Сделай Сам Свою Работу на 5

Кризис прихода ребенка в школу и становление учебной деятельности





Тема 10. Познавательное развитие ребенка. Последовательные стадии развития А. Валлона. Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина. Готовность детей к обучению в школе

Цель:охарактеризовать познавательную сферу ребенка дошкольного возраста, научиться различать этапы развития познавательных процессов, анализировать особенности развития речи дошкольника; раскрыть сущность понятия психологической готовности к школьному обучению, научиться делать характеристику интеллектуальной, личностной и волевой готовности и применять полученные знания для определения уровня готовности ребенка к школе.

Основные понятия: сенсорные эталоны, внутренняя речь, детские фантазии, контекстная речь, наглядно-действенное мышление, наглядно-образное мышление, непроизвольность психических процессов, произвольность психических процессов, ситуативная речь, словотворчество, творческое воображение; волевая готовность, интеллектуальная готовность, личностная готовность, психологическая готовность к школе, «школьная зрелость». Вопросы к занятию:

1. Сенсорные эталоны и их усвоение дошкольниками.



2. Виды действий восприятия и последовательность их формирования.

3. Развитие ориентировки в пространстве и времени.

4. Восприятие рисунка: основные этапы.

5. Процессы памяти и внимание на протяжении дошкольного возраста.

6. Стадии познавательного развития ребенка в теории А. Валлона.

7. Поэтапное формирование умственных действий в теории П.Я. Гальперина.

8. Характер обобщений дошкольника.

9. Психологическая готовность к школе – сформированность основных психологических сфер жизни ребенка (мотивационной, нравственной, волевой, умственной, личностной).

10. Диагностика готовности ребенка к школе.

Практические задания:

Задание 1.Прочитайте две характеристики, данные воспитателем детского сада детям старшей группы.

1. Коля - ребёнок с необыкновенно развитым чувством ответственности. Очень трудолюбив. Дома он помогает маме: моет посуду, убирает в комнате, ходит в магазин. Но он не знает ни стихов, ни сказок, плохо рисует.

2. Миша растёт слабым мальчиком. К физическим упражнениям равнодушен, часто болеет. Говорить начал поздно. Родители оберегают его от каких-либо дел и поручений. Занятий с ним проводят мало, так как Миша скоро устаёт и отвлекается. Занятия с ним прекращают сразу, как только замечают, что он устал. Речь его недостаточно развита, к тому же он плохо выговаривает некоторые слова.



Оцените готовность каждого ребёнка к школе. Дайте прогноз успешности

обучения.

Задание 2.Прочитайте.

Наш Павлик быстро и рано научился говорить. Мы поощряли это. Детский сад он не посещал. Сейчас ему 6 лет. У него хорошо развита речь. Правда он не рисует, не лепит, как все дети в детском саду, да он и не стремиться к этому. И мы не поощряем. Считаем, что он и так будет хорошо учиться, ведь он так по-взрослому рассуждает.

Определите, какие компоненты психологической готовности к школе не учитывают родители. Предложите вариант беседы с родителями, чтобы помочь им подготовить ребёнка к школе.

Задание 3.Прочитайте.

Таня в детском саду считалась умной девочкой. Родители с гордостью показывали все её рисунки. Она рано научилась читать и писать. А в школе всё стало не так. Не хвалят, часто делают замечания, учитель недоволен её успехами.

Назовите возможные причины такого отношения Тани к школе. Что можно посоветовать родителям Тани?

Тема 11. Психическое развитие личности в младшем школьном возрасте.

Кризис прихода ребенка в школу и становление учебной деятельности

Цель: раскрыть особенности социальной ситуации развития в младшем школьном возрасте, изучить познавательную сферу ребенка младшего школьного возраста, понять сущность произвольности и осознанности познавательных процессов в младшем школьном возрасте, охарактеризовать учебную деятельность как ведущий вид деятельности в младшем школьном возрасте, осознать структуру учебной деятельности и показать связь учебной деятельности и психического развития ребенка.



