Сделай Сам Свою Работу на 5

В.№ 24. Мода как социально – психологический феномен. Механизмы влияния, используемые в рекламном, пропагандистском и агитационном воздействии на публику.





В.№ 2. Соотношение понятий: общение и коммуникация.

Общение– это процесс выработки новой инф-ции, общей для общающихся людей и рождающей их общность. Часто происходит смешение понятий “общение” и “коммуникация”. Они различаются в 2-х главных отношениях. 1-ое состоит в том, что общение имеет и практический, материальный, и духовный, инф-ый, и практически-дух-ый характер, тогда как комм-ция (если не иметь в виду другого значения этого термина, когда он употребляется во множественном числе и обозначает пути сообщения, средства связи) является чисто инф-ым процессом – передачей тех или иных сообщений.

2-ое отношение, в к-ом различаются общ-е и комм-ция,– характер самой связи вступающих во взаимодействие систем. Для общ-я характерны субъектно-субъектные отношения, для комм-ции – субъектно-объектные отношения; в системе субъектно-объектных отношений ч-к может выступать и в позиции субъекта деят-сти, и в позиции объекта – предмета преобразования, познания или оценки.

Комм-ция есть инф-ая связь субъекта с тем или иным объектом – ч-ом, животным, машиной. Она выражается в том, что субъект передает некую инф-ию (значения, идеи, деловые сообщения, фактич-ие сведения, указания, приказания и т. п.), к-ую получатель должен всего-навсего принять, понять (правильно декларировать), хорошо усвоить и в соответствии с этим поступать. Получатель инф-ии и является в подобных случаях объектом, ибо отправитель на него смотрит как на пассивный (в информационном смысле) приемник, хорошо настроенный, точно и надежно работающий.



В комм-ции мы имеем дело с процессом однонаправленным, инф-ия течет только в одну сторону, и – по законам, установленным теорией комм-ции, – количество инф-ии уменьшается в ходе ее движения от отправителя к получателю. В общении инф-ия циркулирует между партнерами, поскольку оба они равно активны и потому инф-ия не убывает, а увеличивается, обогащается, расширяется в процессе ее циркуляции. Структура первого типа инф-ой активности, следовательно, асимметрична:

отправитель послание получатель;

а структура 2-ого типа активности – симметрична:

средства

партнер партнер

общения



Общ-е нельзя рассматривать как отправление инф-ии какой-то передающей системой или как прием ее другой системой, потому что в отличие от простого “движения инф-ии” между двумя устройствами здесь мы имеем дело с отношением 2-х индивидов, каждый из к-ых является активным субъектом: взаимное информ-ние их предполагает налаживание совместной деят-сти. Другой участник также предстает как субъект, и отсюда следует, что, направляя ему инф-ию, на него необходимо ориентир-ся, т. е. анализ-ать его мотивы, цели, установки (кроме, разумеется, анализа и своих собств-х целей, мотивов, установок). Но в этом случае нужно предполагать, что в ответ на посланную инф-ию будет получена новая инф-ия, исход-ая от другого партнера. Поэтому в общ-и происходит не простое движение инф-ии, но как минимум обмен ею.

Особую значимость инф-ия приобретает потому, что люди не просто обмениваются значениями, но, как отмечает А. Н. Леонтьев, стремятся при этом выработать свой смысл. Это возможно лишь при условии, что инф-ия не просто принята, но и понята, осмыслена.

Симметричность межсубъектного взаимодействия С. Л. Рубинштейн обосновал след-им образом: “Во взаимодействии субъектов нет никакой принципиальной привилегии у моего частного “я”. Поэтому отношения между различными частными “я” обратимы. Теоретически не существует никакого преимущества для вот этого данного “я”. Мое отношение к другому предполагает и отношение другого ко мне: “я” такой же другой для того, которого я сперва обозначил как другого, и он такой же “я” (исходная точка системы координат), как “я””.



