Сделай Сам Свою Работу на 5

Психологическая подструктура личности: сенсорно-перцептивные процессы (ощущение, восприятие, представление), мнемические процессы (память), интеллектуальные процессы (мышление, речь, воображение).





Профессиограмма учителя

Паспорт профессии:

Учитель-лицо, занимающееся преподаванием какого-нибудь предмета в низшей и среднейшколе, преподаватель, школьный работник.

Дети - народ особенно любознательный, их интересует все: и полеты в космос, и проникновения в земные глубины, и дискуссии в области политики, литературы и искусства, и споры о соотношении науки и фантастики, и перспективы развития отдельных наук

- Чтобы быть учителем, который идет в ногу со временем нужно отвечать требованиям времени, чтобы готовить достойную замену, нужно глубоко разбираться в тех преобразованиях, которые происходят в нашей стране.

Учительская деятельность носит творческий характер. Обучение и воспитание не может осуществляться по готовым рецептам. Чтобы определить правильные средства педагогического воздействия на коллектив или личность, приходится проводить глубокие всесторонние исследования каждой конкретной педагогической ситуации и необходимо подбирать определенные педагогические средства. Необходимые знания для работы с классным коллективом, с отдельными школьниками накапливаются при изучении курсов педагогики и психологии, основ педагогического мастерства, а практический опыт педагогических исследований и применения полученных знаний происходит в процессе прохождения различных видов педагогичнои практикики.



У каждого учителя, непременно должна быть любовь к детям. Если учитель внимательный и чуткий , если он искренне разделяет все радости и горе поражений своих учеников, если в трудную минуту он готов помочь каждому ребенку обязательно почувствует в этом учителе своего друга, старшего наставника, грамотного руководителя. Ученик уважает такого учителя, считается с ним, его мнение будет для школьника значимым , а предмет, который преподает учитель- любимым.

-Существуют квалификации в профессии учителя. Под квалификационной категорией понимается уровень квалификации, профессионализма и продуктивности (устойчивых результатов деятельности) педагогического и управленческого труда, обеспечивающего работнику возможность решать профессиональные задачи определенной степени сложности.



Учитель второй категории — имеет один-два стажа работы, дает на основе экспертной оценки выcокого качества уроки, ведет предметный кружок или факультатив. Класс, в котором он классный руководитель, отличается хорошей дисциплиной и полезными делами. Работает над повышением своей квалификации, систематически выступает на методических объединениях. Хорошо работает с родителями, пользуется их уважением. Подтверждается это отзывом родительского комитета.

Учитель первой категории. Присваивается за серьезные успехи в деле обучения и воспитания детей. Имеет звание «учитель II категории», имеет высшее образование. Успешно закончил курсы при ИПК (сдал зачеты, написал выпускную работу). Выпустил один — два начальных, девятых или одиннадцатых классов. Учащиеся умеют высокий уровень знаний. Оценки в основном подтверждает экспертная комиссия.Ведет предметный кружок или факультатив, ученики этого учителя успешно участвуют в олимпиадах. Много работает как классный руководитель. Класс занимает одно из лучших мест по школе по основным направлениям воспитательной работы, ученики класса отличаются высоким уровнем воспитанности. При этом учитывается мнение родительского комитета и детских ученических организаций.

Учитель высшей категории. Присваивается звание за выдающиеся успехи в обучении и воспитании, имеет звание "Учитель первой категории". Имеет высшее образование. Выпустил не менее двух начальных, девятых или одиннадцатых классов. Ученики обнаруживают высокий уровень знаний, успешно поступают в высшие учебные заведения и техникумы или успешно учатся в старших классах .Оказывают большую помощь молодым и неопытным учителям . Учитель-новатор, разработавший и предложивший какие-то приемы и методы работы или усовершенствование их. Выступает со статьями в печати или докладами на педагогических форумах.



7 разряд – сред. специальное образование (пед. училище), можно без стажа.

8 разряд – имеет высшее образование без стажа или среднее специальное при стаже до 2 лет.

