Сделай Сам Свою Работу на 5

Андреевский кавалер – Митрополит Киевский и Галицкий Евгений (Евфимий Алексеевич Болховитинов).





Летию со дня памяти посвящается

 

 

Евфимий Алексеевич Болховитинов родился 18 (31) декабря 1767 года в семье священника Воронежской епархии и как лучший ученик обучался в Воронежской духовной семинарии и Московской Славяно-греко-латинской Академии, а также слушал лекции в Московском университете.

Историк, археограф, духовный писатель владыка Евгений обследовал древние церкви, их библиотеки и архивы, публиковал и комментировал исторические документы и литературные памятники (“Хождение игумена Даниила в Святую землю”, “Сказание о Борисе и Глебе”). В Киеве руководил раскопками древних памятников, в т. ч. Десятинной церкви, Золотых ворот. Во время пребывания раба Божия Евфимия в Москве, произошло его знакомство с известным ученым Н.Н. Бантыш-Каменским, и проявился интерес к занятиям русской церковной историей.

По окончании Академии он принимает священнический чин и состоит префектом Воронежской духовной семинарии. В 1799 году, овдовев, принимает монашество и назначается префектом Александро-Невской Академии.

В 1804 году будущий владыка и кавалер хиротонисан в Епископа Старорусского, викария Новгородского и Санкт-Петербургского Митрополита. Последовательно он занимает кафедры: Вологодскую (с 1808 ) Калужскую (с 1813), Псковскую (с 1816); а с 1822 года Высочайше утвержден Митрополитом Киевским и Галицким. Подробнее список его служения Богу, Царю и народу выглядит так:



С 11 (24) марта 1800 г. - Архимандрит Троицкого Зеленецкого монастыря Санкт-Петербургской епархии. С августа 1800 г. и весь 1801 г. исполнял череду священнослужения в Санкт-Петербурге. 27 января (9 февраля) 1802 г. переведен в Сергиеву пустынь. 17 (30) января 1804 г. хиротонисан в Епископа Старорусского. В 1805 г. избран почетным членом Московского университета; в 1806 г. - действительным членом Российской Академии.

С 24 января (6 февраля) 1808 г. - Епископ Вологодский. В этом же году избран членом Санкт-Петербургской медико-хирургической Академии.

В 1810 г. избран членом Санкт-Петербургского общества любителей наук, словесности и художеств.

В 1811 г. - почетным членом и соревнователем Санкт-Петербургской беседы русского языка.

С 19 июля (2 августа) 1813 г. - Епископ Калужский, и с этого года - почетный член



Общества истории и древностей при Московском университете.

С 1814 г. - член Санкт-Петербургской духовной Академии; с 1815 г. - Московского общества врачебных и физических наук.

7 (20) февраля 1816 г. возведен в чин Архиепископа и назначен во Псков. Избран членом Казанского общества любителей отечественной словесности при университете.

С 1817 г. - член Харьковского и Казанского университетов; в 1818 г. - член Комиссии составления законов.

С 24 января (6 февраля) 1822 г. - Архиепископ Киевский.

16 (29) марта того же года возведен в чин Митрополита Киевского и Галицкого, назначен членом Святейшего Синода и избран членом Виленского университета.

С 1823 г. - член Киевской духовной Академии; с 1826 г. - почетный член Академии наук.

С 1827 г. - доктор философии Дерптского университета.

С 1829 г. - член Санкт-Петербургского университета.

В 1834 г. избран членом Королевского Копенгагенского общества северных антиквариев.

С 1835 г. - корреспондент статистического отделения совета Министерства внутренних дел.

Во всех епархиях, где преосвященный Евгений нес Архиерейское служение, он проявлял себя как церковный историк края.

Так, по поручению Митрополита Новгородского Амвросия Епископом Евгением было составлено «предначертание» устройства духовных училищ, легшее в основу реформы системы духовного образования в России. Важной особенностью этого проекта было предложение сделать из духовных Академий не только высшие богословские учебные заведения, но и церковно-научные центры, наделенные издательскими функциями.



Митрополит Евгений был почетным и действительным членом многих ученых обществ: Московского, Казанского, Виленского, Киевского, Харьковского университетов, Российской Академии наук, Медико-хирургической Академии, Общества истории и древностей российских, Московского общества любителей российской словесности, Комиссии по составлению законов Российской Империи и ряда других.

Митрополит Евгений оставил потомкам большое литературное наследие. Его труды по русской церковной истории имели большое значение для своего времени. Главный труд Митрополита Евгения — “Словарь русских писателей” (1818 г.), содержавший сведения о жизни и деятельности около 720 светских и духовных писателей от зарождения русской книжности до начала XIX века. Среди других работ владыки большое значение имеют труды по истории Церкви и описания храмов и монастырей.

