Сделай Сам Свою Работу на 5

Приложение (текст для анализа по педагогическая риторике)





ФОНД

ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

 

ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

 

Педагогическая риторика

(наименование дисциплины)

Направление подготовки

Биологические науки

Направленность программы (профиль)

Биотехнология (в том числе бионанотехнологии)

Ботаника

Клеточная биология, цитология, гистология

 

Направление подготовки

Науки о Земле

Направленность программы (профиль)

Геоэкология

Физическая география и биогеография,

География почв и геохимия ландшафтов

Направление подготовки

Химические науки

Направленность программы (профиль)

Неорганическая химия

Квалификация (степень) выпускника:

Исследователь. Преподаватель-исследователь

 

Исследователь. Преподаватель-исследователь

Квалификация (степень) выпускника

 

Брянск 2014


Паспорт

Фонда оценочных средств

по дисциплине Педагогическая риторика

(наименование дисциплины)

 

№ п/п Контролируемые разделы (темы) дисциплины* Код контролируемой компетенции (или ее части) Наименование оценочного средства
Риторика. Предмет и задачи курса УК 4 , ОПК 2 1) устный опрос 2) групповые дискуссии 3) защита творческих заданий
Речевая культура – основа риторики УК 4 , ОПК 2 1) устный опрос 2) письменные творческие задания 3) эссе
Особенность деловой беседы УК 4 , ОПК 2 1) устный опрос 2) творческие задания
Общие закономерности речевого общения. Специфика публичной речи УК 4 , ОПК 2 1) учебная дискуссия 2) письменные творческие задания 3) эссе
Искусство публичного выступления УК 4 , ОПК 2 1) групповые дискуссии 2) эссе
Оратор перед аудиторией. Воздействие и взаимодействие УК 4 , ОПК 2 1) устный опрос 2) групповые дискуссии 3) защита рефератов 4) эссе
Риторика невербального воздействия УК 4 , ОПК 2 ) устный опрос 2) групповые дискуссии 3) защита проектов 4) эссе
Подготовка речи. Этапы подготовки речи и их содержание УК 4 , ОПК 2 1) устный опрос 2) защита письменных творческих заданий 3) тестирование 4) учебные дискуссии
Основы педагогического мастерства УК 4 , ОПК 2 1) учебная дискуссия 2) письменные творческие задания 3) эссе
Информирующая и аргументирующая речь и ее особенности УК 4 , ОПК 2 ) устный опрос 2) групповые дискуссии 3 эссе
Риторика высшей школы. Дидактический монолог УК 4 , ОПК 2 1) устный опрос 2) письменные творческие задания
Дискуссия. Дискуссионная речь УК 4 , ОПК 2 1) учебная дискуссия 3) эссе
Актуальные аспекты спора УК 4 , ОПК 2 1) устный опрос 2) письменные творческие задания
Требования к поведению говорящего УК 4 , ОПК 2 1) защита учебных проектов 2) тестирование 3) защита рефератов
Основные приемы управления вниманием аудитории УК 4 , ОПК 2 1) устный опрос 2) защита письменных творческих заданий 3) учебные дискуссии 4) эссе
Соотношение «говорящий-слушающий» и специфика его проявления в публичном выступлении УК 4 , ОПК 2 1) устный опрос 2) защита письменных творческих заданий 3) тестирование 5) эссе

Приложение 1





 

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского» (БГУ)

Кафедра педагогики

(наименование кафедры)

 

Риторика как наука

Задание эссе

Подготовьте устное выступление на тему: «Зачем мне нужно изучать риторику?» Длительность выступления 4 - 5 минут. Обязательные части: приветствие, содержательная часть, прощание. Обязательно соблюдение законов риторики.

По своей структуре эссе должно представлять собой рассуждение, в котором необходимо соединить воедино понимание того, что изучает и развивает риторика, представление о своей профессии, оценку своего владения риторическими навыками. Заканчиваться эссе должно формулированием запроса на то, какие умения хотелось бы развить в процессе изучения риторики.



