|
Оо (для возрастной группы детей от 1 года до 3 лет)
Продолжительность в сутки, часов
| Тип местности
|
| 8-14
| Группа общеразвивающей направленности
| городская
| 2 687
| 10 748
| сельская
| 3 981
| 15 923
| Группа комбинированной направленности / общеразвивающей направленности с инклюзией детей с ОВЗ
| городская
| 2 687
| 10 748
| сельская
| 3 981
| 15 923
| Группа оздоровительной направленности (для детей с туберкулезной интоксикацией)
| городская
|
| 14 050
| сельская
| 3 981
| 15 923
| Группа оздоровительной направленности (иная)
| городская
| 3 161
| 12 645
| сельская
| 3 981
| 15 923
| |
Окончание таблицы
|
Продолжительность в сутки, часов
| Тип местности
|
| 8-14
|
Группа компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи/ для слабовидящих детей / для детей с амблиопией, косоглазием/ для детей с задержкой психического развития / для детей с умственной отсталостью легкой степени
| городская
| 8 957
| 35 827
|
сельская
| 9 952
| 39 808
|
Группа компенсирующей направленности для глухих детей / для слепых детей
| городская
| 8 957
| 35 827
|
сельская
| 9 952
| 39 808
|
Группа компенсирующей направленности для слабослышащих детей / для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
| городская
| 8 957
| 35 827
|
сельская
| 9 952
| 39 808
|
Группа компенсирующей направленности для детей со сложным дефектом (имеющих сочетание 2 или более недостатков в физическом и (или) психическом развитии)
| городская
| 10 748
| 42 992
|
сельская
| 11 942
| 47 769
|
Группа компенсирующей направленности для детей с иными ОВЗ
| городская
| 5 374
| 21 496
|
сельская
| 5 971
| 23 885
|
Таблица 8. Примерные значения норматива финансирования оплаты труда и начислений на выплаты по оплате труда учебно-вспомогательных работников для РФ на 2015 год, рублей
(для возрастной группы детей старше 3 лет)
Продолжительность в сутки, часов
| Тип
местности
|
|
|
|
|
|
| 10,5
|
|
|
| Группа общеразвивающей направленности
| городская
| 2 150
| 4 299
| 6 449
| 8 599
| 8 599
| 8 599
| 8 599
| 8 599
| 8 599
| 8 599
| сельская
| 2 986
| 5 971
| 8 957
| 11 942
| 11 942
| 11 942
| 11 942
| 11 942
| 11 942
| 11 942
| |
Продолжительность в сутки, часов
| Тип
местности
|
|
|
|
|
|
| 10,5
|
|
|
|
Группа комбинированной направленности / общеразвивающей направленности с инклюзией детей с ОВЗ
| городская
| 2 150
| 4 299
| 6 449
| 8 599
| 8 599
| 8 599
| 8 599
| 8 599
| 8 599
| 8 599
|
сельская
| 2 986
| 5 971
| 8 957
| 11 942
| 11 942
| 11 942
| 11 942
| 11 942
| 11 942
| 11 942
|
Группа оздоровительной направленности (для детей с туберкулезной интоксикацией)
| городская
| 2 986
| 5 971
| 8 957
| 11 942
| 11 942
| 11 942
| 11 942
| 11 942
| 11 942
| 11 942
|
сельская
| 2 986
| 5 971
| 8 957
| 11 942
| 11 942
| 11 942
| 11 942
| 11 942
| 11 942
| 11 942
|
Группа оздоровительной направленности (иная)
| городская
| 2 687
| 5 374
| 8 061
| 10 748
| 10 748
| 10 748
| 10 748
| 10 748
| 10 748
| 10 748
|
сельская
| 2 986
| 5 971
| 8 957
| 11 942
| 11 942
| 11 942
| 11 942
| 11 942
| 11 942
| 11 942
|
Группа компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи / для слабовидящих детей / для детей с амблиопией, косоглазием / для детей с задержкой психического развития / для детей с умственной отсталостью легкой степени
| городская
| 5 374
| 10 748
| 16 122
| 21 496
| 21 496
| 21 496
| 21 496
| 21 496
| 21 496
| 21 496
|
сельская
| 5 971
| 11 942
|
| 23 885
| 23 885
| 23 885
| 23 885
| 23 885
| 23 885
| 23 885
|
Группа компенсирующей направленности для детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи
| городская
| 4 478
| 8 957
| 13 435
|
|
|
|
|
|
|
|
сельская
| 4 976
| 9 952
| 14 928
| 19 904
| 19 904
| 19 904
| 19 904
| 19 904
