Сделай Сам Свою Работу на 5

ОБЩЕСТВО, КУЛЬТУРА И ЛИЧНОСТЬ В СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ РАССМОТРЕНИИ 28 глава





Новым этапом в коммуникативных процессах, утверждал Г. Маклуэн, стало широкое распространение современных аудио­визуальных средств коммуникации. Телевидение и другие аудио­визуальные средства радикально преобразовали саму среду, в ко­торой живет и общается современное человечество, резко расши­рили масштабы и интенсивность его коммуникационных связей со всем миром.

Если созданные Г. Лассуэлом и Т. Ньюкомбом модели ком­муникационных взаимодействий носили социальный и социально-психологический характер, отводя приоритетное место социаль­ным процессам общения и взаимодействия участников коммуни­кации, то Г. Маклуэн, в духе разделяемой им концепции техноло­гического детерминизма, сделал упор на технические средства ис­следуемого процесса, придав им значимость основного детерми­нанта в развитии коммуникативных процессов.

Эту тенденцию продолжил известный американский социо­лог и футуролог О. Тоффлер. Он фактические создал четвертую, инфосферпую модель коммуникационных взаимодействий, основу которых составляют мощные потоки информации, зашифрованные в сложных компьютерных программах.



Эти программы, создающие принципиально новую «инфо­сферу», по утверждению О. Тоффлера, приводят к возникновению новой «блип-культуры», которая своими аудиообразами, спрессо­ванными пакетами информации, воплощенной в телевизионных картинках и образах, приводит одновременно и к массовизации коммуникационных взаимодействий и к их демассовизации, инди­видуализации. При массовизации потоков этой «блип-культуры», льющихся к реципиенту с экранов телевизоров или видеокассет, каждый из реципиентов может сначала избирательно настроиться на один из многих телекоммукационных процессов благодаря множественности каналов возможного их восприятия или даже выбирать понравившийся или нужный ему для чего-то коммуни­кационный вариант по собственному заказу, используя такие все­мирные коммуникационные системы, как, например, интернет. Следовательно, компьютерная коммуникация создает новую ком-


муникационную ситуацию, для которой характерно постоянно ме­няющиеся разнообразие новых культур, а это ведет к раздробле­нию процессов идентификации индивидов и групп на множество миниидентификаций и возникновению множества разнообразных вееров коммуникационных взаимодействий.



Пятую коммуникационную модель— аутопойетическую — разработал выдающийся немецкий социолог Никлас Луман. Что такое аутопойетическая система в его понимании? Это — система, отличающаяся оперативной закрытостью и состоящая из множест­ва коммуникативных элементов, каковыми являются потоки ин­формации, причем каждое коммуникативное событие закрывает и открывает систему. Именно вследствие интегрирования информа­ции, сообщения и понимания, социальная система приобретает свои специфические свойства: 1) способность к самоограничению, т.е. к различению самой себя и окружающей среды; 2) способность самовоспроизводства; 3) самоорганизацию; и, 4) самореференцию, т.е. самопредставление. Если психическая система (например, личность) самоорганизует и самореференцирует себя, т.е. прихо­дит к самопониманию посредством сознания, то социальная сис­тема (общество), согласно Н. Луману, осуществляет этот процесс посредством коммуникации.

Поскольку социальная система состоит из самовоспроизво­дящихся и самореференцирующихся элементов коммуникации, считает Н. Луман, постольку «общество является всеобъемлющей системой всех коммуникаций, воспроизводящих себя аутопойети-чески, в то время как она производит все новые (и все время - дру­гие) коммуникации» (5; 34). А это означает, что понятие коммуни­кации становится решающим фактором для определения понятия «общество». «Лишь с помощью понятия коммуникации, — подчер­кивает немецкий социолог, - социальную систему можно мыслить как аутопойетическую систему, которая состоит из элементов, а именно: из коммуникаций, производящих и воспроизводящих себя посредством сети именно этих элементов, посредством сети ком­муникаций» (5; 31).