 

Критерии оценки эссе

Отметка «зачтено» выставляется студенту, если: показано умение применять полученные теоретические знания, глубокое и творческое овладение основной и дополнительной литературой; материал изложен грамотно, аргументировано и логически стройно; показано умение теоретически обосновывать изложенные положения; соблюдены требования к оформлению контрольной работы.

Отметка «незачтено» выставляется студенту в случаях, когда не выполнены условия, позволяющие поставить оценку «зачтено»;

Отметка «не аттестован» выставляется, если студент не выполнил контрольную работу.

Перечень дискуссионных тем для круглого стола

(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)

Педагогическая риторика

по дисциплине(наименование дисциплины)

1. Медицинское обслуживание должно быть платным.

2. Исключение теории эволюции как обязательного элемента биологии

3. Клонирование человека должно быть запрещено

4. Отмена контрактного обучения в государственных ВУЗах

5. Учащиеся старших классов средних школ должны иметь право самим выбирать учебный план.

6. Заочное высшее образование нецелесообразно

7. Школьные и студенческие каникулы слишком коротки

8. Телесное наказание в школах является оправданным

9. Социальная ответственность – самое важное, чему должны учить в наших школах

10. Просмотр телевидения наносит ущерб умственному здоровью.

11. Государственная политика по стимулированию рождаемости

12. Опасно знать слишком много

13. Наследственно ли долголетие?

14. Как научиться владеть собой?

15. Мое отношение к классической музыке.

16. Мое домашнее животное.

17. Мое любимое / нелюбимое занятие.

18. Мой любимый фильм.

19. Моя любимая книга.

Критерии оценки

 

Оценка Критерии
Отлично (5 баллов) Соответствие выступления теме дискуссии, выделение основной мысли, логика ясная, четкая, аргументированное изложение своей позиции, умение обобщать и делать выводы. Форма представления позиции и аргументов показывает культуру общения, конструктивная критика мнения собеседника
Хорошо (4 балла) Позиция в основном сформулирована, подтверждается аргументами, логичностью изложения. Демонстрирует культуру общения
Удовлетворительно (3 балла) Позиция сформулирована нечетко. Не все аргументы основаны на фактах. Логика нечеткая, аргументы не всегда поддерживают позицию
Неудовлетворительно (2 балла) Отсутствие собственной точки зрения. Отсутствие аргументов или они не основаны на фактах. Логика отсутствует. Отсутствие понимания культуры общения

 

Сост. Н.А. Асташова   «30» августа 2014 г.

Приложение 2

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского» (БГУ)

Кафедра педагогики

(наименование кафедры)

 

Темы эссе

(рефератов, докладов, сообщений)

 

по дисциплинеПедагогическая риторика

(наименование дисциплины)

1. Предпосылки формирования красноречия в Древней Греции.

2. Роль софистов в разработке теории красноречия.

3. Чем интересна риторическая практика Горгия.

4. Теория «правдоподобия» Лисия.

5. Роль ораторского творчества Демосфена в его политической деятельности.

6. Вклад Сократа и Платона в развитие риторики Древней Греции.

7. Аристотель. Содержание и значение трактата «Риторика».

8. Древнеримская риторика: роль и значение Марка Тулия Цицерона в развитии ораторского искусства.

9. Закат древнеримского красноречия. Марк Фабий Квинтилиан. Значение античной риторики в современной гуманитарной культуре.

10. Византийская патристика как восприемница риторических традиций античности.

11. Основные направления ораторского искусства Средневековья и Возрождения. Гомилетика. Риторика как составляющая европейского образования.

12. Развитие красноречия на Руси после принятия христианства (первые образцы ораторского искусства).

13. Риторическое наследие Кирилла Туровского.

14. Особенности риторического мастерства в «Поучении» Владимира Мономаха.

15. Традиции древнерусского красноречия. «Слово о полку Игореве»

16. Характерные черты российского красноречия от Ивана Грозного до Петра Великого.

