Порядок выполнения отчета по практической работе
Практическая работа №2
«Изучение методов выбора рабочих частот при ретрансляции телепрограмм через СКТ»
Учебная цель:
1.Научиться анализировать методы частотного планирования (ЧП) для трансляции ТВ-сигналов через системы кабельного телевидения (СКТ).
Учебные задачи:
1. Ознакомиться с методами частотного планирования (ЧП) для трансляции ТВ-сигналов.
2. Научится анализировать методы частотного планирования (ЧП) для трансляции ТВ-сигналов
Образовательные ресурсы, заявленные во ФГОС.
Студент должен:
Уметь:
- анализировать методы планирования (ЧП) для трансляции ТВ-сигналов;
Знать:
- технические требования к выбору рабочих частотпри ретрансляции телепрограмм через СКТ и практические рекомендации по выбору оборудования.
Обеспеченность занятия:
1. Учебно-методическая литература:
Катунин Г.П., Мамчев Г.В., Папантонопуло В.Н., Шувалов В.П., Телекоммуникационные системы и сети. Учебное пособие - М.: Горячая линия-Телеком, 2010.
Зима З.А., Колпаков И.А., Романов А.А., Тюхтин М.Ф. Системы кабельного телевидения - М.: Изд-во МГТУ им. Баумана,2004.
Величко В.В., Катунин Г.П., Шувалов В.Д., Основы информационных технологий – М.: Горячая линия – Телеком 2009.
2. Отчет о выполнению практической работы.
3. Карандаш простой.
4. Чертежные принадлежности: Линейка.
Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы:
Выбор рабочих частот для трансляции ТВ-программ называется частотным планированием (ЧП). Проектировщикам и операторам СКТ необходимо серьезно относиться к ЧП, так как номера каналов, на которых разрешается трансляция ТВ-сигналов, записываются в лицензию на предоставление услуг. Переоформление лицензии при увеличении числа транслируемых каналов или при изменении полосы обратного канала требует значительных денежных и временных затрат. Операторы же порой не придают должного значения обоснованию и утверждению оптимального ЧП.
Допустим, в будущем придется менять ЧП, и здесь уже может возникнуть ЧП другого типа. Придется перенастраивать ГС и, возможно, иные компоненты СКТ; кроме того, у каких-то абонентов телевизоры не смогут принимать определенные каналы, да и абонентам придется перенастраивать свои телевизоры, т. е. появятся жалобы абонентов.
В соответствии с «Концепцией развития Московской городской сети кабельного телевидения» для трансляции каналов не только в метровом (47...240 МГц) и дециметровом (470...862 МГц) диапазонах волн, но и в СК-диапазонах (110... 174 МГц и 230...470 МГц) с учетом использования обратного канала (диапазон обратных каналов 5...30 МГц) в столице осуществляется строительство систем с полосой пропускания 5...862 МГц (широкополосных интерактивных кабельных сетей). Общее число аналоговых ТВ-каналов может составить 99, а с появлением цифрового телевидения, где в полосе аналогового ТВ-канала 8 МГц можно разместить пять-шесть программ, общее число цифровых программ увеличится до 594.
Поскольку при работе с широкополосными интерактивными кабельными сетями с полосой пропускания 5...862 МГц количество искажений в сети, связанных с влиянием одного канала на другой, резко возрастает, а применение традиционного подхода (не использовать каналы, частота которых совпадает с частотой эфирных каналов, или диапазоны, занятые другими источниками помех — мобильные телефоны, радиосвязь, промышленные помехи и т. д.) в этом случае невозможно, возникает необходимость в проведении частотного планирования.
Использование современного оборудования широкополосных сетей позволяет транслировать в сеть каналы не через один, как раньше, а подряд. Однако при этом следует учитывать, что, например, для 20 каналов, транслируемых в сеть подряд, количество искажений, появляющихся на некоторых несущих частотах каналов, по сравнению с количеством искажений для тех же 20 каналов, но транслируемых через один, возрастет более чем в 3 раза. Таким образом, одно и то же число каналов, но разное их расположение существенно изменяет количество искажений.