Основные понятия: мотивация достижения успеха, мотивация избегания неудачи, уровень притязания, чувство компетентности, наглядно-образное мышление, смысловая память, теоретический тип мышления, контроль, мотивация, мотивы учения, рефлексия, учебная деятельность, учебная задача, учебные операции, отметка, оценка.

Вопросы к занятию:

1. Формирование личности в младшем школьном возрасте. Семья как важный фактор социализации ребенка.

2. Роль общения в развитии личности младшего школьника. Усвоение норм и форм поведения. Проявление моральных качеств личности в общении.

3. Развитие саморегуляции, самодостаточности ребенка как проблема.

4. Особенности памяти. Развитие внимания в младшем школьном возрасте.

5. Наглядно-образное мышление – основной вид мышления в младшем школьном возрасте.

6. Проблема смены места ребенка в системе общественных отношений. Обучение и воспитание в школе как основное условие психического развития младших школьников.

7. Учение как ведущий вид деятельности младшего школьника. Структура учебной деятельности: учебная мотивация, учебные действия, действия контроля, действия оценки, учебная цель (задача), навыки и умения.

8. Проблема оценки деятельности школьника. Оценка и отметка.

9. Неспособность к учению как проблема.

Практические задания:

Задание 1.Закончите предложения.

1. В младшем школьном возрасте ведущей деятельностью является …

2. Сензитивность младшего школьного возраста заключается в том, что …

3. Отношение к одноклассникам у младших школьников складывается под влиянием …

4. Ведущими мотивами учения в младшем школьном возрасте являются …

5. Внутренние мотивы учебной деятельности у младших школьников являются …

6. Характерной особенностью младшего школьного возраста является то, что дети связывают оценку не со своими знаниями, а с …

7. Внимание на протяжении всего возраста преобладает …

8. Восприятие младших школьников характеризуется …

9. Память у младших школьников преобладает …, но постепенно развивается и …память.

10. В младшем школьном возрасте мышление …

11. Характерная черта развития воли - это …

12. Ребёнок считает, что друг - это тот, кто: а) в 1-2 классе …, б) в 3-4 классе …

13. Чтобы помочь осознать ребёнку младшего школьного возраста учебную задачу, следует …

14. Поступки в младшем школьном возрасте отличаются …, что отражает возрастные особенности формирования характера.

Задание 2.Из приведенных высказываний отберите те, которые можно отнести к «научению», «учению», «обучению», «учебной деятельности».

1. Крысы способны научиться безошибочно пробегать по лабиринту, открывать клетку, приближаться при появлении одних стимулов и убегать при появлении других.

2. Когда И. П. Павлов изучал слюноотделение, он заметил, что спустя несколько дней после начала опытов у собак начинала выделяться слюна еще до того, как пищу клали им в миску.

3. Уже в первые недели жизни младенец способен подражать выражению лица взрослого.

4. В процессе учения приобретаются и закрепляются (или изменяются наличные) способы деятельности индивида, результатом чего становятся элементы индивидуального опыта (знания, умения, навыки).

5. Обучаясь, мы усваиваем информацию о значимых свойствах мира, необходимую для успешной организации тех или иных видов идеальной и практической деятельности (продукт этого процесса — знания).

6. В учении происходит освоение приемов и операций, из которых складываются разные виды идеальной и практической деятельности (продукт — навыки).

7. В учении осуществляется овладение способами использования информации для правильного выбора и контроля приемов и операций в соответствии с условиями задачи и поставленной целью (продукт — умения).

8. Учитель управляет процессом усвоения знаний.

9. Для человеческого общества характерна совместная деятельность, в ходе которой один из участников приобретает опыт, а другие создают благоприятные условия для этого.