Важное значение имеет типологизация коммукационных взаимодействий. Она может производиться по нескольким основа­ниям. В зависимости от содержания этих процессов они подразде­ляются на:

1) информативные, имеющие целью передачу некоего со­общения, информации от коммуникатора к реципиенту;


2) управленческие, ориентированные на передачу управляю­
щей системой (руководителем) указаний, распоряжений, приказов
управляемой подсистеме (подчиненным лицам, организациям и
т.д.) с целью выполнения управленческих решений;

3) акустические, рассчитанные на слуховое восприятие ре­
ципиентом информационных потоков, поступающих от коммуни­
катора, путем звуковой речи, распространения радиосигналов, ау­
диозаписей и т.п., и на получение аудиальных реакций на звуко­
вые сигналы;

4) оптические, ориентированные на визуально-зрительное
восприятие информации, поступающей от коммуникатора к реци­
пиенту и соответствующее чувственное, мыслительное, волевое и
т.п. реагирование последнего;

5) тактильные, включающие в себя передачу и восприятие
информации коммуникаторами и реципиентами путем воздействия
на тактильную чувствительность индивидов, коррелирую иду ю с
ощущениями прикосновения, давления, поглаживания, а также с
явлениями вибрации;

6) эмотивные, связанные с возникновением у субъектов,
взаимодействующих в процессах коммуникации, эмоциональных
переживаний радости, восхищения, страха, боязни и т.п., способ­
ных воплощаться в различные формы активности, в том числе на­
правленные на реализацию и удовлетворение интересов, потреб­
ностей, желаний и стремлений индивидов.

По модальности воплощения коммуникативных взаимодей­ствий и их направленности они различаются следующим образом:

1) сообщение побудительно-информативного порядка: све­
дения, просьба, внушение, убеждение, команда, приказ, инструкция;

2) экспрессивно-эмоциональные взаимодействия: реакции ин­
дивидов на чувственно-эмоциональные переживания; поведенче­
ские акты, направленные на установление и поддержание контактов.

По формам и средствам выражения коммуникационные взаимодействия можно распределить на:

1) вербальные, воплощаемые в письменной и устной речи;

2) символически-знаковые и предметно-знаковые, выражае­
мые в произведениях изобразительного искусства, в скульптуре,
архитектуре;

3) паралингвистические, передаваемые посредством жестов,
мимики, пантомимики;


4) гиппосуггестивпые - процессы влияния - воздействия коммуникатора на психическую сферу реципиента, связанные с сужением сферы сознания, с отключением дискурсивного осмыс­ления внушаемой информации и ее логических оценок, с ассоциа­тивностью с прошлой эмпирической действительностью.

В соответствии с уровнем, масштабами и контекстом ком­муникацию подразделяют на следующие типы: традиционная, функционально-ролевая, межличностная, групповая и массовая.

1. Традиционная коммуникация осуществляется главным об­
разом в локальной сельской среде, где все, более или менее, знают
друг друга; роль каждого человека в этом сообществе определяет­
ся возрастом и образом жизни, а нормы общения известны всем с
детства или, по крайней мере, в течение многих лет. Общение от­
личается постоянством, стабильностью ожиданий, первичностью
коммукативных связей; оно не требует специальных знаний и
инициативы.

2. Фунщионалъпо-ролевой тип коммуникации развивается в
городской среде, в условиях значительной дифференциации видов
деятельности и образа жизни. Он является специализированным и
безличным. Правила коммуникации, в общем, соответствуют роли,
которую человек выполняет в данной системе, прежде всего в
профессиональном плане, что соответствует его статусу и сло­
жившейся социальной иерархии в этой системе. Устные, а еще бо­
лее письменные, контакты часто формализованы. Горожане обыч­
но не вступают в общение на улице или в городском транспорте,
ибо в такой функциональной среде возникают правила знакомства
и представления.

