Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 6. Противопоставление поддерживающих и подрывных инноваций





Тема 5 Особенности государственного регулирования

Инновационной деятельности

Цель:формирование умений определения необходимых инструментов государственной поддержки инновационной деятельности.

Ключевые понятия: интеллектуальная собственность, авторское право, смежное право, патентное право, субсидии, субвенции, дотации.

Основные вопросы для обсуждения:

- Цели и основные направления государственной поддержки инновационной деятельности, определяемые в рамках Стратегии инновационного развития Российской Федерации.

- Основные формы государственной поддержки инновационной деятельности.

- Виды объектов интеллектуальной собственности.

- Законодательство в области интеллектуальной собственности.

- Способы коммерциализации интеллектуальной собственности.

- Оценка и учет объектов интеллектуальной собственности.

Базовые задания:

Задание 1. Кейс-ситуация.

«Нигма.РФ» (сайт компании: http://nigma.ru/) – первая кластеризующая поисковая си-стема в Рунете. За довольно непродолжительное время компания смогла выйти на самооку-паемость, что позволило команде проекта решиться на попытку захватить региональный ры-нок поиска, потеснив Google во Вьетнаме. Компания получила поддержку Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере в 2006 году по программе «СТАРТ».



Предпосылки создания «Нигмы». Популярные в России поисковые системы, будь то «Яндекс» или Google, хорошо справляются с навигационными запросами, когда нужно найти какой-либо сайт, и с коммерческими запросами, если пользователь ищет определенный товар. Однако более 80% поисковых запросов – то информационные запросы. С ними часто возникают проблемы, поскольку поисковые системы выдают огромное количество похожих результатов, на просмотр которых уходит очень много времени. Чтобы облегчить жизнь пользователям интернета, была создана интеллектуальная поисковая система «Нигма.РФ», позволяющая пользователям структурировать выдаваемые результаты поиска и уточнять свой запрос, сокращая время поиска нужной информации. Проект был создан при поддержке факультета вычислительной математики и кибернетики МГУ, факультета психологии МГУ, а также Стэнфордского университета. Название «Нигма» (англ. Nigma – один из родов пауков семейства Dictynidae) было выбрано по ассоциации с Всемирной паутиной. «Нигма.РФ» – первая кластеризующая поисковая система в Рунете. За довольно непродолжительное время компания смогла выйти на самоокупаемость, что позволило команде проекта решиться на попытку захватить региональный рынок поиска, потеснив Google во Вьетнаме. Компания получила поддержку Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере в 2006 году по программе «СТАРТ».



История проекта началась с исследований в области искусственного интеллекта, кото-рые проходили на кафедре автоматизации систем вычислительных комплексов (АСВК) фа-культета вычислительной математики и кибернетики (ВМК) МГУ им М. В. Ломоносова в 2004-м году. Там познакомились и начали работу над «Нигмой» основатели проекта Виктор Сергеевич Лавренко и Владимир Анатольевич Чернышов. «На факультете вычислительной математики и кибернетики проходил спецкурс, посвященный разработкам в области искус-ственного интеллекта. Именно там познакомились и начали работу над «Нигмой» основатели проекта Виктор Лавренко и Владимир Чернышов. В рамках проектной работы была ис-пользована технология кластеризации, которая позволяет группировать и фильтровать ре-зультаты поиска», – рассказывает исполнительный директор ООО «Нигма. ру» Кристина Аркадьевна Мелентьева. Владимир Чернышов на момент создания собственной компании был аспирантом факультета ВМК, а Виктор Лавренко уже имел серьезный опыт работы в IT-бизнесе, дослужившись в Mail.ru до поста вице-президента по стратегии и финансам. В 2005 году поисковые системы уже выдавали сотни тысяч ссылок на один запрос, просмотреть ко-торые было физически невозможно. Появилась потребность структурировать многочислен-ные результаты поиска. Для этого был создан кластеризующий поисковик, позволяющий уточнить запрос пользователя, группировать и фильтровать результаты поиска по темам. Кроме того, была разработана система исправления ошибок, позволяющая исправлять до че-тырех грубых ошибок в одном слове, включая опечатки. После запуска «Нигмы» 12 апреля 2005 года разработчики провели исследование, по результатам которого было решено создать принципиально новые поисковые алгоритмы, позволяющие выдавать необходимую информацию уже на странице результатов поиска, а не в виде ссылок на сайты, как это де-лают обычные поисковые системы.



