|
Лидочка, или Экзамен на стойкость
Лидия Петровна – учитель старой закалки. Пока на пенсии, но это ненадолго. Директор городской школы №5, Анастасия Ивановна, буквально умоляла пойти работать снова. Дескать, некому работать: молодежь не хочет учиться на педагога, а тем более работать – зарплата небольшая, много рабочих часов в неделю, а ученики в большинстве хамы. Лидочка не пугается всего этого, и отказывать она не привыкла. Придется в свои 62 года опять учить старшеклассников математике. Подготовиться к первым урокам надо основательно. Молодежь нынче ленивая, хочет, чтоб для нее все разжевывали. Важно, как себя покажешь, чтоб уважали и слушались. Классная руководительница 10б предупредила Лидию Петровну: «Это самый тяжелый класс. Многие учителя пытались обуздать их. Думаю, у вас мало шансов. Но, шансы есть всегда. Поэтому, желаю вам удачи». Подобные слова не вселили много оптимизма в нашу учительницу. Педагогический коллектив предлагал свою помощь педагогической литературой, так же готовы были все до одного прийти на урок, если класс разбушуется. Поддержка важна, безусловно: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей» Конечно, зарплата была больше ста рублей, но все равно очень маленькая – 12 тысяч. И это за каждодневные семь уроков. Кто может согласиться работать в обе смены шесть дней в неделю? Только наши учителя, закаленные в послевоенные годы. И Лидия Петровна поспешила в школу на первый ознакомительный урок с 10-ми и 11-ми классами.
Первый урок – это всегда волнительно. Перед тем, как войти в класс, надо успокоиться, отбросить все сомнения, что не так-то просто. В эти секунды, после того как оглушительно прозвенит звонок, кажется, как могут устоять все теории по педагогике перед реальными занятиями. Нервному педагогу вряд ли поможет самовнушение, а школьники, наверняка, будут непредсказуемы. В такой сложной ситуации оказываются многие. Но Лидия Петровна во всем полагалась на Волю Божью, вечером она попросила Бога, чтобы Он укрепил её и вразумил, как и что лучше говорить на уроке, помолилась и об учителях, и об учениках. И продолжала читать Иисусову молитву, стоя перед дверью класса. Звонок…. Пора! Лидия медленно, уверенным шагом заходит в класс, успевая рассмотреть всех учеников.
Беседу с 10а она начала примерно так:
- Здравствуйте, ребята, -прозвучало недружное «здрасте». - Я – Лидия Петровна. Как вам уже сказали, буду преподавать математику. Как вы думаете, что в математике, как и в других предметах, является главным свойством? Спрошу по-другому: какой должен быть результат решения какой-либо задачи?
- Правильный, - сказала девочка с первой парты.
- Так, хорошо. Подберем синоним – близкое по значению слово.
- Можно я? Точный, верный, истинный, - выпалил парень с задней парты.
-Отлично. Вижу, с русским языком, как и с математикой ты дружишь.
Послышались смешки.
- Я думаю, что наша речь должна быть верной, точной, правильной, как и решение математической задачи. Если у вас есть вопросы, что-то непонятно – спрашивайте. Кстати, кто из вас любит математику? Поднимите руку. Так, хорошо.
Руку подняли несколько человек. Над парнем с задней парты подтрунивали. Лидия решила, что он либо любит математику, но мало что в ней понимает, либо, говоря по-молодежному, «прикалывается».
- Давайте познакомимся. И чтобы мне быстрее запомнить, сделаем это в виде игры. Вы по очереди подходите к доске и пишите на ней свое имя по вертикали. А я буду к каждой букве придумывать что-то вроде комплимента. Но я не справлюсь одна – остальные будут мне помогать. Можно писать комплименты и математические термины. Например, моё имя - Лидия: лояльная, иррациональная (т.е. бесконечная), диаметральная (противоположная, в математике диаметр – хорда, проходящая через центр окружности), интересующаяся, яркая. Итак, начнем.