| 19 904
| 19 904
|
Группа компенсирующей направленности для глухих детей / для слепых детей
| городская
| 8 957
|
| 26 870
| 35 827
| 35 827
| 35 827
| 35 827
| 35 827
| 35 827
| 35 827
|
сельская
| 9 952
| 19 904
| 29 856
| 39 808
| 39 808
| 39 808
| 39 808
| 39 808
| 39 808
| 39 808
|
Группа компенсирующей направленности для слабослышащих детей/ для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
| городская
|
| 13 435
| 20 153
| 26 870
| 26 870
| 26 870
| 26 870
| 26 870
| 26 870
| 26 870
|
сельская
| 7 464
| 14 928
| 22 392
| 29 856
| 29 856
| 29 856
| 29 856
| 29 856
| 29 856
| 29 856
|
Группа компенсирующей направленности для детей с умственной отсталостью умеренной, тяжелой степени
| городская
|
| 13 435
| 20 153
| 26 870
| 26 870
| 26 870
| 26 870
| 26 870
| 26 870
| 26 870
|
сельская
| 7 464
| 14 928
| 22 392
| 29 856
| 29 856
| 29 856
| 29 856
| 29 856
| 29 856
| 29 856
|
Продолжительность в сутки, часов
| Тип
местности
|
|
|
|
|
|
| 10,5
|
|
|
|
Группа компенсирующей направленности для детей с аутизмом
| городская
| 10 748
| 21 496
| 32 244
| 42 992
| 42 992
| 42 992
| 42 992
| 42 992
| 42 992
| 42 992
|
сельская
| 11 942
| 23 885
| 35 827
| 47 769
| 47 769
| 47 769
| 47 769
| 47 769
| 47 769
| 47 769
|
Группа компенсирующей направленности для детей со сложным дефектом (имеющих сочетание 2 или более недостатков в физическом и (или) психическом развитии)
| городская
| 10 748
| 21 496
| 32 244
| 42 992
| 42 992
| 42 992
| 42 992
| 42 992
| 42 992
| 42 992
|
сельская
| 11 942
| 23 885
| 35 827
| 47 769
| 47 769
| 47 769
| 47 769
| 47 769
| 47 769
| 47 769
|
Группа компенсирующей направленности для детей с иными ОВЗ
| городская
| 3 583
| 7 165
| 10 748
|
| 14 331
| 14 331
| 14 331
|
|
|
|
сельская
| 3 981
| 7 962
| 11 942
| 15 923
| 15 923
| 15 923
| 15 923
| 15 923
| 15 923
| 15 923
|
Таблица 9. Примерные значения норматива финансирования оплаты труда и начислений на выплаты по оплате труда прочего персонала, необходимого для реализации Программы,
Для РФ на 2015 год, рублей (для различных возрастных групп)
Возраст
| Тип
местности
| От 2 месяцев до 1 года
| От 1 года до 3 лет
| От 3 лет и старше
| Группа общеразвивающей направленности
| городская
| 33 687
| 25 265
| 20 212
| сельская
| 50 530
| 33 687
| 25 265
| Группа комбинированной направленности / общеразвивающей направленности с инклюзией детей с ОВЗ
| городская
| —
| 25 265
| 20 212
| сельская
| —
| 33 687
| 25 265
| Группа оздоровительной направленности (для детей с туберкулезной интоксикацией)
| городская
| 42 109
| 29 724
| 25 265
| сельская
| 50 530
| 33 687
| 25 265
| |
Возраст
| Тип
местности
| От 2 месяцев до 1 года
| От 1 года до 3 лет
| От 3 лет и старше
|
Группа оздоровительной направленности (иная)
| городская
| 42 109
| 29 724
| 25 265
|
сельская
| 50 530
| 33 687
| 25 265
|
Группа компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи/ для слабовидящих детей / для детей с амблиопией, косоглазием / для детей с задержкой психического развития / для детей с умственной отсталостью легкой степени
| городская
| —
| 84 217
| 50 530
|
сельская
| —
| 84 217
| 50 530
|
Группа компенсирующей направленности
для детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи
| городская
| —
| —
| 42 109
|
сельская
| —
| —
| 42 109
|
Группа компенсирующей направленности для глухих детей / для слепых детей
| городская
| —
| 84 217
| 84 217
|
сельская
| —
| 84 217
| 84 217
|
Группа компенсирующей направленности для слабослышащих детей / для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
| городская
| —
| 84 217
| 63 163
|
сельская
| —
| 84 217
| 63 163
|
Группа компенсирующей направленности
для детей с умственной отсталостью умеренной, тяжелой степени