Во время бунта декабристов-масонов на Сенатской площади Митрополит Евгений мужественно вышел перед бунтовщиками, увещевая их склонить оружие перед Русской властью: Монархом и Отечеством.

Достославная жизнь Митрополита Евгения прервалась 23 февраля (8 марта) 1837 года. По завещанию он погребен в Софийском соборе города Киева.

Митрополит Евгений прославился как ученый иерарх, оставивший после себя много научных трудов. Его научные исследования включали в себя область археологии, русской истории и церковно-исторических древностей.
Митрополит Евгений отличался исключительным трудолюбием. Он дорожил каждой минутой и в письмах изливал свое неудовольствие о потерянном времени.
"Нельзя не удивляться тому, - говорит Преосвященный Филарет Киевский, - какое множество перебрал он старинных рукописей, актов и книг и каким обладал трудолюбием и ученостью".

По отзыву М. Погодина, "это был человек, который не мог пробыть ни одного дня без того, чтобы не ознаменовать его трудами на пользу истории".
Он много времени уделял научной деятельности, но это не мешало ему быть неутомимым проповедником Слова Божия.

Преосвященный обличал суемудрие раскольников, строго относился к лицам, неблагоговейно стоящим в Храме Божием. Проповеди Митрополита отличались живостью и глубиной мысли.

По характеру своему Митрополит Евгений был скромен и прост. Вот как рассказывает о нем Н.Н. Мурзакевич: "Давно зная имя Митрополита Евгения Болховитинова, как доказанного знатока русских древностей, я полагал, что он, как и многие его собраты, недоступен или невнимателен к мелким людям. Ключарю я откровенно сказал свое мнение. «В доказательство противного отвечал ключарь, - вы теперь же можете видеть Высокопреосвященного». Любопытство видеть ученую личность одолело нерешительность. На вопрос могу ли видеть Митрополита, последовал ответ: "Пожалуйста". Отворились двери в залу. Келейный доложил хозяину, и убеленный сединою старец, среднего роста, довольно сухощавый, по летам свежий, но бледный, в простенькой поношенной ряске и такой же камилавке, явился предо мною. Простой прием и завязавшийся разговор, вообще о русской старине, продолжались до прибытия новых лиц".

Добрую память оставил о себе владыка Евгений своей благотворительностью, страннолюбием и доступностью для всех.

Список его трудов обширен:


Исторический словарь русских светских писателей, изданный после его смерти профессором Снегиревым.
Рассуждения о московских приказах, о старинных членах в России.
История Княжества Псковского.
О вологодских и зырянских древностях.
О первом посольстве в Японии.
О присягах славяноруссов.
Три исторических разговора (о древностях Новгорода).
О чинах Греко-российской Церкви.
Рассуждение о книге Петра Могилы "Православное исповедание веры".
О соборном деянии 1157 г.
О Российских Соборах.
Историческое изображение Грузии.
Описание Воронежской губернии.
Об алтарных украшениях.
Рассуждение о древнехристианском богослужебном пении и о пении в Российской Церкви.
Полное жизнеописание Тихона Воронежского.
Описание Киево-Софийского собора и Киевской иерархии. Киев, 1825 г.
Словарь историч. о писат. духовного чина, в 2-х частях. Санкт-Петербург, 1827 г.
Вольтеровы заблуждения, обнаруженные аббатом Нонотом, в 2-х томах.

Москва, 1793 г.
Парнасская история (студенческая работа). Москва, 1788 г.

 

Биография Евгения,
Митрополита Киевского, 1835 г.*

 

«Евгений Болховитинов, Митрополит Киевский и Галицкий, орденов Святого Апостола Андрея, Святого Александра Невского, Святой Анны 1-го класса и Святого Владимира 2-го класса кавалер, родился в 1767 г., декабря 18 (31) в губернском городе Воронеже от священника Вход-Иерусалимской церкви Алексея и при Святом Крещении наречен Евфимием.

Оставшись десяти лет после кончины родителя, он обучался сперва в Архиерейском певческом хоре, потом, в 1778 г., в Воронежской семинарии до половины курса философии, а с 1874 г. по желанию своему и по избранию Преосвященного Тихона III, Епископа Воронежского, послан был на семинарском иждивении оканчивать науки в Московскую Академию, где обучался полному курсу философии и потом богословию, а сверх того - греческому и французскому языкам. Вместе с тем записался на лекции Московского университета, в коем слушал курсы нравственной всеобщей философии и политики у Шадена, опытной физики у Роста, французского красноречия у Бодуена, а немецкого языка у Гейма.

