Лидерство, включая укрепление роли министров здравоохранения и сектора здравоохранения.
Введение.
В части 3 описываются требования и практические пути, которые могут содействовать эффективной реализации политики Здоровье-2020.
Здесь предстоит решить две рядом стоящие сложные задачи:
первая - обеспечить рациональное стратегическое управление системами здравоохранения и их укрепление - это то, что мы называем «руководством здравоохранением» (health governance);
вторая - организовать совместные действия сектора здравоохранения и других секторов, государственных и частных структур и самих граждан во имя общих целей - иными словами, «стратегическое руководство в интересах здоровья» (governance for health).
Реализация политики Здоровье - 2020 требует работы по ряду ключевых элементов: лидерство; стратегический замысел (отраженный в национальных и субнациональных стратегиях) охраны здоровья; совместная работа в рамках партнерств; ответственность всего общества и всего государства за здоровье людей; мониторинг, оценка и научные исследования в области общественного здравоохранения; обеспечение активной роли ВОЗ.
Реализация намеченного: сложные задачи, стоящие перед руководителями, отвечающими за проведение политики.
В процессе осуществления политики Здоровье - 2020 страны не только столкнутся с разными контекстами и исходными позициями: им также понадобится выработать способность адаптироваться как к прогнозируемым, так и к непредвиденным условиям, в которых должны реализовываться их стратегии. Мир сегодня совершенно не похож на ту среду, в которой принималась и осуществлялась прежняя политика «Здоровье для всех», и в данном документе, равно как и в исследовании, посвященном стратегическому руководству в интересах здоровья, уже было обращено внимание на такие проблемы, как глобальная взаимозависимость и взаимосвязанность, ускоряющиеся темпы перемен, дополнительная сложность среды, определяющей политику, и повышение степени неопределенности. Для того, чтобы эффективно работать в таком мире, нужны новые стратегические подходы и инструменты (285).
Государства-члены будут выбирать разные подходы, и выстраивать свои действия и решения в соответствии со своими политическими, социальными, эпидемиологическими и экономическими реалиями, своими возможностями вырабатывать и реализовывать политику, а также своими традициями и культурой. Государствам-членам необходимо проанализировать и критически оценить свои позиции по отношению к основам политики Здоровье - 2020 и то, в какой мере их инструменты политики, законодательство, организационная структура, кадровые ресурсы и ситуация и меры в налогово-бюджетной сфере способствуют либо, напротив, препятствуют реализации политики Здоровье-2020. Такой анализ включает в себя оценку сложности системы, ее потенциала, показателей функционирования и динамики. В основах политики Здоровье - 2020 изложены уже существующие, появляющиеся и будущие проблемы, которые должны будут решаться, но подчеркивается также и то, что перед руководителями, проводящими политику, стоит непростая задача - оперативно приспосабливаться к непредвиденным проблемам и изменениям в общем контексте, которые будут оказывать влияние на стратегические цели. Потребуется постоянно анализировать обстановку и вносить коррективы в политику, в том числе и быть готовыми отказаться от стратегий, которые утратили актуальность или стали неэффективными.
Реализация основ политики Здоровье - 2020 потребует больших усилий. В исследовании, которое провело недавно Европейское региональное бюро ВОЗ в рамках подготовки основ политики Здоровье - 2020 и для последующего содействия ее реализации, были рассмотрены различные обязательства в сфере общественного здравоохранения, принятые государствами-членами в период между 1990 и 2010 гг.
В составленный перечень вошло внушительное число резолюций, программных заявлений и юридически обязательных правовых документов. В них уже было затронуто большинство тем, которые рассматриваются в основах политики Здоровье-2020, хотя некоторым из них, по-видимому, можно было бы уделить больше внимания - например, проблемам пожилых людей, оказанию помощи при отдельных неинфекционных заболеваниях и экономическим аспектам здоровья и болезни. Авторы поставили под сомнение перспективность такого подхода и подняли вопрос о трудностях мониторинга и оценки реализации и риске повторения и дублирования.
Для поддержки процесса формирования политики в столь сложных условиях было предложено семь следующих принципов.
- Комплексный прогностический анализ. Выявив ключевые факторы, влияющие на результаты политики, и определив сценарии, по которым эти факторы могут эволюционировать в будущем, можно сделать политику устойчивой к воздействию целого ряда ожидаемых условий и выработать показатели, с помощью которых при необходимости можно будет инициировать внесение в политику важных корректив.
- Обсуждение с широким участием заинтересованных сторон. Это коллективные, совместные действия общества по изучению какого-либо вопроса с разных точек зрения до того, как будет принято решение. Совещательные процессы укрепляют общую схему разработки политики, так как содействуют формулированию общих ценностей, развитию коллективной приверженности, выявлению возникающих проблем, а также всестороннему анализу причинно-следственных связей.
- Автоматическая корректировка политики. Всегда можно предвидеть некоторую изначально присутствующую изменчивость социально-экономических и экологических условий, а мониторинг основных показателей может помочь в выработке и внесении в политику важных корректив, чтобы политика продолжала успешно выполнять свою функцию.