Первое имя было Анна. Но математических терминов не подобрали, и посыпались с разных предметов: ИЗО (альбомная), физика (нанометровая), химия (нейтронная), технология (арбалитовая). Ну, а для необычного имени Иллария нашлись и несколько математических: интеграл, линия, ломаная , радиус. Лидия Петровна с удовольствием наблюдала, как в азарте одноклассники пытались вспомнить какой-то термин, даже доставали учебники и перелистывали их. Звонок прервал веселую игру. Лидия придумала всем домашнее задание: записать на листочек темы, которые ребята не поняли на уроках, дабы их разобрать на уроках ознакомления.
Класс в общем нормальный, как и 10б и 11в. Классы 10в и 11г были ещё дружнее, с ними было просто интересно работать. После таких занятий, поднимающих настроение, Лидочка, как умудренный многолетним опытом человек, поняла, что следующие классы будут антагонистами предыдущим, и морально приготовилась. Её подозрения полностью оправдались. Поначалу её взору предстали вялые, жующие жвачку старшеклассники, они не отвечали на её вопросы, разве что «для прикола», перемежая свою речь матом. Между собой они говорили резко, матерно и с нередкими угрозами. И это были ещё цветочки. Бурная фантазия могла нарисовать подростков с ножами, но это же обыкновенная городская школа, а не детская колония. Реальная ситуация была описана педсоветом так: среди школьников много курящих, драчунов и даже есть наркоманы. Учителя борются с этими бедами по-разному: проводят классные часы о вреде курения, наркотиков, запирают каждую вторую перемену двери школы, дабы школьники меньше курили, и в это время дежурят в туалете, чтобы не допустить вышеперечисленные действия. Такая расстановка дел угнетала. Но что ж делать? Будем жить. С Божьей помощью все управится. На так называемом «вводном уроке» класс игнорировал слова учителя, парни ругались матом, рассказывали неприличные истории, девчонки хихикали, перешептывались. На просьбу представиться они даже не отреагировали. Тогда Лидия сказала как можно жестче и спокойней: «Если вы не хотите назвать свои имена, я вам их придумаю. Ты будешь Косинусом, - показав, на самодовольного эгоиста. – А ты Котангенсом, - про веснушчатого рыжего парня. – А вот рослый паренек Диаметром, а наоборот невысокий Радиусом, толстушка Окружностью, коренастый парень – Куб. Устраивает?»
Народ посмеивался над математическими прозвищами! Но не всех они устраивали. Окружность решила, что имя Наташа ей больше подходит, а Косинус, что Вадим – более «романтичное» имя. Таким образом, Лидия Петровна выбивала два-три нормальных русских слова из своих учеников. Но нормальных знаний, как таковых, у этих детей не было. Куб, квадрат и пирамида – все, что они выучили за 9-10 лет обучения. Было ясно, что с их желанием, знанием и рвением не освоишь и программу для чайников, не говоря уже о базовой программе для старших классов. Необходимо хотя бы добиться тишины на уроках, а о нормальном учебном процессе можно было только мечтать. Вот так, с хороших, не очень хороших и совсем «дубин» возобновилась преподавательская деятельность Лидии.
Что ни вечер, Лидочка думала об учениках, как им помочь вернуться к нормальной жизни и хорошей учебе. Душа болит, глядя на пропадающую молодежь. Перелистывая методическую литературу, Лидия не находила ничего подходящего. За вечерней службой в храме она поминала всех своих учеников, просила у Бога помощи. И, перестав надеяться на себя, вдруг нашла, то самое решение проблемы: как реабилитировать этих детей в учебе и в жизни. Её старания не пропадали даром. Маши, Пети и Вали из 10а, 11г за урок успевали пройти новую тему, решить половину задач и поговорить о погоде, поинтересоваться самочувствием Лидии Петровны. Настроение у учительницы начинало подниматься! Как это было вовремя – надо просвещать классы с меньшей успеваемостью. Есть там ростки добрые, которым надо помочь развиваться. Взять, например, Лешика из 10в – любознательный, умный, да только компания все это душит. А на уроке как вникает в «забытые» теоремы. И получается настоящий ученический талант! Так и Веруня из 11г старается нагнать упущенное время, подготовиться к экзамену. Глядишь, и за ними потянутся в «математическом» азарте другие.
