Сделай Сам Свою Работу на 5

Как говорить так, чтобы вас слушали?





Мастерство публичных выступлений

«Наиболее понятным в языке бывает не самое слово, а тон, ударение, модуляция, темп, с которыми произносится ряд слов,-короче сказать: музыка, скрывающаяся за словами; страстность ,скрывающаяся за музыкой; личность, скрывающаяся за страстностью…»
Ф. Ницше

Схема подготовки выступления:

С чего начать?

Три вопроса:

1. Кто будет в зале? (портрет, мотивация, страхи и опасения). Т.е. это ваша аудитория.

2. Что мне от них нужно? (чтобы вы хотели, чтобы они сделали после выступления) Т.е. это цель, главная мысль.

3. И что мне нужно делать? (какие аргументы могут аудиторию убедить, факты, шутки, какие приемы и ходы допустимы в презентации, а каких стоит избегать, какие примеры приводить, на какие персоны следует ссылаться). Т.е. это ваши ресурсы и инструменты.

Структура выступления:

Выступление строится по законам композиции: вступление (20% временивыступления), основная часть (60%) и заключение (20%) .

 

По времени вступление и заключение довольно непродолжительны, но очень важны, именно они формируют нужный эмоциональный фон и помогают принять верное решение.



Заключение должно быть непосредственно связано с основной идеей выступления, быть мажорным, оптимистичным по духу, вызывать эмоциональный всплеск, и быть таким, чтобы слушателям рефлекторно захотелось аплодировать.

 

Основная часть – это положение дел. Перечисление фактов, приводящих к выводу. Лучше всего здесь рассказывать истории из жизни других людей, из которых следует вывод, который должен быть сделан из вашего выступления. А затем предлагаются варианты решений.

 

Цель вступления – установить контакт, расположить к себе слушателей, заинтересовать слушателей и подготовить их к восприятию, обосновать постановку вопроса.

 

Приемы эффектного вступления:

Комплимент аудитории

Интересный факт

Поражающее воображение число

Свежая шутка или анекдот

Цепочка вопросов

«Как я ехал к вам сюда?»

Презентация презентации

Я - история

«Свой/чужой»

Событие, затрагивающее чувства аудитории

 

Как говорить так, чтобы вас слушали?

Даже если люди на вас смотрят, это не факт, что они вас слушают и слышат. Мысли их могут быть далеко-далеко. Доказано, что эффективность лекции не выше 5%, если человека не спрашивать, он очень быстро расслабляется и перестает слушать.



Во время выступления необходимо работать с аудиторией, вовлекать слушателей. Все моменты вовлечения аудитории должны продумываться заранее, в момент подготовки выступления, чтобы не пришлось возвращать внимание.

Лучший способ удержать внимание во время выступления – изменения. Предлагайте что-то новое, меняйте формат, интонацию, перемещайтесь по сцене, давайте задания.

Общение с залом, которое заставляет людей работать уже во время выступления:

· Вопросы в зал

· Оратор как бы ошибается и просит зал его поправить

· Оратор просит поднять тезисы, найти что-то в раздаточном материале

· Оратор спрашивает: Не отсвечивает ли доска? Добавить свет?

· Просит поднять руку тех, у кого, например, двое детей, есть ученая степень, есть личный автомобиль (что-то, что позволит оратору и группе найти точки соприкосновения)

· и т.д.

Самый простой вариант заинтересовать людей – поговорить о том, что им близко (погода, новости, яркие события). Самые эмоциональные моменты – семья, дети, родина.

! Будьте осторожны, эмоции нужно вызывать, а не испытывать.

Мы запоминаем 10% того, что слышали, 30% того, что видели и 70% того, что делали сами. Поэтому очень хорошо работают игры, кейсы, упражнения – все то, где слушатель может попрактиковать полученный материал.

Если есть возможность, покажите объект презентации (дайте в руки, если это невозможно, покажите на слайде).



Время от времени необходимо переключать внимание слушателей, предложить что-то записать, сделать несложное вычисление, ответить на вопросы теста.

При первых признаках утомления слушателей необходимо начать стимулировать внимание. Например, можно рассказать анекдот или короткую историю.

Юмор всегда украшает выступление. Не надейтесь на свою память, запишите историю, чтобы в нужный момент произнести ее именно так, как задумано. (Аналогично с цитатами: запишите все цитаты, которые хотите использовать, чтобы в подходящий момент не вспоминать мучительно точную формулировку).

! Важно. Шутить нужно уметь, если юмор не «ваш конек», не используйте этот способ удержания внимания

! Будьте осторожны с шутками и бородатыми анекдотами, если вы подозреваете, что ваши слушатели слышали их раньше, лучше предупредите недовольство и спросите: «вы слышали шутку про…». И попросите кого-то в зале ее рассказать.