17. Российское красноречие XVIII века. «Краткое руководство к риторике…» М.В. Ломоносова.

18. История создания первых русских учебников риторики XVIII-XIX вв.

19. Риторика в России конца Х1Х - начала ХХ вв. Судебное красноречие: А.Ф. Кони, Ф.Н. Плевако, П.С. Пороховщиков и др.

20. Риторика в России конца Х1Х - начала ХХ вв. Академическое красноречие: Грановский, Д.И. Менделеев, В.О. Ключевский и др.

21. Риторика в России ХХ века. Социально-политическое красноречие.

22. Парламентская и митинговая речи. (А.Н. Милюков, П.А. Столыпин, В.И. Ленин, А.Ф. Керенский, Н.И. Бухарин, Л.Д. Троцкий и др.)

23. Российская риторическая культура начала ХХI века. Роль учреждений образования.

24. СМИ в развитии риторической культуры.

25. Основные задачи неориторики. Рост значения речевого фактора в современной лингвистике и в развитии общества.

Критерии оценки:

 

Оценка Знания, умения, владения и другие компетенции, которые должен продемонстрировать студент
Отлично (5 баллов) Письменная работа соответствует всем требованиям, предъявляемым к рефератам. Тема письменной работы полностью раскрыта, четко выражена авторская позиция, имеются логичные и обоснованные выводы, работа оформлена на высоком уровне. В работе использованы практические кейсы по выбранной теме, содержится анализ российского и зарубежного опыта, проведен обзор научной литературы. Автор свободно ориентируется в материале, оперирует научной терминологией по рассматриваемой проблеме, может аргументировано отстаивать свою точку зрения и ответить на возникающие вопросы.
Хорошо (4 балла) Тема письменной работы в целом раскрыта, прослеживается авторская позиция, сформулированы необходимые выводы; использованы соответствующая основная и дополнительная литература, а также нормативные правовые акты и другие источники. Автор уверенно ориентируется в материале. Имеются замечания /неточности в части изложения и отдельные недостатки по оформлению работы.
Удовлетворительно (3 балла) Тема письменной работы раскрыта недостаточно полно, использовались только основные источники; имеются ссылки на литературные источники и нормативные правовые акты, однако не выражена авторская позиция; выводы не обоснованы; материал изложен непоследовательно, без соответствующей аргументации и необходимого анализа. Имеются недостатки в оформлении.
Неудовлетворительно (2 балла) Тема письменной работы не раскрыта; материал изложен без собственной оценки и выводов; отсутствуют ссылки на литературные источники и другие источники. Имеются недостатки в оформлении работы. Автор плохо ориентируется в представленном материале. Содержание работы заимствовано из какого-либо источника.

 

Сост. Н.А. Асташова. «30» августа 2014 г.


Приложение 3

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского» (БГУ)

Кафедра педагогики

(наименование кафедры)

 

Вопросы для коллоквиумов, собеседования, устного опроса и экзамена

по дисциплинеПедагогическая риторика

(наименование дисциплины)

1. Риторика и ее роль в развитии гуманитарных наук. Предмет риторики.

2. Становление и основные этапы развития риторики.

3. Риторика в России.

4. Понятие риторического идеала.

5. Понятие культуры речи. Ведущие аспекты культуры речи.

6. Понятие языковой нормы. Критерии нормативности языковых явлений.

7. Стилистическое разнообразие языковых средств.

8. Язык, речь, речевая деятельность. Формы речи.

9. Формы речевой деятельности: монолог и диалог.

10. Представление о триединой сущности риторики. Предмет и задачи риторики.

11. Роды и виды красноречия.

12. Позиция автора, возбуждение интереса слушателей.

13. Взаимодействие оратора и аудитории. Лексические и психологические средства контакта.

14. Аудитория. Виды аудиторий.

15. Нравственность речи оратора.

16. Разделы классической риторики. Инвенция: тема и ее выбор, общая и конкретная цель.

