Сделай Сам Свою Работу на 5

Профилактика и коррекция плоскостопия





Перед детским садом в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и физическому развитию детей.

Плоскостопие трудно излечить, но можно смириться с ним и чувствовать себя неплохо. Однако без специальных упражнений и стелек жить с плоскими стопами будет не просто. Лечение можно быть пассивным (специальная обувь, корригирующие стельки, супинаторы).

В своей работе использую активную корригирующую гимнастику, включающую тренировку мышц стопы и голени, подвижные игры , игровой массаж, ходьбу по оздоровительным дорожкам. При работе по профилактике и коррекции плоскостопия большую роль играет нетрадиционное оборудование – веточки ели, степы, дорожки с мелкими различными предметами – палочки, веревочки, камешки, шишки и т.д.

Вот почему очень важно, чтобы работники дошкольного учреждения и родители воспитанников хорошо знали приемы и способы профилактики и коррекции плоскостопия.

Цель: выявить уровень заболеваний плоскостопия у детей и осуществлять профилактическую и коррекционную работу.

Задачи:

Оздоровительные задачи:



- коррекция плоскостопия;

- выявление уровня заболеваний плоскостопием у детей дошкольного возраста;

- использование специальных физических упражнений и массажа для профилактики и коррекции плоскостопия.

- закрепление опорно-двигательного аппарата специальными упражнениями;

- формирование правильной осанки и гигиенических навыков.

Образовательные задачи:

- формирование двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями для профилактики и коррекции плоскостопия;

- осознанное овладение движениями, развитие самоконтроля и самоанализа при выполнении физических упражнений.

Воспитательные задачи:

- выработка привычки к соблюдению режима дня, потребности в физических упражнениях и играх;

- воспитание физических качеств;

- приучать к самостоятельному созданию условий для выполнения физических упражнений;

- воспитывать доброжелательные отношения со сверстниками в совместной двигательной деятельности.

Ожидаемый результат:



- укрепление мышц стопы и голени ног.

- повышение уровня физической подготовленности.

- сформированность осознанной потребности в выполнении

упражнений в домашних условиях.

- благотворное влияние сохранение опорно-двигательного аппарата и укрепление здоровья..

В пособии использовала идеи работы с детьми по плоскостопию профессора В.В Красовской, проводившей исследования в г. Красноярске; А.А.Николаевой (г.Москва); С.Н.Поповой «Лечебная физическая культура».

В своей работе опираюсь на таблицу показания изменения свода стопы. Выявляю детей, болеющих плоскостопием в начале учебного года и в конце года, делаю сравнительную характеристику.

При систематической работе мы видим изменения в положительную сторону

Те задачи, которые я ставила в начале работы, были выполнены. В результате работы по профилактике и коррекции плоскостопия мы видим изменения свода стопы детей. При сравнении полученных показателей (сентябрь – май), мы видим положительную динамику у 6 детей. У них ширина свода стопы уменьшена на 0,5 – 1см. Показатели на том же уровне остались у 9 детей. Я хочу еще раз отметить, что вылечить совсем плоскостопие невозможно, но при целенаправленном педагогическом воздействии можно подкорректировать .

Задачи: Закреплять навыки правильного и последовательного массирования стопы и голени ног. Учить детей выполнять новый комплекс упражнений из положения, сидя на стуле. Воспитывать дружеские взаимоотношения детей.

Комплекс 1

Пособия: стулья, мячи, гимнастическая скамейка, канат

I часть: Ходьба на носках с различными положениями рук, чередуя с ходьбой на пятках. Бег змейкой. Ходьба в колонне по одному (по ребристой доске).



II часть: I этап: Массаж сидя на коврике.

II этап: ОРУ (на стульях с мячом)

1. И.п.: сидя на стуле – катание мяча стопами ног вперед-назад (5-6раз)

2. И.п.: то же ; обхватить мяч с боков стопами ног. поднимать ноги с мячом вверх-вниз (3-4раза)

3. И.п.: сидя на полу, то же сделать с мячом, сгибая колени к груди (мяч не терять) (3-4раза)

4. И.п.: сидя на стуле: прокатывание мяча стопами ног поочередно правой и левой ногой (5-6 раз)

Основные движения:

а) Ходьба по гимнастической скамейке правым (левым) боком, обхватывая ее края сводами стоп (2-3раза)

б) Ходьба по канату боком приставным шагом и передом в медленном темпе (2-3раза)

Игра: «Пройди – не задень»

III часть: ходьба по следам, по ребристой доске.

Задачи: Продолжать закреплять навыки массажа стопы и голени ног. Учить ОРУ в положении сидя на стуле. Воспитывать усидчивость

Пособия: стулья, мячи, гимнастическая скамейка, канат.

