Сделай Сам Свою Работу на 5

Определение эргономики и ее предмет изучения.





История становления эргономики как самостоятельной дисциплины. Предмет эргономики. Методологическая база эргономики. Цель эргономики

Эргономика (от греч. ergon – «работа», nomos – «закон») – группа наук, изучающих поведение человека в производственных условиях, и оптимизирующих условия труда. Возникновение эргономики связано с научно-технической революцией и усложнением в этой связи технических средств и условий производства, расширением трудовой деятельности человека.

Становление эргономики как науки связывают с началом изучения человека в производственной среде с целью максимального использования человеческих ресурсов и интенсификации труда и относят к 20-м гг. ХХ в. Активное развитие и становление эргономики как самостоятельной научной дисциплины произошло в 50-х гг. и связывается с организацией Эргономического исследовательского общества К. Марелла. Именно с этого момента начинается активное развитие эргономики во многих странах. В СССР развитие эргономики связано с возникновением и становлением в 20—30-х гг. ХХ в. научной организации труда. Изучением трудовой деятельности человека занимались многие видн ые ученые – В. М. Бехтерев, А. К. Гастев, П. М. Керженцев и др. Советская эргономика ориентировалась не только на повышение эффективности производства, но и на сохранение здоровья и развитие личности работника, развивая корпоративность, идеологический компонент производства и соответствующую систему норм и ценностей.



Предметом эргономики является изучение системы человек—машина—среда и ее действие. Эргономика рассматривает распределение труда между человеком и машиной, следит за соблюдением безопасности труда при взаимодействии с механизмами, анализирует и распределяет обязанности операторов, разрабатывает дизайн рабочих мест с учетом антропометрических данных, в том числе и для лиц с ограниченными трудовыми возможностями. Эргономика основывается на психологии, социологии, физиологии и медицине, гигиене труда, общей теории систем, теорий управления и организации труда, охране труда, некоторых технических науках и технической эстетике.

Методологической базой эргономики является теория систем, которая позволяет получить всестороннее представление о производственном процессе и предлагает пути его совершенствования, что включает учет склонностей, характера каждого работника, удовлетворенности трудом, что, несомненно, отражается на эффективности и качестве труда.



Основной целью эргономики является изучение закономерностей трудовых процессов, роли человеческих факторов в трудовой деятельности и повышение эффективности производства при соблюдении условий безопасности труда.
12. Связь типизации, унификации и стандартизации требований учета человеческого фактора при проектировании систем « человек-машина».

Среди важнейших условий обеспечения эффек­тивности и надежности деятельности человека в системах “чело­век — техника” и повышении качества систем важнейшее место занимают вопросы типизации, унификации и стандартизации инженерно-психологических, а также эргономических и других комплексных междисциплинарных требований к рабочим мес­там, техническим средствам и другим элементам систем “человек-техника”.

Особое значение для деятельности операторов имеют типиза­ция и унификация средств обеспечения деятельности челове­ка и соответственно самой его деятельности. Применение этого способа повышает безошибочность и производительность труда операторов, взаимозаменяемость операторов, устойчивость их работы в экстремальных условиях, сокращает время подготов­ки персонала для работы с новыми техническими средствами. В качестве простейшего примера можно рассмотреть вопрос унификации органов управления. Отдельные группы населения имеют определенные привычные представления о том, какими должны быть органы управления техническими устройствами и какой будет в использовании тот или иной орган управления или дисплей. Эти представления можно назвать стереотипами людей. Примерами этих стереотипов может быть, например, то, что увеличение (объема, скорости, напряжения, высоты и т. д.) должно осуществляться вращением по часовой стрелке, движе­нием педали — вниз, а ручного рычага — вверх, вправо или от себя. Этот стереотип, по-видимому, свойственен большинству групп населения.



Типизация деятельности состоит в ее организации на основе принципов, единых для деятельности при работе с техническими средствами определенного типа. Типизация и унификация осу­ществляются путем соответствующей разработки алгоритмов деятельности и рабочих мест.

Для реализации данного подхода при создании технических средств необходимо опережающее их разработку проектирование будущей деятельности операторов в создаваемой системе “чело­век — техника”. При этом конструирование пульта и размещение элементов на нем должны производиться на основе знания алго­ритмов, которые будет выполнять оператор при работе на этом пульте. Такую процедуру будущей деятельности операторов в создаваемой системе называют инженерно-психологическим, либо эргономическим, проектированием.