17. Источники материала и его накопление. Топика. «Общие места».

18. Разделы классической риторики. Диспозиция: план, работа над конспектом, виды конспектов.

19. Композиция речи. Виды композиций.

20. Разделы классической риторики. Элокуция: языковые средства создания эмоциональности и оценочности речи.

21. Словесная наглядность. Тропы как средство создания наглядности речи.

22. Индивидуальные особенности личности в общении. Основные типы коммуникабельности людей.

23. Эго-состояния и речевое общение.

24. Доказательство как процесс.

25. Эмпирическая аргументация: обращение к опыту, примеры и иллюстрации.

26. Теоретическая аргументация: законы логики и ошибки, связанные с их нарушением.

27. Публичная речь. Результативность публичной речи.

28. Стили общения. Классификация стилей общения.

29. Педагогические стили общения.

30. Сфера использования научного стиля. Подстили и жанры.

31. Особенность деловой беседы.

32. Воздействие и взаимодействие.

33. Риторика невербального воздействия.

34. Подготовка речи как творческий процесс. Этапы подготовки речи.

35. Виды и типы информации. Принципы отбора информации для реализации замысла высказывания.

36. Аргументирующая речь. Функции и разновидности аргументирующей речи.

37. Формы полемического общения. Общее и различное в этих формах общения.

38. Технологии полемического общения.

39. Нравственный долг оратора. Риторика и этика.

40. Учет «фактора адресата» в публичном выступлении.

41. Принцип «гармонизирующего диалога» и средства его реализации.

42. Принципы коммуникативного сотрудничества и формы их проявления.

43. Индивидуальный речевой стиль оратора.

44. Основные приемы управления вниманием аудитории.

45. Слушание публичного выступления. Принципы эффективного слушания.

46. Спор. Разновидности спора. Общие требования к спору.

47. Корректные и некорректные способы ведения спора.

Критерии оценки:

 

Оценка Знания, умения, навыки и другие компетенции, которые должен продемонстрировать студент
Отлично (5 баллов) На вопросы даны исчерпывающие ответы, проиллюстрированные наглядными примерами там, где это необходимо. Ответы изложены грамотным научным языком, все термины употреблены корректно, все понятия раскрыты верно.
Хорошо (4 балла) На вопросы даны в целом верные ответы, но с отдельными неточностями, не носящими принципиального характера. Не все термины употреблены правильно, присутствуют отдельные некорректные утверждения и грамматические / стилистические погрешности изложения. Ответы не проиллюстрированы примерами в должной мере.
Удовлетворительно (3 балла) Ответы на вопросы носят фрагментарный характер, верные выводы перемежаются с неверными. Упущены содержательные блоки, необходимые для полного раскрытия темы. Студент в целом ориентируется в тематике учебного курса, но испытывает проблемы с раскрытием конкретных вопросов. Также оценка «удовлетворительно» ставится при верном ответе на один вопрос и неудовлетворительном ответе на другой.
Неудовлетворительно (2 балла) Ответы на вопросы отсутствуют либо не соответствуют содержанию вопросов. Ключевые для учебного курса понятия, содержащиеся в вопросах, трактуются ошибочно.

 

Сост. Н.А. Асташова «30» августа2014 г.

 

 

Приложение 4

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского» (БГУ)

Кафедра педагогики

(наименование кафедры)

 

Темы индивидуальных письменных творческих
заданий

по дисциплинеПедагогическая риторика

(наименование дисциплины)

1. Педагогическая риторика как разновидность частной риторики.

2. Педагогическая риторика как синтез достижений наук гуманитарного цикла.

3. Специфика речи преподавателя.

4. Особенности общения в ситуации “ преподаватель - студент” (“преподаватель – студенческая группа”).

5. Коммуникативные и речевые задачи, решаемые преподавателем в ходе общения со студентами на учебных занятиях и во внеадиторной работе.

6. Учебно-речевые ситуации общения.

