Сделай Сам Свою Работу на 5

Существует несколько причин возникновения дисфункций.





1) Функции социальных институтов со временем изменяются.

Происходит их перераспределение между социальными институтами.

 

В тот период, когда это перераспределение происходит дисфункцию может испытывать как один, так и другой социальный институт.

2) Социальные институты взаимодействуют между собой и с обществом, которое выступает их внешней средой.

Время от времени возникают ситуации, когда изменившиеся социальные потребности не находят адекватного отражения в структуре и функциях соответствующих социальных институтов.

3) Возникновение новой общественно значимой потребности может вызвать своеобразную конкуренцию между социальными институтами до той поры, пока общественная практика не выявит, какой социальный институт способен наиболее эффективно справиться с ее удовлетворением.

4) Дисфункции вызываются также при попытке какого-либо социального института монополизировать удовлетворение всех или по крайней мере большинства социально значимых потребностей.

В историческом опыте можно отметить такие попытки со стороны религии, государственных или негосударственных политических институтов.



Дисфункция социального института может проявляться либо во внешней (формальной, организационной), либо во внутренней (содержательной) его деятельности. Дисфункция может выражаться в неопределенности функции института, размытости целей, падении его общественного авторитета. Институт начинает работать не ради той цели, для которой создан, а ради своих внутренних целей, для своего самосохранения.

Ярким примером дисфункции государственного института является укрывательство (нерегистрация) преступлений от учета в системе МВД России. Для решения главной задачи МВД — борьбы с преступностью, полная и своевременная регистрация всех выявленных преступлений является крайне важной. Но она мешает частной, внутренней задаче министерства — показать высокую эффективность своей работы. Так общая цель приносится в жертву частной. Если какой-то социальный институт не удовлетворяет (или удовлетворяет плохо) насущную потребность, эту дисфункцию пытаются восполнить другие структуры, что бывает крайне опасно. В современной экономической жизни России возврат долгов кредиторам во многом обеспечивают не арбитражные суды, не правоохранительные органы, а бандиты.



Вопрос 4,5.Понятие социальной организации и её основные признаки.

Виды и функции социальных организаций.

Понятие социальной организации и ее признаки.

 