А что делать с «болотом»? Припомнилась пословица: «Слово – серебро, а молчание – золото» Почему бы не помолчать?
Мудрость русского народа пригодилась на уроке. Лидия Петровна попросту молчала. На самом деле, молчала сосредоточенно, она молилась, и это помогало ей сохранять душевное равновесие. А ребята галдели, переговаривались меж собой и только к середине урока заметили её безмолвие. Были возгласы: «Типа, не поняли. У нас урок отменяется?» В ответ Лидия написала на доске тему урока, формулы и домашнее задание. По классу пробежал хохоток, оценили «шутку». Но лицо учителя было совершенно серьезно и веяло суровым холодом. Единственная её фраза - «Вижу, вы все эту тему поняли. Не забудьте записать домашнее задание. Спрошу на следующем уроке. Всем до свиданья».
Как только закрылась за Лидией Петровной дверь, верзила Тиманов сказал «честной компании»:
-Это, типа, чо? Ну и прикол! У кого какие варьянты?
- А вдруг она серьезно? Значит, уроки учить придется…
- Не, не придется. Она же нам ничего не рассказывала. А что мы ей тогда перескажем? Разве, то, как она молчала. Давайте придем на следующий урок и будем дружно и хором молчать. Или мычать. Ха-ха-ха.
Лидия же не теряла время зря. После длительного рабочего дня, наша учительница решила отдохнуть , расслабиться. И два часика поспать. А после, как всегда, работа, работа и работа. В промежутках между бумагомаранием и реальной подготовкой к урокам она выходила на прогулку, хотелось подышать свежестью ветерка, погреться на солнышке, любуясь золото-багряной опавшей листвой. Такие вот хорошие впечатления получала от этих прогулок Лидочка. И всегда благодарила Бога за этот прекрасный мир, за удавшийся рабочий день, где она выстояла даже урок с самыми отъявленными учениками, не выдав ни одной слабинки, т.к. такие школьники расценивают добрых учителей как «слабаков».
Однажды ей встретился Максим, неунывающий с тех пор, как она появилась в школе. Необычное преподавание зажгло в нем интерес к учебе, и он рьяно принялся грызть гранит науки. Несказанно обрадовавшись тому, что они живут в соседних подъездах, Макс тут же попросил «добавку» к домашнему заданию. Но по дороге выяснилось, что он и из «домашки» не все решил. «Есть там одна «зако́лочка»» - пояснил Максим. Лидия отреагировала сразу: «Сначала разберись с заколочкой, а потом уж приходи за добавкой». Понурый Макс побрел домучивать урок. Лидию радовали эти визиты «за добавкой», а энтузиазм мальчика просто восхищал. Ни у одного отличника не было такого рвения, желания лучше узнать материал. Вот такие ребята учились с полной отдачей. К сожалению, много было и тех, кто не хотел никуда двигаться, разве что вниз, в пропасть невежества. Это злосчастные «бандитские» классы. Их атаку молчанием и мычанием она спокойно выдержала. Когда никто не захотел устно или письменно отвечать домашнее задание, Лидия попросту поставила всем двойки. Вот так. Но и этого было мало. Чтобы разбудить «болото», надо было придумать что-то поострее. Сначала она действовала по тому же принципу, невозмутимо проходя «традиционные испытания» в виде разрисованной мелом доски, мокрой губке в учительском столе и т.д. Лидия Петровна вела себя не традиционно в сравнении с другими педагогами, и это совершенно сбивало с толку всех «старателей». Чем дальше, тем сильнее расфуфыривались ребята, и тем спокойнее становилась их учительница. «Слава Богу за все!» - повторяла она. Проделки учеников не выводили её из себя, она лишь жалела их и усерднее за них молилась. Вот так и учили они полчетверти математику. Но ближе к каникулам ребята стали задумываться об оценках: двойки-то надо исправлять. А Лидии Петровне как бы дела нет, спокойно двойки ставит, будто директор её за это не ругает. Больше она стараний прилагает для других классов, уроки проводит интересные. Жаль, что время их ограничено – всего-то сорок пять минут. Однажды ребята задержались на перемену, чтоб обсудить с учителем одну из олимпиадных задач. Вдруг в класс ввалился 11а с неприличными шутками и матом, но мгновенно замолк. Они надеялись, что никого уже нет в классе, и можно потрепаться в отсутствие учителя. А тут… урок, да какой: много красочных таблиц, доска исписана