7. Преподаватель как коммуникативный лидер.

8. Основные стилевые черты научных текстов.

9. Подготовки делового общения.

10. Психологическая подготовка к публичному выступлению.

11. Устные информативные жанры, их специфика и разновидности.

12. Устная научная информирующая речь.

13. Специфика учебно-научной информации.

14. Средства активизации внимания слушателей в процессе публичного выступления.

15. Культура дискуссии.

16. Владение искусством аргументации.

17. Основные категории риторики.

18. Пути овладения практической риторикой. Психологические особенности ораторской речи: монологичность, произвольность, организованность.

19. Психологические особенности ораторской речи: основные приемы установления контакта с аудиторией. Речь перед толпой и коллективом.

20. Психологические особенности ораторской речи: типы отношений «оратор – речь – аудитория», типы ораторов.

21. Доброта делает человека красивым.

22. О любви к "братьям нашим меньшим".

23. Быть порядочным хорошо или плохо?

24. Умеем ли мы дружить?

25. Чем опасен равнодушный человек?

26. О человеческой жадности.

27. О необходимости уважительного отношения к людям.

28. "Путь милосердия согревает нашу жизнь!"

29. Хорошо ли быть богатым?

30. Качества, которые я ценю в человеке.

31. Что для меня свобода?

32. Почему сбываются предсказания?

33. Имеют ли сны значение?

34. Что случилось с мамонтами?

35. Что такое порча?

 

Критерии оценки:

Оценка Знания, умения, владения и другие компетенции, которые должен продемонстрировать студент
Отлично (5 баллов) Содержание творческого задания соответствует поставленной цели и задачам. Содержание творческого задания имеет содержательную целостность и системность, информация представлена на хорошем научном уровне. Задание содержит элементы научного исследования. Представление творческого задания убедительно, ярко и логично. Высокая глубина и степень проработанности творческого задания. Ответы на вопросы оппонентов лаконичны и аргументированы. Защита творческого задания сопровождается творческим применением мультимедийных технологий.
Хорошо (4 балла) Содержание творческого задания соответствует поставленным целям и задачам. Содержание творческого задания имеет целостность и системность, информация представлена на достаточном научном уровне. Творческое задание содержит элементы научного исследования. Представление творческого задания убедительно и логично. Достаточная глубина и степень проработанности творческого задания. Ответы на вопросы оппонентов в основном лаконичны и логичны.
Удовлетворительно (3 балла) Содержание творческого задания в основном соответствует поставленным целям и задачам. Содержание творческого задания не в полной мере отражает педагогическую целостность и системность, информация представлена на слабом научном уровне. Творческое задание не содержит элементы научного исследования. Представление творческого задания неубедительно. Недостаточная глубина и степень проработанности творческого задания. Ответы на вопросы оппонентов не всегда лаконичны и логичны.
Неудовлетворительно (2 балла) Содержание творческого задания не соответствует поставленным целям и задачам. Информация представлена на репродуктивном уровне.

Н.А. Асташова

«30» августа 2014 г.


Приложение 5

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского» (БГУ)

Кафедра педагогики

(наименование кафедры)

 

Темы индивидуальных творческих
заданий

по дисциплинеПедагогическая риторика

(наименование дисциплины)

Прочитайте речь известного ритора, проанализировать особенности понимания риторики как науки в разные исторические эпохи (приводится речевой материал).

- Прочитайте речь известного ритора, скажите, какие типы речи выделяет Аритотель (приводится речевой материал).

- Прочитайте речь известного ритора, скажите, какие композиционные части речи в качестве обязательных называет Аристотель (приводится речевой материал).

- Подготовьте сообщение об одном из великих риторов: понимание риторики, вклад в риторику как науку (приводится список).

- Прочитайте предложение/текст. Назовите, какие средства выразительности использованы автором (приводится речевой материал).

- Составьте поздравительную речь (приводятся возможные темы).

- Составьте торжественную речь (приводятся возможные темы).

