Сделай Сам Свою Работу на 5

Образовательные и научно-исследовательские технологии





Министерство образования и науки Российской Федерации

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ «НИНХ»

Кафедра прикладных информационных технологий

 

 

Рег. №

 

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по методической работе и заочному обучению НГУЭУ

_____________Т.А. Половова

«___»_____________ 20__ г

 

ПРОГРАММА

НАУЧНОГО СЕМИНАРА

Программа составлена в соответствии с федеральным государственным

образовательным стандартом высшего профессионального образования
по соответствующему направлению

 

Направление подготовки 230400.68 «Информационные системы и технологии»

Магистерская программа «Электронный бизнес»

 

 

 

Новосибирск 2011

Программа научного семинара разработана

Осиповым Александром Леонидовичем– кандидатом технических наук, доцентом кафедры ПИИ

 

 

Программа научного семинара соответствует внутреннему стандарту НГУЭУ

 

Начальник отдела по планированию

и организации учебно-методической

работы В.Е. Федорова

 

Утверждено на заседании кафедры финансов

(протокол от «___» ___________ 2011 г. № __ ).



 

Заведующий кафедрой

к.т.н., доцент А.Л. Осипов

 

 

 

 

Ó Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ», 2011

 

РАЗДЕЛ 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ

1.1. Выписка из федерального государственного образовательного стандарта

«Научно-исследовательская работа обучающихся является обязательным разделом ООП магистратуры и направлена на формирование общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями настоящего ФГОС ВПО и ООП вуза. Вузами могут предусматриваться следующие виды и этапы выполнения и контроля научно-исследовательской работы обучающихся:

· планирование научно-исследовательской работы, включающее ознакомление с тематикой исследовательских работ в данной области и выбор темы исследования, написание реферата по избранной теме;

· проведение научно-исследовательской работы;

· корректировка плана проведения научно-исследовательской работы;

· составление отчета о научно-исследовательской работе;



· доклад на семинаре, подготовка научной публикации или публичная защита выполненной работы.

Основной формой планирования и корректировки индивидуальных планов научно-исследовательской работы обучаемых является обоснование темы, обсуждение плана и промежуточных результатов исследования в рамках научно-исследовательского семинара.

В процессе выполнения научно-исследовательской работы и в ходе защиты ее результатов должно проводиться широкое обсуждение в учебных структурах вуза с привлечением работодателей и ведущих исследователей, позволяющее оценить уровень приобретенных знаний, умений и сформированных компетенций обучающихся. Необходимо также дать оценку компетенций, связанных с формированием профессионального мировоззрения и определенного уровня культуры».

Цель и задачи научного семинара

Научный семинар предназначен для овладения современными методами получения, анализа и обобщения информации и формирования у студентов навыков самостоятельной научной работы с материалом, являющимся предметом диссертационного исследования.

Согласно Положению о НИР магистрантов научный семинар проводится в три этапа. Основной целью данного вида учебной деятельности на первом этапе является создание теоретико-методологической основы дальнейшей научно-исследовательской работы (магистерской диссертации). Целями второго и третьего этапов являются приобретение навыков создания научного текста и публичного представления результатов научных исследований.

Проведение научного семинара позволяет решить следующие исследовательские задачи:



· выбор и формулирование темы, обоснование ее актуальности;

· постановка цели и задач;

· определение предмета и объекта;

· разработка плана;

· выбор инструментария (методов и средств);

· представление промежуточных результатов.

Место научного семинара в структуре ООП магистратуры

Научный семинар опирается на следующие элементы ООП: М1.Б.1 Логика и методология науки, М1.Б.2 Специальные главы математики, М1.В.ОД.2 Теория проектирования информационных систем, М1.В.ОД.1 Информационные технологии управления знаниями, М2.Б.2 Системная инженерия, М2.В.ОД.1 Информационные системы электронного бизнеса, М2.В.ОД.2 Проектирование и разработка систем электронного бизнеса.

Научный семинар выступает опорой для следующих элементов ООП: М4 Итоговая государственная аттестация.