Требование специального проектирования средств для опера­торов отражает прогрессивную тенденцию, которую можно про­следить, например, при рассмотрении развития ЭВМ. Здесь раз­работка средств, с которыми работает пользователь, отделена от разработки технических средств (или от разработки собственно ЭВМ). Сопряжение же средств пользователя с конкретными тех­ническими средствами осуществляется с помощью трансляторов, индивидуальных для каждой конкретной ЭВМ. Такое решение облегчило подготовку программистов и расширило область по­тенциальных пользователей ЭВМ. Оно также не привело к су­щественному усложнению деятельности проектировщиков.

Отказ от проектирования деятельности с позиций пользова­теля и от предъявления разработчикам технической части требо­ваний, полученных в результате инженерно-психологического либо эргономического проектирования, эквивалентен отказу от разработки универсальных алгоритмических языков для ЭВМ и ориентации только на программирование в машинных ко­мандах. Такое решение, конечно, облегчает задачу разработчика конкретной машины, которому можно не заботиться об обеспе­чении работы устройств сопряжения, однако оно затрудняет под­готовку многих пользователей и их последующую работу с техни­ческими средствами.

Проектирование, базирующееся на принципах учета челове­ческого фактора, ценно независимостью принимаемых для обеспечения деятельности человека проектировочных решений от технических решений, принимаемых лишь для реализации требуемого функционирования технических средств. По своей сущности проектирование, основанное на учете человеческого фактора, является, с одной стороны, потенциально индивидуализированным и открытым для изменений, а с другой — типо­вым проектированием, обеспечивающим типизацию и унифика­цию деятельности специалистов при эксплуатации технических устройств типового профиля.

Задачи типизации и унификации деятельности операторов, учитывающие стандартизированные нормы и требования комп­лексных наук о человеке, есть по сути разработкой своего рода предметного языка для пользователей в виде типовых рабочих мест, форм органов управления и контроля, их размещения и являются одной из важнейших задач для специалистов в обла­сти практической и прикладной психологии в системах “чело­век — техника”. Никакие другие специалисты принципиально не могут решить подобные прикладные задачи.

Для решения изложенных задач, прежде всего инженерно-психологической и эргономической унификации и типизации технических устройств и их элементов в системах “человек — техника”, в настоящее время известны разнообразные способы и средства.

Унификация цветового кодирования: создает условия для формирования определенного стереотипа действий оператора в ответ на соответствующее свечение индикатора. При этом ра­ционально применять следующие цвета индикаторов: красный цвет — лишь для индикации ситуаций, требующих немедленного вмешательства оператора, аварийных ситуаций; белый (разре­шающий) и синий (запрещающий) — так называемые маневро­вые цвета — для индикации предварительных и промежуточ­ных операций, связанных с действиями операторов; зеленый — для индикации заключительных операций, полной готовности аппаратуры; желтый, оранжевый — для индикации функциони­рования аппаратуры, требующего лишь контроля, но не вмеша­тельства операторов.

Унификация приемов выполнения операций: обеспечивает безошибочную реализацию одного и того же стереотипа управ­ления. В настоящее время для увеличения потока вещества (давления) в пневмогидравлических системах используется вращение вентиля против часовой стрелки; для увеличения тока, напря­жения в электрорадиотехнических устройствах используется вращение ручки управления по часовой стрелке. Очевидно, при­нятие в качестве унифицированного первого (пневмогид-равлического) варианта позволит ценой минимальных затрат реализовать единый унифицированный стереотип операций “увеличение” и “уменьшение”, при котором для увеличения па­раметра следует вращать орган регулировки против часовой стрелки.

Унификация формы органов управления: должна произво­диться с учетом необходимости однозначно определять способ работы оператора с определенным элементом рабочего поля. Например, кнопки управления могут требовать от оператора около десяти способов работы с ними (кратковременно нажать, нажать и держать и т. п.), однако чаще всего кнопки выполня­ются одинаковой круглой формы. Способ действия с элементом можно предписать как формой ручки, так и гравировкой симво­лов.

Унификация размещения элементов на рабочем месте: создает богатые возможности для стереотипизации действий опе­раторов. Для относительно не жестко алгоритмизированной де­ятельности операторов целесообразно использовать функцио­нально-упорядоченное размещение элементов в определенных функциональных зонах. Для более жестко алгоритмизирован­ной деятельности целесообразно использовать оперативно-упо­рядоченное размещение элементов вдоль оперативных линий. Оперативные линии целесообразно располагать по возможности вертикально. При этом они называются оперативными верти­калями. В зависимости от требуемой очередности выполнения операций на оперативной линии целесообразно использовать по крайней мере четыре их типа:

• жесткую (обозначаемую сплошной линией со стрелками в начале, середине и конце), на которой операции с элемента­ми должны выполняться строго в очередности следования этих элементов вдоль оперативной линии (если очередность выполнения операций на жесткой оперативной линии явно выражена сверху вниз, то стрелки на такой линии могут не указываться);

• типовую (обозначаемую прерывистой линией), на которой сначала выполняются в любой очередности все операции управления, а затем в любой очередности все операции конт­роля;

• маркированную (обозначаемую двойной прерывистой ли­нией), на которой операции выполняются в указанной номе­рами очередности — при маркировке элементов номерами или по инструкции (памятке) — при маркировке элементов, начинающейся с малых букв;

• контролируемую (обозначаемую двойной сплошной ли­нией), операции с элементами которой должны произво­диться только по текстовой инструкции и под контролем соответствующего должностного лица.