- Прочитайте текст. Выделите средства, с помощью которых достигается логичность изложения (приводится речевой материал).

- Составьте убеждающую речь в соответствии со структурой строгой хрии (приводится речевой материал).

- Напишите обвинительную и защитительную речь (приводится речевой материал).

- Дайте характеристику говорящим на основе следующих текстов (приводится речевой материал).

- Оцените выступление ведущего аналитической программы какого-либо канала телевидения (по желанию).

- Исследования ученых показывают, что от директора завода рабочему доходит и правильно понимается не более 25% информации; информация «снизу» – от рабочего к директору – доходит неискаженной в 10% случаев. Действием какого коммуникативного закона это вызвано? Какие выводы необходимо из этого сделать? Что нужно делать, чтобы ослабить действие данного закона в общении?

- Прочитайте стихотворение M. Светлова «Гренада». Делайте добор после каждой строки, сохраняя связность текста. Следите за тем, чтобы между словами и в паузах не происходила утечка воздуха. Не торопитесь, соблюдайте размер, держите внутренний четкий, торжественный ритм, договаривайте каждое слово. Экономьте распределяемый воздух так, чтобы последнее слово в каждой строке было так же полнозвучно, как и первое. Стихи читайте вслух достаточно громко, как будто вы диктуете их человеку, находящемуся в соседней комнате.

- Прочитайте стихотворение 3. В. Савковой «Скакалка». Читайте его, скандируя по слогам, в ритме человека, прыгающего со скакалкой. Не торопитесь. Успевайте добирать дыхание, следите за его равномерностью. Не разваливайте гласные звуки, они должны быть сфокусированы на кончиках губ, собранных как для свиста. Представьте себе, что вы говорите в рупор мегафона.

Прочитайте скороговорки. Читайте вначале медленно, проговаривая все звуки, потом все убыстряя темп.

- На какие особенности звучащей речи указывают пословицы, поговорки, устойчивые выражения? Какие из них характеризуют темп речи? (приводится речевой материал).

- Определите, какая максима нарушена в каждом из приведённых выражений (приводится речевой материал).

- Какие речевые манипуляции использованы в данных фрагментах текста (приводится речевой материал).

- Какая речевая стратегия реализуется в следующей ситуации (приводится речевой материал).

- Какие речевые тактики использованы в следующей ситуации (приводится речевой материал).

- Напиши введение (три типа) к предложенной теме.

- Напиши заключение (три типа) к предложенной теме.

- Напишите введение квалификационной работы по предлагаемой структуре.

- напишите заключение по предлагаемой структуре.


Приложение 6

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского» (БГУ)

Кафедра педагогики

(наименование кафедры)

Темы творческих
заданий для самостоятельной работы

 

по дисциплинеПедагогическая риторика

1. Эмпирическая аргументация: обращение к опыту, примеры и иллюстрации.

2. Теоретическая аргументация: законы логики и ошибки, связанные с их нарушением.

3. Тезис и требования, предъявляемые к нему.

4. Аргумент и требования, предъявляемые к нему.

5. Основные способы демонстрации аргументов: дедукция, индукция, аналогия.

6. Неуниверсальные способы убеждения: традиция, авторитет, вера, интуиция, здравый смысл.

7. Некорректные способы убеждения: софизмы. Ловушки языка.

8. Спор и его виды. Основные правила ведения спора.

9. Полемические приемы. Уловки в споре.