С 1789 г., по возвращении в Воронеж, 9 (22) января определен в тамошней семинарии учителем риторики и французского языка. В риторическом классе преподавал он особым курсом еще греческие и римские древности, а вместе с тем в 1789 г. с 20 августа (2 сентября) был вице-префектом семинарии и библиотекарем. С июня месяца 1790 г., сверх того, обучал и философии, с 5 (18) сентября того же года определен префектом семинарии, учителем богословия, а в небытность ректоров 5 лет исправлял притом и ректорскую должность.

С 14 (27) августа 1797 г. обучал церковной истории, Священной герменевтике, языкам - эллинскому и простому греческому и французскому высшего класса. Десять лет проходил он все сии последние должности и 3 года был библиотекарем. Между тем, в 1796 г., марта 25 (7 апреля), произведен в протоиереи уездного города Павловска с оставлением при семинарии в прежних должностях и с тех же пор определен присутствующим в Воронежской Консистории. По овдовении, в 1799 г., вытребован Преосвященным Санкт-Петербургским Митрополитом Амвросием в Санкт-Петербург и с 3 (16) марта 1800 г. определен в Александро-Невской Академии префектом, философии и высшего красноречия учителем, 9 (22) числа того же марта пострижен в Александро-Невской Лавре и того же месяца 11 (24) числа посвящен в Архимандрита Зеленецкого монастыря, а 15 (28) марта определен присутствующим в Санкт- Петербургской Консистории.

В 1801 г., сентября 15 (28), при Коронации Государя Императора Александра I Всемилостивейше пожалован алмазным наперсным Крестом. В 1802 г., января 27 (9 февраля), переименован Архимандритом Санкт- Петербургской Сергиевой пустыни, а с 5 (18) апреля определен богословия учителем в Александро-Невской Академии. Между тем, и 1800 г. с августа, и весь 1801 г. исправлял чреду священнослужения и проповеди слова Божиего в Санкт-Петербурге и был членом Санкт-Петербургского Комитета благодетельного общества, с 10 (23) мая 1802 г. по именному Указу составленного. В 1804 г., января 1 (14) Высочайше пожалован, а января 17 (30) хиротонисан в Александро-Невской Лавре во Епископа Старорусского, викария Новгородского.

В 1805 г., марта 5 (18) пожалован орденом Святой Анны 1-го класса. В 1808 г., января 24 (6 февраля) переведен Епископом же в Вологодскую епархию; в 1813 г., июля 19 (1 августа) - в Калужскую, где в следующем, 1814 г., августа 30 (12 сентября) награжден орденом Святого Владимира II степени; в 1816 г., 7 (20) февраля переведен во Псковскую епархию с пожалованием во Архиепископа; в 1822 г., января 24 (6 февраля) переведен в Киев и 16 (29) марта пожалован Митрополитом и членом Святейшего Синода. В 1823 г., апреля 21 (4 мая) пожалован орденом Святого Александра Невского; в 1824 г. по именному Указу, состоявшемуся декабря 19 (1 января), вызван для присутствия в Святейшем Синоде и 25 февраля (10 марта) 1825 г. определен членом Комиссии духовных училищ, а 14 (27) марта - членом Секретного комитета о раскольниках. В 1826 г., августа 22 (4 сентября) при Коронации Государя Императора Николая Павловича пожалован орденом Святого Апостола Андрея в Москве.

В продолжение сего времени, в 1805 г., июля 19 (1 августа) избран он в почетные члены Московского университета; в 1806 г., ноября 24 (7 декабря) - в действительные члены Российской Академии; в 1808 г., февраля 24 (8 марта) - почетные члены Медико-хирургической Академии; в 1801 г., мая 14 (27) - Санкт-Петербургского общества любителей наук, словесности и художеств; в 1811 г., марта 9 (22) - Санкт-Петербургской беседы любителей русского слова, и в том же 1811 г., мая I (14) - в соревнователи, потом - в почетные члены Общества истории и древностей российских при Московском университете; в декабре 1815 г. - Московского общества врачебных и физических наук; в 1812 г., января 16 (29) - Московского общества любителей Российской словесности; в 1814 г., октября 22 (4 ноября) - духовной Александровской Академии; декабря 12 (25) того же года - Казанского общества любителей отечественной словесности при университете; в 1817 г., марта 10 (23) - Харьковского университета, а мая 12 (25) того же года - Казанского университета; 1818 г., января 21 (3 февраля) - Комиссии составления законов Империи Российской, а 9 (22) декабря того же года - Санкт-Петербургского вольного общества любителей Российской словесности; в 1826 г. - Виленского университета; в 1826 г., декабря 29 (11 января) - почетным членом Академии Наук, а в 1827 г., декабря 12 (25) - почетным доктором философии в Дерптском университете; в 1829 г., мая 24 - почетным членом Санкт- Петербургского университета, в 1834 г., июля 15 (28) - почетным членом Киевского Святого Владимира университета; в 1834 г., октября 30 (12 ноября) - членом Королевского Копенгагенского общества северных антиквариев; в 1835 г., декабря 12 (25) - членом-корреспондентом статистического отделения Совета Министерства внутренних дел.

