Сделай Сам Свою Работу на 5

Общее представление о творческих способностях и креативности.





Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный политехнический университет»

Институт Гуманитарного Образования

Кафедра Инженерной Педагогики и Психологии

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Психолого-педагогическая диагностика»

на тему

«ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ И КРЕАТИВНОСТИ У СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ»

 

 

Выполнил(а) студент(ка) курса 2 группы в_23811/30
Белова А.С.

_______________ (подпись студента(ки))

Руководитель курсовой работы

Доц., к. пс. н., Хороших В.В.

 

 

Оценка______________

Подпись руководителя______________

Дата «___»______20___

 

Санкт-Петербург

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ. 7

1.1. Общее представление о творческих способностях и креативности. 7

1.2 Компоненты творческих способностей. 9

ГЛАВА II. РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ УРОВНЯ КРЕАТИВНОСТИ У СТУДЕНТОВ СТАРШИХ КУРСОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ.. 13

2.1 Описание выбранных методик. 13

2.2. Описание выборки. 20

2.3. Анализ результатов исследования. 21



2.4. Психологическое заключение по результатам исследования. 23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 26

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 28

ПРИЛОЖЕНИЕ. 29

Приложение 1. 29

Приложение 2. 30

Приложение 3. 31

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Творческие способности — далеко не новый предмет исследования. Однако, в прошлом у людей не возникало особой потребности к их научному изучению. Таланты появлялись как бы сами собой, делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Все большее значение придается интеллектуальному труду работника, все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, автоматизируется.

Современное общество, изменяясь и развиваясь, предъявляет к человеку всё более высокие требования. Для того, чтобы быть востребованным, необходимо привносить в него что-то новое своей деятельностью, т.е. быть незаменимым. А для этого, что очевидно, деятельность должна носить творческий характер. В современном бизнесе способность к творческому мышлению важна практически в любой работе. Карл Роджерс однажды сказал: «Если в современном обществе мы не будем иметь людей, которые конструктивно реагируют на малейшие изменения в общем развитии, мы можем погибнуть, и это будет та цена, которую мы все заплатим за отсутствие творческости» [12].



Проблема изучения творчества долгое время представляла лишь литературный интерес. Она не имела ни фундаментальных постулатов, ни ясно очерченного предмета исследования, ни методики. Но сейчас эта тема из разряда отвлеченных переходит в категорию доступных для естественнонаучного анализа, получает и научную предметность, и исследовательскую аппаратуру. Более того, изучение творческой деятельности приобретает прикладное значение.

Вопросами творчества занимались еще античные философы (Гераклит, Демокрит, Платон, Аристотель). Творческое мышление изучали многие психологи. Среди них такие видные исследователи, как Б.Н. Никитин, Д.Б. Богоявленская, В.Н. Дружинин, Я.А. Пономарев, А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский, О.С. Анисимов, Б.М. Теплов, и другие. Большинство работ посвящено развитию творческих способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста, а более старшим возрастам, в частности, подростковому и юности, уделяется гораздо меньше внимания.

Сегодня творческое мышление привлекает к себе гораздо больше внимания, чем раньше. Среди первых исследователей креативности был Л. Терстоун, который обратил внимание на разницу между творческими способностями и способностями к обучению.



Дж. Гилфорд создал концепцию, в основе которой лежит принципиальное различие между двумя типами мыслительных операций: конвергенцией и дивергенцией. Гилфорд считал операцию дивергенции основой креативности, которую объяснял как “тип мышления, идущего в различных направлениях".

Концепцию Дж. Гилфорда развивал Е. Торренс.

Креативность рассматривалась Торренсом как естественный процесс, который порождается сильной потребностью человека в снятии напряжения, возникающего у него в ситуации дискомфорта, вызванного неопределенностью или незавершенностью деятельности [11].

С. Медник полагает, что в творческом процессе присутствует как конвергентная составляющая, так и дивергентная. Суть творчества по Меднику не в особенности операции, а в способности преодолевать стереотипы [5].

Проблема данной курсовой работы: негласно считается, что студенты экономических специальностей имеют математический склад ума и низкий уровень творческих способностей. Однако, в наше время даже в такой специальности как экономика специалистам необходимо использовать свой творческий потенциал, вести инновационную работу в области экономики и развития, применяя проектное мышление и креативное воображение (моделирование), а без творческих способностей и показателях креативности это просто невозможно.