Комплекс 2

Задачи: Внести на занятие веточку сосны для укрепления и хорошего кровообращения крови и капилляров на стопе ног. Закреплять упражнения в и.п. сидя на стуле. Воспитывать дружеские взаимоотношения в подвижной игре «Страус» и разучить её.

Пособия: стульчики, платочки, мячи, палочки, веревочка, ребристая дорожка, гимнастическая стенка, веточка сосны, маска волка.

I часть: Построение в колонну. Ходьба на пятках, носках и на наружном крае стопы (различные положения рук). Бег с выбрасыванием носок вперед. Ходьба по диагонали. Построение в круг.

II часть: I этап (массаж стопы и голени ног)

II этап: ОРУ (с различными предметами)

1. И.п.: сидя на стульчике. Сгибание и разгибание носок ног (5-6раз)

2. И.п.: то же. Захватывание обеими стопами мяча и приподнимание его над полом (5-6раз)

3. И.п.: то же. Собрать пальчиками ног платочек «гармошкой» под стопы ног(5-6раз)

4. И.п.: то же. Захватывание и приподнимание пальцами ног палочки (4раза)

5. И.п.: то же. Максимальное разведение и сведение пяток, не отрывая от пола носок ног (3-4раза)

6. И.п.: то же. Вставание из и.п. сидя «по-турецки» опираясь на кисти и тыльную поверхность стоп (2-3раза)

Основные движения:

а) Ходьба босиком по ребристой доске (2-3раза)

б) Лазание по гимнастической стенке (2-3раза)

в) Ходьба босиком по сосновой веточке. (2-3раза)

Подвижная игра: «Страус»

III часть: Аутотренинг.

Комплекс 3

Задачи: Продолжать укреплять стопы ног хождением по сосновой веточке. Закреплять правильное выполнение упражнений «по-турецки» из и.п. сидя на стуле. Продолжать разучивать подвижную игру «Страус».

Пособия: стульчики, платочки, мячи, палочки, веревочка, ребристая дорожка, гимнастическая стенка, веточка сосны, маска волка. (см. занятие за 4 неделю октября)

Задачи: Продолжать закреплять упражнения и движения в и.п. сидя на стуле. По желанию детей организовать подвижную игру. Закреплять здоровье детей, использовать аутотренинг

Пособия: стулья по количеству детей, мячи, платочки, палочки, ребристая дорожка, дорожка со следами, канат.

I часть: Ходьба в колонне по одному, с выполнением движений для рук. Бег змейкой. Ходьба гимнастическим шагом. Построение в круг.

II часть: 1. Массаж стопы и голени ног. (см. занятие за сентябрь)

2. ОРУ (с предметами)

1) И.п.: сидя на стуле. Разведение и сведения пяток, не отрывая от пола (5-6раз)

2) И.п.: то же. Захватывание стопами мяча и приподнимание его (5-6раз)

3) И.п.: то же. Сдавливание стопами резинового мяча (5-6раз)

4) И.п.: то же. Собирание пальцами ног матерчатого коврика в складки (5-6раз)

5) И.п.: то же. Катание палочки стопами ног (5-6раз)

6) Повтор. 1 упражнения.

3. Основные движения.

а) Ходьба по ребристой дорожке(2-3раза)

б) Легкий бег по следам(2-3раза)

в) Ходьба приставным шагом по канату боком (2-3раза)

4. Подвижная игра: «Пройди – не задень»

III часть: Аутотренинг.

Комплекс 4

Задачи: Учить детей удерживать предмет носками ног (камешки, палочки) и выбрасывать его.

Закреплять ходьбу на пособиях, выполняя различные упражнения.

Воспитывать усидчивость и товарищество.

Пособия: рейка, гимнастическая стенка, сосновые веточки, ребристая дорожка, дорожка с камешками.

I часть: Ходьба гимнастическим шагом, на пятках, «пингвины». Бег с захлестыванием голени назад. Ходьба по ребристой доске.

II часть: 1. Массаж.

2. Упражнения, выполняемые в процессе ходьбы.

а) Ходьба босиком по рейке.

б) Ходьба (лазание) по гимнастической стенке

в) Ходьба по ребристой доске.

г) Ходьба по дорожке с камешками.

д) Ходьба по сосновым веточкам.

3. Подвижная игра: «Страус»

Содержание игры – страус рассыпал по всей площадке предметы, которые предлагает собрать своим птенчикам, захватывая пальцами ног. дети собирают камушки, палочки и т.д. После чего идут врассыпную с глубоким перекатом стопы до волчьего логова. По команде «Волк» бегом возвращаются домой, волк старается их поймать.(2-3раза).

