определенным периодам развития русской литературы; литературно- художественные (по местам, которые были местом действия в произведениях того или иного писателя).
· Природоведческие экскурсии делятся на ботанические, зоологические, гидрологические, геологические, экскурсии по уникальным памятникам природы.
· Производственные экскурсии могут быть производственно-историческими, производственно- экономическими, производственно-техническими и профессионально-ориентационными для учащихся.
Экскурсия, которую разрабатывают сами школьники, может носит интерактивный характер и приобрести форму экскурсии с практическим мастер-классом, игровой, костюмированной, экскурсией-приключением.
С учетом этой классификации каждая группа в классе может придумать свою экскурсию по одной теме.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|