Все любят истории. Рассказывайте истории, правила те же. Но не увлекайтесь собой, каждому слушателю интересно услышать что-то о себе, а не о вас. Следите за тем, чтобы ваши истории были о них и для них. И построены по закону драматургии.

В каждом выступлении должна быть фишка. Фишка – это то, что запомнится слушателям после вашего выступления и позволит их памяти «вытянуть» за эту фишку, как за веревочку, вашу основную мысль и предложения.

Поза

! Самое главное, вам должно быть удобно.

Во время выступления лучше стоять, чем сидеть. Если выступление длинное, хотя бы вступление и заключение проведите стоя.

Поза должна быть удобной и естественной. Вес тела необходимо распределить на обе ноги, что обеспечивает устойчивость тела, равномерную нагрузку на все мышцы и мускулы.Спина прямая, плечи опущены и расслаблены. Подбородок чуть приподнят.

НЕ:

· занимайте место за кафедрой или столом, это создает барьер между вами и аудиторией,

· говорите, обращаясь к стене или своим материалам

· ходите взад-вперед,

· раскачивайтесь на носках

Жесты

Жестикуляция должна быть непроизвольной, непрерывной и разнообразной.На сцене жесты должны охватывать большее пространство, чем в обычной жизни, быть как будто чуть-чуть утрированными.

Зрительный контакт

Зрительный контакт очень важен. Каждый должен чувствовать, что вы говорите именно для него. Две-три секунды на каждого зрителя. Нельзя установить контакт со всей аудиторией, но можно с каждым человеком в зале.

Темп речи

120 - 150 слов в минуту. Это делает речь не слишком торопливой и взволнованной, одновременно не слишком медленной.

Паузы

Паузы бывают смысловые и паузы-зависания. Смысловые паузы украшают выступление, расставляют акценты, показывают вашу уверенность в себе. Паузы-зависания показывают вашу растерянность, волнение, неуверенность. Паузы-зависания необходимо убирать из речи.

Слова-паразиты

э-э-э… мммм… ну… вот… как бы… - проблема очень многих людей, сложно отследить в обычной жизни. Нужно записать себя на видео, прослушать, потом избавляться от слов-паразитов.

Оформление и слайды

Слайды – это не доклад, а лишь иллюстрация к нему. Не стоит размещать на них весь текст своего выступления, лучше показать фотографии, диаграммы, ключевые тезисы

Правильный слайд – это:

7±2 элемента

картинка или интересная диаграмма

не более 3-х цветов

не более 3-х шрифтов

Время выступления

Регламент очень важен, не крадите чужое время. Постарайтесь рассчитать время выступления и прорепетируйте хотя бы часть. Вы укладываетесь?

Что надеть?

В публичном выступлении самое главное, чтобы вам было комфортно. И, конечно, чтобы ваш костюм соответствовал ситуации, был уместен в этом месте, для этой аудитории.

Волнение

Волнуются абсолютно все. Не пытайтесь сдержать волнение, это всегда видно. Лучше признаться, что вы волнуетесь. Это как минимум означает, что вы уважаете аудиторию, что вам не все равно, что вам важно их мнение.

Если волнение избыточное, парализующее, можно попробовать:

• Вспомнить свое успешное выступление

• Пройтись перед выступлением

• Размять кисти

• Глубоко дышать

• Разогреть мышцы лица

 

После выступления

Оставьте в конце 5 минут, чтобы ответить на вопросы и спросить аудиторию, что они услышали. У вас получится хорошая обратная связь. Вы даже можете еще раз повторить ключевые моменты, и люди уйдут с ощущением, что хорошо усвоили материал.

После того как покинете зал, проанализируйте свое выступление. Запишите сильные и слабые моменты выступления и учтите их при подготовке следующих выступлений.

Совершенство не дано никому, но, занимаясь упорно и настойчиво, вы сможете приблизиться к нему настолько, насколько вам позволит природа» (Цицерон)

Упражнение.

Отнесите фразу в соответствующий столбец

Тезис Аргумент Иллюстрация
     

 

1. Василису назвали Премудрой

2. Некоторые сказки называются волшебными,

3. пощадил медведя, селезня, зайца, пожалел и отпустил в море щуку.

4. Герои сказки помогали Ивану-царевичу

5. потому что она все умела делать:

6. так как в них рассказывается о необыкновенных приключениях и подвигах героев – смелых, находчивых и добрых людей.

7. потому что он был добрый:

8. Акулы – опасные хищные рыбы.

9. испекла пышный каравай, соткала за ночь чудесный ковер, одним взмахом руки превратила комнату в озеро с белыми лебедями.

10. Они поднимаются выше туч, попадают в подземное царство, достают мертвую и живую воду. Им помогают ковры самолеты, скатерти-самобранки, говорящие животные и растения.

11. Их называют морскими разбойниками:

12. распугивают и уничтожают рыбу, рвут сети, иногда нападают на людей.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.