Использование финансового рычага для повышения рентабельности собственных средств.
Для повышения рентабельности собственных средств предприятие может использовать эффект финансового рычага.
Эффект финансового рычага – это приращение к рентабельности собственных средств, получаемое благодаря использованию заемных средств, не смотря на их платность. Эффект финансового рычага определяется по формуле:
ЭФР = 2/3 х (ЭР - СРСП) х ЗС / СС , (21.2)
где: ЭР – экономическая рентабельность;
СРСП = 20%;
ЗС – заемные средства;
СС - собственные средства.
ЭФР = 2/3 х (0,37 - 0,2) х 1,55 = 0,18.
Формула определения финансового рычага выводится из определения экономической рентабельности (или рентабельности актива):
ЭР = НРЭИ / Активы , (21.3)
где НРЭИ – прибыль до выплаты налогов и процентов.
ЭР = (167 тыс. руб./451 тыс. руб.) х 100% = 37%.
Из приведенных выше расчетов видно, что в 2015 году на предприятии эффект финансового рычага положительный. Такой эффект дает приращение, а не вычет из рентабельности собственных средств. Для того, чтобы эффект финансового рычага стал более высоким, необходимо увеличивать экономическую рентабельность. Добиться этого предприятие может либо сдерживая рост активов, либо увеличивая массу прибыли, путем снижения себестоимости продукции; либо стремится ускорить оборачиваемость оборотных средств, что также даст увеличение массы прибыли. Предприятие использует эффект финансового рычага для регулирования (повышения) рентабельности собственных средств, потому что такая необходимость существует.
Для увеличения рентабельности собственных средств нужно увеличивать как чистую прибыль, так и сумму собственных средств или привлекать заемные средства на выгодных условиях, чтобы их привлечение способствовало увеличению рентабельности собственных средств, а не ее уменьшению.
Для увеличения собственных оборотных средств необходимо:
- нарастить собственный капитал (увеличив уставный капитал, нераспределенную прибыль и резервы, повысив рентабельность с помощью контроля затрат и агрессивной коммерческой политики);
- внедрить долгосрочные заимствования;
- увеличить объем продаж и прибыли при рациональном управлении последней.
Повысить объем собственных финансовых ресурсов можно также путем сокращения суммы постоянных расходов на содержание управленческого персонала, ремонт основных средств. Нужно проанализировать использование прибыли: сокращение доли участия работников в прибыли, отчисление в резервный и страховые фонды следует рассматривать как потенциальный резерв пополнения собственных оборотных средств предприятия.
Предложения по развитию деятельности предприятия.
Одним из главных условий нормальной деятельности предприятия является обеспеченность денежными средствами, оценить которую позволяет анализ денежных потоков. Необходимо, чтобы суммы поступлений средств было достаточно как минимум для покрытия всех расходов, связанных с реализацией продукции.
Приведем в табличной форме (табл.21.2) перечень краткосрочных и долгосрочных мер, принятие которых позволит увеличить поток денежных средств на предприятии.
Таблица 21.2
Меры по увеличению потока денежных средств
| Увеличение притока денежных средств
| Уменьшение оттока денежных средств
| Краткосрочные меры
| - Рационализация ассортимента продукции (т.е. продажа запасных частей по ценам, доступным любому покупателю);
- Реструктуризация кредиторской задолженности;
- Введение и использование кредитной системы продаж;
- Разработка системы скидок для потребителей;
- Работа по заявкам (поставка товаров по предварительному заказу);
- Привлечение клиентов акциями (подарок в придачу к покупке (сопутствующий товар)).
| - Сокращение затрат;
- Использование скидок поставщиков, т.е. постоянные отлаженные каналы;
- Налоговое планирование, т.е. стремление к снижению налога.
| Долгосрочные меры
| - Разработка финансовой стратегии предприятия;
- Поиск стратегических партнеров.
| - Долгосрочные контракты, предусматривающие скидки или отсрочки платежей.
| Эффективное управление ассортиментом продукции позволяет увеличить прибыль и поток денежных средств. Ресурсы предприятия ограничены, следовательно, продавать необходимо только то, что приносит достаточную прибыль и стабильный поток денежных средств.
Для принятия решения относительно ассортимента, объема продаж и цены недостаточно только финансовой информации, необходима оценка внешних условий деятельности предприятия – рынок. Необходимо очень тщательно изучить спрос потребителей, их вкусы, ориентиры, ценности, а также финансовые возможности, т.е. платежеспособность населения.
В целях максимизации потока денежных средств, предприятию следует разработать системы договоров с гибкими условиями относительно сроков и форм оплаты с покупателями.
