Сделай Сам Свою Работу на 5

НАЧАТЬ СНАЧАЛА, ИЛИ ЗАРЯДКА ДЛЯ АКТЕРА





Михаил Кипнис

Более 100 игр, упражнений и этюдов,

 

 

АКТЕРСКИЙ ТРЕНИНГ

Более 100 игр,упражнений и этюдов, которые помогут вам стать

первоклассным актером

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение......................................... 6

Часть первая. Круг друзей................ 9

Начать сначала, или Зарядка для актера........... 13

Физический разогрев............................ 16

I. «Обруч». 2. «Сквозь игольное ушко». 3. «Состязание в парах». 4. «Перетягивание каната». 5. «Столкновение интересов». 6. «Воздушный шар». 7. «Упрямый осел». 8. «Качели». 9. «Бег в резинке». 10. «Футбол — волейбол».

Мышечный контролер».......................... 22

II. «Мышечный контролер». 12. «Воздух — желе — камень». 13. «Масленка». 14. «Упор». 15. «Багажная полка». 16. «Штангист».

17. «Спагетти».

Ходьба плюс.................................... 27

18. «Встреча». 19. «Внутреннее зрение». 20. «Ходьба плюс». 21. «Цепочка». 22. «Вездеходы». 23. «Десять секунд». 24. «Добраться до клада!».

Круг друзей.................................... 35

25. «Передай!». 26. «Фотоальбом». 27. «Бельгийский шоколад». 28. «Круг и я». 29. «Китайский осел». 30. «Вопрос — ответ».

«КВС» — контакт, взаимодействие, сотрудничество 43 31. «Свидание вслепую». 32. «Поводырь». 33. «Не подглядывай!». 34. «Прятки ночью». 35. «Цифра — группа». 36. «Отвечай за себя!». 37. «Сад скульптур». 38. «По одному!». 39. «Спор песнями». 40. «Диалог». 41. «Джибриш». 42. «Рассказ-зигзаг». 43. «Рассказ-эстафета». 44. «Кто есть кто». 45. «Реклама». 46. «Действенное зеркало». 47. «Детектив». 48. «Я вхожу в ...». 49. «Машина». 50. «Сказка в шесть кадров». 51. «Ты выглядишь сейчас...». 52. «Нежность».



«Эстафета импровизаций»....................... 73

53. «Монолог профессионала». 54. «Сказочник». 55. «Сказка втроем». 56. «Раздвоение личности».

И несколько цепочек упражнений................. 77

57. «Приключения в лабиринте». 58. «Темпоритм». 59. «Биологические часы». 60. «Повторяй за мной!». 61. «Ритм-ритм». 62. «Пять скоростей». 63. «Стульчик».

Часть вторая. От первого лица.......... 95

«Ты меня уважаешь?!»........................... ] 04

64. «Звуки музыки». 65. «Пусть встанут те, кто...». 66. «Фриз!». 67. «Манекены». 68. «Пластилиновые куклы». 69. «Скульптура чувств». 70. «Прием гостей». 71. «Три движения».

Психогимнастика............................... 116

72. «Групповой узор». 73. «Война имир». 74. «Почувствовать другого». 75. «Я похож на...». 76. «Я леплю из пластилина...». 77. «Моя семья/группа». 78. «Запретный плод». 79. «Секретный код». 80. «Две неправды и одна правда». 81. «Любит — не любит?». 82. «Вместе или раздельно?». 83. «Образ цвета». 84. «Личный багаж». 85. «Цветной стул».



«Быть или не быть?», или Драма выбора........... 130

Драма-дилемма — пограничное существование..... 136

Психодраматические истоки..................... 137

Театр «Плейбек»................................ 140

Зачем это делается? .............................. 146

Как это делается?................................ 150

Знакомство и разогрев .............................. 152

«Жизнь — театр»................................... 152

Обсуждение и выбор темы............................ 153

«Малый круг» личных историй ........................ 154

Работа над сценой .....................\........... 155

Представление.................................... 156

Шеринг......................................... 157

Шаг за шагом.................................... 159

Шаг первый. Шаг навстречу..................... 160

86. «Контакт». 87. «Глазами другого». 88. «Колонна-шеренга». 89. «Большой театр эмоций». 90. «Скала». 91. «Необычная рыбалка». 92. «Времена года». 93. «Мои острова». 94. «Перекати-поле». 95. «Фотошоп». 96. «Интервью». 97. «Линия раздела». 98. «Ярлыки» (идея упражнения — д-р Рахель Лев-Визель и д-р Лея Касен). 99. «Диаграмма». 100. «Волшебный магазин» (я. Морено).

