Сделай Сам Свою Работу на 5

Основные направления социальной политики российских бизнес-структур





Социальная политика корпораций (крупных бизнес - структур) становится в России значимым компонентом общей социальной политики, реализуемым в тесном взаимодействии с органами местного самоуправления. Эффективность социальной политики для корпораций определяется необходимостью накопления ими социального капитала. Эта политика может быть направлена как на внешнюю социальную среду предприятия, так и на персонал предприятия (условно можно выделять внешнюю и внутреннюю социальную политику). В настоящее время приоритетом в социальном инвестировании российских корпораций является внутренняя социальная политика, рассчитанная на стимулирование и поддержание работников компании. В то же время социальная политика корпораций существенно способствует социальному развитию и обеспечению политической стабильности на территориях их деятельности.

Особое значение для практики развития социального партнерства бизнеса и власти имеет моделирование их взаимодействия. Одни исследователи предлагают трехзонную модель взаимодействия власти и бизнеса.

1. "Белая зона" охватывает формальные практики, такие как регулирование законодательством налоговых отношений, административное и экономическое регулирование бизнеса (регистрация, лицензирование, контроль и принуждение к исполнению установленных норм и т.п.), конкурсы по распределению государственных заказов и т.п. Эта зона отношений власти и бизнеса основывается на создании единых правил игры для всех предпринимателей и на неизбирательном их принуждении государством к выполнению данных правил в случае допущенных кем-либо нарушений.



2. "Серая зона" охватывает неформальные практики поборов с бизнеса, непосредственно не связанные с коррупцией, и практики его неформального торга с властью относительно условий функционирования конкретного бизнеса. Отношения "серой зоны" основаны на заинтересованности сторон в выживании территории, инструментом достижения интересов предпринимателя становится добровольный или добровольно-принудительный взнос (в натуральной или денежной форме) в дофинансирование территории его размещения.



3. "Черная зона" охватывает неформальные криминальные практики, прежде всего коррупцию. Отношения этой зоны основаны на индивидуальных корыстных интересах отдельного чиновника, а инструментом достижения интересов предпринимателя оказываются взятка, вовлечение в бизнес чиновника.

Другие же исследователи выделяют иные модели взаимодействия власти и бизнеса:

- модели "подавления" и "принуждения" предусматривают административное давление. Власть требует от бизнеса определенных вложений в реализацию ее социальных программ и проектов, используя административный аппарат и структуры, призванные осуществлять контроль за деятельностью бизнеса;

- модель "патронажа" предполагает компенсации затрат бизнеса на реализацию социальных программ и проектов за счет определенного доступа для бизнеса к контролируемым властью ресурсам. Эта модель предполагает возможность торга вокруг условий поддержки бизнесом социальных программ и проектов власти;

- модель "невмешательства" власти. Власть не занимает активной позиции по отношению к социальной политике, проводимой бизнесом;

- модель "партнерства", в рамках которой представители власти и бизнеса достигли компромисса. В современных социально-экономических российских условиях эта модель является наиболее приемлемой, работающей по принципу "выгодно каждому - выгодно всем".

Учитывая всё вышесказанное привлечение частного бизнеса к участию в решении социальных проблем гражданского общества является перспективным – т.к. накопленные ими знания и опыт эффективного менеджмента являются остро необходимы.



Исследование политико-правовых механизмов взаимодействия государства и бизнеса в 2000-2005 годах невозможно без детального анализа предшествующего периода. Для упрощения исследовательской задачи обозначим данный период 1985-2005 годами, разделив его на несколько под- этапов, совпадающих с электоральными циклами. Мы сможем проанализировать взаимосвязь между состоянием нормативных баз, регулирующих деятельность экономических агентов, сменяемостью элит, экономическими и политическими показателями:

1. 1985-1988 годы. Поиск концепции реформ, способных реанимировать коммунистическую систему, не меняя базовых характеристик ее функционирования.

2. 1989-1991 годы. Углубление экономических реформ. Выход за традиционные рамки коммунистической системы при сохранении тезиса о приверженности «социалистическому выбору». Начало пересмотра коммунистических традиций по отношению к собственности, начало конституционных реформ.

3. 1992-1993 годы. Становление новой экономической, политической и нормативной систем.

4. 1994-1996 годы. Формирование базовых правовых предпосылок, обеспечивающих достижение макроэкономической стабилизации и функционирование рыночной экономики и, прежде всего, Гражданского кодекса (1 и 2 части), а также приватизационного и валютного законодательства.

