Сделай Сам Свою Работу на 5

Основные тенденции развития образования в современной России.





Введение в МДК «Теоретические основы организации обучения в начальных классах».

Знакомство с целями и задачами учебного курса, особенностями содержания и работы по его освоению.

 

Исторические аспекты становления начального образования в России.

 

Система начального образования в России зарождалась благодаря деятельности известных реформаторов и просветителей, в частности Ярослава Мудрого (и Митрополита Киевского Илариона). Его княжение (1019—1054 гг.) стало эпохой расцвета Киевской Руси и её сто­лицы.

При Ярославе Киевское государство достигло зенита славы: расшири­лись его границы, появились новые города, развива­лись ремёсла, строились храмы (Софийский собор) и т.д.

При Ярославе были открыты школы, библиотеки (сам князь имел одну из крупнейших библиотек в мире, тайна местонахождения которой и поныне остаётся нераскрытой), велось летописание и переписывание монахами книг. Потря­сённый просветительской и строительной деятельностью Ярослава, летопи­сец с большим уважением к князю поведал об этом в летописи под1037 г.

За короткий срок была сформирована образовательная система с достаточно сложным содержанием, что объясняется как политическими, так и религиозными причинами: государству и церкви требовались не только образованные, но и высоко образованные люди. Образование служило в первую очередь целям духовного воспитания, которое включало православие, "светские" искусства - грамматику, риторику, элементы народной, отечественной культуры, прежде всего литературы.



Основы содержания образования, разработанные в начале XI в., просуществовали в русской школе едва ли не до конца XVII в.

Страшнейший удар развитию и образованию нанесло монгольское нашествие - достаточно сказать, что государственные школы в России возродились только в XVII в.

С середины XIV в. начинается духовное и нравственное возрождение русского народа, его олицетворением стал Сергий Радонежский. Благодаря его деятельности были заложены основы русского образования, включающие православное и нравственное воспитание, утверждение семейного, соборного и трудового начала в воспитании. Примечательно, что Сергию Радонежскому Россия обязана восхождением гениев Епифания Премудрого и Андрея Рублева. Благодаря деятельности Сергия Радонежского духовное и нравственное воспитание было выдвинуто на первый план российского образования.



Потребности общества, государства и церкви порождают потребности в более широком образовании. Оно дается в монастырях, церквях. Распространением элементарной грамотности среди посадского и крестьянского населения занимаются мастера грамоты. Хотя потребности социальной жизни требовали всемерного расширения и углубления образования, а решения об его организации принимались высшими органами (Стоглавый Собор), однако создать школы более высокого уровня в XVI в. не удалось.

Из смутного времени (конец XVI - начало XVII века) русский народ вышел духовно обновленным. В этот период быстро идет развитие грамотности. Начальные, элементарные школы открываются как в городах, так и на селе. К концу века не только большинство духовенства и дворянства, но и многие горожане были грамотными. Возрастает доля грамотных среди свободных крестьян, но сокращается среди крепостных. Развивается книгопечатание, растет спрос на учебную литературу, особенно буквари. Возрождаются государственные школы: открывается правительственная школа (1632 г.) и школы при приказах (Посольском, Аптекарском, Разрядном, Поместном, Пушкарном), при Оружейной палате. Со второй половины XVII в. создаются греко-латинские школы. В 1679 г. учреждается первое высшее учебное заведение в России - Славяно-греко-латинская академия.

В XVIII -- середине XIX вв. были заложены основы современного европейского образования в России. Реформы Петра носили не только политический, но и просветительский характер. С его именем связано приобщение российской школы к европейской культуре. Им или по его приказам создается сеть школ:



- начальные - цифирные, русские, адмиралтейские, гарнизонные, горнозаводские;

- средние и высшие - школа математических и навигационных наук, иноязычные, медицинские, артиллерийская, инженерная школы, морская академия.

Была реформирована Славяно-греко-латинская академия. В 1725 г. была открыта Петербургская академия с университетом и гимназией.

Подлинным строителем отечественного образования стал М.В. Ломоносов. Благодаря ему наука была освоена и укоренена на русской земле и, что может быть самое важное, особенно для образования, наука заговорила на русском языке, благодаря чему российское образование стало развиваться на основе отечественной культуры.