101. «Шаг за шагом».

Шаг второй. От жизни — к театру................ 187

102. «Чудо-стул». 103. «Какая музыка звучала!». 104. «Ширма превращений». 105. «Проблемы, проблемы...». 106. «Флеш». 107. «Эстафета чувств». 108. «Третий лишний».

Шаг третий. «...Полюбить сами вопросы» ......... 198

109. «Лото». 110. «В круге проблем...». 111. «Ерунда? Катастрофа?». 112. «Карусель».

Шаг четвертый — «Круг жизненных историй» ..... 209



Шаг пятый. «Факты жизни и факты искусства» Сценарно-режиссерская разработка

в «Драме-дилемме» (Владимир Левин)............... 214

Экспозиция...................................... 218

Завязка основного конфликта......................... 218

Развитие основного конфликта........................ 218

Кульминация..................................... 219

Режиссерские указания.............................. 219

«Молодой Шекспир», или Учимся писать

сценарий ...................................... 225

113. «Сильное звено». 114. «Прошу слова!». 115. «Желание и препятствие». 116. «Четыре слова». 117. «Слепой текст». 118. «Папка сюжетов». 119. «Сделай это побыстрее!..».

Шаг шестой. Театр-дилемма..................... 232

Шаг седьмой. Шеринг .......................... 236

От первого лица.................................. 237

2002 год......................................... 237

2008 год, апрель................................... 245

Библиография.................................. 249

i

Введение

 

На прошлой неделе у меня произошла неожиданная встреча. На улице ко мне по-\дошелмолодой человек, чье лицо показалось мне поразительно знакомым. Все же ни имени его, ни того, как и где мы познакомились, в ту секунду я вспомнить не мог.

Он первым протянул руку для приветствия и помог мне выйти из неловкого положения:

— Вы, скорее всего, меня не помните. Меня зовут Рома. В 1995 году несколько месяцев я занимался в вашей молодежной студии. Извините, если я вас задерживаю, н« я хотел сказать... За прошедшие тринадцать лет чего только со мной не случилось! В театре я не задержался, ушел в шахматы, играл за сборную города, потом — страны. Но увидел вас и понял, что несколько месяцев, которые я провел в «Ювенте», нашем театральном лагере, оказались для меня самыми яркими впечатлениями школьной жизни, которые я помню до сих пор. Спасибо!

Нет нужды объяснять, какое чувство ответной благодарности я испытал к своему бывшему ученику. Я, конечно же, вспомнил и его, и даже цвет — сиреневый — куртки, в которой он приходил на репетицию. Посмеялись, потому что сейчас передо мной стоял высокий и красивый парень,

без пяти минут — инженер-электрик, которому та сиреневая курточка была бы явно мала... Поговорили, вспомнили первый выпуск молодежной студии.

Тома — успешная актриса, играет в антрепризах, телесериалах, «набирает разгон» после завершения театрального училища. Антон сначала ушел в режиссуру, делал проекты на телевидении, затем вернулся в музыку: пишет, играет, выступает...

Из тех пятнадцати только двое ушли в профессиональный театр. Но прекрасный «вирус театра» заразил многих из участников молодежных студий, команд КВН, студенческих театров, с кем мне довелось работать. Они выбрали себе разные профессии, стали мамами и папами, сами давно растят и воспитывают детей. И уверен, что кто-то из них, как Ави, иногда достает с антресолей старые фотоальбомы, афишки спектаклей и с гордостью показывает детям себя в различных актерских ипостасях: «А вот папа, еще не лысый, в роли Профессора»...

* * *

Почти двадцать пять лет я занимаюсь театральной педагогикой в разных видах. Не выбрав для себя карьеру актера или режиссера профессионального театрального коллектива, я пытаюсь использовать театральную форму, задания, этюды, упражнения и игры как инструмент для саморазвития и для ведения групповой работы. За эти годы несколько тысяч человек принимали участие в моих семинарах, десяток-другой избрали для себя театр профессией. Для остальных театральная студия стала местом встречи с собой, добрым другом, воспитателем, Домом, воспоминанием, которое греет долгие годы.

Всех тех, кто был частью этого процесса: детей, подростков, взрослых — коллег-режиссеров, специалистов по хореографии и вокалу, сценическому движению и психологии творчества, — хочу от души поблагодарить. Потому что без них ни один театральный проект не осуществился бы,

не родилась бы на свет авторская методика «Драма-дилемма», не ставились бы спектакли, не организовывались бы театральные лагеря, не было бы тех замечательных воспоминаний о прошлом и того насыщенного творчеством и общением настоящего, в котором мы живем!