(*Материалы эти взяты из биографии, помещенной в книге «Митрополит Евгенiй Болховiтiнов». Вибранi працi з iсторii Киева. Киiв, 1995 г., с. 427 - 436. 0ни были опубликованы М. П. Погодиным в 1845 г. в «Словаре русских светских писателей». Фактически, они являются автобиографией Митрополита Евгения с небольшими дополнениями от издателя. Все примечания н. стиля – А.Р.).

 

Слово о владыке

Предисловие

 

«Созижду Церковь Мою и врата адова не одолеют ей»

(Мф. 16,18)

 

В историю отечественной культуры Митрополит Киевский и Галицкий Евгений (в миру Евфимий Алексеевич Болховитинов) вошел как крупный ученый, историк, археолог, археограф, библиограф, просветитель и церковный деятель высшего ранга. Он был действительным и почетным членом более 20 российских и зарубежных университетов, научных обществ. За свою долгую и плодотворную жизнь им подготовлено и издано около 100 различных работ - книг, брошюр, монографий, справочников и путеводителей. Его научная деятельность содействовала возникновению восьми научных направлений в области общественных наук (библиография, палеография, ономастика, топонимика, историография, краеведение и др.).

Историк и писатель, иерарх церкви был знаком и дружил со многими представителями науки, литературы и искусства. С его именем связано основание университета Святого Владимира в Киеве и Румянцевского музея в Санкт-Петербурге. Он, как универсальный археограф, содействовал поиску и накоплению различных раритетов науки. Его творческое сотрудничество и обширная переписка с видными учеными Москвы, Петербурга, Киева, Харькова, Дерпта, Вильно, Казани, Воронежа, с писателями и издателями России и Западной Европы создавали ему благоприятные условия в формировании собственной библиотеки. К концу жизни им было собрано 12 тысяч наименований рукописей и редких изданий, около 8, 5 тысяч различных томов литературы. (1)

О книжном собрании Митрополита с похвалой отзывался ректор Киевского университета М. Максимович, а историк В. С. Иконников книгохранилище ученого пастыря назвал: «...неиссякаемым источником для разъяснения историко-литературных и исторических вопросов». (2)

С именем Митрополита связывают и создание фондов Российской государственной библиотеки в Москве.

Современники по праву называли Болховитинова «живым архивом, живой библиотекой», или же «Ломоносовым начала XIX века». В конце прошлого столетия Е. Ф. Корш отмечал, что меценат Н. П. Румянцев избрал себе в руководители и советники Митрополита Евгения, беспристрастность которого, «... его ученость, многосторонняя начитанность, его едкое подчас остроумие обнаруживалось... из частной переписки, которая долго лежала под спудом, в явный ущерб нашему самосознанию, да и тут еще до печатания была тщательно обобрана чьей-то неизвестною, но очень ловкой рукой..., мы и теперь еще не знаем Митрополита... как человека и ученого, а между тем оригинальностью своих суждений он предупредил многих гораздо позднейших писателей и критиков». (3)

Как не парадоксально, но факт остается фактом, что полной биографии этого неутомимого труженика науки до сих пор нет. Своей книгой в 1888 г. молодой ученый Е. Ф. Шмурло раскрыл лишь подробности творчества Евфимия Болховитинова в ранний период жизни - воронежский, московский и петербургский, то есть до 1804 г., получения чина Епископа (в 1816 г. он стал Архиепископом, а в 1822 г. - Митрополитом). Последующие годы жизни и деятельности Е. А. Болховитинова освещены разными авторами не с достаточной полнотой, разрозненно и эклектично.

После смерти Митрополита многие, близко знавшие его, оставили интересные сведения об этом человеке. Тонкие психологические подробности его характера, аналитического склада ума сконцентрированы в обширной переписке владыки Евгения с разными лицами. Но ни один из них не решился на воссоздание цельного образа этого энциклопедиста, человека разносторонних знаний, полиглота, владеющего многими европейскими языками.