5. 1997-1998 годы. Усиление внимания к институциональным предпосылкам экономического развития. Разработка и принятие нормативных актов, регулирующих функционирование рыночных институтов в условиях, как казалось тогда, финансовой стабильности и начала экономического роста.

6. 1998-2000 годы. Преодоление последствий кризиса, либерализация экономического и нормативного пространства

7. 2000-2004 годы. Ряд изменений в нормативной системе ужесточающих контроль за деятельностью предприятий, выстраивание вертикали власти и смена элит.

8. 2004 –2005 годы. Дальнейшее развитие политико-правовых отношений между государством и бизнесом.

9. 2005-2009 годы. Снижение влияния бизнеса в отношениях с государством, влияние мирового финансового кризиса.

Среди политических моделей взаимного влияния государственной власти и бизнеса можно выделить следующие:5 Модель функционального представительства. В рамках теории функционального представительства можно оценивать динамику влияния бизнес ассоциаций на государство, корпоративного бизнеса на политическую и нормативную системы. Ключевыми параметрами данной модели являются политические механизмы взаимодействия государства и бизнеса, количество законопроектов и поправок, инициированных к рассмотрению бизнес – организациями, а также степень включенности корпоративного бизнеса в процессы принятия политических процессов.

1.Конфликтная модель. В рамках данной модели взаимодействия государства и бизнеса рассматриваются через конфликт интересов, выраженный как в правовой, экономической форме, так и политической форме. В рамках данной модели рассматривается гипотеза об имущественной экспансии государства и усиления его роли не только в политической системе, но и в экономической.

2.Системная модель. Согласно системному анализу, любая система, в том числе и политическая, имеет следующие характеристики: система состоит из многих частей;Ø части составляют единое целое;Ø система имеет границы.Ø Политическая жизнь рассматривается как функционирующая система, а между многообразными аспектами политики и политическими явлениями существует относительно стабильная взаимосвязь.

3.Нормативная модель. Нормативную модель взаимодействия бизнеса и власти образуют всевозможные нормы, которые определяют поведение людей в политической жизни, а именно их участие в процессах выдвижения требований, превращения этих требований в решения и осуществления решений. Эти нормы - основные правила участия бизнеса во всех типах политического процесса.

4.Корпоративистская модель. Гораздо адекватнее суть этой модели отражает такое понятие, как государственный корпоративизм.

5.В отличие от предлагаемых автором формул оно несет в себе более основательное политическое начало и если учесть, что и сама модель выстраивается сверху и в основном политическими способами, есть резон дать ей именно такое толкование. Ключевым, здесь выступает политический контроль. Пока ещё рано утверждать, что эта система уже установилась в России, или процесс ее становления принял уже необратимый характер, но то, что процесс этот уже начался, сомневаться не приходится. Если несколько лет назад в публикациях чаще встречались упоминания о неокорпоративистской модели, то сейчас речь чаще идет о государственном или, что в данном случае одно и то же, бюрократическом корпоративизме, который приходит ему на смену неокорпоративной модели.

6.Государству не хватит собственных денег и организационных возможностей для реализации национальных проектов.