10. Студенты учатся в вузе ради интереса, ради получения диплома, из-за престижа, чтобы остаться в городе, чтобы не служить в армии, чтобы выполнить желание родителей и т.д.

11. Школьник не знал, почему бывают приливы. На уроке ему это объяснили, дома он повторил материал по учебнику, и теперь знает.

12. Человек не умел кататься на коньках. Тренер объяснил ему, как это делается, он потренировался, и у него получается.

13. Каждое общество организует сеть учреждений, в которых осуществляется передача подрастающим поколениям определенных знаний, умений, навыков.

14. Участвуя в различных видах деятельности, накапливая опыт действий с различными предметами, общаясь и взаимодействуя с другими людьми, человек стихийно осваивает множество знаний и умений.

15. На основе проб, подражания, советов окружающих, чтения специальных пособий мы приобретаем множество навыков, например, фотографирования, работы с компьютером, ходьбы на лыжах, ремонта электроприборов, пользования косметикой, шитья, вязания и т.д.

16. Перед поездкой за границу человек посещал курсы интенсивного освоения иностранного языка.

17. Школьник не понял материал из объяснения преподавателя и дома, чувствуя, что завтра его обязательно спросят, просто заучил его наизусть.

18. Перед экзаменом на вождение автомобиля студент несколько раз вслух объяснял себе, как заводится автомобиль, как делаются повороты, обгоны, как проезжать перекрестки и т.д.

Задание 3. Заполните схему:

 

 

Структура учебной деятельности включает:

                   
   
     
     
 
 


Мотивы - Учебные задачи - Учебные действия - Действия контроля - Действия оценки -

Задание 4.Сформулируйте рекомендации учителю по учёту возрастных психологических особенностей младших школьников, закончив предложения.

1. На уроках в начальной школе требуется частая смена заданий и упражнений, потому что…

2. Одним из ведущих принципов обучения младших школьников является принцип наглядности, что объясняется…

3. Запоминание у младших школьников преобладает механическое, поэтому учителю следует…

4. В начальной школе велик авторитет учителя, что можно использовать для…

5. Для школьника очень значима оценка учителя, которая должна применяться

6. грамотно, то есть…

7. Восприятие младших школьников отличается слабой целенаправленностью, имеет поверхностный характер, поэтому учителю следует на уроке…

8. На уроках в начальной школе следует чаще использовать игру как метод обучения, так как…

9. Дети часто не понимают переносного значения слов, выражений, смысла пословиц, так как…

10. При обучении обязательно опираться на наглядный материал, так как…

11. Нельзя одновременно демонстрировать более двух картин, иллюстраций и давать задания, делать уточнения во время выполнения детьми начальных классов какой-то работы, потому что…

Задание 5.Перед вами характеристика второклассника. Заполните пропуски, учитывая возрастные особенности.

У мальчика преобладает … внимание. Память …, с трудом запоминает … материал. Учебный материал воспринимает правильно, но не …. Мышление - …. В учёбе в первую очередь привлекает ….

Задание 6.Какие возрастные особенности и какого познавательного процесса нужно учитывать, организуя решение следующей задачи в 1 классе?

На дереве сидели птички. Сначала улетело 3 снегиря, а потом ещё 2 синички. Сколько птиц улетело?

Задание 7.Какая наглядность при изучении взаимосвязей явлений лучше: красочная яркая цветная или чёрно-белая, схематичная? Объясните это с точки зрения развития познавательных процессов в младшем школьном возрасте

Задание 8.Определите возраст Антона. Какие признаки помогли вам это сделать?

Антон непоседлив. Всё, что ему интересно воспринимает со вниманием. Когда решает задачу, то всегда представляет картину, которая описана в задаче, а только потом выбирает действие. Настроение преобладает приподнятое. По его поведению сразу можно установить его темперамент - сангвинический. Живо реагирует на появление нового наглядного пособия, но выделить главное может лишь под руководством учителя. В учёбе, главным образом, привлекает желание получать хорошие отметки.