Понятие социальной организации. Понятие «организация» существует во многих науках — философии, социологии, биологии, кибернетике и других. Термин «организация» употребляется в самом разном смысле, поэтому трудно выделить четкий набор признаков, определяющих границы этого понятия. В экономике и управлении термин «организация» употребляется в отношении общественных объединений, бюджетных и коммерческих государственных и негосударственных учреждений: профсоюзная организация, партийная организация, научная организация, промышленная организация, торговая организация, строительная организация, обслуживающая организация, деловая организация, спортивная организация и др. В то же время термин «организация» встречается в словосочетаниях, как организация производства, организация управления финансовыми ресурсами, организация технической учебы, организация информационного обеспечения, организация технологического процесса, научная организация труда, организация концерта, организация движения, организация турпохода и многое другое. Организация (от французского слова organization) означает строение, соединение, а также хорошее, планомерное, продуманное устройство чего-либо. Поэтому в социологии термин «организация» принято рассматривать в трех различных смыслах: как объект (явление); как процесс управления; как воздействие или действие (налаживание чего-либо). Организация как воздействие — это упорядочение или налаживание действия какого-либо объекта. Организация как процесс — это совокупность мероприятий, обеспечивающих взаимосвязь между элементами системы в процессе ее существования. Организация как объект — это искусственное объединение людей, являющееся элементом или частью общественной структуры и выполняющее определенные функции. В таком понимании слово «организация» относится к сложным формациям, таким как предприятия, фирмы, банки, органы власти, учреждения, добровольные союзы. Чаще всего понятие «организация» ассоциируется с объединением людей, которые принято называть группами или при определенных условиях организациями. Эти объединения можно условно разделить на первичные и вторичные группы. Объединение людей в первичных группах основано на личностных отношениях, эмоциях, взаимных симпатиях, на общих увлечениях, на вере и убежденности в чем-либо. К этим объединениям относятся семья, друзья, спортивные и творческие коллективы, некоторые религиозные общины и т.д. Вторичные группы образуются для достижения конкретных целей. Роли людей во вторичных группах, как правило, достаточно строго распределены, и эмоциональные отношения уходят на задний план. Основу вторичных групп составляют организации, в состав которых входят коллективы людей, объединившихся для достижения общественно значимой цели. К их числу относятся предприятия, фирмы, магазины, обслуживающие медицинские учреждения, учебные заведения, армия, различные общественные организации и т.д. Понятию «социальная организация» отвечает первый вариант использования термина «организация» в приведенной выше классификации. Таким образом, социальная организация — это объединение людей, направленное на достижение определенных целей. Структурно понятие «организация» включает в себя коллектив, материально-техническую базу, финансы, производство, информационную систему обеспечения деятельности организации и т.д. Особенностями социальных организаций являются: 1) реализация потенциальных возможностей и способностей человека; 2) формирование единства интересов людей (личных, коллективных, общественных); 3) сложность, динамизм и высокий уровень неопределенности. Основой создания организаций, как целенаправленных объединений людей, является мотивация. Мотивация, это тот фактор, который побуждает людей объединяться, так как путем сотрудничества можно достичь более высоких результатов, как с точки зрения отдельной личности, так и сообщества в целом. В качестве мотивации и потребности объединения людей в организации выделяются следующие: – внутренние вознаграждения – достижение желаемого результата, содержание и значимость работы, общение, дружба, взаимопомощь и т. п.; – внешние вознаграждения – зарплата, дополнительные выплаты, продвижение по службе, награды, похвала, признание и т. д. Мотивы, по которым люди объединяются в организации, можно разделить на две группы: 1) достижение общих целей через достижение индивидуальных целей. Такой тип характерен для организаций делового типа фирм, предприятий, финансовых учреждений и т. д. 2) достижение индивидуальных целей через достижение общих целей. Это тип характерен для организаций общественного типа – партий, союзов и т. д. В условиях рыночной экономики организация успешно развивается только в том случае, когда достижение общих целей осуществляется одновременно с удовлетворением индивидуальных целей всех членов коллектива и когда достижение личных целей осуществляется с учетом интересов всей организации. Виды и типы социальных организаций. Существует большое количество социальных организаций, решающих самые разнообразные задачи: хозяйственные, культурные, общественные, религиозные и т. д. Для различных типов организаций используются разные методы изучения их деятельности, т. к. многие организации ставят перед собой существенно отличающиеся цели. Организации можно разбить на следующие категории: – правительственные и неправительственные; – коммерческие и некоммерческие; – бюджетные и внебюджетные; – общественные и хозяйственные; – формальные и неформальные организации. Организации могут быть классифицированы по их отраслевой принадлежности: – транспорт; – промышленность; – торговля; - производство и переработка сельскохозяйственной продукции. Различают организации по типу решаемых ими социальных задач: – экономические; – финансовые; – политические; – медицинские; – образовательные. Принято выделять три основных вида социальных организаций: – деловые; – общественные; – ассоциативные. Деловые организации (предприятия, учреждения и т. д.). Целевой установкой таких организаций является коммерческая идея, в основе которой – способ получения прибыли. Они создаются отдельными предпринимателями, коллективами или социальными институтами: государством, местной властью, акционерными обществами и т. д. Деловые организации могут быть государственными, муниципальными, частными. Каждый член такой организации получает доход в виде заработной платы и других выплат. Регулирование деятельности организации осуществляется административно-управленческим аппаратом. Общественные организации представляют союз индивидуальных участников, объединенных общественно значимой целью. Они занимаются решением социальных проблем общества и проблем членов своих организаций. Регулирование деятельности осуществляется принятием устава и соблюдением принципа выборности руководства. Ассоциативные организации построены на основе личных симпатий, взаимной привязанности, общих интересов – это семья, круг друзей, знакомых, студенческая компания, неформальные группы и объединения. В некоторых случаях решение о принадлежности конкретной организации к тому или иному классу сопряжено с определенными трудностями. Например, акционерное общество. По характеру своей деятельности – это деловая организация. Но деятельность осуществляется по уставу и системе выборности руководящих органов, как в общественной организации. В соответствии с функциональными и целевыми назначениями все деловые организации подразделяются на два основных класса: обособленные и корпоративные. К числу обособленных организаций относятся хозяйственные организации и учреждения. Особенности деловых организаций: 1. Основу целевых установок деловых организаций составляет коммерческая идея. В своей деятельности они ориентируются на достижение конечного результата, который выражается в денежном или вещественном эквиваленте. 