9 разряд – высшее профессиональное образование и стаж педагогической работы от 2 до 5 лет или среднее профессиональное образование и стаж педагогической работы от 5 до 10 лет, либо высшее профессиональное образование и стаж педагогической работы не менее 1 года (для старшего воспитателя);

10 разряд – высшее профессиональное образование и стаж 10 лет или среднее профессиональное образование и стаж педагогической работы свыше 10 лет, либо высшее профессиональное образование и стаж педагогической работы от 2 до 5 лет (для старшего воспитателя);

11 разряд — высшее профессиональное образование и стаж педагогической работы от 10 до 20 лет или высшее профессиональное образование и стаж педагогической работы от 5 до 10 лет (для старшего воспитателя);

12 разряд — высшее профессиональное образование и стаж педагогической работы свыше 20 лет или 2 квалификационная категория, либо высшее профессиональное образование и стаж педагогической работы свыше 20 лет (для старшего воспитателя);

13 разряд – 1 квалификационная категория;

14 разряд – высшая квалификационная категория.

Проблема повышения квалификации и теоретического уровня учителей может быть решена только в органическом сочетании коллективных (курсы институтов, повышения квалификации, методические объединения, лекции и т.д.) и индивидуальных форм работы.

 

- В педагогической деятельности также не чуждо понятие «смежная специальность». Учитель математики может с успехом заменять учителя физики, астрономии, информатики. Как правило, эти вопросы решаются внутри коллектива, и не требуют дополнительного обучения персонала. Но педагог может сменить свою деятельность в школе на работу в других органах. Например, в органах опеки, детских домах, интернатах, реабилитационных центрах, специальных учреждений, как частных, так и государственных. Социальный педагог – человек, который работает с детьми и подростками, попавшими в неблагоприятные жизненные обстоятельства. Также, педагоги могут работать репетиторами, воспитателями в частных педагогических заведениях.

 

- социально-профессиональные ограничения в профессии учителя:

 

· нервно–психические расстройства;

· судороги, потери сознания;

· употребление наркотиков, зависимость от алкоголя;

· нарушение цветоразличения, бинокулярного зрения;

· расстройства слуха;

· вестибулярные расстройства, нарушение чувства равновесия;

· дрожание рук;

  • расстройства координации движений;
  • расстройства речи;
  • заболевания позвоночника, суставов или нижних конечностей;
  • хронические инфекционные заболевания;
  • кожные заболевания;
  • заболевания органов дыхания;
  • заболевания органов пищеварения и выделения;
  • геморроидальные расстройства.

 

2.Подготовка кадров:

 

- Выделяют пути и формы овладения педагогической профессией:
1.Система профессиональной подготовки педагогических кадров (среднее проф.обр, ВУЗ, послевузовское образов)
2.Профессиональное становление – длительный процесс, путь длиною в жизнь.
3.Професссионально личностное самоопределение и становление личности педагога
4.Роль и место самообразования и самовоспитания в становлении педагога.

 

Е.А.Климов выделил этапы жизненного пути к выбору профессии:
1 этап – этап выбора профессии;
2 этап – человек выбрал профессию и осваивает специальность, профессию, т.е. учится ;
3 этап – фаза молодого специалиста (длится 3 - 5 лет);
4этап – накопление жизненного и практического опыта, когда человек проявляет самостоятельность;
5 этап – фаза формирования высокого профессионализма, выработка собственного стиля работы;
6 этап – воспитатель выступает как мастер своего дела, имеющий труды, свое управление в работе;
7 этап – педагог, у которого собственная школа;