А еще спасибо моим родителям, поддерживавшим во мне интерес к творчеству, и огромная благодарность — маме, которая привела меня в театр, когда я был совсем несмышленышем. СПАСИ БО моему режиссеру и педагогу — Дмитрию Ефимовичу Лисогору, многому меня научившему, выведшему на сцену и... «заразившему» театром на всю жизнь!

Михаил Кипнис

Часть первая

Круг друзей

 

Сколько я себя помню, люди, занимающиеся театральной педагогикой, всегда ищут «новое творческое горючее». Новые впечатления, новые идеи, методики, упражнения, задания — без них теряешь ощущение полноты жизни, тот тонус, который необходим, чтобы заражать энергией творчества других! Я свой «рецепт счастья» изобрел много-много лет назад. Имя ему — «ГОЛУБАЯ ПАПКА» — объемистое вместилище со множеством отделений для больших картонных карточек!

В один из дней, сев к столу, я записал на цветных картонках несколько десятков любимых мною театральных этюдов и упражнений. Записал и разложил по темам: «Задания на знакомство», «Работа над образом», «Бессловесное действие», «Мышечная разминка»...

Та голубая папка верой и правдой прослужила мне более пяти лет. Затем количество собранного в ней материала увеличилось настолько, что тесемки не могли уже обхватить располневшее картонное тело. Пришлось заводить новое хранилище. Затем — еще и еще одно...

Я вел молодежную театральную студию, преподавал драму в школе, работал с подростками в молодежных клубах, проводил семинары для родителей, режиссеров и никогда не расставался со своей «голубой папкой». Это была моя «заправочная станция», которая отпускала «творческое горючее» без очереди, в любое время: отсюда выходили на свет подзабытые задания, в последнюю минуту здесь обнаруживались необходимые упражнения, с ее помощью обретали кровь и плоть самые отвлеченные идеи...

Затем и мои друзья-коллеги нашли с папкой общий язык, научились свободно ориентироваться в многочисленных карточках и рубриках. Материалы перекочевывали в блокноты и записные книжки, использовались в самых неожиданных местах: от детских садов до студенческих семинаров и клубов пенсионеров. У заданий, которые постепенно, с миру по нитке, собирались в течение этих лет, исчезла даже национально-географическая принадлежность. Апробировались они в разных странах во время моих семинаров: в России, в Молдавии, на Украине, на встречах с молодежью в США, в многочисленных поездках по Израилю, в международных молодежных лагерях в Чехии...

Сегодня, когда я пишу эти строки, множество читателей уже знакомы с методикой «Драма-дилемма». Время от времени в разных странах на семинарах, тренингах, открытых репетициях ко мне подходят коллеги, чтобы рассказать о том, как эта техника работает, какие идеи у них рождаются, как живут разнообразные театральные группы, студии, кружки, к возникновению и развитию которых я стал невольно при-частен после вышедшей в 2002 году книги «Драмотерапия» (М.: Ось-89).

В том, что для многих книжка стала полезной и даже «настольной», есть не только моя заслуга. Просто интерес к театральному творчеству, к театру как способу саморазвития, самосовершенствования, незабываемому удовольствию игры, эффективной возможности сообщения и общения не утихает. Не зависящая от моды тяга к театральности

И

Часть первая

и к ифе свидетельствует о том, что в них и с их помощью проявляются какие-то «архетипические» свойства человеческой психики.

НАЧАТЬ СНАЧАЛА, ИЛИ ЗАРЯДКА ДЛЯ АКТЕРА

 

«Драмотерапия» прошла проверку временем, стала книгой востребованной и популярной у людей театра, профессионалов и любителей. То, что читатели задают вопросы, пользуются предложенными методиками, успешно ведут свои группы, говорит о необходимости такого актерского тренинга. Новая книга родилась на базе прошлой. Но в ней учтен новый опыт, новые впечатления, в ней отразились новые идеи...

«Живая сцена» — перед вами. Я верю, что человек творческий (каким, без сомнения, являетесь вы, многоуважаемый читатель) среди приведенных здесь заданий и упражнений найдет те, которые созвучны его мыслям, идеям, его темпераменту и вкусам. А дальше начнется ваша самостоятельная работа по адаптации найденного материала к конкретным условиям работы с конкретными людьми. Без такого сотворчества собранные здесь идеи останутся пустым звуком, набором ничего не значащих слов, неизвестно к кому обращенных.