Критерии оценки:

Оценка Знания, умения, владения и другие компетенции, которые должен продемонстрировать студент
Отлично (5 баллов) Содержание творческого задания соответствует поставленной цели и задачам. Содержание творческого задания имеет содержательную целостность и системность, информация представлена на хорошем научном уровне. Задание содержит элементы научного исследования. Представление творческого задания убедительно, ярко и логично. Высокая глубина и степень проработанности творческого задания. Ответы на вопросы оппонентов лаконичны и аргументированы. Защита творческого задания сопровождается творческим применением мультимедийных технологий.
Хорошо (4 балла) Содержание творческого задания соответствует поставленным целям и задачам. Содержание творческого задания имеет целостность и системность, информация представлена на достаточном научном уровне. Творческое задание содержит элементы научного исследования. Представление творческого задания убедительно и логично. Достаточная глубина и степень проработанности творческого задания. Ответы на вопросы оппонентов в основном лаконичны и логичны.
Удовлетворительно (3 балла) Содержание творческого задания в основном соответствует поставленным целям и задачам. Содержание творческого задания не в полной мере отражает педагогическую целостность и системность, информация представлена на слабом научном уровне. Творческое задание не содержит элементы научного исследования. Представление творческого задания неубедительно. Недостаточная глубина и степень проработанности творческого задания. Ответы на вопросы оппонентов не всегда лаконичны и логичны.
Неудовлетворительно (2 балла) Содержание творческого задания не соответствует поставленным целям и задачам. Информация представлена на репродуктивном уровне.

 

Сост. Н.А. Асташова..

 

«30» августа 2014 г.

Приложение 7

Задание.Напишите и произнесите перед аудиторией хрию. В качестве темы хрии может быть выбрана пословица или крылатое выражение, выбранная из нижеследующего списка или подобранная самостоятельно. По структуре хрия может быть строгая или свободная. Соблюдение структуры обязательно. Хрия должна демонстрировать владение оратором модусами убедительности этосом, пафосом и логосом. Общий объем хрии полторы-две страницы.

Пословицы и крылатые выражения, составляющие темы хрий:

Дважды побеждает тот, кто, одержав победу, побеждает и себя (латинская пословица).

Я мыслю, следовательно, я существую (Рене Декарт).

При согласии и малые государства растут, при раздорах и великие разрушаются (Саллюстий, римский историк).

С ростом богатства растут и заботы (Гораций «Оды»).

К воронам милостив суд, но он угнетает голубок (Ювенал «Сатиры»).

О вкусах не спорят (латинская пословица, авторство приписывается Плинию Младшему. Сравните с русской пословицей «На вкус, на цвет товарища нет»).

О себе самом следует говорить, соблюдая меру, о других – с почтением (латинское изречение).

День учит день (латинское изречение, означающее: последующий день - ученик дня предыдущего. Публий Сир «Сентенции»).

Тот сделал полдела, кто уже начал (латинская пословица).

Обучая, мы учимся сами (латинское изречение, авторство которого приписывается Сенеке Младшему).

Ученым и поэтам все дозволено (латинская пословица).

Отрадно предаться безумию тогда, когда это уместно (Гораций «Оды». Сравните с русской пословицей «Делу время, потехе час»).

Трудности преодолеваю терпением (Гораций «Оды». Сравните с русской пословицей «Терпенье и труд все перетрут»).

И дым отечества сладок (Овидий «Письма с Пота». Сравнить с изречениями Державина: «Мила нам добра весть о нашей стороне: Отечества и дым нам сладок и приятен» и Грибоедова: «Когда постранствуешь, воротишься домой, И дым Отечества нам сладок и приятен»).

Что быстро делается, то быстро и погибает (латинское изречение. Сравните с русской пословицей «Поспешишь – людей насмешишь»).

Каждый сам своего счастья кузнец (латинская пословица. Сравните со сходной по смыслу русской пословицей).

Поэтами рождаются, ораторами становятся (латинское изречение).

Вершины достигаются не сразу, мастерство приобретается постепенно (латинское изречение).

Договоры следует выполнять (латинское изречение, до сих пор служащее одним из основных положений международного права).

В здоровом теле – здоровый дух (латинская пословица).

Всем, сколько можешь, помогай (латинское изречение).

Жареный голубь не залетит тебе в рот (средневековая латинская пословица).

Не для школы, а для жизни мы учимся (латинское изречение).

Не быть жадным – уже богатство, не быть расточительным – доход (Цицерон «Парадоксы»).