Професссионально личностное самоопределение и становление личности педагога
Самоопределение – это процесс и результат выбора личностью собственных позиций, цели и средств самоосуществления в жизни.
Самоопределение - ценностно-смысловой выбор человека.
Профессиональное самоопределение – это не только выбор профессии, но и осознание личностью потребности получения профессии.
Основные составляющие самоопределения: самосознание, самопонимание (поиск своего «Я»), самоопределение в профессии
1.осознать цель и предназначение собственной жизни, своего призвания;
2.познание и осознание своего «Я» (эмоционального, интеллектуального, социального, духовного)
3.построение цели и плано в профессиональной деятельности
4.определение требований, предъявляемых к профессиональной деятельности и личности воспитателя (профессиограмма)
5.соотнесение своих возможностей с данной профессией
6.разработка программы профессионально – личностного самосовершенствования
7.овладение способами профессионально – личностного саморазвития и самосовершенствования
8.определение роли учебы и дисциплины в профессиональном росте.
Самоопределение – основа самовоспитания, самосовершенствования, саморазвития.
Профессиональное становление и развитие педагога.
Основу педагогического образования составляет базовое высшее образование, реализуемое образовательно-профессиональными программами первого и второго уровней.
Первый уровень – общее высшее образование – в течение 2 лет обучения. Обеспечивает право личности на продолжение обучения на ступени базового высшего педагогического образования на профессионально-образовательных программах второго уровня. Желающие могут продолжить образование в трудовой сфере деятельности или изменить образовательно-профессиональную ориентацию. На базе высшего образования может быть реализована программа профессионально-педагогической подготовки, дающее среднее профессиональное образование. Желающие могут осуществить профессиональную подготовку на уровне квалификации младшего специалиста.
Второй уровень рассчитан на 2 года обучения и предусматривает реализацию образовательно-профессиональной программы по одному из предметных направлений. Студентам, сдавшим экзамен и получившим базовое высшее педагогическое образование, выдается диплом бакалавра образования по избранному направлению.
Полное высшее педагогическое образование основывается на базовом высшем образовании и представляет собой развитие и дифференциацию профессиональных и образовательных программ по направлениям специализации. Подготовка педагога – исследователя, ориентированного на созидательную, творческую деятельность занимает еще 2 года обучения. Людям, получившим полное высшее педагогическое образование, выдается диплом магистра образования по конкретному направлению науки и квалифицированный сертификат по избранной специальности. Этот документ предоставляет право осуществлять профессиональную деятельность в любых типах образовательных учреждений (школа, лицей, гимназий, колледж, ВУЗ).
4.Роль и место самообразования и самовоспитания в становлении педагога
Наиболее эффективный путь профессионального самообразования учителя – разработка одной из научных или методических проблем в рамках темы школы.
Саморазвитие – процесс активного последовательного, позитивного, качественного изменения личности, который является результатом ее собственных усилий.
Саморазвитие позволяет человеку раскрыть самого себя, свои собственные таланты.
Самосовершенствование – это деятельность человека, направленная на формирование у себя новых позитивных качеств и изменений, а так же коррекцию своих недостатков.

Преимущества и перспективы педагогической деятельности:

· Работу учителя можно смело назвать творческой. Она предполагает постоянное развитие самого педагога.

· В свободное время учитель имеет возможность подрабатывать репетитором, а это неплохая прибавка к зарплате.

· Учителя в школах находятся неполный рабочий день. Рабочее время зависит от количества уроков.

· Двухмесячный отпуск, который всегда выпадает на лето.

· Успехи своих учеников повышают твой авторитет, ты радуешься каждому их достижению, как своему собственному.

· Тебя окружают молодые люди, полные сил и энергии. Ты заряжаешься от них позитивом и учишься смотреть на мир глазами современной молодёжи.

· Круг твоих знакомых растёт с каждым годом, а благодарные родители и бывшие ученики часто приходят на помощь там, где от тебя мало что зависит.

 

Характеристика ведущей деятельности на каж­дой стадии профессионального становления:

Функции учителя в школе:
1)воспитательная(социализирующая)-научить отстаивать свою позицию, мнение…
2)образовательная(обучающая/информационная)
-передача ЗУН; -развитие познавательных интересов; -научить самостоятельно добывать знания.
3)развивающая
- развивать все психические процессы: мышление, память, волю, эмоции, воображение; - расширяется взгляд на жизнь; - личность становится более зрелой.
Первое требование к профессиональному педагогу — наличие педогогических способностей.

Педагогические способности — качество личности, интегрирование выражающееся в склонностях к работе с детьми, любви к детям, получении удовольствия от об­щения с ними.

Деятельность учителя:

1. Подготовка учебного материала на основе учебной программы;

2. Предъявление учебного материала и организация работы с ним;

3. Организация деятельности учащихся по изготовлению учебного продукта;

4. Обработка продукта ученика (анализ и оценка).