Цель данной работы: изучить творческие способности студентов экономических специальностей.

Гипотеза исследования: студенты экономических специальностей имеют низкий уровень творческих способностей.

Объект исследования: студенты старших курсов экономических специальностей.

Предмет исследования: творческие способности студентов экономических специальностей.

Задачи исследования:

1. Изучить проблему творческих способностей и креативности в психологической литературе;

2. Экспериментально изучить уровень творческих способностей у студентов старших курсов экономических специальностей;

3. Статистически обработать и интерпретировать полученные результаты;

4. Сделать психологическое заключение по результатам исследования.

Методы исследования:

1. Теоретический анализ литературы по проблеме исследования;

2. Эмпирические методы исследования:

· Тест невербальной креативности Е.Торренса (адаптированный А.Н. Ворониным);

· Методика С.Медника (адаптированная А.Н. Ворониным);

· Опросник «Самооценка творческих характеристик личности» Вильямса.

3. Методы математико-статистической обработки данных:

· Построение таблиц и графиков;

· Вычисление среднегрупповых значений и стандартных отклонений.

4. Интерпретационные методы.

База исследования: В исследовании принимали участие семь человек. Все – студенты экономических специальностей старших курсов СПБГПУ Политех в возрасте от 20 до 23 лет.

 

 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ.

Общее представление о творческих способностях и креативности.

 

Творческие способности (творчество) означают созидание нового, под которым могут подразумеваться как преобразования в сознании и поведении человека, так и порождаемые им продукты, которые он отдаёт другим. Согласно такому пониманию, не только созданные картины, машины, теории, но и все факты личностного роста человека могут рассматриваться как творческие [3]. Некоторые исследователи, напротив, сужают термин «творчество», включая в него только познавательную деятельность, которая ведёт к новому или необычному видению проблемы или ситуации.

В «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова творчество определяется так: «Творчество — создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей», а в Советском энциклопедическом словаре: «Творчество — деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью...»[6].

Близкое по смыслу к творчеству понятие — креативность (от лат. creatio – созидание), введенное Торренсом. Креативностью называются творческие возможности (способности) человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, отдельных видах деятельности. Они характеризуют личность в целом и её отдельные стороны, продукты деятельности, процесс их создания [7].

До появления этого термина психологи пытались различным образом обозначить эту способность. Так, В. Джеймс (1916) выделил психологическое свойство, которое назвал проницательностью, когда исследовал решение творческих задач. Он полагал, что в основе проницательности лежит ассоциативный процесс и, прежде всего, ассоциативные подобия. Роль ассоциативного процесса в творчестве подчёркивал немецкий психолог Г. Э. Мюллер. Одновременная активация многих элементов мозга на основе такой ассоциации порождает «созвездие» активных элементов мозга, в результате чего возникает решение.

Ассоциацию как механизм творческого процесса рассматривал и Б.М. Бехтерев (1907-1910). Поиск ассоциативных механизмов творчества продолжили ученики И.П. Павлова. Это представление имеет лишь историческое значение, поскольку сейчас очевидно, что ассоциативных процессов недостаточно для описания механизма творчества.

По мнению Роджерса, творческий потенциал присутствует у всех людей, однако далеко не все обладают достаточно развитыми творческими способностями, т.е. способностями к созданию чего-то совершенно нового. Нетворческих личностей нет, однако далеко не все реализуют свой потенциал [2].

Отсюда вытекает несколько вопросов, например: каковы условия воспитания и реализации творческих способностей? Какие этапы творчества связаны с той или иной чертой творческой личности? В чем особенности условий проявления творчества?

Первоначально креативность рассматривалась как функция интеллекта, и уровень развития интеллекта отождествлялся с уровнем креативности. Впоследствии выяснилось, что уровень интеллекта коррелирует с креативностью до определенного предела, а слишком высокий интеллект препятствует креативности. В настоящее время креативность рассматривается как несводимая к интеллекту функция целостной личности, зависимая от целого комплекса ее психологических характеристик. Соответственно, центральное направление в изучении креативности — выявление личностных качеств, с которыми она связана. Изучение этих качеств выявило важную роль воображения, интуиции, неосознаваемых компонентов умственной активности, а также потребности личности в само актуализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.