Задание 9.Оцените правильность организации работы, с точки зрения

особенностей учебной деятельности младших школьников.

Учитель говорит:

- Решите самостоятельно примеры №3 стр. 78. (Дети решают.)

- Теперь проверим. (Дети называют ответы.)

Задание 10.Оцените правильность организации работы, с точки зрения

особенностей учебной деятельности младших школьников.

Учитель говорит:

- Кто справился с заданием? Давайте проверим. (Ребёнок называет ответ.)

- Объясни, как ты сделал.

- Правильно ли рассуждал Миша? У кого такой же ответ?

Задание 11.Прочитайте.

Таня (6 лет 6 месяцев) учится в 1 классе. Ей трудно даётся учение, особенно чтение. Дома мама усаживает её за стол и начинает спрашивать:

- Как называется эта буква…? Что здесь написано?

- Девочка молчит.

- Ну, вот, ничего не знаешь! На, учи сама! - и мама уходит со своим делом на кухню.

Через некоторое время возвращается и проверяет. Улучшений нет.

- Сегодня гулять не пойдёшь! Будешь читать!- заявляет мать.

Оцените организацию домашней работы первоклассницы. Дайте совет матери Тани по организации помощи девочке в учёбе. При формулировании советов учитывайте особенности учебной деятельности первоклассников.

Задание 12.Проанализируйте ситуацию с точки зрения правильности организации учебной деятельности учащихся младшего школьного возраста.

На уроке трудового обучения.

- Выйдите со своими поделками ребята первого ряда, - говорит учитель.

- Посмотрите, - обращается учитель к классу, - чья поделка вам понравилась. Почему?

При ответе пользуйтесь критериями оценки, которые записаны на доске.

Дети отвечают.

- Какую отметку поставим? Почему?

Учитель соглашается или не соглашается с мнением детей, высказывая своё мнение с привлечением критериев отметки записанных на доске.

Задание 13.Проанализируйте ситуацию с точки зрения правильности организации учебной деятельности учащихся младшего школьного возраста.

Идёт урок русского языка.

- Выполните упражнение №45. (Упражнение такое: «Спишите, вставляя пропущенные буквы. Л…сточки, засв…стел, д…ска, л…нейка.)

После того, как дети справились, учитель говорит:

- Давайте проверим.

Ученик: Вставил букву «и».

Учитель: Молодец! Дальше.

Проверка упражнения продолжилась подобным образом. После проверки учитель сказал:

- Повторим правило проверки безударных гласных.

Дети рассказывают правило.

- Подберите однокоренные слова к слову «дерево».

Ученики отвечают.

- Какое из них будет поверочным.

Задание 14.Проанализируйте ситуацию с точки зрения правильности организации учебной деятельности учащихся младшего школьного возраста.

Урок природоведения.

Учитель:

- Сегодня на уроке мы с вами должны узнать, как зимуют разные животные. А зачем нам это знать?

Ученики отвечают. Далее идёт беседа и рассказ учителя по теме урока. Дети читают текст учебника. После этого организуется беседа:

- Что же вы узнали о том, как зимуют птицы? Звери? Насекомые?

- Зачем же это нам было нужно знать?

- Ответьте в парах друг другу на вопросы после параграфа учебника.

- Кто смог ответить на все вопросы без помощи? Кто затруднялся? Какие выводы вы для себя сделали после ответов на вопросы?

Задание 15.Петя, ученик 2 класса, получив неудовлетворительную отметку

спрашивает: «Как же так, я же старался, я же хорошо учил, а отметка плохая?» У Пети возникает чувство обиды, мысль о том, что учитель к нему не справедлив, придирается.

Какие условия необходимо соблюдать при выставлении отметки в начальной школе? Почему возникла такая ситуация? Как объяснить ребёнку такую ситуацию?

