Сделай Сам Свою Работу на 5

Психологические особенности мужчин и женщин





ГЕНДЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

1. Понятия маскулинность и феминность, определяют социальные, заранее определенные культурой роли. Однако относительно того, что считать «мужским», а что «женским», в каждой конкретной культуре существуют различные мнения. Поэтому в качестве критерия разделения маскулинных и феминных культур. Хофстеде предлагает традиционное разделение общества. То есть мужчинам приписывается твердость, ориентация на конкуренцию, соперничество и стремление быть первым. Женщинам приписывается ориентация на дом, семью, социальные, ценности, а также мягкость, эмоциональность и чувственность. Естественно, что эти понятия не являются абсолютными. Некоторые мужчины могут иметь черты женского поведения, а женщины —- мужского, но это рассматривается как отклонение от нормы.

Отделение друг от друга пола (биологического) и гендера (социального пола) произошло в рамках первобытного общества. Маскулинный и феминный способы существования гендерной картины реальности уже на ранних ступенях генезиса и становления человеческого общества могут как совпадать, так и не совпадать с чисто биологической идентичностью мужчин и женщин. Для гендерной идентичности решающее значение имеет не эмпирически фиксируемая половая принадлежность, а фактически выполняемая социальная роль мужа или жены. Это свидетельствует о самостоятельном характере гендера как именно социального (не биологического) пола. Их расхождение в современном мире детерминируется экономическими, демографическими и иными факторами.



Ввиду того, что маскулинность и феминность являются двумя основными способами существования гендера, они нуждаются в особом изучении. При этом следует учесть, что в переводе на русский термины маскулинность и феминность означают соответственно мужественность и женственность. Однако оперировать с категориальной парой маскулинность и феминность в теоретических исследованиях гораздо удобнее, чем с мужественностью и женственностью. Этим, в первом приближении, обусловливается предпочтительность употребления слов иностранного происхождения.

Итак, маскулинность и феминность являются атрибутами ГКМ, ее центральными образами. Сущность маскулинности и феминности свое адекватное выражение находит в понятиях мужественности и женственности. Иными словами, маскулинность и феминность следует определить как, соответственно, мужественный и женственный способы репрезентации, характерные именно для ГКМ. Взаимосвязь ее атрибутов – маскулинности и феминности – подчиняется закону дополнения противоположностей.




2.Термин «половая идентификация личности», происходящий от средневекового латинского слова identifico – «отождествляю», обозначает механизм, работа которого основана на существовании эмоциональной связи индивида с другими людьми, прежде всего его родителями, приводящий к уподоблению, чаще всего неосознанному, этим значимым другим. За счет идентификации у маленького ребенка происходит формирование поведенческих стереотипов, образующих черты личности, определение ценностных ориентаций и полоролевой идентичности, - это установленный эмпирический факт.

Возникновение половой идентификации объясняется различными теориями:

1. Теория социального научения и ее разновидность - теория моделирования, опираясь на бихевиористский принцип обусловливания, утверждает, что все зависит от родительских моделей, которым ребенок старается подражать, и от подкреплений, которые дают поведению ребенка родители.

2. Теория половой типизации опирается на теорию социального научения и придает решающее значение механизмам подкрепления: родители и другие люди поощряют мальчиков за "мальчишеское" поведение и осуждают их, когда они ведут себя "как девчонки"; девочки же поощряются за фемининное поведение и порицаются за маскулинное. С позиций этой теории трудно объяснить отклонения от половых стереотипов, которые возникают стихийно, вопреки даже воспитанию.



3. Биосоциальный взгляд на половую идентификацию. Многие исследователи считают, что в основе формирования половой идентичности лежит биологически заданный пол, но формирование психологического пола является результатом воздействия на личность социальных условий и культурных традиций общества.

Таким образом,половая идентичность - это фенотип, сплав врожденного и приобретенного. Половая идентификация обостряет в подростке его рефлексивные способности на становление новых, более взрослых отношений с ровесниками обоих полов. Но все это пока лишь новые тенденции. Подросток только лишь выходит из детства.

Несмотря на общий характер, в поведении подростков имеются и определенные половые различия. Мальчики и юноши в большинстве своем физически более активны, динамичны, агрессивны, ориентированы на соперничество, конкуренцию.Однако следует учитывать существенную роль индивидуальных особенностей каждого подростка.


Гендерные аспекты лидерства

Проблема лидерства изучается многими учеными более ста лет. Она стала поистине междисциплинарной, но психологам принадлежит приоритет как в количественном отношении, так и по разработанности проблемы. Интерес исследователей закономерен - в человеческом обществе существуют различные группы, непременным атрибутом которых на определенном этапе развития является выдвижение лидера.

Среди гендерных теорий лидерства (появившихся также сравнительно недавно, ибо фактор пола почти не учитывался ранее в психологии лидерства) к конкурентным можно отнести все те, что считают фактор пола доминирующим (теории гендерного потока, гендерного отбора лидеров, концепции токенизма и инграциации), а также те, что считают равноценными лидерскую позицию и пол (концепция информационной обработки, социально-ролевая теория). Кооперативными можно считать теории, которые не придают значения полу лидеров, а доминирующим фактором считают лидерскую позицию (ситуационно-должностной подход, статусная теория, модель LMX - leader-member exchange - обмен в диаде «лидер-последователь», а также модификация Ц.Шнейера фидлеровской модели).