В верхней (начальной) части оперативных линий должен указываться редуцированный символ без маркировки или с мар­кировкой. Размещение элементов на оперативных линиях ре­комендуется совмещать с размещением их на функциональных горизонталях (в функциональных зонах).

Элементы, к работе с которыми приходится обращаться несколько раз, должны размещаться на той оперативной ли­нии, на которой они встречаются первый раз. Элементы, не используемые при выполнении указанных алгоритмов, дол­жны размещаться между линиями. Совместно используемые элементы заключаются в рамку и могут иметь единое обозначе­ние.

При осуществлении инженерно-психологической и комплекс­но-эргономической унификации необходимо унифицированно обозначать элементы на пульте:

• над каждым элементом левее оперативной линии — требуе­мое значение (для измерительных приборов) или состояние (для индикаторов: “+” должен светиться или показывать; “-” не должен светиться и др.; если показания прибора соответствуют отрицательной полярности, а отклонение стрелки (показание) происходит без учета знака, то требу­емые значения должны заключаться в скобки и иметь знак (t__,,,

• правее прибора на уровне его середины — исходное поло­жение, если оно отличается от положения выключенного прибора; перед обозначением исходного состояния должна указываться точка; исходное положение органов управле­ния, кроме кнопок, должно обозначаться точкой;

• левее элемента должно маркироваться условное обозначе­ние элемента, начинающееся с малой буквы (рекомендует­ся буквами обозначать функциональную принадлежность элемента);

• нумерация очередности выполнения операций на оператив­ной линии должна производиться над элементом в разрыве оперативной линии;

• ниже элемента должно размещаться при необходимости словесное название элемента, используемое в текстовой ин­струкции.

Если упомянутые принципы унификации реализованы для пульта, блока или зоны, выделенной окраской либо штрихпунк-тирной замкнутой линией, то в левой верхней части техниче­ского устройства должен указываться символ унификации, например, эргофикации.

Выделяются следующие группы инженерно-психологических, эргономических и гигиенических требований к системах “чело­век — техника”:

• общие требования комплекса наук о человеке к системам “человек — техника”;

• требования к средствам отображения информации (СОИ), автоматизированным системам управления (АСУ), включаю­щие также требования инженерной психологии и эргоно­мики к отдельным видам зрительной индикации, дисплеям, сигнализаторам, видеодисплейным приборам и др.;

• требования к органам управления, включающие требования инженерной психологии, эргономики и технической эсте­тики к размерам, форме, усилиям, размещению органов управления техническими средствами, а также к характе­ристикам и кодированию органов управления;

• требования к совместному расположению индикаторов и органов управления в системах “человек — техника”;

• требования к организации рабочих мест и построению пуль­тов управления человека, включающие требования к рас­положению приборов и органов управления на рабочих местах, требования к зонам досягаемости и рабочей позе чело­века, требования к условиям обитания и факторам среды на рабочем месте человека в системах “человек — техни­ка”;

• требования к обслуживанию и ремонтоспособности систем “человек — техника”.

Базируясь на опыте многочисленных исследований в области практической психологии, эргономики и технической эстетики, выделяются следующие направления психологического и эргоно­мического обеспечения систем “человек — техника”:

• стандартизация психологических, эргономических, гигиени­ческих требований, предъявляемых к техническим устройст­вам, рабочим местам человека-оператора и пользователя (в условиях компьютеризации), кабинетам и операторским залам и др. В условиях использования ПЭВМ наиболее важными являются требования к видеодисплейным терминалам;

• экспертиза и сертификация технических и программных средств деятельности человека в системах “человека — тех­ника”, рабочих мест и рабочих помещений;

• психологические, эргономические и гигиенические исследо­вания факторов среды и условий деятельности человека в системах “человек — техника”;

• инженерно-психологическое, эргономическое и комплексно-междисциплинарное проектирование технических и програм­мных средств деятельности человека в системах “человек — техника”, рабочих мест человека-оператора и человека-пользователя (в системах “человек — ПЭВМ”) и рабочих помещений.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.