Сделай Сам Свою Работу на 5
 

Этические Принципы Психологов и Кодекс Поведения (редакция 1992 Г.)

План семинаров

1. Психодиагностика как наука и практика

Обсуждение

2. Научная дискуссия вокруг тестов интеллекта

Доклады (4 доклада)

3. История и современное состояние психодиагностики

Контрольная работа 1 «История психологических тестов»

4. Классификации психодиагностических методик.

Контрольная работа 2 «Классификации психодиагностических методик»

5. Психодиагностика как профессиональная деятельность.

Доклады (5 докладов)

6. Нормы и смысловые значения тестовых показателей

Контрольная работа 3 «Понятие стандартизации и нормы. Возрастные нормы. Групповые нормы »

7. Нормы и смысловые значения тестовых показателей (продолжение)

Контрольная работа 4 «Относительность норм»

8. Надежность теста и типы надежности.

Контрольная работа 5 «Понятие надежности тестов. Типы надежности тестов».

9. Валидность теста и способы ее определения.

Контрольная работа 6 «Понятие валидности тестов. Типы валидности»

10. Конструирование и адаптация тестовых методик.

Контрольная работа 7 «Характеристики тестовых заданий»

11. Диагностика интеллекта. Общая характеристика когнитивных тестов.

Доклады (4 доклада)

12. Современное состояние диагностики способностей.

Доклады (3доклада)

13. Диагностика личности: общие принципы и подходы.

Доклады (2 доклада)

14. Тесты-опросники. Проблема достоверности.

Доклады (5докладов)

15. Проективный подход в психологической диагностике. Классификация проективных методик.

Доклады (4 доклада)

БРС (практика) = 100 баллов

Посещение 2 балла за занятие (15 занятий) = 30

Активность на занятиях (15 занятий 27 докладов ) = 35 баллов

Контрольные: 5 баллов за контрольную (7контрольных) = 35 баллов

Семинар № 1

Психодиагностика как наука и практика

Рефлексия лекции

Различные подходы к определению психодиагностики. Роль психодиагностики в структуре психологического знания. Структура психодиагностики как науки. Взаимосвязь психодиагностики со смежными отраслями психологии. Задачи психодиагностики. Направления развития психодиагностических методов в западной и отечественной психологии. Современное состояние психодиагностики как науки и практики.



Учебники и учебные пособия

Основная литература

· Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. СПб., 2001.

· Анастази, А. Психологическое тестирование / А. Анастази. - М. : Директ-Медиа, 2008. - 859 с. - ISBN 978-5-9989-0357-1 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=39123 (08.06.2015).

· Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. – СПб., 2008.

· Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб., 2000.

· Забродин Ю.М. Психодиагностика. – М., 2010.

· Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В.Столина, В.С. Аванесов. СПб., 2000.

· Психологическая диагностика /Под ред. К.М. Гуревича и Борисовой. – УРОА, 1997.

· Методические указания О.С. Чаликова Психодиагностика

 

· Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. СПб., 2001.

Основной учебник изучить от корки до корки! В библиотеке 1 экз.

· Узнать автобиографию автора

· Остальные учебники как дополнительные скачать в интернете

· Задание на следующий семинар прочитать статьи по научной дискуссии вокруг тестов интеллекта

· Писать собственный словарь терминов и понятий

· Контрольные работы


 

Семинар № 2

Научная дискуссия вокруг тестов интеллекта

1. Вступительное слово Ушаковой Татьяны Николаевны главный редактор журнала «Психология» Высшая школа Экономики 2004 год

2. Точка зрения Шмелев Александр Георгиевич «Тест как оружие» 2004 - № 2. – С. 40-53.

3.Точка зрения Богоявленской Дианы Борисовны «Что выявляют тесты интеллекта и креативности» 2004 . - № 2. - С. 54-65.

4. Точка зрения Холодной Марины Александровны «Психологическое тестирование и право личности на собственный вариант развития» 2004. - № 2. – С. 66-75.

5. Точка зрения Ушаков Дмитрий Викторович «Тесты интеллекта или горечь самопознания» 2004. - № 2. – С. 76-93.

6. Итоги дискуссии

Следующийсеминар: История и современное состояние психодиагностики.

Анастази

Исторические предпосылки современного тестирования стр. 48- 62

Бодалев А.А. Столин В.В. Аванесов В.С.

Глава 2. Из истории психодиагностики стр. 32-76

2.1. Из истории психологических тестов

2.2. Из истории проективного метода

2.3. Из истории контент-анализа как психодиагностической процедуры

Бурлачук Л.Ф.Психодиагностикастр. 7- 110

Гуревич К.М., Борисова Е.М.Психологическая диагностика

Глава 1 Из истории психологической диагностики стр. 4-19.

 


 

Семинар № 3

История и современное состояние психодиагностики.