III часть: малоподвижная игра «Сделай вот так» (карточки)

Комплекс 5

Задачи: Закреплять навыки правильного и последовательного массирования стопы и голени ног; учить новым упражнениям из и.п. сидя на стуле. Воспитывать дружеские взаимоотношения на занятиях

Пособия: стулья и мячи по количеству детей; гимнастическая скамейка, канат.

I часть: ходьба на носках с различным положением рук (вперед, вверх, в стороны, вниз) – чередуя с ходьбой на пятках. Бег обычный и с ускорением. Ходьба.

IIчасть:

1 этап: Массаж сидя на коврике.

2 этап: ОРУ на стульчиках (с мячиком)

1. И.п.: сидя на стуле, катание мяча стопами ног вперед-назад (5-6раз)

2. И.п.: сидя на стуле; обхватить мяч с боков стопами ног. поднимать ноги с мячом вверх-вниз (3-4раза)

3. И.п.: сидя на полу, то же сделать с мячом, сгибая колени к груди (мяч не терять) (3-4раза)

4. И.п.: сидя на стуле. Катание мяча стопами ног поочередно левой и правой (5-6раз)

3 этап: Основные движения

а) Ходьба по гимнастической скамейке приставным шагом обхватывая ее края сводами стоп (2-3раза)

б) Ходьба по канату боком или приставным шагом передом (2-3раза)

Игра: «Пройди - не задень»

III часть: под композицию песни «Сапожник »

I. Дети, дети вы куда идете?

Ой, сапожник, мы идем на площадь.

II. Дети, дети башмаки порвете?

Ой, сапожник, ты их залатаешь.

III. Дети, дети кто же мне заплатит?

Ой, сапожник, тот, кого поймаешь!

(дети разбегаются по залу, сапожник догоняет)

Основные приемы профилактики плоскостопия дошкольников.

Такие несложные меры предосторожности помогут предотвратить искривления осанки, развитие плоскостопия.

Массаж (при помощи ковриков, валиков, массажных мячей)

• нормализировать тонус мышц;

• улучшить кровообращение;

• уменьшить боль. После ежедневного купания полезно легкими движениями помассажировать нижние части ног. Механически воздействуя на мускулы, связки есть возможность снять усталость, расслабить напряженные, напрячь расслабленные. Полезны прогулки с детьми дошкольного возраста босиком по камушкам, песку, другим неровным поверхностям. Высокая, особенно на первых стадиях

Ортопедическая обувь • профилактика развития плоскостопия;

• профилактика деформации пальцев ног;

• снять нагрузку с суставов детей дошкольного возраста, позвоночника;

• скорректировать существующие проблемные отклонения. Отличается высокими требованиями к материалу, структуре. Изготовляется только из натуральных материалов, имеется жесткий задник, стельки -супинаторы Если индивидуально подобрать, то может эффективно предотвратить плоскостопие у ребят дошкольного возраста.

Ортопедические стельки • для остановки изменений;

• предупреждение болей в суставах;

• профилактика искривления осанки. Рекомендуется вкладывать внутрь уличной и домашней обуви. Область свода стельки выполнена в виде массажных элементов. Корректируют, помогают правильно распределить нагрузку. Эффективны при постоянном использовании, индивидуальном подборе.

Закаливание • укрепить сосуды;

• улучшить кровообращение;

• укрепить иммунную систему организма детей;

• профилактика различных заболеваний. Полезно делать контрастную ванну перед сном. Взять два тазика ( с холодной и горячей водой), распарить ноги сначала в горячей воде, потом опустить в холодную. Повторить несколько раз. Эффективно добавлять морскую соль, шалфей, мяту, ромашку, дубовую кору. Эффективны при наличии медицинских противопоказаний.

Гимнастика • укрепление мышц, связок;

• формирование правильной походки;

• помощь при неправильной постановке костей. Ходить на носочках, поднимать ножками различные предметы с пола, крутить ступнями по часовой стрелке и против. Проводить комплексно, заниматься утром до момента ощущения усталости. Длительные регулярные занятия дают отличный результат.

Родители, не забывайте, что плоскостопие — это серьезное заболевание, а при отсутствии профилактики, должного лечения оно может привести к существенным осложнениям опорно-двигательного аппарата вашего малыша, сколиозу, артрозу, различным деформациям стопы.

Позволяйте любимому малышу больше двигаться, не нужно стеснять его движения тесными пеленками, а также ползунками.

Уделяйте побольше внимания ножкам крохи, проводите осмотр, начиная с первого года его жизни и будьте здоровы!

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.