В принципе все, что собрано под этой обложкой, — это пока эффектная оболочка. Превратить ее в упругий, яркий, радующий душу, желанный воздушный шарик можно, наполнив идеи собственным теплым дыханием. Так и автор пытался и пытается делать: собирать и адаптировать чьи-то находки, бесконечно придумывать что-то свое, синтезировать и анализировать, одновременно принимать и отдавать. Делиться и одновременно подпитываться энергией от тех, с кем выпадает счастье встречаться в репетиционном зале... *

Потеряли гвоздь — потерялись подкова, Потерялась подкова — пала лошадь, Пала лошадь — пропал всадник, Пропал всадник — пропало письмо. Пропало письмо — проиграна битва, Проиграна битва — потеряно царство. И все из-за потерянного гвоздя!

Джордж Герберт

 

Слова английского поэта семнадцатого века хорошо иллюстрируют идею о том, что у каждой истории есть своя точка отсчета, своя «печка, от которой танцуют»...

Психофизическая подготовка — один из необходимых этапов актерского существования. Нет ни одного настоящего, серьезно относящегося к своему творческому труду актера, который перед выходом на сцену пренебрег бы физической и эмоциональной настройкой на игру.

Зачем это нужно? Разминка, разогрев призваны помочь актеру в:

• обнаружении и снятии «мышечного панциря» — зажимов, сковывающих свободу тела, мышцы;

• знакомстве с собственным телом, обучении управлению им;

• концентрации внимания на невербальных средствах коммуникации, освоении их как яркого и необходимого инструмента актерской выразительности;

Часть первая

 

• понимании «сообщений» окружающих, умении осуществить «перевод» от физиологии к психологии характера, эстетике, работе над образом...

Воистину прав был Эмиль Золя, утверждавший: «Кто сказал, что думают одним мозгом?.. Всем телом думаешь».

Итак, актеру, как спортсмену, необходимо зарядить себя физически. Разогреть и размять мышцы, растянуться...

Как музыкант разминает перед выступлением пальцы в гаммах и этюдах, настраивает инструмент, так и актер готовит себя к игре. Но инструмент — он сам, поэтому, чтобы не сфальшивить, не сбиться с ритма, «не взять неверную ноту», актер использует свои «гаммы» и «этюды».

И в непрофессиональном театре, на любительской или учебной сцене у психофизического разогрева абсолютно такая же роль, что и в театре профессиональном. Разница, может быть, только в том, что поначалу актер-любитель видит в этом этапе занятий нечто, скажем так, не вполне обязательное, что-то, что искусственно оттягивает немедленное погружение в стихию игры, фантазию, лицедейство. Если в начале урока или репетиции мы сухо обратимся к участникам с просьбой привести себя в порядок, подготовиться к упражнениям, размяться, то рискуем получить в ответ кислые гримасы и простодушный вопрос: «Может, сразу займемся театром? Начнем играть?»

На самом же деле между разогревом и игрой, разминкой и удовольствием, тренингом и творческим раскрепощением нет никаких противоречий. Актерскую настройку можно и нужно проводить с удовольствием, с улыбкой, легко переходя от задания к заданию, не забывая при этом о четких и коротких комментариях и объясняя по возможности пользу и необходимость того или иного упражнения для профессионального роста. Если молодой актер понимает смысл задания, знает, чего он может добиться в ходе тренинга, то и необходимость разминки бн поймет лучше и быстрее.

 

Доброжелательная коррекция — еще одна необходимая составляющая работы. Добиваемся, чтобы все участники пытались максимально ярко и точно выполнить задание педагога. Его замечания учитываются, а недочеты тут же исправляются. Закрепляется верное выполнение упражнения.

Ну а третий «кит», на котором держится хорошая разминка, — это, безусловно, темп. Не представляю себе разогрева, тренинга, после которого участники не почувствуют себя физически уставшими, разгоряченными. Темп «внутри» упражнения, быстрота перехода от задания к заданию, смена типов заданий: от расслабления — к концентрации, от бега — к «фризу», от самопогружения и сосредоточенности — к активному взаимодействию с партнером...

Хорошая разминка — это не только подготовленные к работе мышцы и разгоряченные лица, это еще и приподнятое настроение, ощущение общности, даже если участники впервые встретились в репетиционном зале и никогда до этого не были знакомы. В ходе разминки давайте попытаемся хоть на несколько минут организовать встречу каждого с каждым. Это еще не знакомство, не партнерство — но уже контакт, взаимодействие, встреча.

Порой перед разминкой группа напоминает мне разрозненные ингредиенты для замеса теста. В том углу — несколько человек, обособленных и занятых, кажется, только собой. Это «мука». Здесь — другая группа: заинтересованные взгляды, предчувствие чего-то необычного на лицах... Это «сахар». Те два подростка, которые, чтобы скрыть смущение перед незнакомой публикой, то ли борются, то ли тихонько мутузят друг друга в углу, — это «разрыхлитель». Две девчонки с кислыми лицами: «Чем нас сегодня будут удивлять?» — соль. Есть здесь и рассеянные по всей комнате одиночки: «яйца», «маргарин», «вода»...