| городская
| —
| —
| 63 163
|
сельская
| —
| —
| 63 163
|
Группа компенсирующей направленности для детей с аутизмом
| городская
| —
| —
| 101 061
|
сельская
| —
| —
| 101 061
|
Группа компенсирующей направленности для детей со сложным дефектом (имеющих сочетание 2 или более недостатков в физическом и (или) психическом развитии)
| городская
| —
| 101 061
| 101 061
|
сельская
| —
| 101 061
| 101 061
|
Группа компенсирующей направленности для детей с иными ОВЗ
| городская
| —
| 50 530
| 33 687
|
сельская
| —
| 50 530
| 33 687
|
Для учета особенностей реализации Программы в конкретной Организации с определенным количеством групп рекомендуется осуществлять коррекцию представленных нормативов затрат на оплату труда и начислений на выплаты по оплате труда административно-управленческих и обслуживающих работников, участвующих в реализации Программы, используя приведенное ниже значение коэффициента:
3,08 —для воспитанников, посещающих организации с одной группой;
1,54—для воспитанников, посещающих организации с двумя группами;
1,13 —для воспитанников, посещающих организации с 3-4 группами;
1,0 —для воспитанников, посещающих организации с 5-7 группами;
0,82 —для воспитанников, посещающих организации с 8-11 группами;
0,63 —для воспитанников, посещающих организации с 12 и более группами.
Таблица 10. Значение регионального корректирующего коэффициента к нормативам на оплату труда для отдельных субъектов РФ
Наименование субъекта РФ
| Значение коэффициента
| Алтайский край
| 0,61
| Амурская область
| 1,01
| Архангельская область
| 0,98
| Астраханская область
| 0,73
| Белгородская область
| 0,78
| Брянская область
| 0,63
| Владимирская область
| 0,68
| Волгоградская область
| 0,73
| Вологодская область
| 0,87
| Воронежская область
| 0,75
| Еврейская автономная область
| 0,96
| Забайкальский край
| 0,91
| Ивановская область
| 0,65
| Иркутская область
| 0,98
| Кабардино-Балкарская Республика
| 0,62
| Калининградская область
| 0,83
| Калужская область
| 0,90
| Камчатский край
| 1,62
| Карачаево-Черкесская Республика
| 0,58
| Кемеровская область
| 0,90
| Кировская область
| 0,64
| Костромская область
| 0,64
| Краснодарский край
| 0,83
| Красноярский край
| 1,09
| Курганская область
| 0,65
| Курская область
| 0,70
| Ленинградская область
| 1,01
| Липецкая область
| 0,73
| Магаданская область
| 1,97
| Москва
| 1,81
| Московская область
| 1,23
| Мурманская область
| 1,37
| Ненецкий автономный округ
| 2,19
| Нижегородская область
| 0,79
| Новгородская область
| 0,80
| |
Наименование субъекта РФ
| Значение коэффициента
|
Новосибирская область
| 0,89
|
Омская область
| 0,84
|
Оренбургская область
| 0,73
|
Орловская область
| 0,64
|
Пензенская область
| 0,73
|
Пермский край
| 0,82
|
Приморский край
| 1,03
|
Псковская область
| 0,68
|
Республика Адыгея
| 0,62
|
Республика Алтай
| 0,68
|
Республика Башкортостан
| 0,78
|
Республика Бурятия
| 0,88
|
Республика Дагестан
| 0,53
|
Республика Ингушетия
| 0,68
|
Республика Калмыкия
| 0,58
|
Республика Карелия
| 0,95
|
Республика Коми
| 1,27
|
Республика Крым
| 0,64
|
Республика Марий Эл
| 0,61
|
Республика Мордовия
| 0,56
|
Республика Саха (Якутия)
| 1,51
|
Республика Северная Осетия — Алания
| 0,62
|
Республика Татарстан
| 0,88
|
Республика Тыва
| 0,87
|
Республика Хакасия
| 0,88
|
Ростовская область
| 0,72
|
Рязанская область
| 0,73
|
Самарская область
| 0,79
|
Санкт-Петербург
| 1,26
|
Саратовская область
| 0,71
|
Сахалинская область
| 1,68
|
Свердловская область
| 0,97
|
Севастополь
| 0,69
|
Смоленская область
| 0,69
|
Ставропольский край
| 0,70
|
Тамбовская область
| 0,64
|
Наименование субъекта РФ
| Значение коэффициента
|
Тверская область
| 0,77
|
Томская область