Компетенции, формируемые в результате проведения научного семинара

В результате осуществления самостоятельного научного исследования студент должен приобрести следующие профессиональные компетенции:

умение разрабатывать новые методы и средства проектирования информационных систем (ПК-2);

способность осуществлять авторское сопровождение процессов проектирования, внедрения и сопровождения информационных систем и технологий (ПК-4);

способность осуществлять сбор, анализ научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта по тематике исследования (ПК-7);

умение проводить разработку и исследование теоретических и экспериментальных моделей объектов профессиональной деятельности в областях: машиностроение, приборостроение, наука, техника, образование, медицина, административное управление, юриспруденция, бизнес, предпринимательство, коммерция, менеджмент, банковские системы, безопасность информационных систем, управление технологическими процессами, механика, техническая физика, энергетика, ядерная энергетика, силовая электроника, металлургия, строительство, транспорт, железнодорожный транспорт, связь, телекоммуникации, управление инфокоммуникациями, почтовая связь, химическая промышленность, сельское хозяйство, текстильная и легкая промышленность, пищевая промышленность, медицинские и биотехнологии, горное дело, обеспечение безопасности подземных предприятий и производств, геология, нефтегазовая отрасль, геодезия и картография, геоинформационные системы, лесной комплекс, химико-лесной комплекс, экология, сфера сервиса, системы массовой информации, дизайн, медиаиндустрия, а также предприятия различного профиля и все виды деятельности в условиях экономики информационного общества (ПК-8);

умение проводить разработку и исследование методик анализа, синтеза, оптимизации и прогнозирования качества процессов функционирования информационных систем и технологий (ПК-9);

умение осуществлять моделирование процессов и объектов на базе стандартных пакетов автоматизированного проектирования и исследований (ПК-10);

умение осуществлять постановку и проведение экспериментов по заданной методике и анализ результатов (ПК-11);

способность проводить анализ результатов проведения экспериментов, осуществлять выбор оптимальных решений, подготавливать и составлять обзоры, отчеты и научные публикации (ПК-12);

способность прогнозировать развитие информационных систем и технологий (ПК-13).

 

РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАНИЕ НАУЧНОГО СЕМИНАРА

 

2.1. Трудоемкость научного семинара составляет:

 

Направление подготовки Магистерская программа Форма обуче-ния Общая (зачетных единиц) Общая (часов) Недель в том числе (часов)
аудиторных Самостоя-тельная работа
всего лекционных занятий практических (семинар.) занятий
230400.68 «Информационные системы и технологии» Электронный бизнес   очная  

 

 

Образовательные и научно-исследовательские технологии

В процессе проведения научного семинара используются следующие образовательные технологии:

Стандартные методы обучения:

· лекции;

· практические (семинарские) занятия;

· занятия в компьютерных классах;

· письменные домашние работы;

· самостоятельная работа студентов;

· консультации преподавателей и др.

Методы обучения с применением интерактивных форм образовательных технологий:

· дискуссия;

· беседа;

· тренинг.

Проведение научного семинара позволит студентам проводить самостоятельное научное исследование посредством овладения следующими научно-исследовательскими технологиями:

• системный подход, при котором организация, как объект исследования, должна рассматриваться как совокупность взаимосвязанных компонентов, имеющая выход (цель), вход, связь с внешней средой, обратную связь;

• комплексный подход, при котором должны учитываться технические, экономические, организационные, информационные и финансовые аспекты менеджмента и их взаимосвязи;

• динамический подход, при котором деятельность организации должна рассматриваться в диалектическом развитии, с проведением ретроспективного анализа за три года;

• ситуационный подход, при котором пригодность различных методов управления электронными платежными системами определяется конкретной ситуацией;

• интеграционный подход, нацеленный на исследование и усиление взаимосвязей между отдельными подсистемами электронного бизнеса.