Задание 16.Для формирования самооценки в младшем школьном возрасте может быть использован метод сравнения успехов ученика с успехами других учащихся, а также метод сравнения успехов ученика с его предыдущими успехами.

Дайте оценку применения каждого метода. Какие психологические последствия их применения?

Задание 17. Как вы можете охарактеризовать позиции брата и сестры в семье и в школе? Как это сказывается на их взаимоотношениях, какие последствия может иметь в личностном плане? Почему педагогический прием, придуманный сестрой, оказался неподходящим для мальчика?

«Маруся, сгорбившись, сидит на диване. Глаза ее вонзились в библиотечную книгу. Книга называется так: «О чем щебетала ласточка». Маруся читает ее чуть не двенадцатый раз.

- Возьми из духовки мамалыгу и рыбу и, пожалуйста, не мешай мне читать, - говорит она, не отрываясь от «Ласточки». Голос у нее сухой и отчетливый, будто она диктует диктант.

Маруся строгая, всегда занятая, разговаривает со мной свысока. Она считает меня легкомысленным лодырем. Я боюсь ее больше, чем маму. Она первая ученица в гимназии и уже зарабатывает ежемесячно четыре рубля, так как дает уроки племяннице мадам Шершеневич. Все хвалят Марусю за то, что она такая серьезная, и попрекают меня, зачем я непохож на Марусю. Одна только мама относится ко мне снисходительно. Маруся чувствует это, и для нее это большая обида. Мне очень хочется быть таким же серьезным, как Маруся, но у меня ничего не выходит. Несколько раз она пробовала воспитывать меня на свой лад и в конце концов махнула рукой. Года три назад она сказала мне каким-то неожиданным, мальчишеским голосом:

- Хочешь играть в путешествия?

Я ответил:

- Еще бы!

Потому что я жаждал кораблекрушений и подвигов. Но она взяла пять узеньких листочков бумаги, написала на них старательным почерком «Азия», «Африка», «Европа», «Америка», «Австралия» и приколола их булавками в разных концах нашего большого двора. Кухня для биндюжников оказалась Америкой, крыльцо усача Симоненко — Европой. Мы взяли длинные палки и пошли из Азии в Америку. Чуть только мы очутились в Америке, Маруся нахмурила лоб и сказала:

- В Америке главные реки такие-то, главные горы такие-то, главные страны такие-то, климат такой-то, растения такие-то.

А потом сказала:

- Повтори.

Я вместо ответа заплакал. Лучше бы она побила меня! Путешествовать — значило для меня мчаться по прериям, умирать от желтой лихорадки, выкапывать древние клады, спасать прекрасных индианок от кровожадных акул, убивать бумерангами людоедов и тигров, и вдруг вместо этого меня ведут от бумажки к бумажке и заставляют, как в классе, зубрить какие-то десятки названий! Марусе эта игра была по сердцу — полезная игра, поучительная. Я убежал от нее со слезами, чуть только мы дошли до Европы, и спрятался в «Вигваме» на весь день. С тех пор Маруся окончательно убедилась, что я легкомысленный лодырь, и говорит со мною, как с жалким ничтожеством» (Чуковский К.И. Серебряный герб. Киев, 1985. С. 187).

Основная литература:

1. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития. - М., 2011.

2. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. - М., 2012.

Дополнительная литература:

1. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. - М., 1979.

2. Гамезо М.В., Герасимова B.C., Орлова A.M. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития. - Воронеж, 1998.

3. Зак А.З. Диагностика теоретического мышления у младших школьников // Психол. наука и образование. - 1997. - № 2. - С. 36—41.

4. Психическое развитие младших школьников: экспериментально-психологическое исследование/Под ред. В.В. Давыдова. - М., 1990.

5. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.С. Лейтеса. - М., 1996.

6. Репкин Н., Репкина Г., Заика Е. О системе психолого-педагогического мониторинга в построении учебной деятельности // Вопросы психологии. - 1995. - № 1. - С. 13-24.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.