В 1970 г. воронежский краевед А. В. Кожемякин сделал попытку воссоздать портрет Митрополита как ученого, человека, писателя и переводчика. Его обобщающая статья оказалась схематичной. В ней не был дан анализ основных произведений, не представлена библиография работ ученого, не раскрыты родословные связи первого летописца города Воронежа и края. По тому времени, когда имя этого иерарха Церкви умалчивали и обходили стороной, статья была прорывом в будущее. (4)

В 1973 г. в свет вышли «Очерки истории печати Воронежского края. 1798 — 1917 гг.» ученого Г. В. Антюхина, особое внимание в них было уделено истории создания первой в Воронеже губернской типографии и роли владыки Е. А. Болховитинова в ее организации. Затем он издал книгу «Литературное былое» (Воронеж, 1987 г.), в которой так же шел разговор о просветительской роли Высокопреосвященного Е. А. Болховитинова и его кружка. Следующая книга Георгия Владимировича Антюхина «Печатное слово России» (Воронеж, 1993 г.) раскрывала общественную, духовную и литературно-публицистическую роль первого краеведа в местной научной жизни. В ней была расширена его биография, обращено внимание на его церковную и светскую деятельность. Нашего земляка автор охарактеризовал «как ученого, историка и литератора, как крупную личность своего времени, как талантливого человека». (5)

В связи с 225-летием со дня рождения владыки Е. А. Болховитинова в 1992 г., прошедшие в Воронеже, Санкт- Петербурге, Киеве научные конференции, подтолкнули ученых к дальнейшему углубленному изучению его научного наследия. В Воронеже историко-родословное общество ВИГО «Генезис» провело 10 Болховитиновских чтений, за лучшую краеведческую работу года учредило Диплом им. Е. А. Болховитинова, на денежные средства местных краеведов тиражом в 2 тыс. экз. была издана книга «Историческое, географическое и экономическое описание Воронежской губернии», не видавшая свет более 100 лет.

Ныне совместно с учеными Киева члены ВИГО «Генезис» готовят энциклопедический словарь: «Митрополит Евгений (Евфимий Алексеевич Болховитинов. 1767 - 1837 гг.): Жизнь и творчество». Это будет обобщающий труд его жизни, многогранной деятельности.

Данная работа является вступительной статьей к энциклопедии и ставит своей целью дать обобщающий образ деятеля культуры прошлого, крупного церковного иерарха. В работе приводится полный перечень его трудов, раскрываются основные вехи жизни и творческого пути.

1. Рукавицына Е. В. Библиотека и архив Митрополита Евгения. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата наук. Киев, 1995 г., с. 15;
2. Иконников В. С. Опыт русской историографии. Т. 1. Киев, 1891 г., кн. 1, с. 238; кн. 2. С. 1168;
3. Сборник материалов для истории Румянцевского музея. Москва, 1882 г., с. 65;
4. Очерки литературной жизни Воронежского края. Воронеж, 1970 г., с. 21 - 36.
5. Антюхин Г. В. Очерки истории печати Воронежского края. 1798 — 1917 гг., Воронеж, 1973 г., с. 6 - 20; Он же. Литературное былое. Воронеж, 1987 г., с. 11 - 20; Он же. Печатное слово России. Воронеж, 1993 г., с. 7 - 34.

 

Воронежский период жизни
и творчества Е. А. Болховитинова

 

Ровно 230 лет тому назад в хмурый декабрьский день, 18 декабря (31 декабря по новому стилю. Здесь и далее прим. А. Р.) в небольшом деревянном домике в Ильинском переулке возле Спасовской улицы, круто сбегающей к Стрелецкому логу и дальше к Воронеж-реке, в семье приходского священника Алексея Андреевича Болховитинова родился мальчик, нареченный Ефимом.

По совершении Святого Таинства Крещения младенца назвали Евфимием. Это был второй ребенок в семье, первой была девочка Ефросинья 1763 г. рождения.

А. А. Болховитинов правил службу в приходской церкви Святого Ильи Пророка, стоящей возле их дома. Ее здание было настолько ветхим, что церковное начальство давно уже поговаривало о реставрации. После рождения сына Алексею Болховитинову предложено было на месте деревянного храма поставить каменный. В течение трех лет он занимался возведением Входо-Иерусалимской церкви. После завершения стройки продолжал править в ней службу. С построением храма рос и малыш Евфимий, а когда тот был готов, частенько бывал в нем, слушая проповеди отца, постигая таинство служения Богу.

Учила и воспитывала мальчика улица. В жаркие летние дни частенько пропадал он со сверстниками на речке - купались, загорали, ловили рыбу. В погожие летние вечера любили ребята сидеть на острожном бугре и наблюдать за кипением жизни на воронежской пристани. Сверху следили за жизнью обывателей монастырской слободки возле Успенской церкви. Отсюда с бугра открывались красивые виды на ногайскую сторону реки, на близлежащие села Монастырщенку и Придачу.