2. В системах управления деловых организаций чаще всего используется жесткая иерархическая структура. 3. Третья особенность – преобразование материальных или информационных ресурсов при осуществлении деятельности и получении прибыли при решении социально значимых задач. Организация как система. Система – это набор взаимосвязанных и взаимозависимых частей, составленных в таком порядке, который позволяет воспроизвести целое. Каждая система характеризуется как дифференциацией, так и интеграцией. В системе используются разнообразные специализированные функции. Каждая часть системы выполняет свои функции. Для поддержания единого целого системы в ней осуществляется интеграция, для чего используются различные средства, такие как координация уровней иерархии управления, прямое наблюдение, правила, процедуры. Каждая часть системы является подсистемой в рамках более крупной системы. Применительно к социальной организации система – это искусственно созданный набор взаимодействующих между собой элементов и подсистем, предназначенный для достижения определенной цели. К социальной организации полностью применим системный подход, представляющий методологию познания составных частей через целое и целого через составные части. Организации свойственны все признаки системы: – множество элементов; – единство главной цели для всех элементов; – относительная самостоятельность элементов; – наличие связей между элементами; – целостность и единство элементов структуры; – четко выраженное управление. Различаются системы открытые и закрытые. Открытая система признает взаимодействие с окружающим миром. Организация получает сырье, человеческие ресурсы из окружающего мира. Они зависят от клиентов и заказчиков, потребляющих их продукцию. Банки активно взаимодействуют с внешней средой, открывают депозиты, обращают их в кредиты и инвестиции, прибыль используют для своего развития, выплаты дивидендов и уплаты налогов. Все это говорит о том, что организация может быть представлена как открытая система. Организация имеет определенный набор связей с внешней средой. К внешней среде относятся все люди и организации, с которыми рассматриваемая организация осуществляет взаимодействие в процессе своей деятельности. Сюда следует так же отнести факторы общественной жизни и явления природы, оказывающие влияние на функционирование организации. В число объектов и субъектов внешней среды организации входят банки, инвестиционные органы, учреждения власти, службы занятости, учебные заведения, общественные и политические организации, поставщики, партнеры, конкуренты, клиенты и т.д. Существенное влияние на деятельность организаций оказывают факторы и явления внешней среды, к которым относятся: – политические факторы, предопределяющие стабильность политической обстановки в стране; – международные факторы, определяющие поведение организаций на мировом рынке; – социально-экономические факторы, характеризующие структуру экономики страны и уровень развития отдельных секторов рынка; – правовые факторы, отражающие законодательную систему взаимодействия организаций; – научно-технические факторы, влияющие на использование новых технологий в управлении и производстве товаров; – природные факторы, вызывающие колебания спроса на различные виды товаров и услуг; – культурные факторы; – форс-мажорные обстоятельства. Внутренняя среда – это все то, что находится «внутри» организации. К внутренней среде относятся ресурсы, оборудование, используемые технологии, кадры, информация, социально-психологический климат, организационная культура и имидж организации. Исследования показывают, что большие и сложные организационные системы имеют тенденцию к дальнейшему росту и расширению. Они получают определенный запас прочности, выходящий за пределы обеспечения только выживаемости. Организация будет жизнеспособной только в том случае, если ее цель достаточно хорошо согласуется с целями, стоящими перед обществом в целом. Поэтому организация является целенаправленной системой. Организации относятся к динамическим развивающимся системам.   Признаки социальной организации. Главный признак организации – наличие цели, к достижению которой стремятся ее члены. Общая цель социальной организации образует базу – основу для разработки стратегии развития и установления ключевых целей по важнейшим функциональным подсистемам организации. Ещё один важный признак организации – это ее обособленность, выражающаяся в замкнутости внутренних процессов, которая обеспечивает наличие границ, отделяющих организацию от внешнего окружения. Также организация осуществляет свою деятельность на основе принципа саморегулирования, который в свою очередь предполагает возможность самостоятельно решать те или иные вопросы организационной деятельности. Отличительные признаки социальной организации: 1) наличие у организации целей является одним из главных признаков; 2) рационализация системы, направленная на достижение определенной цели и решение задач; 3) совокупность взаимодействия людей с повышенной координацией действий, их целостностью и предсказуемостью; 4) скоординированность членов социальной организации для общего достижения результата; 5) формализация отношений в организации и нормативная регуляция поведения членов данной организации; 6) обособленность организации характеризуется замкнутостью внутренних процессов и определяет линию границ одной социальной организации от другой. Эти границы могут быть политическими, материальными, культурными, религиозными, правовыми и т. д.; 7) наличие связей и коммуникаций между ее отдельными элементами. Эти связи отличаются от общественной специфичности организационных социальных групп. 8) процесс саморегулирования, предполагающий возможность самостоятельно определять те или иные задачи; 9) иерархия отношений. Существование системы власти, управления, которые подразумевают подчинение работников руководству в процессе трудовой деятельности; 10) распределение функций (полномочий и обязанностей) между группами работников, находящихся во взаимодействии друг с другом.  