Основными задачами, которые решает учитель, являются :

  • приобщение учеников к государственным законам и необходимости их соблюдения;
  • формирование у учащихся моральных принципов, а также такого рода качеств, как уважение, терпимость, доброта;
  • развитие собственного достоинства и самоуважения;
  • воспитание в учащихся трудолюбия, ответственности и патриотизма;
  • развитие потребности в поддержании здорового образа жизни.

Еще одна важная задача, которая стоит перед учителем, - это быть другом, примером и наставником для своих учеников, поскольку в школе также формируется будущая личность человека, моральные принципы, взгляды на жизнь, которые в зрелом возрасте повлияют на их жизнь. Первоочередной обязанностью каждого учителя считается умение подобрать личностный подход к любому ученику.

Профессиональные умения учителя:

  • педагогическую направленность, как комплекс психологических установок на работу с детьми, профессионально ориентированных мотивов и способностей, профессиональных интересов и личностных качеств, а также профессиональное самосознание;
  • эмпатию, выражающуюся в эмоциональной отзывчивости на переживания ребенка, в чуткости, доброжелательности, заботливости, верности своим обещаниям;
  • педагогический такт, проявляющийся в умении сохранять личное достоинство, не ущемляя самолюбие детей, их родителей, коллег по работе;
  • педагогическую зоркость, предполагающую умения фиксировать существенное в развитии ребенка, предвидеть перспективы, динамику становления личности каждого воспитанника и коллектива в целом;
  • педагогический оптимизм, основанный на глубокой вере педагога в силы, возможности каждого ребенка, в результативность образовательной работы;
  • культуру профессионального общения, предполагающую организацию правильных взаимоотношений в системах «педагог – ребенок», «педагог – родитель», «педагог – коллеги»;
  • педагогическую рефлексию, как самоанализ проделанной работы, оценку полученных результатов, соотнесение их с поставленной целью.

 

Проспектированная психограмма на каждой ста­дии профессионального становления:

Анализ исследований позволяет выделить следующие основные профессиональные качества личности учителя:

 

1) умственные;

 

2) дидактические (способность и умение перерабатывать материал науки в материал учебного предмета, доступный учащимся; применять и развивать систему эффективных методов обучения; обеспечивать обратную связь и т.д.);

3) перцептивные качества (умение и способность проникать в душевный мир учащихся, развитая психологическая наблюдательность);

 

4) организаторские качества;

 

5) волевые профессиональные качества (умение преодолевать трудности, проявлять настойчивость, выдержку, решительность, требовательность и др.);

 

6) коммуникативные;

 

7) тактичность;

 

8) педагогическое воображение, способность к распределению внимания;

 

9) динамизм личности – способность к волевому воздействию и логическому убеждению;

 

10) эмоциональная устойчивость (способность владеть собой);

 

11) оптимистическое прогнозирование;

 

12) креативность.

 

Среди психологических характеристик общепризнанными являются педагогическое мышление, педагогическая рефлексия, педагогическое самосознание, педагогическое воображение, педагогическая самооценка, педагогическая наблюдательность, педагогическое прогнозирование, толерантность, эмпатия и др. Чем более развиты педагогическое мышление, педагогическая рефлексия, способности управлять своими мыслями, действиями, поступками, отношениями, тем более продуктивной, интересной, результативной является педагогическая деятельность.

 

Профессионально значимые психофизиологические свойства. Развитие этих свойств происходит в ходе освоения деятельности.

Качества: глазомер, зрительно двигательная ориентация, экстраверсия, энергетизм.

Для каждой профессии существуют относительно устойчивые ансамбли профессиональной характеристики, их называют ключевыми квалификациями. К ним относят:

§ Абстрактно теоретическое мышление.

§ Способность планирования сложных технологических процессов.

§ Креативность.

§ Прагнастические способности.

 

Психологическая подструктура личности: сенсорно-перцептивные процессы (ощущение, восприятие, представление), мнемические процессы (память), интеллектуальные процессы (мышление, речь, воображение).

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.