Мальчик был наделен пытливым умом. Его любопытство и тысячу вопросов - «почему?» едва успевали удовлетворять родители. Но с рождением в 1774 г. второго сына Алексея семилетнему Ефиму стало уделяться меньше времени. Правда, к тому моменту отец определил его в Архиерейский хор при Благовещенском кафедральном соборе. Там он находился на полном обеспечении. Певчих обучали музыке, письму, арифметике и пению. Их кормили, обували и одевали. Евфимий с большой охотой отдавался учебе. У преподавателей он был на хорошем счету. У мальчика был прекрасный голос и слух.

В 1776 г. неожиданно скончался отец владыки. После его похорон все заботы о воспитании детей легли на плечи вдовы. В октябре 1777 г. мать исходатайствовала у церковного начальства разрешения на зачисление Евфимия сразу же во второй класс (синтаксический) духовной семинарии. (1)

Зная его старание и тяготение к наукам, начальство не возражало против перехода через одну ступень. И оно не ошиблось. За четыре года он досконально изучил историю, географию, грамматику и арифметику. Учеба в семинарии, занятия в церковном хоре, забота о младшем брате и старшей сестре до предела заполняли его рабочий день. Следует заметить, что смерть отца рано сделала его взрослым и приучила во всем полагаться только на собственные силы.

В те годы вместе с матерью ему приходилось заниматься ремонтом дома. В Государственном архиве Воронежской области в делах Депутатского собрания сохранился рапорт певчего Благовещенского собора Ефима Болховитинова от 13 (26) сентября 1782 г. «на ево крепостное место, состоящее в Ильинском приходе для построения деревянного дома на каменном фундаменте». (2)

Дворовое строение было небольшим: размером 15 на 15 саженей, как говорилось в документе, «идучи от Спасовской улицы по Ильинскому переулку к церкви Ильи Пророка, на левой стороне четвертое от погоста угольное место». Шестнадцатилетнему семинаристу приходилось самому возводить стены дома, обустраивать жилье. Он был старшим в семье. Фундамент этого дома ныне не сохранился. Каменная же церковь стоит в запустении и забвении.

В том же году, в связи с реорганизацией семинарии, Евфимий перешел в следующий, риторический класс. Здесь он приступил к изучению поэзии и риторики. В 1783 г. в составе Архиерейского хора ему пришлось отпевать в городе Задонске Воронежской губернии тело усопшего Преосвященного Тихона II, бывшего Воронежским и Елецким Епископом.

Успешно освоив программу риторического класса, в 1784 г. он перешел в следующий класс - философский. Класс этот находился в Павловском уезде в слободе Белогорье. В том же году, в числе 22 учеников, выехал он в слободу. Преподавателем там был протопоп Стефан Товарищенков, который с сентября 1785 г. стал префектом Воронежской духовной семинарии. К тому времени 19-летняя девица Ефросинья вышла замуж за 26-летнего священника Чижовской слободы Романа Герасимовича Галаренкова, а младший десятилетний брат Алексей остался с матерью. Здесь, в Белогорье, семинарист значительно окреп и физически, и духовно. Когда наступили летние каникулы

В 1785 г. он подал прошение Преосвященному Воронежскому Епископу Тихону III (1745 – 1793 гг.) «об увольнении его в Московское училище для окончания учения своего». (3)

Епископ Тихон III (Малинин) благосклонно отнесся к прошению семинариста, порекомендовав ему подыскать сотоварища, с которым бы мог ехать в Москву. Желание продолжать учебу в Академии вместе с Евфимием выразил семинарист Иван Игнатьевич Богомолов. В списках воспитанников семинарии за тот год против их фамилий было проставлено: «...выбыли из философии Е. Болховитинов и И. Богомолов в Московскую Академию для изучения богословия и греческого языка».

С рекомендательным письмом к ректору Академии от Епископа Тихона III 15 (28) сентября 1785 г. они направились в Москву. Ознакомившись с содержанием письма воронежского иерарха, Митрополит Платон Левшин (1737 - 1812 гг.), ректор Славяно-греко-латинской Академии, зачислил воронежских семинаристов в слушатели. Позже разрешил им посещение лекций в Московском университете.

В Академии Е. А. Болховитинов учился легко и непринужденно, с увлечением осваивая учебную программу. В свободное от занятий время посещал лекции в университете, где вскоре близко сошелся со многими видными людьми. Часто бывал он на заседаниях кружка ученого и просветителя Н. И. Новикова. Там же он познакомился с историком Д. Н. Бантыш-Каменским, оказавшим заметное влияние на его духовное развитие.