Хорошая разминка объединит все эти разнородные элементы в некое общее качество. И если тесто замешано хорошо, то и поднимется как следует, а значит, и пирог получится легким, вкусным и красивым.

Ну что ж, приступим к «замесу»!

 

 

Часть первая

Физический разогрев

 

Разогрев — это прежде всего «экшн». Приведение собственного тела в готовность. Разгон крови. Разминка мышц. Это темп, не позволяющий флегматично предаваться раздумьям.

Различного рода физкультурно-спортивные упражнения могут дать старт этой части репетиции:

• наклоны вперед с прогибанием корпуса назад;

• повороты корпуса; *

• вращения головой, освобождение шейных мышц;

• потягивания;

• растяжки и тренировка мышц в положении полусидя.

ОБРУЧ»

Это упражнение можно выполнять и с реальным обручем, но лучше, покрутив его сначала, продолжить затем работу с воображаемым предметом.

Задание: как можно дольше «продержать обруч» на теле, вращая корпус. Не дать кольцу упасть!

СКВОЗЬ ИГОЛЬНОЕ УШКО»

Участники стоят в кругу. На руку одного из игроков надевается обруч или резиновое кольцо-лента. Затем все участники берутся за руки.

Задание: обруч (кольцо) передается по кр"угу, пока не вернется к исходной точке. Так как руки игроков сцеплены, то им придется приложить определенные физические усилия, смекалку, готовность поработать с партнером, чтобы выполнить задание. По сути, вся живая цепочка должна пройти, как нитка через игольное ушко, — пролезть через обруч, не разжав соединенных рук.

По итогам упражнения объявляется время, затраченное на выполнение задания. Можно повторить игру, если есть желание усовершенствовать действие, улучшить результат.

СОСТЯЗАНИЕ В ПАРАХ»

Встаньте парами лицом друг к другу!

Расстояние между вами не должно превышать полуметра. Вытяните руки и упритесь своими ладонями в ладони партнера! Спасибо. Один из вас, первый номер, ведущий.

Задание:попытаться столкнуть товарища с места. При этом ведущий в паре может порой ослаблять натиск, чтобы партнер потерял равновесие. После чередования толчков-расслаблений поменяйтесь ролями. Ведущим становится второй номер. Начали! <...>

Теперь поменяем тактику.

Ноги вместе! Руки протянуты друг к другу. Захватите ладонью кисти партнера и попробуйте сдвинуть его с места не толчком, а рывком, «выдергивая» товарища. По моему сигналу вы начнете состязание. Как и в первом варианте, определите, пожалуйста, кто из вас выступает в качестве ведущего. (Напомню, что ведущий по ходу упражнения получает возможность чередовать перетягивание с ослаблением, отпуская партнера, но не разрывая при этом сцепления рук!)

ПЕРЕТЯГИВАНИЕ КАНАТА»

Продолжим физический разогрев вместе с тренировкой воображения! Представьте себе, что у вас в руках зажат конец каната. Обхватите его покрепче! Второй конец воображаемого каната — в руках у вашего партнера.

Примите удобную позу и будьте готовы по хлопку (свистку) начать состязание по перетягиванию каната.

Я проведу между игроками в паре черту, за которую нельзя заступать. Учтите, что в нашем состязании победа будет постоянно переходить от одного игрока к другому. Когда я скажу: «Один!», это будет означать, что в каждой паре побеждает участник под номером «один», если я называю цифру «два», это означает, что удача улыбается уже второмуучастнику.

Готовы? Распределите, пожалуйста, номера внутри пар, определите, кто под какой цифрой выступает. Начали!

СТОЛКНОВЕНИЕ ИНТЕРЕСОВ»

Название игры передает ее суть и в прямом, и в переносном смыслах. Группа разбивается на пары, стоящие друг напротив друга. Игроков разделяет лишь сплошная линия, заступать за которую нельзя.

Вариант1

Соперники стоят по разные стороны от линии, правая (толчковая) нога — на самой черте. Кистью нужно захватить кисть второго игрока и по сигналу, обозначающему начало единоборства, перетащить соперника на свою сторону.

Вариант 2

Участники протягивают вперед руки так, чтобы их ладони уперлись в ладони соперника. (Захватывать кисть нельзя!) Теперь по команде нужно будет толчками рук, сочетанием напряжения и расслабления заставить игрока второй команды потерять равновесие и переступить через черту.