3. Мелешчностная коммуникация— такой тип коммуника­
ционного взаимодействия, при котором в роли как отправителя,
гак и получателя сообщения выступают отдельные индивиды. Для
него характерны: непосредственный контакт между субъектами
общения, чем определяется ряд особенностей данного типа ком­
муникации, и, в частности, 1есная обратная связь, регулирующая
процесс общения; множество используемых средств - не только
вербальных, но и невербальных: мимики, жестов и т.п.; двусто­
ронний обмен информацией, происходящий чаще всего в виде
диалога. По характеру взаимодействия между партнерами разли­
чают личностную и ролевую межиндивидную коммуникацию. Со­
держание и форма личностной коммуникации не связаны строги­
ми правилами, а имеют индивидуализированный неформальный


характер. Большое значение здесь придается самовыражению «Я» каждого из субъектов коммуникационного взаимодействия, по­этому оно насыщено экспрессивными элементами - чувствами, эмоциями, переживаниями. Ролевая разновидность межличност­ной коммуникации более формализована, ее содержание и форма определяются ролевыми отношениями партнеров, а процесс пере­дачи информации ориентирован на достижение определенного ре­зультата, например, на выполнение задания, которое поручает ру­ководитель подчиненному или преподаватель студенту

А. Групповая коммупикаг/ия представляет собой такой тип коммуникационного взаимодействия, в процессе которого обще­ние происходит между двумя или большим количеством членов определенной социальной группы (территориальной, этнической, профессиональной, религиозной и т.п.) в целях организации взаи­мозависимых действий. Она может выступать как в форме двух и более межличностных коммуникаций личностной либо ролевой направленности, так и в форме взаимной коммуникации всех чле­нов группы. Совокупность коммуникационных взаимодействий может способствовать динамизму структуры, сплоченности груп­пы, ее срабатываемости или, напротив, приводить к возникнове­нию и возрастанию конфликтной напряженности между членами данной группы, подталкивать к внутригрупповому конфликту. В случае малой группы (семья, компания сверстников) такая комму­никация насыщена непосредственными контактами, экспресивны-ми элементами, неформальными взаимоотношениями, хотя неко­торые ее компоненты могут быть и формализованы. Но значитель­но большее значение, чем в межличностной коммуникации, здесь имеют ролевые отношения: между руководителями и подчинен­ными, лидерами и аутсайдерами и т.п. Групповая коммуникация составляет основу коммуникационных взаимодействий в социаль­ных организациях

Групповые коммуникации включает в себя два, три и более субъектов. Если схематично изобразить активных участников (субъектов) коммуникации соответственно символами d, Ci ..., то получим структурную схему межличностной и групповой комму­никации, изображенную на рис. 47.

5. Межгрупповая коммуникация - это такой тип коммуника­ционного взаимодействия, в процессе которого потоки информа­ции циркулируют между двумя или большим количеством соци­альных групп, в целях осуществления совместной деятельности



 


6. Массовая коммуникация - это такой тип коммуникацион­ных процессов, которые на основе использования технических средств тиражирования и передачи сообщений охватывают боль­шие массы людей, а в качестве коммуникаторов в них выступают средства массовой информации (пресса, книжные издательства, агентства печати, радио, телевидение). Главная особенность мас­совой коммуникации заключается в соединении институционально организованного производства информации с ее рассредоточени­ем, массовым распространением и потреблением. Вследствие это­го СМИ стали в последние годы одним из наиболее эффективных способов формирования общественного мнения и организации массового контроля над массовым поведением Основными функ­циями, которые выполняет массовая коммуникация в обществе, являются: 1) информирование о происходящих событиях; 2) пере­дача знаний об обществе от одного поколения к другому через со­циализацию и обучение; 3)целенаправленное влияние на форми­рование определенных стереотипов поведения людей; 4) помощь обществу в осмыслении и решении актуальных проблем; 5) раз­влечения (рис. 48).