примерами, оживленные ученики с тетрадями столпились около преподавательского стола. «Ничего себе, – подумали «пеньки». - Это, типа, им любо математику изучать? Не узнаю Кормушкина. Он же один «свой», нормальный пацан из этого класса был, а теперь у него математикомания, даже не здоровается с нами» Заметив ступор 11а, Лидия напомнила классу, что скоро будет звонок на следующий урок, и предложила энтузиастам продолжить прения в следующий раз. Если остальные учителя благодарили ребят за хороший урок, то здесь получилось наоборот, ученики хором сказали «спасибо». Пожелав всем хорошего дня, Лидия Петровна, в душе Лидочка, приготовилась слушать «болото». Но они, похоже, ещё не пришли в себя от увиденного. Воспользовавшись паузой, Лидия стала объяснять им запущенный материал. То, что учительница с ними «разговаривает», окончательно их «убило». Ребята сидели, широко открыв глаза и «распахнув» уши. Если в тумане их голов что-то уложилось, значит, тактика Лидочки сработала! Теперь, главное, удержать их «ступор», и не допустить стать теми же шальными парнями и девчонками. Когда этот класс пришел к ней на очередной урок, она встретила их молчанием и выжидающим взглядом, от которого побежали мурашки. Казалось, что все они ей что-то должны, и пока не вернут долг – не вернутся домой. Посмотрев друг на друга, ученики решили, что она ждет от них приветствия, и поздоровались как можно дружнее. Правда, это получилось только с помощью дирижирования. На минуту она потеплела, улыбнулась слегка: «Здравствуйте, дети». И опять умолкла, похолодела и уставилась на них немигающим взором. «Нельзя дать им расслабиться» - подумала Лидия. Кто-то из школьников предположил, что она ждет от них домашки с раскрытым журналом и ручкой в руках, дабы выставить оценки. Нашелся один «сумасшедший», который все-таки немного почитал учебник и решил один пример. Лидия спросила его о функции , помогла начертить график и … поставила четыре, чтобы закрыть его двойку, ошарашив остальных ребят. А «храбрый» ученик сиял от радости. Его пример нашел последователей, несмотря на то, что некоторые ребята побаивались своих «крутых вожаков». Правда, и «вожди» были не против троек и четверок вместо неуда. И робкие, и наоборот, «мощные» подходили втихаря друг от друга на перемене к ней, чтобы закрыть двойку, проконсультироваться по пропущенной теме. Такой режим её вполне устраивал. Незаметно друг от друга ребята выросли буквально на глазах: сначала троечки вместо двоек, а у отдельных экземпляров бывали и четверки. Конечно, их нельзя было равнять с параллельными классами, но, по сравнению с предыдущим годом обучения, они хотя бы стали изучать школьный материал. Даже маленькие перемены в жизни учащихся не могли не радовать. Преподавание в школе было тяжело для её возраста, особенно с трудными детьми, но приносило настоящее удовлетворение. Она искренне радовалась, что смогла хоть что-нибудь изменить в их жизни к лучшему, и благодарила за это Бога. Не меньше радости приносили прогулки, когда кроме ласкового солнца в бабье лето согревали многочисленные приветствия и благодарности учеников и их родителей. Максим поменял для себя норму домашнего задания – за дополнительные задачи или объяснение старого материала, и вообще за время, которое Лидия Петровна тратила на него или других ребят, он бегал для нее в магазин. Ему хотелось немного облегчить жизнь «бабушки», что справедливо звучало в её 62 года, и не утруждать ее походом в супермаркет. Неожиданная любовь бывшего троечника к математике её радовала, и очень трогала его забота о ней. Как хорошо, когда ты не одинока! Пусть и из математических соображений. Радует, когда «пеньки» постепенно очищаются от наростов не только в интеллектуальном, а и нравственном плане. Но обо всем по порядку. «Бандитские» классы чутко улавливали настроение учителя. Однажды, выставляя отметки, она наткнулась на их оценки по другим предметам: двойки и несколько троек, но ещё больше эннок («нн» - не присутствовал). Её лицо при виде этого «запущенного огорода» погрустнело. И, как будто по мановению волшебной палочки, дней через пять, в этих списках стали преобладать тройки, что уже начало вселять оптимизм.