Интерес каждого игрока и двух команд в целом понятен — победить. Кто одержит верх в этом столкновении интересов — вот в чем вопрос!

ВОЗДУШНЫЙ ШАР»

Представьте себе, что на день рождения вы получили в подарок огромный воздушный шар. Шар уносится в небо, и вам приходится серьезно потрудиться, чтобы удержать его за веревку и не дать улететь!

Поиграйте с шаром! Обратите внимание, что ветер относит его то в одну, то в другую сторону и тело ваше тоже реагирует на эти порывы ветра. Попробуйте поработать попеременно то правой, то левой рукой. Давайте договоримся, что когда шар в левой руке, то он летит влево и тянет вас за собой. <...> Возьмем веревку в правую руку, и шар порывом ветра «понесет» вправо! <...> Хватаемся двумя руками — шар пытается подняться вверх. Держите его! Не дайте улететь! Поднимитесь на носочки и тянитесь вслед за ним в вышину!

УПРЯМЫЙ ОСЕЛ»

Об упрямстве ослов ходят легенды. Если уж осел остановился на дороге и отказывается идти вперед, то от хозяина требуется недюжинное упорство, терпение, а порой и физическая сила, чтобы сдвинуть с места серого упрямца.

 

Представьте, что в руке у вас повод, к которому привязано животное. Попытайтесь сдвинуть его с места! Ослабляйте время от времени повод и пробуйте вновь! Учтите, что у упрямого ослика достаточно сил и времени.

Успеха! <...>

* * *

Во всех этих упражнениях обращаем внимание участников на:

• зоны напряжения и активной работы мышц;

• положение ног — стойку, необходимую для устойчивости тела и успешного выполнения задачи (обратите внимание, что положение это в разных случаях разное);

• правильное дыхание.

КАЧЕЛИ»

Упражнение для двух участников. Первый поднимается на стул, второй стоит перед стулом, лицом к партнеру.

Держась за руки, актеры меняются местами, производя «симметричные» действия: когда первый спускает ногу со стула, второй поднимает одну ногу на стул. Первый опускается полностью на пол, второй в это время поднимает вторую ногу на стул. Поменявшись местами, актеры, не останавливаясь, начинают следующий круг: первый поднимается на свой стул, второй занимает свое прежнее место внизу. В ходе упражнения руки партнеров то поддерживают друг друга, то дают опору для отталкивания.

Очень важно добиться в упражнении полного взаимодействия, сохранения темпа и плавного, без рывков, движения.

Это же упражнение, но не в паре, а для каждого участника в отдельности. Актеры становятся каждый перед своим стулом. Задание: абсолютно бесшумно и без помощи рук взобраться на стул, расслабить мышцы спины и поясницы и так же тихо и бесшумно опуститься на пол. Повторяется 5—8 раз.

БЕГ В РЕЗИНКЕ»

Разбейтесь, пожалуйста, на пары. Каждая пара получает резинку (дается сшитая кольцом широкая бельевая резинка).

В каждой паре определите, кто ведущий, а кто ведомый. По ходу игры вы будете меняться ролями. Ведущий и ведомый надевают на себя резинку и расходятся друг от друга на то расстояние, на которое позволит натяжение резинки. По сигналу тренера пары начинают движение по комнате. Это может быть ходьба различной скорости и темпа, бег, преодоление всяческих препятствий в виде столов и стульев, неожиданные повороты, остановки... Главное — сохранить резинку на теле (причем понятно, что придерживать ее во время движения руками нельзя, иначе все упражнение потеряет смысл!). Она должна быть упруго натянута между участниками так, чтобы не спадать с их тел, но и не рваться из-за излишнего натяжения.

Следующее упражнение разминки проводится с волейбольным, легким резиновым мячом или с воздушным шаром. Цель игры — тренировка координации движений, точное владение телом, физическая разминка и организация партнерства в игре.

ФУТБОЛ - ВОЛЕЙБОЛ»

Становимся в широкий круг. Попробуйте продержать в воздухе воздушный шарик в течение двух-трех минут. Время окончания игры будет обозначено свистком. Если шарик коснется пола, вся группа считается проигравшей. Готовы? Начинаем! <...>

Вы прошли первый этап игры и доказали, что способны быть людьми подвижными, ответственными, брать на себя инициативу и быстро принимать нужное решение. О таких-то и говорят, что у них «есть голова на плечах». Давайте проверим, действительно ли возможно с помощью этой головы выполнить следующий этап задания!