Итак, средства массовой информации оказывают мощное целенаправленное влияние на людей, на их предпочтения и жиз­ненные позиции. Однако было бы упрощением представлять дело таким образом, будто читатель, слушатель, зритель в этом массо­вом коммуникационном процессе предстает только в роли пассив­ного объекта. Проведенные американскими, финскими, россий­скими, белорусскими социологами исследования показали, что воздействие массовой коммуникации на индивидов и социальные группы чаще всего носит не непосредственный, а опосредованный (некоторыми промежуточными социальными переменными) ха­рактер. К наиболее важным из них относятся: позиция группы, к которой принадлежит реципиент; селективность, т.е. способность и стремление человека отбирать ту информацию, которая согласу­ется с его ценностями, мнениями и позициями. Поэтому в процес­сах массовой коммуникации многие реципиенты, как установил в середине 70-х годов американский социолог Дж. Блумер, высту­пают не в качестве пассивного получателя информации, а в каче­стве активного фильтра. Они осуществляют отбор определенных видов сообщений средств массовой информации, чтобы удовле­творить те или иные свои потребности.



 



 


Разумеется, массовая коммуникация оказывает и позитивное воздействие на человека. Она способствует повышению любозна­тельности, осведомленности, эрудиции, росту политической куль­туры, соблюдению социальных норм и правил. Такое воздействие существенно возрастает, когда средства массовой информации ак­тивно и целенаправленно используют коммуникативную функцию культуры.

Коммуникативная функция культуры в концентрированном виде воплощается в том, что в художественных произведениях, в научных трактатах, в философских доктринах, в нравственных нор­мах и религиозных проповедях происходит композиционно замкну­тое (на идее или образе, созданном автором) и одновременно ра­зомкнутое, ориентированное на многих других людей, общение че­ловека с человеком. Заключая автора в контексте философской кни­ги, художественного романа, в ритме мелодии, - массовое комму­никативное взаимодействие вместе с тем делает возможным наи­более глубокое и насущное взаимопонимание между многими различными людьми: между автором и читателем, автором и зрите­лем, автором и слушателем, — т.е. между различными слушателями, зрителями и т.п., т.е. в постоянном расхождении и схождении, взаимопроникновении двух различных «полюсов» культурной ком­муникации. Именно в коммуникативной функции отчетливее и полнее всего проявляется диалоговая сущность культуры. Только благодаря коммуникативной функции происходит диалог различ­ных эпох, различных культур, различных людей в лоне одной куль­туры, в результате чего «Царь Эдип» Софокла, «Гамлет» Шекспира, Дмитрий Карамазов Достоевского оказываются в своеобразной культурной одновременности и диалогичности, диалогической «до­полнительности». А это приводит к тому, что трагедия Эдипа четче и глубже воспринимается через соотнесение с трагедиями Гамлета и Дмитрия Карамазова. Вследствие именно этой функции духовный мир писателя, художника, композитора, что отделен от него, транс­лирован в произведение и способен существовать как бы обособ­ленно, самостоятельно даже после физической смерти творца, ока­зывается включенным в иной мир, в жизнь людей последующих эпох и других устремлений, собеседуя с этими современниками. Поэтому культура предстает особой формой коммуникации и одно­временно бытия людей прошлых, настоящих и будущих культур, а также их совместного бытия в пределах одной и той же культуры. Именно благодаря коммуникации возможен диалог культур, а Шек­спир, Гомер и Пушкин говорят с нами как наши современники.


1.

2. 3. 4. 5. 6.

7.


Вопросы для самоконтроля и повторения

Как можно определить термин «коммуникация»? Какова структура коммуникационного процесса? Каковы основные задачи коммуникации? Какие модели коммуникации Вы знаете? Каковы основные типы коммуникации?

Каковы особенности, задачи, позитивные и негативные черты массо­вой коммуникации? Какую коммуникативную роль играет в обществе культура?


Литература

1. Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие. М., 1990.

2. Боголюбова Н.Н. Массовая коммуникация и общение. М., 1988.

3. Дмитриев А.В., Латынов В.В. Социальная коммуникация //Социоло­
гия /Под ред. Г.В. Осипова. Гл. IX. М, 1996.