Более всего частотное планирование зависит от характеристик головной станции. Например, возможность транслировать в сеть каналы не через один, а подряд определяется прежде всего видом и качеством используемых модуляторов. В диапазонах метровых волн (47...300 МГц) частотное планирование можно проводить произвольно за исключением каналов n ± 4 (для отечественного стандарта OIRT), поскольку для отдельных типов ГС эти каналы могут иметь высокий уровень помех и искажений. В случае применения дешевых ГС возможно появления искажений высоких уровней на каналах n ± 9 и n ± 11. Соответственно от использования данных каналов лучше отказаться. Нежелательна и работа на каналах распределения с частотами n ± 5. При использовании же профессиональных ГС (класс 1 согласно EN 50083-5) частотное планирование можно осуществлять произвольно в любом из диапазонов.
При разработке частотного плана каналы цифрового телевидения смещают в верхний частотный диапазон 600...862 МГц. Поскольку требования к цифровому сигналу значительно ниже, чем к аналоговому, и, кроме того, в частотном диапазоне до 606 МГц уже осуществляется распределение аналоговых телевизионных программ, смещение цифровых программ в конец частотного диапазона вполне обоснованно. Для цифровых каналов уровень ТВ-сигнала принят приблизительно на 10 дБ меньше, чем для аналоговых.
В результате того, что в применяемых до последнего времени моделях частотного плана, разработанных для СКТ, было предусмотрено, что основное их назначение — передача телевизионных сигналов, часто имел место перекос в рабочей полосе частот в пользу расширения прямого канала (от ГС к абоненту) и сужения обратного канала (от абонента к ГС). Так, в подавляющем большинстве существующих кабельных сетей для прямого канала используют диапазон 47...862 МГц, а для обратного — 5...30 МГц (практика показывает, что для организации телефонии через СКТ этого диапазона зачастую недостаточно).
Запросы абонентов осуществляются по обратному каналу. Можно выделить асимметричный и симметричный виды сервисов.
Асимметричным интерактивным сервисом называются такие приложения, в которых требуемая ширина полосы сигнала (или скорость передачи, что взаимосвязано) в одном направлении существенно больше, чем в обратном. Так, Интернет является идеальным примером несимметричного сервиса, когда поток данных от ГС к компьютеру абонента намного больше, чем от абонента к ГС.
В большинстве асимметричных интерактивных кабельных систем передачи данных для трансляции в прямом направлении (к абоненту) используют один телевизионный канал с полосой 8 МГц. В такой полосе применение асимметричных систем позволяет передавать поток информации со скоростью от 10...40 Мбит/с. Затем этот поток распределяется между всеми пользователями, работающими в данный момент на этом канале. Индивидуальная скорость, с которой абонент получает информацию, зависит от числа одновременно работающих модемов.
В обратном направлении (от абонента) в таких системах могут использоваться полосы 2, 4, 6 или 8 МГц, при этом скорость передачи составляет 2,5...20 Мбит/с. Эта скорость распределяется между всеми абонентами, работающими в данный момент в этой полосе частот. Понятно, что индивидуальная скорость абонента будет пропорциональна числу абонентов.
Симметричным интерактивным сервисом называются такие приложения, как, например, видеоконференции или связь между локальными компьютерными центрами через СКТ. В этих случаях обычно требуется одинаковая ширина полосы в обоих направлениях.
В большинстве симметричных систем передачи данных для приема используют полосу шириной примерно 2 МГц, обеспечивая при этом скорость передачи 1,5...2 Мбит/с. Такие системы в основном применяются для связи типа «точка-точка» между двумя пользователями, например, для связи удаленных друг от друга локальных сетей для банков, офисов, школ, институтов, больниц, коммунальных служб и т. п.
При проведении частотного планирования в той или иной местности обязательно следует учитывать электромагнитную обстановку в зоне действия кабельной сети, так как ее неблагоприятные условия могут оказать существенное влияние на ЧП.
Таблица 1.2. Генеральный частотный план для широкополосных интерактивных сетей кабельного телевидения Москвы.