Речь идет при этом только о тех случаях, когда общение является контактом друзей. Оно может быть и спором идейных противников, но при том непременном условии, что целью спора является не обмен инф-ей и не подчинение одного оппонента другому, а совместный поиск некоей общей позиции, отчего столкновение и борьба мнений становится диалогом, а его участники – партнерами.

В.№ 24. Мода как социально – психологический феномен. Механизмы влияния, используемые в рекламном, пропагандистском и агитационном воздействии на публику.

Мода представляет собой процесс, постепенно развивающийся внутри старых соц-ых форм. Появление моды в XII—XIII вв. в городах Западной Европы было связано с развитием городской культуры, с потребностью в новых формах комм-ции, более поверхностных и непродолжительных. Именно в городах появлялись новые культурные образцы и идеи. Но местом рождения моды были прежде всего двор короля и дворцы придворной знати. Социально значимое значение мода приобретает в XIX в. в результате буржуазных революций и промышленного переворота, когда сформировалось общество «равных возможностей», в к-ом были отменены прежние границы и запреты и стало развиваться массовое производство, позволяющее удовлетворять потребности в разнообразных и дешевых товарах для массового потребителя, возникли новые каналы коммуникации и средства связи: почта, телеграф, железные дороги, газеты, журналы, радио, телевидение, Интернет. Современная мода остается детищем городских мегаполисов.

Г. Зиммель выдвинул «элитарную концепцию» моды, объясняя причины возникновения и механизмы функционирования моды исходя из особенностей психологии и поведения различных соц-ых групп — эта концепция получила название «концепция эффекта просачивания». Согласно этой концепции, низшие слои стремятся подражать элите, демонстрируя иллюзорную общность с высшими классами, копируя их модные образцы. Т. о., модные стандарты и образцы постепенно «просачиваются» сверху вниз, достигая низших слоев общества, распространяясь в обществе в целом — так возникает массовая мода. Соц-ая элита принимает новые образцы в качестве модных с целью обозначить вновь и сохранить свой статус и отличие от остальной массы. Массы вновь стараются овладеть модными стандартами и образцами высших слоев, стремясь к более высокому соц-ому статусу. И так бесконечно.

В совр-ом общ-ве ведущую роль играет средний класс, к-ый и является законодателем моды вследствие своего промежуточного относительно неустойчивого положения в обществе: с одной стороны, стремясь повысить свой соц-ый статус, он подражает элите, с другой стороны, подчеркивает свое отличие от низших соц-ых слоев. В XX в. многие новые «моды» возникли в низших слоях общества — джаз, джинсовая мода и т.п.

Мода — не только средство демонстрации соц-ого статуса, но и средство общения между людьми, форма массовой комм-ции. Мода может функц-ать как межгрупповая комм-ция и как внутригрупповая комм-ция. Мода связана с основными соц-о-псих-ими механизмами общ-я: внушением, заражением, убеждением, подражанием. Решающую роль в истории моды сыграли два стимула: уважение и соревнование, к-ые проявлялись в подражании из уважения и в подражании из соперничества.

Следование моде выявляет отношение ч-ка к общ-ву, к окруж-ему миру, к самому себе. С одной стороны, личность хочет сохранить свою индивидуальность, с другой стороны, стремится идентифицировать себя с другими членами общества. Мода исключает подлинный выбор, предлагая ч-ку готовые варианты, стандартные образцы поведения, к-ым можно бездумно следовать, и вместе с тем поддерживает иллюзию развития индивидуальности. В этом как раз проявляется защитная, компенсаторная ф-ия моды.