Маскулинная и фемининная модели являются разновидностями конкурентной модели. Первая подчиняется принципу долженствования (поэтому претендент на лидерскую роль непременно борется за нее) и описывается следующими показателями: мужской пол (хотя лидером может быть и женщина с маскулинными характеристиками), зрелый (или просто старший) возраст, высокие конкурентность, маскулинность, сексуальность, доминантность, агрессивность. Различие в поведении лидеров - мужчин и женщин - по данным разных авторов, может быть, с нашей точки зрения, объяснено приверженностью их к маскулинной или фемининной модели.

Гендерные качества личности складываются под влиянием имеющихся в обществе представлений о том, как должны вести себя мужчины и женщины - возникают так называемые тендерные стереотипы. Эти стереотипы влияют и на поведение лидера - учет пола при выдвижении лидера, демонстрация маскулинного или фемининного лидерского стиля и т.п.

Таким образом, личность лидера складывается под влиянием различных факторов, и в ней можно проследить отражение ролевого (лидерского), гендерного и культурного стереотипов.


Психологические особенности мужчин и женщин

Мужчина и женщина не лучше и не хуже друг друга, просто они — разные! Даже обработка информации у них происходит по-разному, при помощи разных полушарий. Мужчина и женщина думают и действуют по-разному, у них разное поведение, восприятие, приоритеты. Мужчина — это логика, математика, голова. Женщина — это душа, эмоции, сердце. Женщины замечательны тем, что они привлекают, излучают энергию и обаяние, поощряют и воспитывают, любят новизну и обожают получать новую информацию, в том числе и в виде слухов.

Мужчина чаще прямолинеен, «достает» собеседника, любит спорить и соревноваться. Женщина же хорошо умеет слушать, ее успех — в отличных коммуникациях. Она разговорчива, отзывчива, не скрывает своих эмоций. Мужчин с детства приучали быть твердыми, неутомимыми, соперничать и побеждать. А смыслом жизни женщины всегда были и будут семья, муж, дети, благополучие. Мужчина добывал еду, властвовал, реализовывал свои желания, а женщина растила детей, руководила бюджетом, развивала ловкость и интуицию, обольщала и привлекала. Эволюция мужчины и женщины протекала в разных обстоятельствах, поэтому любое явление они видят поразному: мужчина — в их пространственной взаимосвязи между собой, как будто складывает картину мира из мозаики, а женщина сразу «вбирает в себя» более широкую картину, отмечает в основном детали, ее интересуют взаимоотношения каждой частички с соседней, но не пространственная взаимосвязь частиц. Мужчина ориентирован на то, чтобы достигнуть своей цели, определить социальный статус, получить власть, победить в конкурентной борьбе, успешно достигнуть итоговой черты. Фокус интересов женщины — общение, сотрудничество, гармония, любовь и взаимоотношения. Отличия между мужчиной и женщиной столь велики, что непонятно, как они вообще могут уживаться вместе!

Женщина, как и большинство женских особей млекопитающих, наделена чувственным восприятием с гораздо более тонкой настройкой, чем мужчина. Эта способность необходима женщине — хранительнице детей, очага — для улавливания мельчайших изменений в настроении других

Сегодня для женщины мало тихого семейного счастья. Она хочет делать карьеру! Успешная, расчетливая, способная к быстрым решениям, она более эмоциональна, непредсказуема, чувствительна в критических ситуациях — это связано с работой левого полушария. Но и трезвый расчет, и логика сейчас также свойственна женщинам, как и мужчинам. Мужские качества помогают женщине стать истинным лидером.


СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

1. Общие вопросы специальной психологии

Специальная психология – область психологической науки, изучающая людей, для которых характерно отклонение от нормального психического развития, связанное с врожденными или приобретенными нарушениями формирования нервной системы. На основании такого изучения определяются возможности и пути компенсации дефектов различной сложности, строится система воспитания и обучения людей, имеющих нарушения психического развития.

Специальная психология подразделяется на (структура специальной психологии):

· - психологию детей с нарушениями зрения (тифлопсихологию);

· - психологию детей с нарушениями слуха (сурдопсихологию);

· - психологию умственно отсталых (олигофренопсихологию);

· - психологию детей с нарушениями речи;

· - детей с ЗПР;

· - других категорий детей с отклонениями в развитии:

· (- с нарушениями функций опорно – двигательного аппарата;

· - с тяжелыми нарушениями эмоционально – волевой сферы;

· - с нарушениями поведения;

· - со сложными нарушениями развития, у которых сочетаются два или более первичных нарушения).

Специальную психологию постоянно сопровождают смежные отрасли психологического знания – генетическая психология, дифференциальная психология, социальная и педагогическая психология, гуманистическая психология, юридическая психология, психологическая диагностика и психологическая коррекция.

Также важна взаимосвязь специальной психологии с целым рядом отраслей медицины, такими как детская психиатрия, анатомия, физиология патология высшей нервной деятельности, офтальмологией, оториноларингологией , невропатологией и т.д.

Специальная психология основывается на ряде принципов, прежде всего, общепсихологических: детерминизма, единства сознания и деятельности, развития психики в деятельности.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.