М.В. Ломоносов настойчиво совершенствует деятельность Петербургской академии наук, университета, гимназий, выступает инициатором и организатором открытия Московского университета. По его проектам были открыты первые русские гимназии.

Им были разработаны основы содержания российского образования, написаны школьные учебники.

В Александровскую и Николаевскую эпохи идет увеличение числа всех видов школ.

В этот период были созданы основы системы российского образования от народных школ и интернатных учреждений до университетов и Академии, сформированы его идеология и содержание. Вместе с тем образование во многом оказалось отчужденным от традиционной российской, прежде всего православной культуры, что в дальнейшем привело к перекосам во всем строе русской жизни, особенно в нравственно-духовной области.

Середина XIX -- XX вв. -- время коренных реформ всех сфер России, в том числе и образования. В этот период был осуществлен переход к национальному содержанию образования, создана массовая народная школа, получила развитие система массового женского образования, профессионального и высшего.

Конец XIX, начало XX вв.

1803-1804 годах правительством Александра I была проведена полная реформа просвещения.

Начальные общеобразовательные учебные заведения Средние общеобразовательные учебные заведения Пограничные (с гимназическим и университетским курсом)  
Приходские училища (в т.ч. училища взаимного обучения), воскресные школы, земские школы, реальные училища, начальные народные училища (одноклассные и двуклассные, сельские и городские, уездные училища, городские училища, центральные училища.) Гимназии, классические и реальные гимназии, реальные училища, прогимназии (давали незаконченное среднее образование), пансионы (казенные и частные), частные школы, коммерческие, ремесленные, технические училища, военные гмназии и прогимназии. Лицеи, гимназии высших наук, благородные пансионы.

 

Приходские училища относятся к начальным учебным заведениям. Касательно их учреждения в Уставе отмечалось: «В губернских и уездных городах, равным образом и в селениях, каждый церковный приход или два вместе, судя по числу прихожан и отдалению их жительств, должны иметь по крайней мере одно приходское училище. Сии училища в казенных селениях вверяются приходскому священнику или одному из почтеннейших жителей; в помещичьих селениях они представляются просвещенной и благонамеренной попечительности самих помещиков». Они должны были стать первой ступенью в образовании крестьянского сословия: «В приходские училища могут быть допускаемы дети всех состояний и обоего пола, но не моложе 8 лет, а девицы не старее 11. От вступающих не требуется никакой платы и никаких

предварительных сведений». Но это уже было практически закрытое учебное заведение для крестьянского сословия.

Уездные училища – также начальные (двуклассные) учебные заведения – были следующей ступенью образования: «Цель учреждения уездных училищ есть следующая: 1) приуготовить юношество для гимназий, если родители пожелают дать детям своим лучшее воспитание, и 2) открыть детям разного состояния необходимые познания, сообразные состоянию их и промышленности». Учреждались они в каждом губернском и уездном городе должно быть по крайней мере одно уездное училище, в больших же городах по два таковых училища и более, если будут к содержанию оных способы».

Открывались уездные училища прежде всего для городских жителей («Училища уездные, открытые для людей всех состояний, в особенности предназначены для того, чтобы детям купцов, ремесленников и других городских обывателей, вместе со средствами лучшего нравственного образования доставать те сведения, кои по образу жизни их, нуждам и упражнениям могут быть им наиболее полезны»[78]), поэтому для поступления сюда необязательно было кончать приходское училище: «В уездные училища поступают всякого звания ученики из училищ приходских, также и все получившие в других местах начальные сведения в предметах, преподаваемых в училищах приходских»[79].

Поступающие со своими знаниями могли попасть не только в первый класс: «Те, кои обучившись дома или в частных учебных заведениях, приобрели, кроме сих, ещё и другие предварительные сведения могут по испытании быть приняты прямо в один из высших классов»[80], вообще для поступления будущий учащийся должен был «уметь читать и писать и знать первые четыре правила арифметики»[81]. По уставу 1828 года уездные училища были бесплатные («За учение не определяется никакой платы»[82]) и уже трехклассные: «Курс учения в уездных училищах разделяется на три класса, на каждый назначается по одному году»[83]. С 60-х годов началось постепенное уничтожение уездных училищ, было решено, что «там, где значительное большинство учащихся принадлежит к крестьянскому или мещанскому сословиям, место уездных училищ должны занять двуклассные или высшие приходские училища, примененные к потребностям местного населения; там же, где среди учащихся преобладают дети дворян, чиновников, купцов и фабрикантов, уездные училища

преобразуются в гимназии и прогимназии» [84]. В 1872 году уездные училища должны были быть преобразованы в городские училища, но они продолжали кое- где существовать параллельно с ними.

