Сделай Сам Свою Работу на 5

Учёт возрастного фактора в психодиагностическом процессе.





Психическая жизнь человека от рождения до старости вносят много изменений, которые влияют на ее социальный опыт, формы и способы самореализации, функционирование в социуме. Именно это является предметом интереса психолога-исследователя, который стремится получить точное знание о закономерности психического развития на каждом этапе жизни человека. Применение психодиагностических методов к людям разного возраста требует от психолога владения информацией о возрастных особенностей личности (клиентов) и соответствующих диагностических процедур.

Психодиагностическое исследование детей, подростков и юношей

Детская и школьная психодиагностика являются отраслями общей психодиагностики, которые имеют свои особенности. Связаны они прежде всего с постановкой диагноза, который, например, в школьной психодиагностике имеет двойное значение; углубленный и всесторонний анализ личности, направленный на выявление ее качественно-количественных особенностей, выяснение причинно-следственных связей; выявления конкретных причин недостатков или отклонений в развитии с целью их устранения путем соответствующих коррекционных психолого-педагогических воздействий.



Школьная психодиагностика ориентирована на исследования личности или группы, в поведении и деятельности которой наблюдаются отклонения или недостатки, с целью осуществления необходимой коррекции, оказание помощи в их преодолении. Диагностический вывод делают на основе наличия или отсутствия у исследуемого показателей развития, характерных возрастных симптомов. Психолог должен владеть знаниями о таких психические свойства, поскольку в процессе интерпретации диагностических данных и при постановке психологического диагноза их показатели могут иметь решающее значение.

В психодиагностировании детей разного возраста во внимание принимают:

1) возрастную норму развития - средний показатель развития большой группы психически и физически здоровых детей;

2) недостатки в развитии - отсутствие или недоразвитость положительных качеств, свойств, умений и навыков, которые должен иметь ребенок определенного возраста;



3) отклонение - появление негативных качеств, свойств, привычек в нормально развитых детей;

4) дисгармонию развития - несбалансированность психических процессов, свойств, качеств и состояний, обусловливающих неустойчивость и противоречивость личности ребенка, нарушая ее социализацию и индивидуализацию;

5) нарушения (аномалии) развития (дизонтогенез) - ограничение, сужение границ психологических возможностей ребенка через функциональную недостаточность дефекта или расстройства психических функций;

6) деформации развития - отклонения, нарушения в развитии, вызванные подавленностью самореализации личности.

Для психодиагностического исследования детей важны такие факторы, как специфика возраста, влияние ведущей деятельности, уровень развития индивидуально-типологических характеристик. Эффективность диагностирования улучшается, если психолог знает факторы риска, которые сопровождают психическое развитие ребенка в каждом возрасте и влияют на кратко - или долгосрочный прогноз относительно ее будущего. Факторами риска в дошкольном возрасте являются следующие особенности поведения:

- Выраженное психотропное расторможенность; трудности выработки тормозных реакций и запретов, соответствующие возрастным требованиям; осложнения в организации поведения даже в игровых ситуациях;

- Склонность ребенка к украшению ситуаций, в которых она находится; к примитивным измышлений, используются как выход из затруднительного положения или конфликта; к неправильных форм поведения, когда ребенок воспроизводит отклонение, наблюдает в поведении сверстников, старших детей или взрослых;



- Инфантильные истероидные проявления с двигательными расстройствами, настойчивым плачем и криком;

- Импульсивность поведения, эмоциональная заражаемость, вспыльчивость, вызывающих ссоры и драки ребенка даже с незначительному поводу;

- Реакции упорной неповиновения и негативизма, которые сопровождают озлобленность, агрессия в ответ на наказание, замечания, запреты; энурез и энкопрез (неконтролируемые или невольные стул организма); побега из дома как реакции соответствующего протеста.