| 1,04
|
Тульская область
| 0,76
|
Тюменская область
| 1,08
|
Удмуртская Республика
| 0,70
|
Ульяновская область
| 0,65
|
Хабаровский край
| 1,17
|
Ханты-Мансийский автономный округ — Югра
| 1,95
|
Челябинская область
| 0,86
|
Чеченская Республика
| 0,69
|
Чувашская Республика
| 0,65
|
Чукотский автономный округ
| 2,37
|
Ямало-Ненецкий автономный округ
| 2,44
|
Ярославская область
| 0,78
|
ГЛОССАРИЙ
Дошкольная педагогика и психология
Амплификация развития — максимальное обогащение личностного развития детей на основе широкого развертывания разнообразных видов деятельности, а также общения детей со сверстниками и взрослыми.
Вариативность и разнообразие организационных форм дошкольного образования — обеспечение множественности отличающихся между собой форм получения образования, форм обучения, организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
Вариативность содержания образовательных программ — обеспечение разнообразия примерных основных образовательных программ.
Взрослые — родители (законные представители), педагогические и иные работники образовательной организации.
Государственное (муниципальное) задание — документ, устанавливающий требования к объему, качеству, составу, условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг, выполнения работ, финансовое обеспечение выполнения которых осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
Государственные гарантии уровня и качества образования — единство обязательных требований к минимальному содержанию, условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения на всей территории Российской Федерации.
Дошкольная образовательная организация — тип образовательной организации, создаваемой в целях ведения образовательной деятельности по реализации основных общеобразовательных программ дошкольного образования, а также осуществления присмотра и ухода за детьми. Дошкольная образовательная организация вправе также реализовывать дополнительные общеразвивающие программы.
Единство образовательного пространства — обеспечение единых условий и качества образования независимо от места обучения, исключающих возможность дискриминации в сфере образования.
Зона ближайшего развития — уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности.
Индивидуализация образования — построение образовательного процесса на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.
Межведомственное взаимодействие — партнерство, направленное на обеспечение качественного образования отдельных государственных структур, семей, бизнеса, институтов гражданского общества.
Образовательная область — структурная единица содержания образования, представляющая определенное направление развития и образования детей.
Образовательная среда — совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей.
Организации, осуществляющие образовательную деятельность — организации (государственные и частные), а также индивидуальные предприниматели, осуществляющие на основании лицензии деятельность по реализации образовательных программ.
Основная образовательная программа — учебно-методическая документация (примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов), определяющая рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы.
Основная образовательная программа дошкольного образования — комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание, целевые ориентиры), организационно-педагогических условий и иных компонентов, самостоятельно разрабатываемый и утверждаемый организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
Особые образовательные потребности — индивидуальные потребности конкретного обучающегося, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования.
