Сделай Сам Свою Работу на 5

Сатиновое (атласное) переплетение





Класс главных (фундаментальных) переплетений

Главными (фундаментальными) называются такие переплетения, в которых каждая нить основы и утка в пределах раппорта перекрывает или перекрывается только одной нитью противоположенной системы.

Класс главных переплетений является основополагающим при изучении теории переплетений, служит базой (фундаментом) для построения переплетений всех других классов. Входят в него три вида переплетений:

полотняное
саржевое
сатиновое (атласное)

Все эти переплетения, резко отличаясь по внешнему виду, имеют ряд общих признаков, исходя из которых проф. С. А. Ганешиным дано приведенное выше определение переплетений главного класса переплетений:

1. наличие только одного основного или уточного перекрытия на каждой нити;
2. одиночные перекрытия располагаются с постоянным сдвигом;
3. равное число основных и уточных нитей в раппорте.

Для класса главных переплетений характерно так же постоянство сдвига перекрытий поднимаются другие нити. Основа и уток переплетаются, образуя ткань.

Полотняное переплетение

Полотняное переплетение это самое простое и самое распространенное переплетение, применяемое во всех отраслях текстильной промышленности. Отсюда множество названий этого переплетения: миткалевое, гроденаплевое, гарнитуровое (х/б производство), полотняное (льняное), суконное (шерстяное), тафтяное (шелковое).



Полотняным переплетением вырабатываются и батист, и мешковина, марля и перкаль, тончайшие шелковые ткани и сукно.

Раппорт полотняного переплетения равен двум нитям. Нити основы и утка переплетаются между собой через нить, что придает ткани большую прочность. В результате такого переплетения внешний вид ткани напоминает рисунок шахматной доски. Ткань этого переплетения может быть выработана на двух ремизках с помощью любого зевообразовательного механизма.

Если толщина нитей основы в ткани составляет 17-25 текс и плотность ткани по основе более 20 нитей на см, ткань целесообразно вырабатывать на 4 ремизках рассыпной (амальгамной) проборкой (см рисунок), а если основа еще плотней, то на 6 ремизках.

 

Заправочный рисунок полотняного переплетения


Рассыпная проборка позволяет вырабатывать плотные ткани на том же зевообразовательном механизме, что и менее плотные. Ремизки разделяют на две группы и управляют ими как двумя ремизками.



Для выработки кромки при полотняном переплетении не требуются дополнительные ремизки. Кромочные нити пробираются по две в галево тех же ремизок, что и фоновые. Для проборки бердо применимо правило: чем меньше нитей основы пробирают в зуб берда, тем лучше внешний вид вырабатываемой ткани. Однако, применение берда с плотным расположением зубьев технологически затруднено, поэтому в большинстве случаев применяется проборка по 2 нити в зуб берда для фона и 4 нити в зуб для кромки.

Внешний вид тканей полотняного переплетения можно изменить. Вариационные возможности в полотняном переплетении заключаются в выборе вида нитей (разной толщины, разного направления крутки или разных цветов), расстояний между нитями (Ро и Ру). Например, при плотности основы в 2 раза превышающей плотность по утку, на поверхности ткани будут видны только основные перекрытия, образующие рубчик поперек ткани. И наоборот.

В х/б промышленности полотняное переплетение используется для выработки бельевых, плательных, рубашечных, одежных и технических тканей. Из бельевых можно назвать миткаль, бязь, шифон и нансук. Миткаль широко используется в крашенном и набивном виде (ситец).

К плательным тканям относятся фланель, эскимо, гарус, поплин, эпонж, тафта; к рубашечным — трувиль, лионез, зефир, кретон, туальденор и др. характерной особенностью большинства перечисленных тканей является то, что основа у них толще утка и прочность по основе значительно превышает прочность ткани по утку.



Саржевое переплетение.