Принадлежность человека к той или иной соц-ой или возрастной группе определяет возможность выбора его отношения к моде. Модное подражание приобщает личность к системе групповых ценностей. Следование моде тесно связано с конформизмом, к-ый является частным случаем соц-ой идентификации. Конформизм предполагает некий конфликт между личностью и группой, расхождение их взглядов, желаний, интересов. При этом личность вынуждена приспосабливаться к ценностям группы, либо отказываясь от собственных убеждений, либо маскируясь под стандарты, принятые группой. Мода смягчает конфликт между необходимостью подчиниться конформизму и необходимостью индивид-ого вьщеления, обеспечивая одновременно и то, и другое. Следование моде может быть формальным или активным. В случае формального следования моде ее предписания выполняются лишь в том случае, когда они не противоречат личным убеждениям ч-ка.

Последователи моды проявляют разную степень активности, что дает возможность классиф-ать их по признаку модной ориентации .Наиболее активное участие в распространении моды принимают лидеры моды. Лидеры моды не создают ее. Они не появляются до тех пор, пока новая мода не создана. Как правило, создателями конкретной моды являются не ее лидеры. Лидеры — первые распространители модных стандартов и образцов. Выделяют официальных лидеров моды (лидеры интернационального или национального масштаба распространяют модные образцы через средства массовой инф-ции) и неофициальных (лидеры в своей группе). Ранее лидерами моды были короли, их фавориты и фаворитки и придворные. В XIX в. эту роль стали играть актеры и публика в театре, в XX в. — деятели массовой культуры, поэтому их имена и образы использовали в рекламе разнообразных модных товаров (актрисы рекламировали мыло, певцы — шампуни, знаменитые спортсмены — туалетную воду и т.п.). В основе моды лежат именно массовые стандартизированные образцы, так как мода является фор­мой массового поведения.

Моду исследовали и как псих-ий феномен, изучая причины ее возникновения и изменения с точки зрения индивид-ой психологии. Мода удовлетворяет важные потребности ч-ка в качестве механизма, разрешающего конфликт между социальным конформизмом и индивид-ой свободой. Другие исследователи моды делали акцент на псих-ой функции моды, которая является способом эмоциональной разрядки, удовлетворяет потребность человека в новых ощущениях.

Свою трактовку моды как псих-ого явления предложили психо­аналитики (З.Фрейд, Э.Фромм, Дж.Флюгель и др.), к-ые связывали ее возникновение с бессознательными процессами. Психоаналитики трактовали следование моде как способ преодоления чувства неполноценности ч-ка, возникающего в результате неудовлетворенности своим соц-ым положением. Приверженность моде компенсирует отсутствие престижа. Подобный подход к изучению моды привел и к ее эротической интерпретации, к-ая трактовалась как выражение секс-ных потребностей.

В настоящее время, по мере перехода нашей страны от постиндустриального общ-ва к общ-ву инф-ому, доля присутствия пропаганды в нашей жизни будет неуклонно возрастать. Связано это, в первую очередь, с тем, что объёмы потребляемой нами инф-ии резко возросли. Однако нашим системам переработки и хранения инф-ии стало тяжело справляться с огромными инф-ыми потоками, которые буквально обрушиваются на нас с экранов телевизоров, радиопрограмм, газетных статей. Нам становится труднее критически оценивать получаемую инф-ию, приходится многое принимать на веру и пользоваться той интерпретацией, к-ую навязывают нам журналисты, деятели культуры и политики. Все эти факторы являются питательной средой для псих-ого воздействия пропаганды на наше сознание.

Механизмы псих.воздействия: внушение; подражание; заражение; убеждение,различные формы гипноза.

Эффектные приемы воздействия: стереотип; имидж; механизм «ореола»; идентификация; технология «25 кадра».

В деят-ти соврем-ых массовых комм-ций, во-первых, сохраняются все прежние методы псих-ого воздействия на массовое сознание, приобретая под влиянием новых соц-ых реалий другие формы и расставляя акценты на других сторонах общественной жизни, во-вторых, распространяется прим-ие новых методов, учитывающих прогрессирующие изменения в состояниях массового сознания, вызванные изменениями соц-ных процессов и явлений.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.