Кроме государственных школ, были начальные учебные заведения и на попечении обществ и частных лиц. Воскресная школа – «начальное учебное заведение для рабочих, городских низов. Занятия проходили в свободное от работы время. В России возникли в перв.пол.XVIII в. в Прибалтике. В 1850-х гг. их число быстро увеличивалось. Действовали на частные средства, давали начальные знания по грамоте, письму, арифметике, иногда по истории, географии. Занятия вели преподаватели, студенты, офицеры и др. В 1860 г. воскресные школы были узаконены и получили казенное содержание. При этом правительство, церковь и полиция в ряде случаев относились к ним с подозрением ввиду возможности революционной пропаганды.

Земская школа – начальное учебное заведение. Земские школы открывались земствами в сельских местностях и находились в их введении. «В З.ш. преподавались: закон божий, чтение, письмо, арифметика и, по возможности, пение. Т.к. утвержденной правительственной программы для начальных школ не было, передовые учителя З.ш. в порядке объяснительного чтения давали уч[ащи]мся элементарные сведения по природоведению, географии, истории.

Новая реформа начального образования это Положение 1864 года о

начальных народных училищ. «К начальным народным училищам отнесены все вообще элементарные школы всех ведомств, городские и сельские, содержимые на средства казны, обществ и частных лиц, а также воскресные школы» [87].

Изменило систему начального образование и Положение о городских училищах 1872 года. Городское училище – начальное учебное заведение. «Училища эти имеют целью доставить детям всех сословий начальное умственное и религиозно-нравственное образование. Они бывают одно, двух, трех, четырех и шести классные… Курс учения 6 лет» [88]. В городские училища принимались дети «не моложе семилетнего возраста всех званий и вероисповеданий, без испытания; в старшем же возрасте от 10 до 14 лет должны знать: молитву Господню, важнейшие события из священной истории ветхого и нового завета, уметь по-русски читать, писать и считать».

Затем в 80-х гг. появилось новое начальное учебное заведение,

подведомственное Православной Церкви – школа грамотности. Они создавались

«для обучения православному вероучению и грамоте. В школах грамотности

обучали члены причтов и светские учителя. Преподавались Закон Божий,

церковное пение с голоса, церковно-славянское и русское чтение, письмо и

начала арифметики»[92].

В это же время устанавливаются новые ступени начального образования, начиная с одноклассных училищ – «суть собственно школы грамотности, дополненные преподаванием начал Закона Божия и арифметики. Дальнейшую ступень народного образования представляет двухклассное училище. Первый класс этого училища составляет не что иное, как обычную одноклассную школу; второй же класс обнимает высший, дополнительный курс начального обучения, характеризуемый тем, что здесь сообщаются детям сведения по истории, географии, естествоведению. Наконец, на третьей ступени начальной школы стоят училища многоклассные, к которым следует отнести училища уездные, городские по Положению 1872г., так называемые центральные училища ит.п.».

 

Школа и педагогика Советского периода.

Советская власть провозгласила всеобщее право на образование, что объективно требовало строительства единой, общеобразовательной, трудовой и политехнической школы. В советский период отечественной истории у нас в стране была единая достаточно стройная и эффективная система образования, что позволило ей выдвинуться в разряд самых просвещенных государств. Вместе с тем за эти годы были утрачены многие духовные и нравственные ценности российского народа.

Введение всеобщего обязательного обучения было осуществлено в кратчайшие исторические сроки, которых еще не знал мир.