Характерной особенностью саржевого переплетения, или простой саржи, являются наклонные линии — диагонали, которые образуются в результате расположения основных перекрытий, идущих на лицевой стороне ткани чаще всего снизу вверх слева направо, со сдвигом S = 1.

При одинаковой плотности и толщине основы и утка диагонали располагаются под углом 45 к длине ткани. При соотношении плотностей Ро / Ру = 2/1 диагоналевый рубчик будет направлен под углом около 63. По внешнему виду поверхность ткани будет напоминать габардин, а не саржу. При выработке ткани с соотношением Ро/ Ру = 1/2 на ткани будут видны диагонали, идущие под углом около 27.

В отличие от полотняного переплетения, у которого один неизменный раппорт, у саржевого переплетения много раппортов.

Наименьший раппорт саржевого переплетения равен 3, а максимальный раппорт определяется величиной настилов, длина которых при средней линейной плотности пряжи не должна превышать 3-4 мм.

Раппорт саржи условно обозначается простой дробью, у которой числитель обозначает число основных перекрытий на одной уточине, а знаменатель — число уточных перекрытий на той же уточине. Сумма числителя и знаменателя показывает число нитей в раппорте переплетения.

Различают уточную и основную) саржи.

 

Заправочный рисунок саржи 1/2


В уточной сарже на лицевой стороне преобладают уточные перекрытия, в основной сарже — основные.

 

Заправочный рисунок саржи 2/1


Саржу вырабатывают рядовой проборкой, исключение составляет заправка очень плотных по основе тканей, для которых требуется удвоенное количество ремизок и применяется рассыпная проборка.

Для уменьшения напряженности выработки ткани основные саржи заправляют на станке лицом вниз. В этом случае уменьшается количество поднимаемых в цикле зевообразования ремизок и, соответственно, уменьшается натяжение основы.

Число нитей, пробираемых в зуб берда, берется равным либо половине числа нитей в раппорте, либо числу нитей в раппорте. При такой проборке получается наиболее четкий рисунок диагонали на поверхности ткани.

Четкость диагоналей зависит так же от следующих факторов: направления крутки нитей основы и утка (при разном направлении крутки диагонали будут более рельефные; направление крутки нитей должно быть обратным направлению диагонали саржи), линейной плотности нитей (чем меньше линейная плотность нитей, тем больше блеск диагоналей), натяжения нитей основы (с увеличением натяжения нитей основы диагонали на ткани, выполненной основной саржей, будут менее заметны, а на ткани уточной саржи — более рельефными, и наоборот).

Для кромки лучше всего использовать репсовое переплетение, в отдельных случаях можно вырабатывать их тем же переплетением, что и фон, но с обратным расположением диагоналей.

В х/б ткачестве саржевым переплетением вырабатывают кашемир, далембу, саржу, тик-саржу. Кашемир и саржу выпускают гладкокрашеными и набивными, далембу — в гладком крашении, тик-саржу отбеленной и гладкокрашеной. Используются эти ткани как плательные и подкладочные, а тик-саржа главным образом в обувном производстве. Кашемир вырабатывают саржей 1/4, а саржу, далембу и тик-саржу — саржей 3/1.

В льняном производстве саржевым переплетением вырабатывается пестротканый тик с продольными цветными полосами. Он используется для пошивки чехлов, обивки матрацев и т.д.

Сатиновое (атласное) переплетение

В сатиновом (атласном) переплетении перевязка основы с утком осуществляется посредством одиночных основных или уточных перекрытий, которые равномерно располагаются в пределах раппорта переплетения, не соприкасаясь друг с другом. В результате такого построения одиночные перекрытия одной системы нитей делаются незаметными среди настилов другой системы нитей, что придает ткани блестящий вид.

В том случае, когда на лицевой стороне ткани преобладают уточные настилы, переплетение называют сатином; если же на лицевой стороне ткани преобладают основные перекрытия, переплетение называют атласом.