Отношения в сфере образования — общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование.
Парциальная образовательная программа — программа, направленная на развитие детей дошкольного возраста в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках.
Педагогическая диагностика — оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанная с оценкой эффективности педагогических действий и лежащая в основе их дальнейшего планирования.
Педагогический работник — физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности. К педагогическим работникам относятся: воспитатель, музыкальный руководитель, педагог дополнительного образования, педагог-организатор, социальный педагог, педагог-психолог, старший педагог дополнительного образования, старший воспитатель, учитель, учитель-логопед, учитель-дефектолог.
Подготовка, профессиональная переподготовка, повышение квалификации — обучение, направленное на приобретение лицами различного возраста профессиональной компетенции, в том числе для осуществления деятельности по реализации образовательных программ.
Преемственность основных образовательных программ — преемственность целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней.
Примерная основная образовательная программа — программа, направленная на разностороннее развитие детей дошкольного возраста во всех основных образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках. Разрабатывается на основе ФГОС ДО.
Психологическая диагностика — выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей.
Равенство возможностей — обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования.
Развивающая предметно-пространственная среда — часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п.), материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
Разнообразие детства — многообразие вариантов протекания периода дошкольного детства, определяемое индивидуальными особенностями самих детей, включая их психофизиологические особенности, в том числе ограниченные возможности здоровья, а также индивидуальными особенностями и возможностями их родителей (законных представителей), социокультурными, региональными, национальными, языковыми, религиозными, экономическими и другими особенностями.
Ранняя помощь — семейно-ориентированная комплексная психолого-педагогическая и медико-социальная помощь детям младенческого и раннего возраста, у которых выявлены нарушения в развитии различных функций или отклонения от них, либо риски их возникновения в более старшем возрасте, и находящимся в кризисных ситуациях семьям, воспитывающим таких детей.
Самоценность детства — понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду.
Социальная ситуация развития — сложившаяся система взаимоотношений ребенка с окружающим социальным миром, представленным, в первую очередь, взрослыми и другими детьми.
Социокультурная среда — конкретное, непосредственно данное каждому ребенку социальное пространство, посредством которого он активно включается в культурные связи общества.
Учебно-методический комплекс — система нормативной и учебно-методической документации, средств обучения и контроля, необходимых и достаточных для качественной организации основных и дополнительных образовательных программ, согласно учебного плана.
Федеральные государственные требования (Приказ № 655 от 23 ноября 2009 года) — обязательные требования к минимуму содержания, структуре дополнительных предпрофессиональных программ, условиям их реализации и срокам обучения по этим программам, утверждаемые в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года) — совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и / или к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
Инклюзивное образование
Адаптированная образовательная программа — образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ОВЗ (в том числе с инвалидностью), с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц. Разрабатывается на базе основной общеобразовательной программы в соответствии с особыми образовательными потребностями категории лиц с ОВЗ, к которой относится ребенок.
Алалия — отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка (до 3 лет) при сохранном слухе и интеллекте. При алалии имеются нарушения звукопроизношения, различения звуков на слух и др.
Анамнез — совокупность сведений, получаемых при медицинском обследовании путем расспроса самого обследуемого и/или знающих его лиц.
Асинхрония — рассогласование, отсутствие совпадения по времени, например, в развитии или в угасании определенных функций.
Афазия — полная или частичная утрата речи, обусловленная поражениями головного мозга.
Вербальное общение — использование в качестве знаковой системы человеческой речи, естественного звукового языка, т. е. системы фонетических знаков, включающую два принципа: лексический и синтаксический.
Визуальная информация — информация, воспринимаемая органами зрения (текстовая, числовая и графическая).
Глухие (неслышащие) дети — дети с глубоким, стойким двусторонним нарушением слуха, приобретенным в раннем детстве или врожденным.
Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, при котором нарушено звукопроизношение, речевое дыхание, голос, просодика (мелодико-интонационные и темпо-ритмические характеристики речи).