На предприятии можно предложить следующую стратегию расчетов с покупателями:
- нужно ввести систему скидок, вместо ряда разрозненных скидок;
- следует оценить влияние скидок на финансовые результаты деятельности предприятия;
- установить целевые ориентиры для различных видов продаж, например, часть продаж в кредит может быть зарезервирована: только для перспективных клиентов, которые в данный момент не имеют в наличии денежных средств; для выхода на новые рынки.
Если предприятие перейдет к данной стратегии, оно не только создаст себе имидж в глазах покупателей, но и сделает себе рекламу, тем самым привлекая новых клиентов.
Составной частью процесса антикризисного управления предприятием должно являться налоговое планирование, направленное на минимизацию налоговых платежей путем использования всех особенностей налогового законодательства и учета всех возможных налоговых льгот.
Элементами налогового планирования являются:
- налоговый календарь, предназначенный для четкого прогнозирования и контроля правильности исчисления и соблюдения сроков уплаты в бюджет требуемых налогов, а также представления отчетности без задержек, влекущих за собой штрафные санкции;
- стратегия оптимизации налоговых обязательств с четким планом реализации этой стратегии;
- четкое исполнение налоговых и прочих обязательств, недопущение дебиторской задолженности по хозяйственным договорам за отгруженную продукцию (товары, работы, услуги) на срок свыше 4 месяцев;
- удовлетворительное состояние бухгалтерского учета и отчетности, позволяющее получать правильную информацию о хозяйственной деятельности, в том числе и для целей адекватного налогового планирования.
В составе группы методов налогового планирования необходимо выделить следующие, наиболее эффективные:
- выбор эффективных, с точки зрения налогового планирования, элементов учетной политики предприятия;
- выбор оптимальных, с точки зрения налоговых последствий, форм коммерческих сделок и их правильное юридическое оформление;
- минимизация объекта налогообложения (без учета налоговых льгот);
- использование льгот, связанных с исключением из налогооблагаемой базы определенных элементов объекта налога;
- использование льгот, связанных с понижением налоговой ставки.
Реализация данных методов осуществляется, прежде всего, в процессе планирования деятельности предприятия и заключения хозяйственных договоров путем анализа их потенциальных налоговых последствий и выбора наиболее эффективного варианта.
Заключение
Чтобы обеспечивать выживаемость предприятия в современных условиях мирового экономического кризиса, управленческому персоналу необходимо, прежде всего, уметь реально оценивать финансовое состояние, как своего предприятия, так и существующих потенциальных конкурентов.
Финансовое состояние определяет конкурентоспособность, потенциал в деловом сотрудничестве, оценивает, в какой степени гарантированы экономические интересы самого предприятия и его партнёров в финансовом и производственном отношении.
Главная цель коммерческого предприятия в современных условиях - получение максимальной прибыли, что невозможно без эффективного управления капиталом. Поиски резервов для увеличения прибыльности предприятия составляют основную задачу управленца.
Очевидно, что от эффективности управления финансовыми ресурсами и предприятием целиком и полностью зависит результат деятельности предприятия в целом. Если дела на предприятии идут самотеком, а стиль управления в новых рыночных условиях не меняется, то борьба за выживание становится непрерывной.
Можно выделить следующие основные выводы:
1. Результативность управления предприятием в значительной степени определяется уровнем его организации и качеством информационного обеспечения. В системе информационного обеспечения особое значение имеют бухгалтерские данные, а отчетность становится основным видом коммуникации, обеспечивающим достоверное представление информации о финансовом состоянии предприятия.
2. Основной целью финансового анализа является оценка реального финансового состояния предприятия и сравнение полученных результатов с результатами предыдущих периодов и выявление возможности повышения эффективности функционирования хозяйствующего субъекта с помощью рациональной финансовой политики. Результаты такого анализа нужны прежде всего собственникам, а также кредиторам, инвесторам, поставщикам, менеджерам и налоговым службам.
3. Основные задачи анализа финансового состояния – определение качества финансового состояния, изучение причин его улучшения или ухудшения за период, подготовка рекомендаций по повышению финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия. Эти задачи решаются на основе исследования динамики абсолютных и относительных финансовых показателей.
4. Анализ финансового состояния преследует несколько целей:
- определение финансового положения;
- выявление изменений в финансовом состоянии в пространственно-временном разрезе;
- выявление основных факторов, вызывающих изменения в финансовом состоянии;
- прогноз основных тенденций финансового состояния.
Достижение этих целей достигается с помощью различных методов и приемов:
- горизонтальный анализ;
- вертикальный анализ;
- трендовый анализ;
- анализ относительных коэффициентов.
5. Существует множество методик проведения анализа финансового состояния для разных специализаций предприятий, но есть и универсальные методики для организаций, не занимающихся производственной деятельностью. Такую методику и предлагается применить для расчета анализа финансового состояния предприятия.