13.Понятие социального партнерства. Социальное партнерство — система взаимоотношений между ра­ботниками , работодателями, органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение со­гласования интересов работников и работодателей по вопросам ре­гулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (ч. 1 ст. 23 ТК РФ). Субъектами социального партнерства в сфере труда выступают:1) работники;2) работодатели;3) представители работников;4) представители работодателей;5) органы государственной власти;6) органы местного самоуправления. Правовое положение каждого из них отличается принадлежа­щими им в сфере социального партнерства правами и лежащими на них обязанностями. Работники и работодатели — стороны социального партнерства, действующие через своих полномочных представителей (см. ст. 25 ТК РФ), являющихся участниками отношений социального партнерства. Они действуют от имени и в интересах представляемой стороны. Также участниками отношений по социальному партнерствувы­ступают органы государственной власти (точнее — исполнительной власти) и органы местного самоуправления (также исполнительные). Органы исполнительной власти представляют государство в отношениях социального партнерства, они выполняют определенную задачу: отстаивают интересы государст­ва, общества, субъекта РФ при решении вопросов, связанных с регулированием на социально-партнерской основе трудовых и не­посредственно связанных с ними отношений. Органы местного самоуправления, будучи участниками отно­шений социального партнерства, выражают и отстаивают в этих отношениях интересы муниципального образования. Органы государственной власти и органы местного самоуправ­ления являются сторонами социального партнерства лишь в тех случаях, когда они выступают в качестве работодателей или их представителей, уполномоченных на представительство законода­тельством или работодателями (при заключении соглашений), а также в других случаях, предусмотренных федеральными закона­ми (см. ч. 2 ст. 23 ТК РФ).Однако, поскольку представитель действует от имени пред­ставляемого и в его интересах, он самостоятельной стороной со­циального партнерства, по сути, не является. Статья 25 ТК РФ к сторонам социального партнерства относит только работников и работодателей. Государство в лице правотворческих органов определяет пра­вовое положение сторон и участников отношений социального партнерства, порядок реализации их прав и осуществления обя­занностей, т. е. регулирует нормами права эти отношения. Государство оставляет за собой решение вопросов, наиболее значимых для работников и работодателей — установление мини­мальных социально-трудовых гарантий, предоставляя все больший простор для регулирования трудовых и непосредственно связанных с ними отношений на основе социального партнерства. Правовые нормы, регулирующие отношения социального партнерства, в своей совокупности составляют институт трудо­вого права, частью которого является субинститут коллективного договора и соглашений. Система взаимосвязанных норм о социальном партнерстве, содержащихся в ТК РФ, иных федеральных законах, законах субъектов РФ, подзаконных актах, составляет правовую основу со­циального партнерства в сфере труда. Повышение роли и значения социального партнерства как способа регулирования трудовых отношений потребовало укреп­ления и расширения его правовой основы. В результате в ТК РФ впервые включен развернутый раздел II «Социальное партнерство в сфере труда». Социальное партнерство, являясь основой для договорного ре­гулирования трудовых отношений с помощью коллективных дого­воров и соглашений, входит в метод трудового права как лона из его неотъемлемых черт. Среди принципов правового регулирования трудовых и непо­средственно связанных с ними отношений также названо соци­альное партнерство (см. ст. 2 ТК).

14. Международная организация труда (МОТ)СОТРУДНИЧЕСТВО РФ С МОТ

«Основная цель МОТ – расширение возможностей женщин и мужчин для получения достойной и продуктивной занятости в условиях свободы, справедливости, стабильности и уважения человеческого достоинства». Генеральный директор МОТ Хуан Сомавия

Международная организация труда (МОТ)– специализированное агентство системы ООН, которое ставит целью продвижение принципов социальной справедливости, международно признанных прав человека и прав в сфере труда. Созданная в 1919 году, МОТ стала первым специализированным агентством ООН в 1946 году.

У МОТ четыре основных стратегических цели:

· продвигать и проводить в жизнь основополагающие принципы и права в сфере труда;

· расширять возможности женщин и мужчин для получения достойной занятости;

· увеличивать охват и эффективность социального обеспечения для всех;

· укреплять трипартизм и социальный диалог.

Эти задачи решаются различными путями:

· путем выработки международной политики и программ, направленных на поддержку основных прав человека, улучшение условий труда и жизни, расширение возможностей занятости;

· принятием международных трудовых норм в форме конвенций и рекомендаций, подкрепленных уникальной системой контроля над их соблюдением;

· с помощью крупномасштабных программ международного технического сотрудничества;

· путем профессиональной подготовки и обучения, исследовательской и издательской деятельности в поддержку этих усилий.

Штаб-квартира МОТ находится в Женеве, Швейцария. С марта 1999 года Генеральным директором МОТ является Хуан Сомавия(Juan Somavia).

Субрегиональное бюро МОТ для стран Восточной Европы и Центральной Азии работает в Москве с 1959 года. Бюро координирует деятельность МОТ в десяти государствах – Российской Федерации, Азербайджане, Армении, Беларуси, Грузии, Казахстане, Кыргызстане, Таджикистане, Туркменистане и Узбекистане.

В системе Организации Объединенных Наций МОТ обладает уникальной трехсторонней структурой. Представители работодателей и трудящихся – «социальные партнеры» по экономической деятельности – имеют в ней, наряду с представителями правительств, равный голос при определении политики и программ. МОТ содействует подобному трипартизму и внутри государств-участников, содействуя «социальному диалогу» между профсоюзами и работодателями с участием представителей правительств для выработки и осуществления национальной политики в социальной, экономической и многих других областях.

Основные сферы деятельности Субрегионального бюро – продвижение национальных программ достойного труда в странах региона, развитие социального диалога, социальная защита, развитие занятости, охрана труда, гендерное равенство в сфере труда, ВИЧ/СПИД на рабочих местах, искоренение детского труда и др.

Направления сотрудничества с Российской Федерацией на 2006-2009 гг. определены вПрограмме технического сотрудничества, подписанной в июне 2006 года в Женеве.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.