 


2.3 Тематический план научного семинара

    Наименование разделов и тем Направление 230400.68 «Информационные системы и технологии» Магистерская программа «Электронный бизнес»
очная форма обучения
Лекции Практические занятия Интерактивные формы обучения Форма текущего контроля Форма промежуточной аттестации
Количество часов
Раздел 1.Основные элементы магистерской диссертации
Тема1.1.Понятие и композиционная структура магистерской диссертации   доклад рукопись
Тема 1. 2 Обоснование актуальности темы исследования   доклад рукопись
Тема 1. 3 Определение объекта и предмета исследования   доклад рукопись
Тема 1. 4. Постановка цели и конкретных задач исследования   доклад рукопись
Итого по разделу:     опрос
Раздел 2 Методологическая схема магистерского исследования
Тема 2.1 Выдвижение научных и рабочих гипотез исследования   доклад рукопись
Тема 2.2 Выбор и описание методов проведения исследования   доклад рукопись
Итого по разделу:     зачет
Раздел 3 Результаты магистерского исследования и порядок их оформления
Тема 3.1 Научная новизна и практическая значимость результатов исследования   доклад рукопись
Тема 3.2 Оформление магистерской диссертации и апробация результатов исследования   доклад рукопись
Итого по разделу:     зачет
Всего часов научного семинара:      

2.4. Программа самостоятельной работы студентов

 

Самостоятельная работа студентов в процессе проведения научного семинара реализуется в следующих формах:

· выполнение заданий научного руководителя в соответствии с утвержденным планом научно-исследовательской работы;

· участие в научных семинарах (по тематике исследования), а также в научной работе кафедры;

· выступление на конференциях разного уровня;

· подготовка и публикация тезисов докладов, научных статей;

· подготовка и защита курсовых работ (проектов) по направлению проводимых научных исследований (если такая форма научной работы предусмотрена планом научно-исследовательской работы);

· участие в научно-исследовательском проекте, выполняемом на кафедре в рамках бюджетных и внебюджетных научно-исследовательских программ (или в рамках полученного гранта), или в организации – партнере по реализации подготовки магистров;

· подготовка и защита магистерской диссертации и др.

 

 

Содержание отдельных разделов и тем

 

 

Раздел 1 Основные элементы магистерской диссертации

Тема 1.1 Понятие и композиционная структура магистерской диссертации

Понятие магистерской диссертации как самостоятельной и логически завершенной выпускной квалификационной работы, связанной с решением задач того вида (видов) деятельности, к которому готовится магистр (проектно-конструкторской, проектно-технологической, производственно-технологической, организационно-управленческой, инновационной, научно-исследовательской, монтажно-наладочной, сервисно-эксплуатационной).

Отличие магистерской диссертации от других исследовательских работ. Степень магистра и уровень квалификации. Композиционное построение диссертационной работы. Основные элементы структуры диссертации: титульный лист, оглавление, введение, главы основной части, заключение, библиографический список, приложения. Краткая характеристика основных элементов композиционной структуры диссертации.

Тема 1. 2 Обоснование актуальности темы исследования

Актуальность темы исследования как суть проблемной ситуации в информационных системах и технологиях. Проблема – комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес для систем электронного бизнеса. Социально-экономическая ситуация. Научная ситуация. Определение степени изученности проблем проектирования и разработки систем электронного бизнеса.

Выбор и обоснование темы диссертационного исследования. Прикладной характер магистерской диссертации по системам электронного бизнеса. Направление прикладных исследований в области разработки электронных платежных систем на поиск новых путей, методов и средств решения проблем в электронном бизнесе. Положения А. Маршалла о наличии двух направлений в диссертационных исследованиях. Аналитическая и историческая школы в научных исследованиях. Взаимосвязь темы магистерской диссертации с объектом и предметом исследования.

Тема 1. 3 Определение объекта и предмета исследования

Проблемы определения объекта исследования. Теоретическая схема как особая форма существования изучаемого объекта. Абстрактный объект исследования. Объект как часть объективной реальности, содержащая и порождающая проблемную ситуацию. Ограничения теоретической схемы и обоснование их правомерности. Явления, бизнес-процессы, отношения, механизмы в электронном бизнесе как возможные объекты исследований.

Определение предмета исследования. Предмет как субъективный взгляд исследователя на объект с целью решения проблемы. Предмет исследования – существенные свойства и отношения определенного объекта исследования. Предмет как методы и факторы, воздействующие на объект исследования. Формулировка темы магистерской диссертации через предмет исследования.