Ничего нет более жалкого и более великолепного, чем человек (Плиний «Естественная история»).

Капля долбит камень не силой, но частым паденьем (Овидий «Послание с Понта». Сравните со сходной по смыслу русской пословицей).

Мы можем столько, сколько мы знаем (латинская пословица).

Если живешь в Риме – живи по римским обычаям (латинская пословица. Сравните с русской пословицей «В чужой монастырь со своим уставом не ходят»).

Весь мир играет (все люди – актеры, весь мир – актеры. Надпись на фронтоне театра «Глобус», в котором играл Шекспир).

Говори, да не спорь, а хоть спорь, да не вздорь (русская пословица).

Душой измерь, умом проверь, тогда и верь (русская пословица).

Береги платье с нова, а честь смолоду (русская пословица. Сравните с эпиграфом к повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»)

В чужом глазу сучок велик, а в своем и бревна не видит (русская пословица, возникшая на основе евангельского источника. Сравните со следующим отрывком: «И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь... Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего» (Евангелие от Матфея, гл. 7, 3 – 5).

Чужого не захватывай, а своего не разбрасывай (русская пословица).

С грехом бранись, а с грешником мирись (русская пословица).

Структура хрии

Прямая хрия

Вступление – начало речи с целью привлечения внимания (похвала или описание)

Парафразис – разъяснение темы, экспликация

Причина – доказательство тезиса (этот тезис верен, потому что…)

Противное – если нет, то…

Подобие – сравнение этого явления со смежными областями

Пример из литературы или жизненного опыта

Свидетельство (ссылка на авторитет)

Заключение или вывод (свое отношение к теме)

Обратная хрия

Вступление

Доказательство или аргумент

Связь – посредством искусственной связи или логического мостика адресат подводится к той мысли, в которой его необходимо убедить

Формулировка тезиса (основной мысли)

Заключение

 

Приложение 8

 

Приложение (текст для анализа по педагогическая риторике)

 

Речь А.А. Ширвиндта на юбилее З.Е. Гердта.

 

Друзья!

Разрешите поднять, в данном случае умозрительно, этот символический бокал за очаровательное украшение нашей жизни - за Зиновия Гердта. В эпоху великой победы дилетантизма всякое проявление высокого профессионализма выглядит архаично и неправдоподобно. Гердт - воинствующий профессионал-универсал. Я иногда думаю, наблюдая за ним: кем бы Гердт был, не стань он артистом? Не будь он артистом, он был бы гениальным плотником или хирургом.

Гердтовские руки, держащие рубанок или топор, умелые, сильные мужские - археологическая редкость в наш инфантильный век. Красивые гердтовские руки - руки мастера, руки артиста.

Не будь он артистом, он был бы поэтом, потому что он не только глубоко поэтическая натура, он один из немногих знакомых мне людей, которые не учат стихи, а впитывают их в себя, как некий нектар (когда присутствуешь на импровизированном домашнем поэтическом вечере - Александр Володин, Булат Окуджава, Михаил Козаков, Зиновий Гердт - синеешь от белой зависти). Не будь он артистом, он был бы замечательным эстрадным пародистом, тонким, доброжелательным, точным.

Недаром из миллиона "своих" двойников Л.О. Утесов обожал Гердта. Не будь он пародистом, он был бы певцом или музыкантом. Абсолютный слух, редкое вокальное чутье и музыкальная эрудиция дали бы нам своего Азнавура, с той только разницей, что у Гердта еще и хороший голос. Не будь он музыкантом, он был бы писателем или журналистом. Что бы ни писал Гердт, будь то эстрадный монолог, которыми он грешил в молодости, или журнальная статья, - это всегда индивидуально, смело по жанровой стилистике.

Не будь он писателем, он мог бы стать великолепным телевизионным шоуменом - но, увы, уровень наших телешоу не позволяет пока привлекать Гердта в этом качестве на телеэкраны. Не будь он шоуменом, он мог бы ст

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.