Наша жизнь никогда не состоит из сплошь белых, счастливых дней. На смену им приходят серые, дождливые дни, печаль, а порой и горе. И важно продержаться в полосу неудач, чтобы дождаться снова солнышка, радости. Нужно не унывать, не падать духом, а просить у Бога стойкости, терпения. В школе случилась беда. Все стенгазеты старшеклассников писали новость:
«Лидия Петровна, учитель математики, лежит в больнице №5(дан адрес), в связи с обострившимся диабетом. Пожелаем ей скорейшего выздоровления»
По этому поводу реакция была не столь сухо-официальной как в стенгазете: учителя и ученики раздобыли номер телефона Лидии и периодически названивали ей: узнать о её здоровье и рассказать, как без неё им грустно. Так поддерживала больную школа. Каждую неделю один из классов устраивали поход в больницу. И 10а, 10в, 10г, и 11в и 11г приходили к ней и нередко просили дать задание, чтобы не отстать по программе, не запустить материал. Что касается 10б, 11а и 11б, то им даже не сообщали об этой акции, сомневаясь в их желании навестить учительницу. Однако информация просочилась сама собой, и Тиманов объявил «братве»: «А мы чем хуже? Они нас что? За отбросы принимают! Хватит в прятки играть! Кстати, народ, я заметил, и это не стыдно – в общей массе мы поднялись по учёбе, даже четверошники появились. Это благодаря Лидии Петровне. И надо признаться, что она – единственный учитель, которого мы уважаем. Мы просто обязаны её навестить. Кто не со мной?» Естественно, с вожаком стая не спорит, а у них было почитание вожака. Речь Тиманова поразила так же, как и недавняя молчаливая политика учителя. Все вместе пошли и купили фруктов(пять пакетов!!!) и книгу с олимпиадными заданиями по математике. Мы бы посмеялись, но ребята свято верили, что только такое положено дарить преподавателю математики. Забота и простодушие в совокупности произвели трогательное впечатление, но при них плакать Лидия не хотела. Она улыбалась, благодарила, расспрашивала об учебе, успехах в баскетбольной секции. Ученики интересовались визитами других классов, казалось, что даже в этом у них появился азарт, соперничество параллелей. Узнав, что другие брали домашнее задание, они попросили тоже и в большем размере, чтоб быть круче остальных, уверяя, что справятся, или, в крайнем случае, придут к ней за советом. Посидев часик, ребята, довольные визитом, разошлись по домам, размышляя по дороге, «какой молоток» наша учительница, если не ноет в больнице как все. На самом деле Лидочка плакала. Правда от умиления, когда уже все ушли. Ей было приятно ощутить тепло и заботу детей. Как было радостно, что о тебе не забыли. Даже стыдно болеть, когда все ждут тебя и справляются каждый день о здоровье и самочувствии. Лидия благодарила Бога за несказанную милость: её попытки увенчались успехом – «бандитские» классы начали меняться, пусть постепенно, но в нужную сторону. А по выздоровлении Лидочка обязательно отправится в церковь и закажет благодарственный молебен. «Слава Богу за все!» - повторяет она постоянно. Она будет поминать на службе всех учеников, веря, что когда-нибудь они будут стоять рядом с ней в храме и благодарить Господа.
Спасибо Вам, Учителя! Мы не всегда ценим ваш тяжелый труд, но после, попробовав солено-горький привкус жизни, вспоминаем о вас, как о наших вторых родителях, ведь вы прилагали все силы не только для нашего образования, но и воспитания. Спасибо Вам…
Конец
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|