Тема 1. 4. Постановка цели и конкретных задач исследования

Цель как фактор определяющий тему магистерской диссертации. Цель – указание на то, какого характера результат должен быть получен в исследовании. Функция цели исследования: связь исследования с проблемой и организация внутренней структуры исследования. Тип цели как характеристика результата: теоретико-познавательный и (или) практически-прикладной результат.

Задачи исследования как вопросы, на которые должны быть получены ответы для достижения цели. Логическая взаимообусловленность задач. Конечная цель как общая задача. Зависимость характера цели от четкости формулирования проблемы. Задачи исследования как разные подходы к разрешению общей проблемы исследования.

 

Раздел 2 Методологическая схема магистерского исследования

Тема 2.1 Выдвижение научных и рабочих гипотез исследования

Гипотеза как обоснованное предположение по решению проблем проектирования и разработки систем электронного бизнеса. Классификация гипотез. Роль гипотез в научном познании. Гипотезы как новации. Логико-методологические требования к научной гипотезе. Стадии работы над гипотезой: обнаружение проблемы, выдвижение гипотезы, разработка гипотезы, проверка гипотезы.

Гипотезы – исследования, вытекающие из научных теорий и подлежащие проверке. Гипотеза как основное направление исследования, основная функция гипотез – проверка зависимостей в объекте исследования относительно частных задач. Рабочие гипотезы как предположительные ответы на поставленные в задачах вопросы. Операционализация используемых понятий. Поиск эмпирического референта, с возможностью его измерения.

Характеристика эмпирического материала (информации) и объекта наблюдения. Коммерческая организация как возможный источник информации (объект наблюдения). Естественные и искусственные источники информации. Инструментарий как средство получения данных об эмпирическом объекте. Разнообразие методов сбора информации.

Тема 2.2 Выбор и описание методов проведения исследования

Научный метод – система приемов и регулятивных принципов, руководящая научным познанием и обеспечивающая получение научного знания. Проблема научного метода и отсутствие универсального научного метода. Деление методов научного познания: предельно общие, общенаучные, частнонаучные, специальные методики. Общее подразделение эмпирических методов: наблюдение, эксперимент, моделирование. Исследовательские процедуры эмпирических методов: описание, сравнение, измерение. Логические действия (операции) общенаучного значения: абстрагирование, идеализация, аналогия, формализация, анализ и синтез, дедукция и индукция, классификация и типология.

Гипотетико-дедуктивный метод как универсальная модель научного познания. Системный подход и системный анализ. Подход как совокупность методов и методологических предписаний. Конструктивный подход. Синергетический подход. Комплексный подход. Научный метод как теория в действии. Построение методологических схем в научных исследованиях.

 

Раздел 3 Результаты магистерского исследования и порядок их оформления

Тема 3.1 Научная новизна и практическая значимость результатов исследования

Научная новизна исследования – признак, наличие которого дает автору право на использование понятия «впервые» при характеристике полученных им результатов и проведенного исследования в целом. Оценка научной новизны исследования как первенство автора в определении и исследовании той или иной темы диссертации. Научная новизна магистерского исследования как «оригинальный вклад» в науку. Критерии классификации оценки элементов научной новизны в магистерских диссертациях. Оценка научной новизны на ее практическую пригодность.

Практическая значимость результатов магистерского исследования через характер их использования и степень внедрения в практику. Оценка практической значимости результатов научного исследования по показателям экономичности, эффективности и результативности «концепции трех Е». Характеристика «концепции трех Е».

Тема 3.2 Оформление магистерской диссертации и апробация результатов исследования

Требования к тексту и оформление рукописи магистерской диссертации. Рубрикация текста. Язык и стиль научно-исследовательской работы. Правила подготовки рукописи диссертации. Критерии оценки эффективности апробации магистерского исследования. Предварительное рассмотрение магистерской диссертации. Подготовка магистерской диссертации к защите. Процедура публичной защиты магистерской диссертации.

