Сделай Сам Свою Работу на 5

ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ В ЭЛЕКТРОНИКЕ





 

В современной рыночной экономике технологии (как разновидность знаний) являются товаром. Прорывные или критические технологии, как правило, базируются на выдающихся открытиях и изобретениях, внедрение которых дает многократный прирост эффективности и (или) многократное снижение затрат, причем сразу в нескольких научно-технологических областях, связанных с конкретными областями социально-экономической деятельности

В последнее время ситуация на отечественном рынке средств и систем информатизации (средства вычислительной техники, информационно-вычислительные комплексы, сети и системы), телекоммуникаций и связи, программных средств (операционные системы, системы управления базами данных, общее и общее системное, прикладное и другое программное обеспечение) осложняется. Возникли геополитические проблемы, угрожающие прекращением поставок в Россию зарубежных технологий. Продолжает увеличиваться технологический отрыв ведущих держав мира и наращивается противодействие созданию конкурентоспособных российских ИКТ и электроники.

В связи с этим существенно обострилась ситуация с импортозамещением в части обеспечения технологической независимости Российской Федерации в важнейших областях информатизации, телекоммуникации и связи, определяющих информационную безопасность. И, в первую очередь, в области создания специализированной вычислительной техники для государственных структур, перспективных образцов вооружения, военной и специальной техники, космических и авиационных технологий и т. д.



В свете вышесказанного, государственные программные документы в сфере развития ИКТ и электроники должны рассматриваться как взаимоувязанный базовый стратегический комплекс мероприятий, реализация которых в сложившейся геополитической и экономической ситуации позволит эффективно противодействовать внешним и внутренним угрозам информационной безопасности, обеспечить достаточный уровень технологической независимости России от зарубежных стран в важнейших социально-экономических отраслях.

Однако зависимость производителей гражданской и военной техники от импортных электронных компонентов не уменьшается, несмотря на значительный объём государственного финансирования в рамках федеральных целевых программ электронной промышленности в последние пять лет. Поэтому имеет смысл перенацелить соответствующие государственные программы на решение наиболее актуальных на текущий момент для отрасли задач: определения номенклатуры типономиналов микросхем иностранного производства, используемых в отечественных системах государственного и военного управления, в том числе и вооружения; минимизации этой номенклатуры и, соответственно, разработки по минимизированной номенклатуре отечественных аналогов.



Основная проблема заключается в стандартизации применения ЭКБ. Мероприятия по стандартизации должны предусматривать идентификацию зарубежной номенклатуры электронных компонентов, несущей максимальные риски для систем государственного и военного управления, включая оборонно-промышленный комплекс (ОПК), оценку возможности замены на аналоги российского производства, разработку программы редизайна электронных модулей, использующих электронные компоненты из группы максимального риска. При условии стандартизации применения микрочипов и законодательного ограничения использования иностранных комплектующих российские производители микроэлектроники готовы к 2020 году обеспечить космическую отрасль страны компонентной базой.

Привлечение частных компаний отрасли к разработке новых модулей с использованием российских и доступных зарубежных компонентов при соответствующем государственном регулировании будет способствовать появлению многих инноваций, которые могут быть задействованы в разработке и производстве коммерческой продукции. В рамках федеральных целевых программ имеет смысл рассмотреть и альтернативные подходы, в основе которых — идея концентрации внимания на микроэлектронных продуктах, вызывающих интерес у разработчиков электронной аппаратуры и предоставляющих возможность добиться мирового лидерства.



Что получит наша страна, реализовав стратегию импортозамещения в промышленной электронике? Во-первых, наиболее совершенную аппаратуру, так как разработка приборов и создание элементной базы должны проводиться в тесном сотрудничестве специалистов в области аппаратостроения и микроэлектроники. Во-вторых, решается проблема появления в аппаратуре некачественных микросхем. В-третьих, обеспечивается независимость от ограничений, накладываемых странами-производителями. И, наконец, очевидным преимуществом является уход от проблемы «закладок».

 

Импорт технологий

Не меньшие проблемы в позитивном развитии отечественной экономики вызывает масштабно практикуемое необоснованное приобретение многими предприятиями РФ не достаточно современных технологий. Многие зарубежные технологии и производства, осваиваемые отечественными предприятиями, далеко не всегда отвечают мировому уровню развития и перспективным тенденциям и, как правило, представляют собой продукцию, завершающую свой жизненный цикл на мировом рынке. По оценкам независимых экспертов доля таких сделок достигает 60% и более. Зарубежные компании, скорее всего, не будут инвестировать в дальнейшую модернизацию принадлежащих им в России сборочных производств, и переходить на выпуск продукции, отвечающей перспективным мировым тенденциям. Более надёжными в этом отношении являются совместные предприятия, позволяющие встраиваться в мировые инновационные производственно-технологические цепочки. Такой подход позволяет отечественному производству овладевать передовыми западными технологиями и продвигать на мировой рынок приоритетные отечественные технологии и конкурентоспособную продукцию.

Основными препятствиями для развития экспорта, а также решения проблемы импортозамещения и повышения конкурентоспособности отечественных машиностроительных предприятий, по мнению экспертов, являются:

- отсутствие масштабной целевой господдержки экспорта, в результате чего производство экспортной и импортозамещающей продукции не стимулируется должным образом, носит нескоординированный характер и, следовательно, малоэффективно;

- слабая информированность предприятий о существующих мерах господдержки и трудности доступа к её получению;

- неразвитость инфраструктуры продвижения экспортной продукции как в России, так и за рубежом (предпродажная подготовка, сервис, поддержка торгпредств и т.д.);

- сложности с кредитованием производства и экспорта, противоречивый характер государственной политики кредитования реального сектора экономики России;

- отсутствие достаточного опыта для успешной внешней экономической деятельности у большинства предприятий машиностроения, особенно малых и средних, на фоне чрезмерной забюрократизированности разрешительных и таможенных процедур, трудностей с информационным обеспечением (о рыночной конъюнктуре, о потенциальных импортёрах, об ограничениях в стране импорта и т.п.);

- недостаточное стимулирование предприятиями научной и инновационной деятельности, недостаточное осознание роли патентования и обеспечения защиты авторских прав при экспорте продукции;

- перспективными для российского экспорта товаров и услуг по-прежнему остаются, в основном, рынки развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки с благоприятным для России политическим климатом;

- нехватка высококвалифицированных научных, инженерных и рабочих кадров, на подготовку которых требуется порядка 10 лет (с учётом получения специализированного образования и «врастания» в высокотехнологичный научно-производственный процесс).

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.