История Вахтанга: обучение под кроватью
История Вити: ночные бдения
Витя плохо спал всегда, с самого рождения. Его "трясли" в кроватке, носили на руках, купали в холодной воде. Ничего не помогало. Когда Витя подрос и пошел в детский сад, он стал легко и быстро засыпать вечером, в 9 часов. Но вот беда — часа в два ночи Витя просыпался и шел в туалет. Все бы хорошо, но после этого похода мальчик часа два-три не мог заснуть снова. Около полугода измученные родители недосыпали каждую ночь, ходили по врачам, уговаривали Витю считать верблюдов и "думать о хорошем". Мальчик маялся в кровати, научился уверенно считать до тысячи, съел несколько флаконов разноцветных таблеток и витаминов, плакал от огорчения и усталости, но заснуть все равно не мог.
В итоге психолог посоветовал родителям оставить мальчика в покое. Витю переселили в отдельную комнату (до этого его кроватка стояла в спальне родителей), научили понимать электронные часы и предоставили самому себе. Каждую ночь Витя просыпался, ходил в туалет, выпивал чашку кефира и играл в игрушки или рассматривал книжки приблизительно с 2 до 4 часов ночи. В четыре-пять часов Витя ложился в кровать и спокойно спал до восьми, когда мама будила его и отводила в детский сад.
Так продолжалось несколько лет. Накануне начала Витиного школьного обучения на помощь семье откуда-то из провинции прибыла свекровь. Предполагалось, что она будет забирать мальчика из школы, кормить, делать с ним уроки и т.д. (оба родителя работали). Ознакомившись с распорядком дня (а особенно ночи) внука бабушка пришла в ужас.
— Это безобразие! — заявила она родителям. — Парню в школу идти, а тут такое баловство! Никуда не годится!
— Будешь лежать в кровати! — сообщила она Вите. — Свет не включать, с боку на бок не ворочаться, глаз не открывать. Я сплю рядом, буду следить.
Замотанные работой родители пожали плечами:
— Ну, попробуйте, вдруг у вас получится...
Поразительно, но бабушка оказалась права, и через месяц Витя действительно стал спать всю ночь напролет. Еще через месяц его привели к психологу с ночным энурезом и трихотилломанией (Витя выдирал волоски из бровей и с головы). Психолог вынужден была настаивать на изменении поведения или отъезде свекрови.
— Ломаться в угоду вашим дуростям не собираюсь! Сейчас мальчишку разбалуете — потом наплачетесь! — заявила суровая бабушка и отбыла обратно в свою провинцию.
Сейчас Витя учится в третьем классе. Он ходит в группу продленного дня и поет в школьном хоре. Об энурезе и трихотилломании ничего не слышно с отъезда бабушки. Спит Витя по-прежнему плохо. С прошлого года он приспособился во время ночных "бдений" делать уроки. Мама проверяет их по утрам. Все одноклассники Вите завидуют, потому что вечером у него много свободного времени.
Совет второй: выработать ритуал занятий
После того как определены "хорошие" и "плохие" периоды (или ребенок обучен сообщать об их наступлении), наступает время формирования ритуала.
Чтобы занятия проходили успешно, чтобы у гипердинамического ребенка в голове существовало хоть какое-то произвольное внимание и хоть какая-то внутренняя дисциплина, ему в первую очередь необходима дисциплина внешняя. В том числе дисциплина пространства. Никаких занятий на кухонном столе, никаких включенных телевизоров, радио и магнитофонов! Гипердинамическому ребенку, готовящемуся к школе, обязательно нужно постоянное место для занятий. Это место должно быть правильно и, я бы сказала, хрестоматийно организовано.
На столе или парте категорически не должно быть лишних вещей, иначе ребенок будет просто с ними играть. Нельзя ставить стол гипердинамического ребенка так, чтобы он мог прямо из-за стола смотреть в окно. В противоположном случае именно туда, а вовсе не в тетрадку он и будет смотреть. Все вещи, необходимые для занятий (ручка, тетради, карандаши и т.д.), должны быть аккуратно разложены по своим местам и выглядеть привлекательно. Первое время (готовьтесь к тому, что оно может растянуться) следить за всем этим придется вам.
Итак, ритуал. Пошло время занятий. Как правило, сами задания (написать три ряда крючочков и решить задачу про яблоки) не вызывают у ребенка видимых трудностей. Главная ваша задача — не давать ребенку отвлекаться. Вы должны тактично, но неуклонно возвращать его к теме выполняемого задания. Приемлемые реплики в этом случае приблизительно такие:
— Итак, в задаче сказано, что...
— Ты остановился на второй строчке...
— Пожалуйста, еще раз взгляни на эту картинку...
— Вспомни, что же здесь нужно сделать...
— Давай вернемся к нашему заданию...
— Осталось совсем немножко подумать, и все будет сделано...
— Я уверена, что ты быстро справишься с этим заданием...
Надеяться на то, что гипердинамический ребенок сам будет выполнять домашние задания, — увы, совершеннейшая утопия. В начале обучения с гипердинамическим ребенком надо "сидеть". Если вы не будете контролировать ребенка, то в его тетрадках наступит полное безобразие, которое в первую очередь будет расстраивать его самого, а также занижать его самооценку, и без того, как правило, невысокую (у меня никогда ничего не получается!). Большинство гипердинамических детей с нормальным интеллектом это прекрасно понимают и напрямую говорят об этом родителям.
Родители:
— Господи! Он же все это сам может! Там же понимать нечего! Но стоит мне отойти, он просто ручку положит и сидит. Безобразие!