Частотный диапазон
| Полоса частот канала, МГц
| Номер канала в кабельной сети (в скобках указан номер канала до конвертирования — в эфире)
| Назначение/ наименование канала
| Обратный
канал
| 5...30
| Обратный канал
| Сбор информации в системе
| I
| 48,5...56,5
58...66
|
2(11)1
| —
РТР
| УКВ
| 66...74
| УКВ
| Распределение программ звукового вещания
| II
| 76...84
84...92
92... 100
|
4(8)1
52
| —
НТВ
Городской канал
| FM
| 100... 108
| FM
| Распределение программ звукового вещания3
| СК-1
| 110... 118
118...126
126...134
134...142
142... 150
150...158
158... 166
166... 174
| СК1
СК2
СКЗ
СК4
СК5
СК6
СК7
СК8
| —
—
—
—
—
—
—
—
| III
| 174... 182
182...190
190... 198
198...206
206...214
214...222
222...230
| 6(6)
7 (З)4
12(1)
| —
ТВЦ
—
—
—
—
ОРТ
| СК-2
| 230...238
238...246
246...254
254...262
262...270
270...278
278...286
286...294
294...302
302...310
310...318
318...326
326...334
334...342
342...350
350...358
358...366
366...374
374...382
382...390
390...398
398...406
406...414
414...422
422...430
430...438
438...446
446...454
454...462
462...470
| СК11
СК12
СК13
СК14
СК15
СК16
СК17
СК18
СК19
СК21
СК22
СК23
СК24
СК25
СК26
СК27
СК28
СК29
СК30
СК31
СК32
СКЗЗ
СК34
СК35
СК36
СКЗ7
СК38
СК39
СК40
СК41
| —
Окружные, муниципальные и местные городские каналы
—
—
Окружные, муниципальные и местные городские каналы
—
Окружные, муниципальные и местные городские каналы
Каналы для передачи цифровых сигналов телефонии
Распределение программ коммерческого
кабельного телевидения
и программ, принимаемых по каналам спутниковой связи, радиорелейным линиям и системе MMDS
| IV
| 470...478
478...486
486...494
494...502
502...510
510...518
518...526
526...534
534...542
542...550
550...558
558...566
566...574
574...582
|
24 (24)
26(33)
30(27)
32(51)
34(31)
| —
—
—
CNN
—
Санкт-Петербург
—
Окружные, муниципальные и местные городские каналы
—
АМТВ
—
Космос-10
—
31-й канал
| V
| 582...590
590...598
598...606
606...614
614...622
622...630
630...638
638...646
646...654
654...662
662...670
670...678
678...686
686...694
694...702
702...710
710...718
718...726
726...734
734...742
742...750
750...758
758...766
766...774
774...782
782...790
790...798
798...806
806...814
814...822
822...830
830...838
838...846
846...854
854...862
|
52 (35)
54(38)
56 (46)
| —
—
—
—
—
—
—
—
—
Окружные, муниципальные и местные городские каналы
—
—
—
Окружные, муниципальные и местные городские каналы
—
Окружные, муниципальные и местные городские каналы
—
35-й канал
—
Новый канал
—
46-й канал
—
—
—
—
—
Каналы для передачи цифровых сигналов телевидения, звукового радиовещания и данных5
| 1 В системах, где канал 11 конвертируют в 2, канал 8 конвертируют в 4 и наоборот.
2 5-й канал используется на временной основе в течение периода, устанавливаемого совместным решением руководства Минсвязи РФ и правительства Москвы.
3 Полоса частот 92... 100 МГц может быть использована для распределения программ звукового вещания после освобождения канала 5 от трансляции ТВ-программ.
4 В системах, где канал 3 конвертируют в 7, городской канал кабельного телевидения конвертируют в 9 и наоборот.
5 Из каналов 62-69, если в них не передают цифровые сигналы, для передачи телевизионных сигналов в аналоговом виде могут быть использованы каналы 62, 64, 66 и 68.
При создании СКТ также приходится учитывать огромное количество нюансов и ограничений, а именно: уровни мощностей сигналов в разных участках кабельной сети должны быть в строго регламентированных оптимальных интервалах; частоты телевизионных каналов (частотный план) должны быть тщательно подобраны и утверждены Радиочастотным федеральным центром; при прохождении через усилители и преобразователи сигналов интермодуляционные и нелинейные искажения не должны превышать заданных значений; статистический разброс параметров узлов кабельной сети, их изменения в зависимости от температуры и в процессе старения при любых неблагоприятных сочетаниях не должны ухудшать качество работы СКТ.
Порядок выполнения отчета по практической работе
1. Ознакомится с теоретическим материалом по практической работе.
2. Записать краткий конспект теоретической части.
3. Ответить на контрольные вопросы
4. Записать выводы о проделанной работе.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|