 

Схема построения сатина 7/3


Для усиления застилостости и увеличения блеска поверхности ткани сатины вырабатывают с плотностью по утку в 1,5 — 2 раза большей, чем плотность по основе; атласы — с плотностью по основе в 1,5 — 2 раза большей, чем плотность по утку.

 

Схема построения атласа 7/3


Раппорт сатинового переплетения обозначается простой дробью, в которой числитель показывает число нитей в раппорте, а знаменатель — величину сдвига одиночных перекрытий. У сатинов указывается сдвиг вдоль утка (слева направо), а у атласов — сдвиг вдоль основы (снизу вверх).

Одиночные перекрытия размещаются в раппорте переплетения с одинаковым сдвигом S, который находится в переделах 1 < S < R — 1. Кроме того сдвиг и раппорт переплетения должны быть взаимно простыми числами, т.е. не иметь общего множителя. Исходя из этого минимально возможный раппорт сатина (атласа) равен 5 (см. таблицу).


При построении сатиновых переплетений можно заметить, что имеются особые формы расположения одиночных перекрытий. При соединении четырех соседних одиночных перекрытий получаются ромбы, прямоугольники, параллелограммы, квадраты.

 

Формы сатинов


Аналитически это возможно в двух случаях: So = Sy и So + Sy = R. При So = Sy сатины (атласы) равносдвижные, которые делятся на ромбические и прямоугольные. Раппорт таких сатинов определяется по следующей формуле

R = (Sо * Sо — 1) / m,


где Sо — величина сдвига по основе.

При m = 1 сатины всегда ромбические, а при m ≥ 2 сатины становятся прямоугольными. При So + Sy = R сатины (атласы) получаются квадратные. Раппорт квадратных сатинов определяется по формуле

R = (So * So + 1) / m.

 

Квадратные сатины (атласы) дают наиболее равномерное расположение одиночных перекрытий по поверхности ткани, что повышает, при прочих равных условиях, гладкость и застилостость сатинов (атласов). Наименее удачным будет расположение одиночных перекрытий по вершинам параллелограмма или прямоугольника. Такие сатины будут напоминать саржу. К квадратным относятся сатины 5/2, 5/3, 10/3 и 10/7.

Исходя из ограничений, накладываемых на величину сдвига, нельзя построить 4-х и 6-ти ремизные сатины (атласы). Но на практике вырабатывают сатины с раппортом равным 4 и 6. Такие сатины получили название неправильных, вследствие того, что имеют переменный сдвиг одиночных перекрытий. Можно построить только один 4-х ремизный сатин.

 

Неправильные сатины


6-ти ремизных сатинов на практике существует несколько вариантов, один из которых приведен на рисунке.

При разработке и выработке тканей сатинового (атласного) пере-
плетения целесообразно учитывать следующие правила:

 

· с увеличением раппорта переплетения ткань становится более мягкой и блестящей, но менее прочной;

· величина настилов не должна превышать 3-4 мм (для хлопка);

 

· величина сдвига должна быть близкой к половине величины раппорта, что обеспечивает более равномерное расположение одиночных перекрытий, исключает появление полосатости ткани;

 

· во избежание полосатости ткани необходимо, чтобы нити основы в атласах и утка в сатинах имели направление крутки обратное направлению расположения одиночных перекрытий в ткани;

 

· для получения лучшей застилостости и блеска в сатинах необходимо, чтобы уточные нити имели наименьшую крутку и были равномерными по толщине и крутке, в противном случае создается полосатость ткани после отделки;

 

· чем меньше линейная плотность нитей основы и утка, тем сильнее блеск поверхности ткани;

 

· чем больше плотность сатина по утку и атласа по основе, тем сильнее блеск ткани, и наоборот.

 


Ткани сатинового (атласного) переплетения пробираются в ремиз рядовой проборкой. В атласах при большом раппорте переплетения применяется рассыпная проборка. В зуб берда пробирают по 2, 3 или 4 нити.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.