А. Анастази, С Урбина

Исторические предпосылки современного тестирования стр. 48- 62

Бодалев А.А. Столин В.В. Аванесов В.С.

Глава 2. Из истории психодиагностики стр. 32-76

2.1. Из истории психологических тестов

2.2. Из истории проективного метода

2.3. Из истории контент-анализа как психодиагностической процедуры

Бурлачук Л.Ф.Психодиагностикастр. 7- 110

Гуревич К.М., Борисова Е.М.Психологическая диагностика

Глава 1 Из истории психологической диагностики стр. 4-19.

Чаликова О.С.Психодиагностика

История психодиагнотики стр. 8-11.

Природа и назначение психологических тестов

 

Проверка словаря

Контрольная работа № 1

История психологических тестов

Следующий семинар

Классификации психодиагностических методик.


 

Семинар № 4

Классификации психодиагностических методик.

Рефлексия лекции

Подходы к классификации психодиагостических методик. Объективный, субъективный и проективный подходы в психодиагностике. Особенности малоформализованных и высокоформализованных методик. Понятие теста. Математическая теория измерений как теоретическая основа тестовых методик. Виды тестов в психологии. Понятие психодиагностики как научной системы методов и приемов постановки психологического диагноза.

А. Анастази, С Урбина

Области применения и разновидности тестов стр. 16-18

Чаликова О.С.Психодиагностика

Тема 2. Классификация психодиагностических методик. Тест как основной инструмент психодиагностики стр.11 -14.

Бодалев А.А. Столин В.В. Аванесов В.С.Классификации психодиагностических методик Стр. 12-18

Бурлачук Л.Ф.

Психодиагностический метод и диагностические подходы стр. 121-125

Гуревич К.М., Борисова Е.М.

Классификации психодиагностических методик стр. 20-34.

Контрольная работа № 2

Классификации психодиагностических методик

1. Методики высокого уровня формализации

Тесты, опросники, проективные методики, психофизиологические тесты.

2. Малоформализованные методики

Наблюдения, опросы, беседы (интервью), анализ продуктов деятельности

 

Следующий семинар

Психодиагностика как профессиональная деятельность.

Анастази

Раздел Этические и социальные аспекты тестирования стр. 583-601


Семинар № 5

Психодиагностика как профессиональная деятельность.

Рефлексия лекции

Нормы профессиональной этики для разработчиков и пользователей психодиагностических методик. Этические проблемы, возникающие на различных этапах психодиагностического процесса. Международные и национальные профессиональные стандарты в области психодиагностики. Стандарты квалификации психодиагноста и процедура сертификации. Требования к психометрической подготовке специалистов. Использование методик специалистами-смежниками и неспециалистами. Правила публикации психодиагностических методик.

Анастази

Раздел Этические и социальные аспекты тестирования стр. 583-601

Бурлачук Л.Ф.Этика психодиагностического обследования стр. 161-161

Бодалев А.А. Столин В.В. Аванесов В.С.Нормативные предписания разработчикам и пользователям психодиагностических методик стр 24-33.

Доклады:

1. История возникновения:

Этические Принципы Психологов и Кодекс Поведения (редакция 1992 Г.)

(The ethical principles of psychologists and code of conduct (1992 revision))

Этический кодекс психолога Российское психологическое общество

http://рпо.рф/rpo/documentation/ethics.php

2. Принцип уважения

Уважение достоинства, прав и свобод личности. Конфиденциальность. Осведомленность и добровольное согласие Клиента. Самоопределение Клиента

3. Принцип компетентности

Знание профессиональной этики. Ограничения профессиональной компетентности. Ограничения применяемых средств. Профессиональное развитие. Невозможность профессиональной деятельности в определенных условиях.

4. Принцип ответственности

Основная ответственность. Не нанесение вреда. Решение этических дилемм.

5. Принцип честности

Осознание границ личных и профессиональных возможностей. Честность. Прямота и открытость. Избегание конфликта интересов. Ответственность и открытость перед профессиональным сообществом.

 

Нормативные предписания разработчикам и пользо­вателям психодиагностических методик

Квалификация людей, использующих тесты. Процедуры и методики тестирования.

Сохранение тайны. Конфиденциальность. Сообщение результатов теста.

Тестирование и гражданские права меньшинств.

Следующий семинар

Нормы и смысловые значения тестовых показателей

АнастазиСтандартизация стр. 20-21.

Раздел Нормы и смысловые значения тестовых показателей стр. 64- 83.

Бодалев А.А. и др.Репрезентативность тестовых норм стр. 76-99.


Семинар № 6

Нормы и смысловые значения тестовых показателей

Рефлексия лекции

Психодиагностические задачи и возможности применения различных психодиагностических методик в разном возрасте. Психодиагностика в образовании. Типы образовательных тестов. Психодиагностика в профессиональной деятельности. Проблема диагностических норм и критериев профессиональной диагностике. Клиническая психодиагностика и диагностика в психологическом консультировании.