Дисфункция — нарушение деятельности.
Задержка психического развития (ЗПР) — временное отставание развития психики в целом или отдельных ее функций (сенсорных, речевых, эмоциональных, волевых).
Заикание — нарушение темпо-ритмической стороны речи, проявляющееся в невозможности плавного высказывания из-за судорог мышц речевого аппарата.
Инвалидность — утрата или ограничение возможности принимать участие в жизни общества наравне с другими людьми вследствие физических, психических или социальных факторов.
Индивидуальный учебный план — план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей обучающегося.
Инклюзивное образование — обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Интегрированное обучение — совместное обучение лиц, имеющих физические и (или) психические недостатки, и лиц, не имеющих таких недостатков, в учреждениях общей системы образования с использованием специальных средств, методов обучения.
Интеллектуальное развитие — познавательная деятельность человека, общая способность к познанию окружающего.
Коммуникативные навыки — навыки общения: невербальные (мимика, жесты, поза, интонация и др.) и вербальные (человеческая речь).
Кохлеарная имплантация — вживление электродных систем во внутреннее ухо лицам с нарушениями слуха с целью восстановления слухового ощущения путем непосредственной электрической стимуляции афферентных волокон слухового нерва.
Минимальное нарушение слуха — пограничное с нормой, временное или стойкое, незначительное снижение остроты слуха (на 15-25 дБ), отрицательно влияющее на развитие высших психических функций.
Ограничение возможностей здоровья — любая утрата психической, физиологической или анатомической структуры или функции либо отклонение от них, влекущие полное или частичное ограничение способности или возможности осуществлять бытовую, социальную или иную деятельность и препятствующие получению образования без создания специальных условий, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией.
Перцептивные действия — основные структурные единицы процесса восприятия, обеспечивающие построение предметного образа.
Перцепция — в современной психологии то же, что восприятие.
Ранняя коррекционная помощь — система раннего выявления и ранней комплексной коррекции нарушений в развитии ребенка от рождения до 3 лет, предполагающая широкий спектр долгосрочных услуг, ориентированных на всю семью ребенка с ОВЗ, в процессе согласованной деятельности специалистов разного профиля. Осуществляется по «линиям развития» (познавательное, речевое, социальное, двигательное).
Расстройства аутистического спектра — совокупность психологических характеристик, описывающих широкий круг аномального поведения и затруднений в социальном взаимодействии и коммуникации, а также жестко ограниченных интересов и часто повторяющихся поведенческих актов.
Ринолалия — нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное расщелинами губы и неба.
Слабовидящие дети — дети, обладающие остротой зрения на лучше видящем глазу с использованием обычных средств коррекции (очки) от 0,05 до 0,2, а также дети с более высокой остротой зрения, но имеющие некоторые другие нарушения зрительных функций.
Слабослышащие дети — дети с частичной недостаточностью слуха, приводящей к нарушению речевого развития (дети с понижением слуха от 15-20 дБ до 75 дБ).
Слепые (незрячие) дети — дети, у которых полностью отсутствуют зрительные ощущения или имеется светоощущение или остаточное зрение (максимальная острота зрения — 0,04 на лучше видящем глазу с применением очков).
Специальные условия образования — специальные образовательные программы, методы и средства обучения, учебники, учебные пособия, дидактические и наглядные материалы, технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования (включая специальные), средства коммуникации и связи, сурдоперевод при реализации образовательных программ, адаптация образовательных учреждений и прилегающих к ним территорий для свободного доступа всех категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также педагогические, психолого-педагогические, медицинские, социальные и иные услуги, обеспечивающие адаптивную среду образования и безбарьерную среду жизнедеятельности, без которых освоение образовательных программ лицами с ограниченными возможностями здоровья затруднено.
Тяжелое нарушение речи — системное недоразвитие всех компонентов речи (лексического, грамматического, фонетико-фонематического строя речи).
Умственная отсталость — стойкое, необратимое нарушение познавательной деятельности, а также эмоционально-волевой сферы и поведения, обусловленное органическим поражением коры головного мозга.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.