Всеобщее обязательное начальное обучение было в основном введено к 1934 году. Проходивший в январе 1934 года XVII съезд Коммунистической партии в своем решении о втором пятилетнем плане поставил задачу: "завершение во втором пятилетии не только ликвидации неграмотности среди населения Союза, ликвидации малограмотности трудоспособного взрослого населения и проведения всеобщего обязательного начального обучения, но и осуществления всеобщего обязательного политехнического обучения в объеме семилетки, в первую очередь в деревне, поскольку в городе эта задача была в основном уже разрешена на протяжении первой пятилетки...".

Для проведения занятий за каждым классом (они тогда назывались группами) была закреплена определенная классная комната. Основной организационной формой учебных занятий стал урок, который имел определенную цель, отличался законченностью. Большое место на уроках занимало систематическое изложение учителем учебного материала в форме рассказа, объяснения, беседы, а в старших классах - школьной лекции.

При обучении чтению в первом классе был отвергнут "метод целых слов", тормозивший усвоение учащимися орфографических навыков. Обучение чтению стало производиться аналитико-синтетическим звуковым методом, основы которого были разработаны и успешно проверены на практике в течение многих десятилетий лучшими методистами начального обучения.

Большое внимание стало уделяться обучению учащихся правильной устной и письменной речи. Уже в первом и во втором классах учащиеся получали некоторые грамматические сведения, а с третьего класса начиналось систематическое изучение грамматики. От учащихся требовалось усвоение орфографических навыков, для чего были введены систематические письменные упражнения и диктанты.

В преподавание математики также были внесены большие изменения: школа сосредоточила свои усилия на систематическом, твердом и сознательном усвоении учащимися математических правил и формул. Лучшие учителя стремились прививать учащимся умение применять их при решении задач, понимание значения математических знаний в жизни, в технике. Были устранены элементы слитного преподавания "математики вообще" (без расчленения ее на отдельные математические учебные предметы: арифметику, геометрию, алгебру).

В преподавании естествознания устранялись как чисто описательное изложение материала, так и абстрактно-обобщающее изложение законов природы без показа фактов, а равно узкоутилитарный, узкоприкладной подход к изучению биологических, физических и химических явлений.

Была проведена перестройка преподавания истории и географии, покончено с недооценкой этих учебных предметов. Учащиеся стали усваивать конкретные факты истории в марксистском освещении. Изживались элементы социологизаторства, когда учащиеся, не зная фактов, заучивали готовые выводы и обобщения.

Роль учителя в процессе обучения значительно возросла. Для руководства воспитательной работой в каждой группе (классе) были учреждены должности групповодов (с 1934 года -- классных руководителей). Весной 1933 года во всех школах были впервые проведены проверочные переводные испытания, и с того года они вошли в распорядок школьной жизни. В отчетах уполномоченных наркомпросов, контролировавших проведение и результаты испытаний, с каждым годом отмечались все большие успехи школы в деле повышения знаний учащихся. В результате перестройки учебно-воспитательной работы повысился уровень общего образования советских школьников.

Основные тенденции развития образования в современной России.

В конце 20 века обострились проблемы начального образования. Деятельность выдающихся педагогов Занкова Л.В., Эльконина и Давыдова, Лысенковой С.Н. высветили ряд проблем, связанных с начальным образованием. Это отсутствие учета данных психологической науки, отсутствие эффективных технологий, недооценка возможностей детей младшего школьного возраста, что значительно тормозило развитие школьников.

Отсюда наметились радикальные изменения в этой сфере.

Формирование нового типа общественного устройства - информационного общества - выдвигают информацию и знание на передний план социального и экономического развития. Изменения в сфере образования неразрывно связаны с процессами, происходящими в социально-политической и экономической жизни мирового сообщества. Каковы основные тенденции его развития?

Эволюция знания в основной источник стоимости в информационном обществе. По мере общественного развития отчетливо проявляется то, что в качестве источника прибыли все чаще выступают знания, инновации и способы их практического применения. То, что знание начинает занимать ключевые позиции в экономическом развитии, радикально изменяет место образования в структуре общественной жизни, соотношение таких ее сфер, как образование и экономика. Приобретение новых знаний, информации, умений, навыков, утверждение ориентации на их обновление и развитие становятся фундаментальными характеристиками работников в постиндустриальной экономике.

Важным фактором в этом направлении развития образования является формирование у учащихся умений учиться, умений самостоятельной когнитивной деятельности с использованием современных и перспективных средств информационных технологий.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.