4. Луман Н. Понятие общества //Проблемы теоретической социологии.
СПб., 1994.

5. Луман Н. Почему необходима «системная теория»? //Проблемы тео­
ретической социологии. СПб., 1994.

6. Моль А. Социодинамика культуры. М, 1984.

7. Парсонс Т. Система координат действия и общая теория систем дей­
ствия: культура, личность и место социальных систем //Амери­
канская социологическая мысль. Тексты. М., 1996.

8. Парсонс Т. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения
//Американская социологическая мысль. Тексты. М., 1996.

9. Терин В.П. Основные направления исследований теории массовой
коммуникации//Социологические исследования. 1997, № 11.

10. Тоффлер О. Раса, власть и культура //Новая технологическая волна
на Западе. М., 1986.

11. Шибутани Т. Коммуникация и социальный контроль //Социальная
психология. М., 1969.

Глава 28. СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Обычно под поведением понимается присущее живым суще­ствам взаимодействие с окружающей средой, опосредованное их внешней двигательной активностью, а также внутренними потреб­ностями. Таким образом, поведение свойственно не только чело­веку, но и животным. Однако у человека, в отличие от животных,


поведение формируется, развивается и проявляется в условиях общественной жизни, а поэтому носит социально обусловленный характер, т.е. является, по своему существу, социальным.

Поведение представляет собой совокупность извне наблю­даемых поступков и действий отдельных индивидов и их групп, их определенную направленность и последовательность, так или иначе затрагивающих интересы других людей, групп, общностей или всего общества. В поведении проявляются социальные каче­ства человека, особенности его воспитания, культурного уровня, темперамента, характера, его потребности, убеждения, взгляды, вкусы; формируется и реализуется его отношение к окружающей природной и социальной действительности, к другим людям и к самому себе.

Социология исследует и интерпретирует поведение прежде всего в терминах деятельности, общения, вознаграждения, ценно­сти и потребности. В поведении человека выясняется, что он ценит не только кусок хлеба или деньги в своем кармане. Он испытывает потребность в общении и совместной деятельности с другими людьми, он хочет быть любимым, уважаемым, справедливо оце­ниваемым и вознагражденным за свои поступки. Более того, в сво­ем поведении люди взаимодействуют друг с другом, оценивают друг друга и стремятся влиять на своих партнеров по общению.

Микросоциология ищет причины и устанавливает особенно­сти человеческого поведения во взаимодействии между личностью и другими людьми прежде всего в малых группах— семья, трудо­вой коллектив, группа сверстников и т.д. Макросоциология иссле­дует поведение главным образом в процессах взаимодействия крупномасштабных социальных общностей: этносов, наций, госу­дарств, социальных институтов и т.п. Однако в конкретном соци­альном контексте взаимодействия нередко сочетаются элементы обоих этих уровней социологического анализа поведения. Так, на­пример, повседневное поведение и взаимодействие между членами семьи осуществляется на микроуровне. В то же время семья, как специфическая социальная общность является социальным инсти­тутом, изучаемым на макроуровне, поскольку она связана с систе­мой социальных взаимодействий между классами и слоями обще­ства, с рынком рабочей силы, с системой социальной политики, с образованием,здравоохранением,культурой.

В рамках микросоциологического и психологического ана­лиза поведения наибольшую известность приобрел бихевиорист-


скип подход (наиболее крупные представители - Э. Торндайк Д. Уотсон, К. Лешли, Б. Скинер и др.). Его исходной предпосыл-кой служит признание взаимовлияния поведения (behaviour- по ведение) человека и событий, происходящих в его окружении; свя зи поступков с тем, что происходит до и после них, а также влия­ния на поведение непредвиденных обстоятельств. Здесь широкс используется понятие вероятности для описания связи между изу­чаемым поведением и его предпосылками и последствиями. Счи тается, что поведение базируется на трех различных формах реак­ции человека на окружающую среду. Они таковы:

1) эмоциональная, или аффективная, основанная на чувствах
и эмоциях;

2) компетентная, или когнитивная, базирующаяся на знании
и размышлении;

3) прямое открытое реагирование по механизму: стимул -
реакция.