Функции организации



Социально-производственная. Организация представляет собой группу людей, занятых трудом как основным видом деятельности. Главная задача организации состоит в удовлетворении потребностей общества в определенной продукции.

Социально-экономическая. Задача организации состоит в выпуске продукции необходимого количества для удовлетворения спроса населения и определенного качества, соответствующего требованиям современного индустриально развитого общества. Экономическая функция организации направлена на получение прибыли в результате реализации своей продукции.

Социально-техническая. Деятельность организации заключается не только в обслуживании техники и соблюдении норм и правил технологического процесса, но и в создании новых техник и технологий, их конструировании, модернизации и реконструкции с целью достижения уровня мировых стандартов и конкурентоспособности на мировом рынке.

Управленческая. Задача организации состоит в создании условий для роста производительности труда, подбора и расстановки как исполнительного, так и управленческого персонала, обеспечения налаженной системы организации производственного процесса.

Психолого-педагогическая. Эта функция заключается в формировании благоприятного социально-психологического климата в организации, оказании помощи со стороны кадровых работников в социальном и профессиональном становлении молодых, создании системы повышения профессиональной квалификации всех работников.

Социально-культурная. Организация нацелена на создание не только предметов массового потребления, но и предметов, представляющих материальную и духовную ценность для общества. Такие произведения культуры, как технические новшества, уникальные технологии, создаются ныне не одиночками, а целыми группами людей в процессе совместной творческой работы.

Социально-бытовая. Для нормальной, бесперебойной, экономически выгодной работы необходимо создать работникам фирмы определенные социально-бытовые условия. К сожалению, в настоящее время при экономической нестабильности далеко не все предприятия в состоянии обеспечить даже необходимое в этой области. Однако о важности выполнения этой функции руководителям и предпринимателям забывать не следует.

Таким образом, деятельность организации представляет собой комплекс взаимосвязанных социальных, производственных, психологических и прочих функций. Четкое выполнение группой своих функций является залогом эффективности ее работы.

Социальная группа - это объективно существующая устойчивая общность, совокупность индивидов, взаимодействующих определенным образом на основе нескольких признаков, в частности разделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении других.

Понятие группы как самостоятельное наряду с понятиями личности (индивида) и общества встречается уже у Аристотеля. В Новое время Т. Гоббс первым определил группу как «известное число людей, объединенных общим интересом или общим делом».

Подсоциальной группой необходимо понимать любую объективно существующую устойчивую совокупность людей, связанных системой отношений, регулируемых формальными или неформальными социальными институтами. Общество в социологии рассматривается не как монолитное образование, а как совокупность множества социальных групп, взаимодействующих и находящихся в определенной зависимости друг от друга. Каждый человек в течение своей жизни принадлежит к множеству подобных групп, среди которых — семья, дружеский коллектив, студенческая группа, нация и т.д. Созданию групп способствуют сходные интересы и цели людей, а также осознание того факта, что при объединении действий можно достичь существенно большего результата, чем при индивидуальном действии. При этом социальная деятельность каждого человека во многом определяется деятельностью тех групп, в которые он включен, а также взаимодействием внутри групп и между группами. Можно утверждать с полной уверенностью, что только в группе человек становится личностью и способен найти полное самовыражение.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.