Анастази

Стандартизация стр. 20-21.

Раздел Нормы и смысловые значения тестовых показателей стр. 64- 83.

1. Статистические понятия

2. Возрастные нормы

3. Внутригрупповые нормы

Проверка словаря

Контрольная работа № 3

Понятия стандартизация и нормы.

Возрастные нормы.

1. Умственный возраст

2. Эквивалентные классы

3. Порядковые шкалы (Гезелл, Пиаже, Гутман)

Групповые нормы.

1. Процентили

2. Стандартные показатели

3. Нормализованные стандартные показатели (Т-показатель, станайн - стандартная девятка)

4. Соотношение внутригрупповых показателей

Следующий семинар

Нормы и смысловые значения тестовых показателей (продолжение).

Анастази

Раздел Нормы и смысловые значения тестовых показателей стр. 84-102

Гуревич К.М., Борисова Е.М.Стандартизация стр.34-37.


 

Семинар № 7

Нормы и смысловые значения тестовых показателей (продолжение)

Рефлексия лекции

Понятие статистической и критериальной нормы в психодиагностике. Репрезентативность тестовых норм. Выборка стандартизации. Виды стандартных шкал. Относительность тестовых норм. Проверка нормальности и проверка устойчивости норм.

Анастази

Раздел Нормы и смысловые значения тестовых показателей стр. 84-102

Гуревич К.М., Борисова Е.М.Стандартизация стр.34-37.

1. Относительность норм

2. Интерпретация предметно-ориентированных тестов

3. Минимальные квалификационные требования и критические показатели

Проверка словаря

Контрольная работа № 4

Относительность норм

1. Межтестовые сравнения

2. Нормативная выборка

3. Национальные анкерные нормы

4. Специфические нормы

5. Фиксированная эталонная группа

6. Теория «задание - ответ»

Следующий семинар

Надежность теста и способы ее определения.

Анастази

Раздел Надежность стр. 103 - 132

Бодалев А.А. Столин В.В. Аванесов В.С.Надежность теста. Стр.99 -110.

Семинар № 8

Надежность теста и типы надежности.

1. Рефлексия лекцииПроблема точности психодиагностических измерений. Понятие надежности. Дисперсионный и корреляционный подходы к измерению надежности. Виды надежности и процедуры ее определения. Причины, снижающие надежность теста. Надежность различных типов тестовых методик.

Анастази

1. Надежность

2. Коэффициент корреляции

3. Способы определения надежности тестов.

4. Надежность тестов на скорость

5. Зависимость коэффициента надежности от тестируемой выборки

6. Стандартная ошибка измерения

7. Надежность критериально-ориентированных тестов

Проверка словаря

 

Контрольная работа № 5

Понятие надежности тестов. Типы надежности.

1. Ретестовая надежность. Интервал времени для повторного тестирования.

2. Надежность взаимозаменяемых форм. Выборочная проверка содержания.

3. Надежность эквивалентных половин теста

4. Надежность по Кьюдеру-Ричардсону коэффициент альфа

5. Надежность оценщика

Следующий семинар

Валидность теста и способы ее определения.

Анастази

Валидность: основные понятия. Измерение и интерпретация стр. 133-195.

 

 


Семинар № 9

Валидность теста и способы ее определения.

Рефлексия лекции

Понятие валидности. Соотношение валидности и надежности. Виды валидности и способы ее измерения. Содержательная валидность. Очевидная валидность. Эмпирическая валидность. Конструктная валидность. Факторы, влияющие на величину коэффициентов валидности. Валидность тестов различного типа. Валидность и достоверность.

Анастази

Валидность: основные понятия. Измерение и интерпретация. стр. 133-195.

 

1. Валидность по содержанию

2. Очевидная валидность

3. Текущая и прогнозируюшая валидность

4. Валидность по критерию

5. Конструктная валидность

6. Коэффициент валидности и ошибка прогноза

7. Валидность теста и теория решений

8. Модераторы

9. Объединение данных различных тестов

10. Применение теста при принятии классификационных решений

Контрольная работа № 6

Понятие валидности тестов. Типы валидности

1. Содержательная

2. Прогностическая

3. Конструктивная валидность

 

Следующий семинар

Конструирование и адаптация тестовых методик.

Анастази

Раздел Анализ заданий стр. 196-226.


 

Семинар № 10

Конструирование и адаптация тестовых методик.

Рефлексия лекции

Критерии эффективности психодиагностической методики. Этапы конструирования теста. Спецификация теста и разработка заданий. Технологии отбора пунктов теста. Оформление теста. Пилотажное исследование. Психометрические процедуры стандартизации теста. Обоснование выбора психодиагностических методик и их комплектование в тестовую батарею. Примеры тестовых батарей.