Руки за спину. Будьте внимательны и осторожны, чтобы не столкнуться лбами! В течение минуты вам придется продержать шарик в воздухе, отбивая его только головой. Свисток! <...>

Замечательно! Ну а теперь представим, что все участники — игроки футбольной команды, а значит, в этот раз вам придется удерживать шар в воздухе только с помощью ног. Давайте расширим круг и... начинаем! Время этого этапа — две минуты.

Итак, вам удалось пройти три увлекательных этапа игры. На очереди — последний, четвертый. Задание остается тем же: продержать шар в воздухе, не дать ему коснуться пола. Возьмитесь, пожалуйста, за руки! Вы должны будете продержать шарик в воздухе в течение одной минуты, отбивая его «замком» сцепленных рук!

 

«Мышечный контролер»

МЫШЕЧНЫЙ КОНТРОЛЕР»

Актеру важно научиться быть хозяином своего тела. Нередко от волнения наши мышцы сковывает страх, тело теряет привычную гибкость и подвижность, перестает слушаться. Помните, насколько неловкими мы вдруг становимся в нестандартной ситуации, в незнакомой компании, на торжественных приемах, при первом выходе на сцену? Мышечный зажим не оставляет и следа от природной пластичности.

Научимся управлять телом. Для этого мысленно направляем приказ руке: «Напрягись!» Попытаемся запомнить реакцию мышц и вернемся вновь к напряжению. Когда эта команда отработана, переходим к следующей: «Расслабься!» Опять запоминаем поведение тела и проверяем, что рука висит вдоль туловища абсолютно свободно. Повторим задание на напряжение и релаксацию сперва с одной, а затем со второй рукой.

То же упражнение проделываем с мышцами ног. <...> С шеей. <...> Опять с руками. <...> Получается? Приятно чувствовать себя хозяином собственного тела?! Запомним свои ощущения и постараемся воспользоваться «мышечным контролером» при каждом выходе на сцену.

Еще до начала упражнений — элементарное задание на внимание к своим мышцам. Какие из них напряжены, какие расслаблены?

ВОЗДУХ - ЖЕЛЕ - КДМЕНЬ»

Просим группу расположиться в форме круга. Упражнение включает в себя попеременное напряжение и расслабление всего тела. По команде ведущего «ВОЗДУХ!» актеры пытаются сделать свое тело максимально «эфирным», лишенным самого малейшего напряжения, почти парящим. По команде «ЖЕЛЕ!» участники представляют себя в виде находящегося на тарелке желе, оно колышется, вибрирует, в нем присутствует структура. И наконец, последняя команда — «КАМЕНЬ!» — требует от группы и каждого участника тренинга застыть в позе, в которой застигла их команда, напрягая до предела все тело.

Ведущему важно не только время от времени менять команды, но и тщательно контролировать ход упражнения, проверяя степень расслабления — напряжения мышц, поддерживая в актерах интерес к изучению своего тела и групп мышц, задействованных в работе.

МАСЛЕНКА»

Участники располагаются по кругу. Ведущий просит каждого представить тело в виде сложного механизма.

Каждый из вас — машина, много и тяжело работавшая, давно требующая хорошей смазки, буквально «истосковавшаяся» по доброй порции машинного масла. Я тот механик, который, ухаживая за вашим тонким механизмом, вливает через болыцой палец левой руки хорощую порцию масла. Ваша задача — принять драгоценную влагу, струящуюся из масленки в механизм, и прогнать масло через все суставы, которые будут играть в нашем образе роль шестеренок, рычагов, колесиков... Не торопитесь, выполняйте задание медленно и сосредоточенно!

УПОР»

Подойдите, пожалуйста, к стене, упритесь в нее руками! Ноги на ширине плеч. По моей команде все пытаются расширить границы нашей комнаты. Сделать это можно, лишь раздвинув стены. Даже если нам это не удастся, не будем заранее отказываться от самой попытки! Не забываем о правильном дыхании! По свистку сбрасываем мышечное напряжение и мгновенно расслабляемся.

Готовы? Начинаем! Упираемся в стену, пробуем сдвинуть ее хотя бы на миллиметр! <...> Помогаем себе голосом! Раз, два, еще упор! Свисток!!! Расслабились. <...> Восстановите дыхание. А теперь еще раз — упор! <...>

Необходимо сделать 5—7 подходов.

БАГАЖНАЯ ПОЛКА»

Представьте, что мы с вами отправляемся путешествовать на поезде или в самолете. Обратите внимание, что над сиденьем находится достаточно вместительная полка для багажа. Пока путешествие не началось, наша задача — поднять и поставить на багажную полку дорожную сумку (чемодан).