От «СТАРТа» … На самом раннем этапе своего развития компания «Нигма. ру» получила грант от Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере по программе «СТАРТ». «Отношения с Фондом начались в 2005 году. В это время «Нигма» только зарождалась, была, по большому счету, только идея, основные наработки, и требовались финансы, чтобы эту идею реализовать в готовую систему, которой будут пользоваться люди. Для реализации проекта нужны люди и сервера, соответственно, нужно финансирование. Молодой компании всегда нужны деньги», – говорит генеральный директор ООО «Нигма.ру» Владислав Витальевич Кузнецов. В результате, компания получила от Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере финансирование в размере 2,25 млн. рублей по программе «СТАРТ», затем были привлечены инвестиции от инвестиционной компании Digital Sky Technologies на сумму 80 млн. рублей, о чем сообщается на официальном сайте Фонда. Получение финансирования позволило «Нигме» расширить свой штат, набрав программистов и системных администраторов, и начать работу над созданием новых, более продвинутых и оригинальных поисковых алгоритмов. «Основная проблема любого технологического стартапа – нужны люди, у которых есть страсть к технологиям, которые будут всей душой “болеть” за проект», — говорит Владислав Кузнецов. Известно, что хорошие IT- специалисты на рынке труда всегда в среднем стоили дороже, чем работники других специальностей. Кроме финансовой поддержки, сотрудничество с Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере позволило компании «Нигма.ру» завести полезные контакты и получить определенную известность в бизнес кругах. «Мы участвовали в выставке, посвященной заседанию Комиссии при президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России. Фонд выставлял свои проекты. Мы узнали много новых интересных людей и проектов. Много интересных контактов завели. Аркадий Дворкович даже в “Твиттере” “Нигму” похвалил», – вспоминает Кристина Мелентьева.

… до Стэнфорда. В 2007 году разработками «Нигмы» заинтересовались в Стэнфорде. В декабре 2007 г. Гектор Гарсия-Молина, научный руководитель основателей Google Сергея Брина и Ларри Пейджа, пригласил команду «Нигмы» посетить Стэнфордский университет, который находится в Кремниевой долине США. Целью поездки был поиск инвесторов для американского проекта «Нигмы», а также помощь в его разработке. «Мы достигли догово-ренностей со Стэнфордом о проведении совместных исследований по разработке нового по-исковика, а с инвесторами – об их финансировании, когда мы будем готовы к коммерческому запуску проекта в штатах. Мы находимся на правильном пути, и важный итог нашей поездки – это наша собственная мотивация. Поэтому мы решили нанять больше людей, чтобы работать над “Нигмой”, в наш московский офис», – говорит один из основателей компании Виктор Лавренко, в настоящее время являющийся ее президентом. Под руководством Гек-тора Гарсия-Молины был разработан алгоритм, способный извлекать структурированную информацию из веб страниц, обрабатывать ее и выдавать пользователю в виде удобной таб-лицы. В настоящее время «Нигма» поддерживает партнерские отношения со Стэнфордским университетом и продолжает поиск инвестиций, необходимых для продолжения разработок: «Мы до сих пор поддерживаем отношения со Стэнфордским университетом. Сейчас мы ищем финансирование, чтобы продолжить проект. Разработка алгоритма, извлекающего структурированную информацию из произвольных источников в интернете, требует работы большого количества опытных программистов. Мы в “Нигме” запускали пилотный проект по технологии, которую делали вместе со Стэнфордом, но сейчас его временно отключили, так как он требует постоянного обновления информации», – объясняет Кристина Мелентьева.

Защита интеллектуальной собственности. Руководители компании считают, что нет особого смысла защищать свою интеллектуальную собственность путем государственной регистрации программ для ЭВМ. «В России очень сложно защитить программный код. Вот, допустим, девайс еще как-то можно защитить, а в программе ты меняешь одну строчку кода, или то же решение реализовываешь на другом языке программирования – это уже другая программа», – объясняет исполнительный директор «Нигма.ру». При этом, естественно, в компании предпринимаются все необходимые меры для того, чтобы разработанные поисковые алгоритмы не попадали в свободный доступ и не было утечки информации. Сотрудники «Нигмы» подписывают соглашения о неразглашении конфиденциальной информации. Кроме того, системные администраторы компании выдают сотрудникам пароли, позволяющие работать только с отдельными частями поисковой системы. «Система очень большая. И каждый отдельный сотрудник имеет доступ только к одной ее части, в которой он работает. Не ко всей системе сразу», – рассказывает Кристина Мелентьева. Таким образом, разработки компании сохраняются в режиме ноу-хау. Помимо ноу-хау, у компании имеется зарегистри-рованный товарный знак «Нигма.РФ». Доменные имена зарегистрированы и в кириллической доменной зоне «.РФ», и в доменной зоне «.ru» (нигма.рф и nigma.ru соответственно).