 

Анастази

Анализ заданий С. 196-236.

 

1. Трудность заданий

2. Валидность заданий

3. Внутренняя согласованность

4. Анализ заданий тестов на скорость

5. Перекрестная валидизация

6. Взаимодействие между заданием и группой

Контрольная работа № 7

Характеристики тестовых заданий.

Трудность заданий (процент справившихся с заданием, интервальные шкалы, абсолютное шкалирование по Терстоуну, распределение тестовых показателей, увязывание трудности заданий с целью тестирования).

Различительная способность заданий (выбор критерия, статистические индексы различительной способности задания, использование контрастных групп, упрощенный анализ заданий в случае малых групп, индекс различительной способности).

Следующий семинар

Тестирование способностей.

Анастази

Индивидуальные тесты. Тесты для специфических популяций. 228-299.

Семинар № 11

Тестирование способностей

1. Рефлексия лекции Интеллект как метанаучная категория. Тестологический и феноменологический подходы в исследованиях интеллекта. Понятие психометрического интеллекта. Факторные модели интеллекта. Проблемы психологического измерения интеллекта и способностей.

Анастази

Индивидуальные тесты. Тесты для специфических популяций. 228-299.

Доклады

1. Шкала Стенфорд-Бине.

2. Векслеровские шкалы интеллекта (для взрослых и для детей).

3. Тестирование младенцев и дошкольников

4. Тестирование лиц с физическими недостатками

Проверка словаря

Следующий семинар

Диагностика личности: общие принципы и подходы.

Анастази

Групповое тестирование. Природа интеллекта. Психологические проблемы тестирования способностей. Стр. 300-378.


 

Семинар № 12

Современное состояние диагностики способностей.

Рефлексия лекции IQ-тесты и особенности их применения в психологической практике. Критериально-ориентированные тесты интеллекта. Понятие тестов достижений. Проблема диагностики креативности. Современные направления диагностики интеллекта.

Анастази

Групповое тестирование. Природа интеллекта. Психологические проблемы тестирования способностей. Стр. 300-378.

Доклады

1. Групповые и индивидуальные тесты. Многоуровневые батареи

2. Природа интеллекта

3. Психологические проблемы тестирования способностей.

Проверка словаря

Следующий семинар

Диагностика личности: общие принципы и подходы.

АнастазиразделТестирование личности.

Стандартизованные самоотчеты как метод изучения личности. Измерение интересов и аттитюдов. Стр. 380-448.

 


 

Семинар № 13

Диагностика личности: общие принципы и подходы.

1. Рефлексия лекции Личность как метанаучная категория. Понятие личностных черт. Классификация методик психологической диагностики личностных черт. Общая характеристика личностных опросников. Виды опросников в психодиагностике. Проблема достоверности личностных опросников. Факторы, снижающие валидность опросного инструмента. Психометрический парадокс. Нестандартизованные методики диагностики личности.

Анастази

Стандартизованные самоотчеты как метод изучения личности. Измерение интересов и аттитюдов. стр. 380-448.

Доклады

1. Стандартизованные самоотчеты как метод изучения личности

2. Измерение интересов и аттитюдов

Проверка словаря

Следующий семинар

Тесты-опросники. Проблема достоверности. Психосемантическая диагностикаАнастазиразделТестирование личности.

Проективные методики стр.449-483.

 


 

Семинар № 14

Проективные методики

Рефлексия лекции Проекция как психологический феномен. Проективная гипотеза и виды проективных методик. Проблема валидности и надежности проективных тестов. Классификация проективных методик. Принципы проведения и интерпретации проективных методик. Роль стимула в проективных методиках. Требования к формализации процедуры психологической диагностики с помощью проективных методик, профессиональные ограничения.

Анастази

Проективные методики стр.449-483.

Доклады

1. Методика чернильных пятен

2. Рисуночные методики

3. Вербальные методики

4. Автобиографическое воспоминание

5. Методики действия

 

Проверка словаря

Следующий семинар

Прочие методики психологической оценки

Анастазираздел: Тестирование личности.

Прочие методики психологической оценки стр. 484-514.

 


 

Семинар № 15

Прочие методики психологической оценки

Рефлексия лекции Теоретическое обоснование психосемантических методик. Субъектная структура данных. История возникновения и принципы конструирования методик Семантического Дифференциала (Ч. Осгуд). Методика репертуарных решеток Дж. Келли. Возможности использования психосемантических методов в психологической науке и практике.

 

Анастази

Прочие методики психологической оценки стр. 484-514.

 

Доклады

1. Средства определения стилей и типов

2. Ситуационные тесты

3. Представления о себе и личные конструкты

4. Отчеты наблюдателей

 

 



©2015- 2022 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.