Была поставлена цель проанализировать финансовое состояние предприятия, выявить основные проблемы финансовой деятельности, а также разработать пути улучшения финансового состояния фирмы. По результатам проведенного анализа были сделаны следующие выводы:
1. Финансовое состояние предприятия характеризуется системой показателей, отражающих наличие, размещение, использование финансовых ресурсов предприятия и всю производственно-хозяйственную деятельность предприятия. Показатели рентабельности являются обязательными элементами сравнительного анализа и оценки финансового состояния предприятия.
2. Основными источниками финансовых ресурсов предприятия являются заемные средства (в виде кредиторской задолженности), доля которых снизилась за истекший год на 12,8% и достигла 60,7%. Доля собственных средств, наоборот, повысилась на 12,8% и составила 39,3%, что говорит о положительной динамике развития предприятия. Большая часть финансовых ресурсов организации вложена в оборотные активы, доля которых за истекший период возросла на 13,4% и достигла 94,0% общей суммы хозяйственных средств. Это произошло в основном за счет снижения дебиторской задолженности на 98 тыс.руб. и повышения денежных средств на 44 тыс.руб. Краткосрочные финансовые вложения снизились на 6,5%, что в сумме составило 19 тыс.руб. Это произошло за счет снижения кредиторской задолженности. Общая сумма заемных средств также уменьшилась на 19 тыс.руб.
3. Показатели, характеризующие платежеспособность, находятся на нормальном уровне, кроме коэффициента текущей ликвидности, что объясняется, в основном, наличием у предприятия значительной суммы кредиторской задолженности, которая составила на конец 2015 года 274 тыс.рублей.
4. Финансовое состояние анализируемого предприятия на 2013 г. относилось к неустойчивому, а к 2014 г. приблизилось к абсолютно устойчивому финансовому состоянию. В 2015 г. ситуация ухудшилась – неустойчивое финансовое состояние, сопряженное с нарушением платежеспособности, при котором, тем не менее, сохраняется возможность восстановления равновесия за счет пополнения источников собственных средств, сокращения дебиторов и ускорения оборачиваемости запасов.
5. Деятельность организации можно оценить как достаточно активную: значения многих показателей увеличились. Выросла прибыль, что свидетельствует об относительном снижении издержек обращения. Рост фондоотдачи и производительности труда характеризует предприятие с положительной стороны. Произошло ускорение оборачиваемости оборотного капитала. Это произошло за счет ускорения оборачиваемости денежной наличности. Ускорилась оборачиваемость оборотных средств, дебиторской задолженности и кредиторской задолженности. Отрицательным моментом можно назвать замедление оборачиваемости собственного капитала, запасов. Как положительный момент следует отметить сокращение продолжительности операционного цикла.
6. За 2015 год все показатели рентабельности увеличились, по сравнению с 2014 годом, в связи с этим период окупаемости собственного капитала уменьшился.
7. По системе оценки вероятности банкротства У.Бивера, анализируемая организация по большинству показателей относится к группе – «за 5 лет до банкротства».
8. К концу отчетного периода кредиторская задолженность уменьшилась с 293 тыс.руб. до 274 тыс.руб. С одной стороны, кредиторская задолженность - наиболее привлекательный способ финансирования, так как проценты здесь обычно не взимаются. С другой стороны, из-за больших отсрочек по платежам у предприятия могут возникнуть проблемы с поставками, ущерб репутации фирмы из-за неблагоприятных отзывов кредиторов, судебные издержки по делам, возбужденным поставщиками.
На лицо превышение кредиторской задолженности над дебиторской в сумме 190 тыс.руб. или на 69%. То есть, если все дебиторы погасят свои обязательства, то предприятие сможет погасить лишь 31% обязательств перед кредиторами. Но в то же время превышение кредиторской задолженности над дебиторской даёт предприятию возможность использовать эти средства, как привлечённые источники (например, полученные авансы израсходованы и т.д.).
Даны предложения по повышению эффективности деятельности предприятия, а именно:
1. Выработаны меры по повышению потока денежных средств на предприятии (краткосрочные и долгосрочные).
2. Приведены рекомендации по снижению кредиторской задолженности.
3. Разработаны предложения для проведения новой политики предоставления кредитов и управления дебиторской задолженностью.
4. Даны в расчетной форме пути повышения показателей платежеспособности, которые находятся на уровне ниже нормы.
5. Рассмотрена роль финансового рычага для повышения рентабельности собственных средств.
В целом на основе проведенного анализа, были сделаны выводы, свидетельствующие о проблемах, связанных, прежде всего, с текущим оперативным управлением финансами на предприятии. Управлению финансами на предприятии отводится не слишком большая роль. По существу, управление финансами происходит на уровне бухгалтерской службы и руководителя предприятия. Поэтому необходимо организовать службу управления финансами и провести ряд мероприятий по улучшению финансового состояния в соответствии с данными рекомендациями.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|