В младшем школьном возрасте факторами риска, которые должен учитывать психодиагност, есть такие особенности поведения:

- Сочетание низкой познавательной активности и личностной незрелости, что противоречит требованиям к социальной роли школьника;

-Двигательная расторможенность, соединенное с эйфорическим настроением фоном;

- Повышенное стремление к острым ощущениям и впечатлений;

- Немотивированные перепады настроения, конфликтность, взрывчатость, задиристость в ответ на незначительные требования или запрета; сопровождение аффективных вспышек выраженными вегетативно-сосудистыми реакциями, Церебростенические явлениями;

- Отрицательное отношение к занятиям, что проявляется в эпизодических прогулах уроков; побега из дома из-за угрозы наказания как отражение защитных реакций отказа;

- Реакции протеста, связанные с нежеланием заниматься в школе, отказ от самоподготовки, умышленное невыполнение домашних заданий наперекор взрослым; гиперкомпенсаторный реакции со стремлением привлечь к себе внимание негативными формами поведения - грубостью, злобными выходками, невыполнением требований учителя;

- Устойчивые пробелы в знаниях по основным разделам школьной программы; трудности в усвоении новых разделов из-за слабых интеллектуальные возможности, отсутствие интереса к учебе;

- Тяготение к асоциальным формам поведения под влиянием старших детей и взрослых;

- Дефекты воспитания, проявляющихся как бесконтрольность, безнадзорность, грубая авторитарность, асоциальное поведение членов семьи.

Подростковый возраст характеризуется такими факторами риска, которые влияют на психическое развитие ребенка и прогностическую диагностику:

- Отсутствие редукции рис психической незрелости, то есть сохранение инфантильности суждений, полная зависимость от ситуации, неспособность влиять на нее, склонность отмежевываться от трудных ситуаций, слабая реакция на осуждение; невнятность собственных волевых установок, слабые функции самоконтроля и саморегуляции как проявление несформированности основных предпосылок пубертатного возраста;

- Некоригованисть поведения, вызванная сочетанием инфантильности с аффективной возбудимостью и импресивнистю. Выраженная аффективная возбудимость часто предшествует первым признакам усиленного роста и полового метаморфоза, нередко значительно уменьшаясь при стихании интенсивности соматоендокриннои перестройки;

- Ранние проявления половых влечений, повышенный интерес к сексуальным проблемам; у девочек - истероидные окраски поведения, связанное с сексуальностью; у мальчиков - склонность к алкоголизации, агрессии, бродяжничеству;

- Сочетание негативных проявлений с невыразительными интересами или отрицательным отношением к учебным предметам. Педагогическая запущенность, обусловлена органично слабыми интеллектуальными способностями и низкой работоспособностью через подросткового астении;

- Переориентация интересов на внешкольное окружение;

- Готовность к усвоению негативно окрашенных внешних форм подростковой поведения, стремление к имитации асоциальных форм взрослого образа жизни (ранние сексуальные эксцессы, стремление к курению, алкоголизации)

- Неблагоприятные условия микросреды (неблагополучная семья, асоциальное окружение) как основа реакции имитации или протеста;

- Неадекватные условия обучения, препятствующих усвоению программы.

При комплексном оценивании обязательно учитывают общее состояние психики ребенка, благоприятные прогностические факторы. В младшем школьном возрасте такими факторами являются:

а) способность ребенка к выработке дисциплинированных форм поведения в детском коллективе, умение тормозить свои желания;

б) появление рядом со свойственной возраста эмоциональной незрелостью познавательных интересов, принятия учебной деятельности как необходимой;

в) стремление к самоутверждению, проявляющееся в занятиях спортом, участия в кружках и других регламентированных формах деятельности.

В подростковом возрасте прогностически благоприятные следующие факторы:

а) гармоничность психофизического созревания;

б) положительное отношение к труду, отдельных учебных предметов;

в) целеустремленность во внеучебной деятельности;

г) ориентация на социально положительного лидера в среде сверстников, адекватность поведения в школе и вне ее; коригованисть отдельных возрастных поведенческих реакций;

г) устойчивость к неблагоприятным средств воздействия, появление реакции негативной имитации;

д) невротическое переживание, обозначенное внутренними конфликтами, а не психоподобными тип реагирования на психотравмирующую ситуацию.

В юношеском возрасте благоприятными прогностическими факторами считают

а) понимание мыслей других людей, умение ставить себя на их место;

б) способность принимать альтернативные точки зрения, которые отличаются от собственной;

в) умение безоценочном относиться к действиям другого человека;

г) готовность к изменению типа реагирования; г) личностная рефлексия;

д) положительное отношение к себе;

е) сознательное принятие нравственных категорий как механизмов регуляции отношений между людьми.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.