Вначале «увидим» эту сумку перед собой. Представим ее форму, цвет. Ощутим вес: внушительный, но все же нам под силу справиться с задачей. Мы достаточно сильны и ловки, чтобы закинуть багаж наверх. Приготовились. Поставили ноги на ширине плеч! «Взяли» груз! Поднимаем его вверх! <...> Ощущаете напряжение рук? Обратите внимание на работу мышц спины, поясницы! <...> Полка высокая, приходится приподняться на носки, чтобы задвинуть сумку до самой стены. Еще одно усилие, и... сумка на полке! Полностью расслабьтесь, опустившись на стул. Восстановите дыхание. Несколько раз сожмите и разожмите пальцы, вращайте кистями рук!

Отдохнув, еще раз повторим упражнение. <...> Делаем не менее 3 подходов.

ШТАНГИСТ»

Это упражнение напоминает предыдущее, с той лишь разницей, что вместо дорожной сумки мы будем поднимать штангу. Нам приходится иначе распределить усилия: вместо «точечного» захвата ручки сумки или чемодана схватить руками гриф штанги по всей ее длине. Обратите внимание, изменилось ли положение ног? Так же или иначе мы группируем тело перед рывком? Те же ли группы мышц участвуют в упражнении?

Желательно выполнить 3—4 подхода к «штанге», чередуя мышечное напряжение с полным и частичным расслаблением.

СПАГЕТТИ»

Наверняка каждый из вас хотя бы раз пробовал спагетти. Не удивлюсь, если для кого-то это любимое блюдо.

Представьте себе только что отваренную длинную и тонкую макаронину. Захватим ее двумя пальцами — она висит абсолютно свободно, раскачиваясь из стороны в сторону. Если мы начнем вращать кистью руки, то и наша воображаемая макаронина начнет извиваться наподобие шнурка или веревки,.. А теперь в такую «макаронину» нам предстоит превратиться самим.

Расслабьте руки от предплечья до кончиков пальцев! Размахивайте руками в разные стороны, контролируя их абсолютную свободу. <...> Следующий этап — освобождаем руку от локтя до кончиков пальцев и продолжаем хаотическое вращение. <...>

Держим «закрытым» локтевой сустав, но полностью освобождаем кисть и пальцы. Вращаем ими, ощущая пружинистую вибрацию! Проверьте, что пальцы действительно свободны и струятся, как длинные отваренные спагетти. <.,.>

Выход на сцену неопытного, начинающего актера всегда сопряжен с опасностью потери власти над собственным телом. От смущения мы вдруг зажимаемся, становясь несмазанными куклами-роботами, или теряем мышечный тонус. Тогда тело становится безвольным и расхлябанным.

Утешим себя тем, что подобное явление давно известно всем, кто занимается психологией творчества, 8 истории искусства известны случаи, когда даже великие актеры становились в начале карьеры жертвами собственной неопытности. Великий русский певец и актер Федор Шаляпин — подлинная

звезда оперной сцены прошлого века — оставил в своих воспоминаниях описание подобного казуса. Тогда ему пришлось впервые выйти на сцену, исполняя роль жандарма в пьесе «Жандарм Роже»: «...Я был нелепо, болезненно застенчив...

Нсстал спектакль. Помню только ряд мучительно неприятных ощущений... Помню, отворили дверь в кулисы и вытолкнули меня на сцену. Я отлично понимал, что нужно ходить, говорить, жить. Но я оказался совершенно не способен к этому. Ноги мои вросли в половицы сцены, руки прилипли к бокам, а язык распух, заполнив весь рот, и одеревенел. Я не мог сказать ни слова, не мог пошевелить пальцем. Но я слышал, как в кулисах шипели разные голоса:

— Да говори же, чертов сын, говори что-нибудь!

Сцена качалась. Я ощущал, что исчезаю, умираю. Опустили занавес...»

 

Ходьба плюс...

«Ходьба плюс...» — это цикл заданий и упражнений, которые особенно хороши на этапе физического разогрева и знакомства с группой. Темп проведения этих упражнений остается постоянно высоким.

В группе незнакомых между собой людей «ходьба плюс» дает возможность снять неизбежные при встрече с новыми людьми в новой обстановке напряжение, стеснение и эмоциональный зажим. Организация множества «блицконтак-тов», спонтанное «перемешивание» участников на площадке помогают психофизической адаптации, а проще сказать, делают каждого частью общего веселого и целенаправленного движения, рушат китайские стены отчуждения.

ВСТРЕЧА»

Начинаем свободное движение по комнате. Не смотрим на партнеров. Двигаемся, как бы погруженные в собственные мысли. Избегаем не только столкновений, но даже касаний. Движения легкие и свободные. Не снижая темпа, пробуем заполнить равномерно все части комнаты. Даже углы не оставляем пустыми...

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.