Знание особенностей действия каждого звена этой трехком-понентной структуры, считает Б. Скинер, дает возможность сде­лать поведение человека предсказуемым, поскольку именно эти звенья представляют собой социально-психологические механиз­мы влияния социального окружения на поведенческие акты. Именно такой подход, пишет он, дает возможность понять, что «личность ответственна за свое поведение не только в том смысле, что она может быть осуждена или наказана в случае, если ведет себя дурно, но также и в том смысле, что ей можно доверять и восхищаться ее достижениями» (7; 41). При таком подходе рас­крывается решающая «избирательная роль окружения в оформле­нии и поддержании поведения индивида, а это дает возможность смоделировать поведение человека в определенных условиях, т.е. разработать и применить на практике технологию поведения» (7; 44).

В теоретической части бихевиористских исследований пове­дения основное внимание сосредоточено на признании того, что внешние переменные, т.е. поведенческие реакции, определяемые и контролируемые влиянием социального окружения, имеют при­оритет над внутриличностными процессами - мыслями, чувствами и аффектами. Бихевиористы уделяют первоочередное внимание определению ресурсов личности и ее окружения, которые способ­ны обеспечить достижение желаемых результатов. Анализ сосре­доточен на конкретных видах поведения в реальной жизненной обстановке - в семье, в классе, вагоне метро, купе поезда и т.п. - и


функциях, органически связанных с факторами окружения, ко-эрые изучаются по изменениям, наблюдаемым до и после реали-ации действия. В своем прикладном аспекте бихевиористские ис­следования зарекомендовали себя в разработке методик управле­ния поведением учеников в классе; совершенствования способно­стей индивидов, отстающих в развитии, а также в лечении присту­пов депрессии, тревожности, гнева и др. Бихевиористы считают, что символические процессы - подражание, косвенное усвоение и предвосхищение последствий, - являются существенными компо­нентами процесса социального обучения.

Большое внимание исследованию социального поведения уделяется в социологической теории обмена, одним из основных авторов которой является американский социолог и социальный психолог Дж. Хоманс. Исходной единицей социологического ана­лиза Хоманс считает «элементарное социальное поведение», т.е. непосредственный обмен поведенческими актами между двумя, тремя и т.д. индивидами. Описывая социальное поведение как универсальный обмен, он формулирует четыре принципа межин­дивидуального взаимодействия. Первый из них гласит: чем чаще и больше вознаграждается определенный тип поведения, тем охот­нее и чаще он повторяется индивидами - будь это в бизнесе, спор­те или рыбной ловле. Согласно второму принципу, если вознагра­ждение за определенные типы поведения зависит от каких-то ус­ловий, человек стремится воссоздать эти условия. В соответствии с третьим принципом, когда вознаграждение за определенное по­ведение велико, человек готов затратить больше усилий ради его получения. И, наконец, четвертый принцип утверждает: когда по­требности человека близки к насыщению, он в меньшей степени готов прилагать усилия для их удовлетворения.

Таким образом, в хомановской концепции социальное пове­дение и взаимодействие индивидов предстает системой обмена поведенческими актами, посредством которых «они санкциони­руют друг друга, т.е. один вознаграждает или наказывает действия другого» (10; 58). Такая система действительно нередко реализу­ется во взаимодействиях людей друг с другом, и, в частности, в области бизнеса. Но в целом поведение людей более многогранно, чем предполагает теория обмена. В области исследовательской деятельности, художественного творчества, в отношениях дружбы, любви и т.д. — поведение людей отнюдь не сводится к уравнове­шиванию затрат и вознаграждений, ибо все это (и многое другое) в


человеческой жизни не имеет стоимостного характера, определ. мого обменом товаров и услуг на другие товары и услуги.

Значительный вклад в социологическое изучение поведения людей внесла теория символического взаимодействия, развитая главным образом в трудах американских социологов Ч. Кули и Дж. Мида.