- Создание благоприятных условий для самоорганизации и объединения в социальные сети. Действия, направленные на то, чтобы стратегии не подрывали существующий социальный капитал, на создание форумов, дающих возможность объединяться в социальные сети, на облегчение обмена передовой практикой и устранение препятствий на пути к самоорганизации позволяют повысить возможности заинтересованных сторон реагировать на непредвиденные события разнообразными инновационными способами.
- Децентрализация принятия решений. Передача прав и обязанности принимать решения либо существующему, либо специально создаваемому подразделению на самом нижнем уровне в системе стратегического руководства, при котором еще сохраняется эффективность и подотчетность, может привести к повышению способности политики давать нужные результаты при возникновении непредвиденных обстоятельств.
- Поощрение разнообразия. Учитывая сложность большинства ситуаций, в которых осуществляется политика, реализация разнообразных направлений политики для достижения одной и той же цели повышает вероятность достижения желательных результатов. Разнообразие ответных мер также представляет собой один из распространенных подходов к управлению рисками и повышает способность эффективно функционировать при возникновении непредвиденных условий.
- Систематический формальный пересмотр политики и непрерывная учеба. Регулярный пересмотр, даже в тех случаях когда политика дает хорошие результаты, и проведение тщательно спланированных пилотных проектов на протяжении всего срока действия политики для апробирования различных вариантов, может помочь в решении возникающих проблем и во внесении важных корректив.
Лидерство, включая укрепление роли министров здравоохранения и сектора здравоохранения.
Лидерство в области здравоохранения и обеспечения социальной справедливости в отношении здоровья сегодня важнее, чем когда-либо ранее.
Лидерство в интересах здоровья может принимать различные формы с участием многочисленных действующих субъектов, например следующих:
международные организации, задающие стандарты и «правила игры»;
главы правительств, отдающие приоритет вопросам охраны здоровья и благополучию граждан;
министры здравоохранения, не ограничивающиеся рамками своего сектора, а обращающиеся к министрам других секторов;
парламентарии, проявляющие интерес к вопросам здравоохранения;
руководители коммерческих структур, стремящиеся так переориентировать модели бизнеса с учетом интересов здоровья;
организации гражданского общества, привлекающие внимание к недостаткам в профилактике болезней или в оказании услуг;
академические институты, предоставляющие объективные свидетельства об эффективности (или неэффективности) медико-санитарных вмешательств, а также необходимые для инноваций научные данные;
местные органы, решающие сложные задачи учета интересов здоровья во всех стратегиях.
Все чаще в роли лидеров в деле охраны здоровья и достижения социальной справедливости стали выступать отдельные лица - благотворители, медийные знаменитости - и проводимые ими кампании оказывают большое влияние.
Для лидерства в интересах здоровья в XXI веке нужны новые навыки, и нередко результаты лучше достигаются путем влияния, нежели прямым контролем. Авторитет лидеров в области здравоохранения в будущем в значительной степени будет зависеть не только от их положения в системе здравоохранения, но и от способности убеждать других в том, что здоровье и благополучие имеют огромное значение для всех секторов. Лидерство будет не только индивидуальным, но и институциональным, коллективным, сосредоточенным в сообществах и основанным на сотрудничестве. Такие формы лидерства уже появляются на практике. Группы заинтересованных сторон объединяются для решения важнейших проблем здравоохранения на глобальном, региональном, национальном и местном уровнях - примером может служить глобальная борьба против ВИЧ. Аналогичные движения возникают для борьбы с неинфекционными заболеваниями, решения проблем гигиены окружающей среды и укрепления здоровья.
Важнейшая роль в этом отношении принадлежит министрам и министерствам здравоохранения. Их прочное руководство является ключом к успеху всех действий, необходимых для продвижения интересов здоровья, таких как разработка и реализация национальных и территориальных стратегий в области здравоохранения, направленных на укрепление здоровья и благополучия; разъяснение необходимости и организация плодотворного межсекторального сотрудничества в интересах здоровья; привлечение к активному участию в этой деятельности всех заинтересованных сторон; качественное и эффективное выполнение основных функций общественного здравоохранения и оказание медико-санитарных услуг и установление, и мониторинг стандартов для показателей деятельности в рамках прозрачной подотчетности.
Возложенная на них ответственность за эффективность, отзывчивость и оперативность в работе медицинских служб также в немалой степени способствует улучшениям в показателях здоровья с соблюдением принципа социальной справедливости. Службы здравоохранения сами вносят вклад в те или иные показатели здоровья и благополучия, и можно ожидать возрастания этого вклада в будущем по мере улучшения технологической вооруженности служб здравоохранения по всему спектру состояний нездоровья и заболеваний. Кроме того, службы здравоохранения сами по себе являются мощной социальной детерминантой здоровья в смысле распределенных по социальному признаку неравенств в доступе к медицинским услугам и в пользовании ими.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|