Типография Новикова выпускала множество книг, содействовавших просвещению народа. К этой работе по распространению литературы Н. И. Новиков привлекал русских писателей, ученых и студентов. Увлекся этим и Болховитинов. Один из его биографов писал: «Около Новикова и под его руководством многие учащиеся молодые люди занимались, между прочим, переводами различных книг с иностранных языков, которые потом печатались Типографской Компанией. Умный и живой Болховитинов не мог не поддаться влиянию новиковского общества, и вот мы видим, что первый студенческий труд его «Краткое описание жизней древних философов с присовокуплением отборнейших их мнений, систем и нравоучений, сочиненное Фенелоном, Архиепископом Кембрийским».

В Академии Е. А. Болховитинов прошел полный курс богословия и философии, сверх того освоил греческий и французский языки. На лекциях в университете он слушал курсы нравственной философии и политики у профессора Иоганна Матея Шадена (?-1797 гг.), прикладной философии - у Роста, французскому красноречию обучался у Жан Жак Стефана Боддена (1763 - 1796 гг.). Совершенствоваться в немецком языке ему помогал Иван (Иоганн) Андреевич Гейм (1758 - 1821 гг.). Как древними, так и новейшими языками Евфимий Болховитинов владел свободно и впоследствии вел на них как устные разговоры, так и переписку с видными учеными Европы. Профессором политэкономии и отечественной истории в университете был Николай Андреевич Бекетов (1790 – 1829 гг.), он же возглавлял Общество истории и древностей российских. На этой почве ученик быстро сошелся с преподавателем. Ректор университета Федор Григорьевич Боузе (1762 – 1810 гг.) был страстным коллекционером. И с ним у Е. А. Болховитинова были дружеские отношения.

За годы учебы в Москве Болховитинов внимательно изучил все книгохранилища, библиотеки и архивы города. Уже в то время он начал систематически собирать рукописные материалы, списки древних книг, сам копировал редкие документы. Здесь он подружился с Фомой Фомичем Розановым (1767 – 1810 гг.), заместителем директора Московской синодальной типографии, с наборщиком и корректором этой типографии Семеном Иннокентьевичем Селивановским (1772 – 1835 гг.). Впоследствии они приезжали к Евфимию в Воронеж. Вместе с ними он готовил в Москве переводы с французского языка. В этом деле им большую помощь оказывали университетские преподаватели французского языка. В Москве у Е. А. Болховитинова установились и окрепли прочные творческие связи с будущими издателями, поэтами, писателями - Григорием Николаевичем Городчаниновым (1772 – 1852 гг.), Александром Петровичем Петровым (1736 – 1799 гг.), Лукьяном Яковлевичем Яковлевым, историком Н. М. Карамзиным (1766 – 1826 гг.) и др.

Именно годы учебы в Москве способствовали тому, что бывший семинарист оформился как настоящий ученый. Общение с передовыми людьми России выработали у него подлинное трудолюбие, сформировали аналитический склад ума, целеустремленность и планомерность в научном поиске.

В декабре 1788 г. с дипломом об окончании Академии Е. А. Болховитинов возвратился в Воронеж и зачислен был в штат Духовной семинарии. С 9 (22) января 1789 г. он стал учителем риторики и французского языка, а с 5 сентября 1790 г. - преподавателем богословия и философии. Одновременно с этим, с 20 августа (2 сентября) 1789 г. его назначили вице-префектом семинарии. С сентября 1789 г. до июля 1790 г., помимо должности наставника богословия, Е. А. Болховитинов исполнял должность хранителя семинарской библиотеки. (4)

Это заведение стало его детищем, и все свободное время он проводил здесь, оформляя библиографический отдел, приводя хранилище в порядок. С целью пополнения фондов библиотеки, в сентябре 1792 г. он совершил командировку в Москву, где приобрел ряд солидных книжных изданий. (5)

5 (18) сентября 1790 г. молодого ученого назначили префектом Духовной семинарии, и около 10 лет он бессменно занимал эту должность. В отсутствии ректора ему приходилось пять лет исполнять и эту обязанность. В качестве префекта он внимательно следил за ходом и качеством образования и воспитания в семинарии. Вся хозяйственно-административная нагрузка также ложилась на его плечи. Отвечал он и за поведение семинаристов.

Кипучая энергия префекта стремилась найти выход в общественной работе. По его инициативе в Воронеже оформился литературный кружок, вошедший в историю как «Болховитиновский». Значительно позже в одном из своих писем Евфимий Алексеевич признавался: «Я слышал, что нас за тесное знакомство в Воронеже называли масонами и знатниками, так кто же после этого захочет с нами знаться?». (6)

В состав кружка входили: учителя Народного училища Гаврила Петрович Успенский (? - 1820 гг.), Алексей Петрович Зиновьев, Степан Васильевич Юшков (1781 – 1828 гг.), Петр Васильевич Соколовский (1765 – 1829 гг.), врач Василий Игнатьевич Македонец (1752 – 1812 гг.), чиновник Илья Николаевич Дебольцев (1747 - ? гг.), помещик Иван Никитич Черенков, семинарист Иван Яковлевич Зацепин, Иван Дмитриевич Ставров и др.