— Пока я над ним "зависаю", все нормально. И буквы на строчке умещаются, и цифры правильно пишет. Я ему даже не говорю ничего, просто стою.
— Стоит мне только отойти, как она сразу прибегает: мамочка, вернись, я без тебя не могу! А чего, там, спрашивается, не мочь, если она такие задания еще два года назад делала!
— Пока я рядом сижу, все еще как-то двигается. Стоит только отвернуться — то букву наоборот напишет, то пропустит, то вообще непонятно что нарисует. Прямо как дебил какой-то!
Дети:
— Ты, мама, надо мной еще "повиси". У меня так красившее получается...
— Ты только не уходи. А то я на "Спокойной ночи, малыши!" не успею.
— Я сам не знаю, что писать. А когда ты здесь — знаю. Почему? Ну, так получается...
— Когда я один, почему-то в окно смотрю. А с мамой — в тетрадку. Наверное, у меня голова так устроена.
Совет третий: установить правильную последовательность в выполнении заданий
Педагоги часто рекомендуют начинать работу с самого сложного задания, а потом переходить к легким. Логика тут простая: пока мозги еще "свежие", сделать все самое трудное, а потом, когда мозг уже утомился, можно сделать и то, что полегче.
Для обычных детей это, может быть, и верно. Но для гипердинамических — недопустимо. Столкнувшись сразу, в начале работы, со сложным заданием, ребенок, образно говоря, "опускает руки", полностью теряя и без того невысокую сосредоточенность и готовность к работе.
Помните! Гипердинамические дети любят делать то, что у них получается. Трудности их вовсе не стимулируют и не воодушевляют! Поэтому начинать работу с гипердинамическим ребенком нужно с самого легкого задания, с того, которое у него обязательно получится. Можно начать с повторения уже пройденного и известного. Ребенок свободно справится с предложенным заданием, обрадуется, "разогреется" и обретет необходимую сосредоточенность и уверенность в себе. За выполненное задание ребенка нужно обязательно похвалить.
Дальше нужно переходить к более сложным заданиям, достигая максимального уровня сложности приблизительно к середине занятия. В это время сосредоточенность ребенка на процессе максимальна, он может работать в полную силу своих интеллектуальных возможностей и справится даже с достаточно сложной задачей или упражнением. Далее внимание и способность к концентрации идет на спад. Вместе с ними идет на спад и трудность предлагаемых ребенку задач. Заканчивать нужно опять чем-нибудь легким, с чем даже уставший ребенок определенно справится. Тогда у ребенка остается ощущение успешности всего занятия в целом.
История Вахтанга: обучение под кроватью
Еще один случай, о котором следует поговорить: гипердинамический синдром у ребенка выражен настолько сильно, что даже к шести годам его никак не удается усадить за стол, ни о каких "обучалках-развивалках" не может быть и речи, а заниматься с родителями ребенок категорически отказывается. Однако к школе готовить его все-таки нужно. Как поступить?
К шести годам гипердинамический синдром у Вахтанга цвел пышным цветом. В садик Вахтанг не ходил, потому что воспитательницы не справлялись с его подвижностью — мальчик мог убежать с прогулки домой, залезть на дерево или с забора на крышу гаража и отчаянно дрался. Учитывая все эти особенности, плюс двуязычие Вахтанга (в семье говорят на грузинском и на русском), мама очень боялась, что мальчик не сможет учиться в обычной школе.
Психолог в психологической консультации, куда обратилась семья, сказал, что интеллект у мальчика сохранен и нужно просто больше заниматься дома. Мама купила соответствующие книжки и попыталась последовать совету психолога. Но как только она произносила слово "заниматься", Вахтанг прятался под кровать и категорически отказывался оттуда вылезать. Со временем мальчик оборудовал себе под кроватью полноценное убежище, затащив туда подстилку, подушку, запасы еды и даже лампу-ночник.
— У меня к вам один вопрос, — грустно говорила пришедшая на консультацию к психологу мама. — Как мне извлечь сына из-под кровати?
Уточнив контуры проблемы, специалист посоветовала не извлекать Вахтанга из-под кровати, а вести обучение прямо на месте. Изготовив соответствующие карточки, мама, лежа все на той же кровати, спускала их вниз и громко называла изображенную на них букву или слог. Карточки исчезали, а спустя некоторое время появлялись снова. Через две недели Вахтанг начал сам называть то, что было написано на спускаемых к нему в убежище карточках. Тогда настала очередь слов, а потом и предложений.
За два месяца такого "подкроватного" обучения упрямый мальчишка научился сносно читать. После этого плюшевый медвежонок, который тоже жил под кроватью, вошел во вкус и выразил желание обучаться математике. Озвучил его желание, естественно, Вахтанг. Потом настала очередь заданий из закупленных мамой книжек.
Сейчас Вахтанг учится во втором классе обычной школы. Среди множества проблем, которые приходится решать его родителям, учебных нет и в помине. Хорошо подготовленный к школе, Вахтанг успешно справляется с программой.
Помните! Гипердинамические дети не злы и не злонамеренны. Они, в общем-то, всегда, даже в самых тяжелых случаях, готовы к сотрудничеству. Подготовить гипердинамического ребенка с сохранным интеллектом к массовой школе можно практически всегда, но иногда приходится весьма причудливым образом учитывать его индивидуальные особенности. Не клеймите его, не развешивайте ярлыков (даже если вас все это безумно раздражает). Дайте ему шанс, и постепенно все наладится...
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|