Ч. Кули ввел в социологию различение первичных групп (сам этот термин был введен в социологию именно им) и вторич­ных общественных институтов. Первичные группы (семья, компа­ния сверстников, соседство, местная община), считал он, являются основными социальными ячейками, в которых происходит форми­рование личности, ее социализация, а поведение индивидов харак­теризуется тесными интимными, личностными, неформальными связями и взаимодействиями. «Первичные группы, - отмечал он, -первичны в том смысле, что они дают индивиду самый ранний и наиболее полный опыт социального единства, а также в том смыс­ле, что они не изменяются в такой же степени, как более сложные отношения, но образуют сравнительно неизменный источник, из которого постоянно рождаются эти последние» (2; 330). Кули предложил специфический термин «зеркальное Я», согласно кото­рому в процессе поведения, особенно во взаимодействии с други­ми, люди смотрят на себя как бы со стороны, глазами другого че­ловека, т.е. «смотрят на себя в зеркало». В поведенческих актах люди служат друг другу своеобразными зеркалами, поэтому наше представление о себе во многом зависит от наших отношений с другими индивидами.

Дж. Мид продвинул предложенный Ч. Кули поведенческий анализ социального взаимодействия значительно дальше. Он от­рицал, что поведение людей - это пассивная реакция на вознагра­ждение и наказание, и рассматривал человеческие поступки как социальное поведение, основанное на коммуникации. По его ут­верждению, человек реагирует не только на поступки других лю­дей, но и на их намерения. Он разгадывает значение поступка дру-j гого человека прежде, чем ответить на него. Но чтобы сделать это. говорит Мид, необходимо поставить себя на место собеседник; или партнера, «принять роль другого». Когда же мы придаем зн. чение чему-то, оно становится символом, т.е. понятие, оценк; действие или предмет в нашем взаимодействии с другими людьм символизируют или выражают смысл другого действия, другой предмета или понятия. Поднятая рука может символизироват]


I


приветствие, просьбу остановить автомобиль или намерение на­нести удар другому человеку. Только поняв значение данного жес-га, его смысл, мы можем правильно на него реагировать: пожать руку другому человеку, остановить автомобиль, уклониться от удара или нанести ответный удар.

Итак, чтобы наше поведение стало адекватным ситуации, мы должны приобрести определенные умения и навыки, прежде всего научиться понимать и использовать символы. Исходя из этого, Мид выделил два основных компонента поведенческого взаимо­действия у людей в процессе их социализации: ум (мнение) и Я сам. Чтобы стать самими собой, т.е. социализироваться как лично­сти, и научиться правильно взаимодействовать с другими людьми, мы должны научиться понимать символы и уметь использовать символы в своем поведении. Через долгий опыт наблюдения за ре­акцией других на то, что мы делаем, мы получаем не только поня­тие о том, что мы собой представляем, но и научаемся ставить себя на место другого.

Мид отмечал, что пока дети не способны «принять роль дру­гого», они не могут принять эффективного участия в большинстве игр. Чтобы научиться играть в мяч, например, в футболе, ребенок должен ставить себя «во все роли, участвующие в игре, и совер­шать свои действия в согласии с другими». Когда вы проходите мимо футбольного поля, где играют маленькие дети, обратите внимание, что они стараются толпиться вокруг мяча. Каждый ре­бенок стремится получить мяч и никто не хочет передать его дру­гому или получить передачу. Детям необходимо время, чтобы научиться брать на себя роль другого - понять, что когда Том по­лучит мяч, я приму передачу, а Джордж перебежит на другую сто­рону поля, и я передам ему мяч и т.д., что только в таком случае получится настоящая игра. Следовательно, каждый ребенок, уча­ствующий в игре, должен знать, что собирается делать любой дру­гой игрок, чтобы выполнить свою собственную роль. Он должен принять на себя все эти роли. Сама же игра организована так, что­бы «установки одного индивида вызвали соответствующие уста­новки другого» (5; 224).

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.