Члены кружка собирались в дворянских клубах, в доме Болховитинова и других местах. Вопросы, обсуждаемые на заседаниях, были самыми разнообразными - о состоянии русской литературы и поэзии, политических событиях в мире, о музыке, театре, новых книгах и издательском деле. Кружок этот просуществовал до 1806 г., даже, несмотря на неожиданный отъезд Болховитинова из Воронежа. Важной заслугой его членов явилось создание ими в городе губернской типографии, которую привез из Москвы С. И. Селивановский. Типография вступила в строй действующих 14 (27) мая 1798 г. Ее первым директором стал член кружка Григорий Андреевич Петров (1767 - ? гг.). (7)

Типография располагалась в здании Главного народного училища. На первых порах она регулярно печатала произведения членов литературного кружка.

Летом 1791 г. вместе со своим младшим братом Алексеем, подканцеляристом Воронежской казенной палаты, Е. А. Болховитинов подал прошение на имя губернского предводителя дворянства Михаила Алексеевича Маслова о причислении их к дворянскому сословию. Для этого имелись все данные: «Жительствуем мы в городе Воронеже собственным домом не в разделе, состоящим по крепости за Ефимом, и, кроме того, имеем родовую наследственную землю в Коротояцкой округе, - писал префект Воронежской духовной семинарии. - От роду нам: Ефиму - 23 года, Алексею - 16 лет, имеем сестру Ефросинью - 26 лет. И как происходим мы от роду верстанного сына боярского Федосея Болховитинова, коего родной правнук, а наш внучатый дядя Коротояцкой округи канцелярист Семен Родионов сын Болховитинов, внесенный в дворянскую родословную показанной губернии книгу в VI часть, и что мы его действительно родные и состоим ему внучатыми племянниками». (8)

Дядя, 4 (17) августа 1791 г., прислал в Воронеж письменное подтверждение их родственных связей и полную роспись рода Болховитиновых. На ней будущий историк и церковный деятель 5 (18) августа 1791 г. начертал: «К сей поколенной росписи Воронежской семинарии префект Евфимий Болховитинов руку приложил».

По этим документам Е. А. Болховитинов причислен был к дворянскому званию, о чем свидетельствует грамота от 20 декабря (2 января) 1795 г., хранящаяся ныне в Центральном государственном историческом архиве города Киева. (9)

Все Болховитиновы - Ефим, Алексей и Ефросинья внесены были в Дворянский родословник, часть VI, отделение 85. 2. По этому поводу им было рекомендовано внести в государственную казну по 20 руб. (10)

Находясь на должности наставника богословия и префекта семинарии, Евфимий в год получал приличное жалованье - 210 рублей. Материальный достаток вполне позволял ему обзавестись семьей, 4 (17) ноября 1793 г. он вступил в брак с дочерью липецкого купца Антона Филипповича Расторгуева - Анной, 1777 г. рождения. От этого брака у них было трое детей (два сына и одна дочь). Правда, все они умерли в детском возрасте: старший сын Андриан родился 26 августа (8 сентября) 1794 г., умер 25 марта (7 апреля) 1795 г.; второй сын Николай, родившийся 9 (22) марта 1797 г., также скончался в младенчестве. Дочь Пульхерия родилась 3 (16) августа 1798 г. (11)

Несмотря на большую загруженность по службе в семинарии, семейные заботы, Е. А. Болховитинов находил и время, и желание для научных изысканий. Он начал писать книгу по истории России. Первый вариант «Российской истории» готов был к осени 1792 г. Его друг и товарищ по Москве С. И. Селивановский, с которым у него договор был на публикацию работы, прочитав написанное, похвалил Евфимия. Но сам автор был не доволен рукописью - нужны были новые источники. Он отложил работу до лучших времен.

В сентябре 1792 г. он предпринял поездку в Москву для пополнения источниковедческой базы своего труда. Но печатных документов явно не хватало, нужны были архивные материалы. К тому же он, видимо, узнал, что подобный труд уже готовит придворный историограф Н.М. Карамзин, усиленно занимающийся в архивах.

В январе 1793 г. в письме к приятелю С. И. Селивановскому в Москву Евфимий сообщал: «Некоторые приятели мои уже аплодируют мне, но я на них не очень полагаюсь. Теперь я весь обкладен историческими книгами». (12)

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.