Вопросы к кейс ситуации:

1. Ознакомившись с приведенной информацией о компании «Нигма.ру» охарактеризуйте тип инновации, предлагаемой компанией.

2. В чем заключается успех проекта «Нигма.ру»?

3. Какие методы государственной поддержки использовала компания?

4. К какому виду интеллектуальной собственности относится продукт «Нигма.ру». Каким образом защищаются права на объект интеллектуальной собственности в компании?

 

Тема 6. Противопоставление поддерживающих и подрывных инноваций

Цель:развить практические компетенции по управлению поддерживающими и под-рывными инновациями с учетом специфики конкретных отраслей.

Ключевые понятия: пионер рынка, последователь, наступательная инновационная стратегия, оборонительная инновационная стратегия, имитационная инновационная страте-гия, лидерство по издержкам, дифференциация, фокусирование, «подрывные» инновации, «поддерживающие» инновации.

Основные вопросы для обсуждения:

- Поддерживающие и подрывные инновации. Влияние этих инноваций на микро- и макро уровнях.

- Теория подрывных инноваций Кристенсена.

- Сети создания стоимости. Теория технологических парадигм Доси.

- Принятие решений при появлении подрывных инноваций.

Базовые задания:

Задание 1. Кейс-ситуация.

Подрывные инновации изменяют «правила игры» и соотношение ценностей на рынке, выдавливая устоявшихся игроков и продукты или создавая новые ниши. При этом старые продукты становятся неконкурентоспособными просто потому, что параметры, на основе ко-торых раньше проходила конкуренция, становятся неактуальными.

Так, например, изобретение пороха изменило «правила игры» (вернее, «правила войны») и вытеснило лук и стрелы; пароходы стали подрывной инновацией и вытеснили парусные суда и т.д. Сегодня за примерами далеко ходить не нужно, они на каждом шагу: Макинтош подорвал целую отрасль “больших компьютеров” от IBM; Андроид подорвал рынок ПК, принадлежавший Интел и Микрософт, благодаря чему мы имеем планшетные ПК и смарт-фоны (кстати, все еще помнят такие названия вовремя не сориентировавшихся на рынке компаний как Nokia или BlackBerry).

 

 

Рисунок 4. Падение доли Nokia и BlackBerry на рынке

Как правило, с подрывными продуктами на рынок выходят небольшие компании, при этом они умудряются успешно атаковать монстрообразных лидеров рынка, чьи позиции многим казались незыблемыми. Обычно, подрыв начинается из нижнего ценового сегмента.

Ключевые критерии «подрывного продукта» гениально просты и взаимосвязаны: дешевизна и отсутствие избыточного функционала. Постепенно «подрывной продукт» развивается, прогрессирует, попадает в модный тренд – дело сделано, становится мэйнстримом, с огромной долей на рынке и прочными позициями (впрочем, лишь до появления следующего «подрывного продукта», нацеленного на атаку данного продукта).

Примером компании, создавшей «подрыв» является SodaStream, которая выпускает старые добрые сифоны для газировки. Эта компания «подорвала» саму идею «инновационого подрыва», решив, что для «подрыва» достаточно маркетинговой кампании и не обязательно иметь по-настоящему новый «подрывной» продукт. «Подрывая» рынок газированной воды, SodaStream весьма успешно использует экологический маркетинг. Идея проста – каждый стакан газировки из сифона спасает мир от очередной выброшенной бутылки. А одни только американцы потребляют (выкидывают) 130 миллиардов бутылок и банок каждый год; 340 миллиардов бутылок и банок не перерабатываются каждый год во всем мире.

Снятый с показа во время SuperBowl рекламный ролик наделал много шума в прессе. Как результат, купленная в 2006-м на грани банкротства за $6 млн. компания SodaStream, в 2010 успешно вышла на IPO и показала $560 миллионов оборота в 2013-м.

 

Рисунок 5. Квартальный оборот SodaStream

 

Итак, чтобы успешно конкурировать и развиваться на рынке, стартаперу необходимо вооружиться пониманием сути теории подрывных технологий и научиться ее применять. В особенности это актуально для российских компаний, которым, как правило, приходится вы-ходить и работать на уже устоявшиеся рынки, занятые сильными иностранными компаниями.

Вопросы к кейс-ситуации:

1. Оцените перспективы Soda Stream на рынке газированных напитков.

2. Как можно оценить позицию на рынке компании The Coca-Cola Company с учетом экологического маркетинга.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.