 

Планы практических (семинарских) занятий


Порядковые номера разделов и тем согласно тематическому плану Направление 230400.68 «Информационные системы и технологии» Магистерская программа «Электронный бизнес»
Количество практических (семинарских) занятий Содержание вопросов, рассматриваемых на практических (семинарских) занятиях Используемые интерактивные формы обучения
Всего по формам обучения из них количество занятий с применением интерактивных форм
очная заочная очная заочная
Раздел 1.Основные элементы магистерской диссертации
Тема 1.1.Понятие и композиционная структура магистерской диссертации     1.Понятие магистерской диссертации и ее отличие от других исследовательских работ. 2.Композиционное построение диссертационной работы: основные элементы структуры диссертации. беседа
Тема 1.2 Обоснование актуальности темы исследования     1.Понятие и обоснование актуальности темы исследования. 2.Понятие и определение проблемы в диссертационном исследовании. 3.Выбор и обоснование темы диссертационного исследования. дискуссия
Тем 1.3 Определение объекта и предмета исследования     1.Положения А. Маршалла о наличии двух направлений в диссертационных исследованиях. 2.Понятия и подходы к определению объекта и предмета исследования. дискуссия
Тема 1. 4. Постановка цели и конкретных задач исследования     1.Понятие и функция цели исследования. 2.Задачи исследования как разные подходы к разрешению общей проблемы исследования. беседа
Итого по разделу:        
Раздел 2.Методологическая схема магистерского исследования
Тема 2.1 Выдвижение научных и рабочих гипотез исследования     1.Понятие и роль гипотез в научном познании. 2.Эмпирический референт и возможность его измерения. 3.Характеристика и отбор эмпирического материала. дискуссия
Тема 2.2 Выбор и описание методов проведения исследования     1.Понятие и классификация научных методов. 2.Общее подразделение эмпирических методов и процедур исследования. 3.Гипотетико-дедуктивная модель исследования. 4.Методологические схемы в диссертационных исследованиях. беседа
Итого по разделу:        
Раздел 3 Результаты магистерского исследования и порядок их оформления
Тема 3.1 Научная новизна и практическая значимость результатов исследования     1.Понятие и оценка научной новизны диссертационного исследования. 2.Понятие и оценка практической значимости результатов научного исследования. 3.Характеристика «концепции трех Е». дискуссия
Тема 3.2 Оформление магистер-ской диссертации и апробация результатов исследования     1. Язык и стиль диссертационной работы. 2.Требования к тексту и оформлению рукописи диссертации. 3.Подготовка и процедура публичной защиты магистерской диссертации. тренинг
Итого по разделу:        
Всего часов научного семинара:        
               

РАЗДЕЛ 3. СИСТЕМА ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ

НАУЧНОГО СЕМИНАРА

3.1. Оценка результативности научного семинара включает:

- текущий контроль успеваемости;

- промежуточную аттестацию;

3.1.1. В качестветекущего контроля успеваемости по научному семинару для студентов очной формы обучения предусмотрены доклады по разделам магистерской диссертации.

3.1.2. В качестве промежуточной аттестации по научному семинару для студентов очной формы обучения в 5 и 6 семестрах предусмотрен зачет.

Оценка «зачет» ставится студентам очной формы обучения, у которых как минимум:

- по результатам 5(1) семестров:

· обоснована актуальность темы магистерской диссертации;

· определены объект и предмет магистерского исследования;

· конкретизированы цель и задачи магистерской диссертации;

· оценена степень разработанности темы исследования;

- по результатам 5(2) семестров:

· сформулирована гипотеза магистерского исследования;

· разработана композиционная структура магистерской диссертации;

· определены и раскрыты научные методы исследования;

· конкретизированы базовые категории магистерского исследования;

- по результатам 6(3) семестров:

· раскрыта суть проблемной ситуации по теме исследования;

· выявлены закономерности и тенденции развития объекта наблюдения;

· проведен выбор и(или) разработка методик и моделей исследования;

· сделаны выводы по полученным результатам исследования и разработаны предложения по развитию объекта магистерского исследования.

Оценка «отлично» ставится студентам заочной формы обучения, которые:

· представили черновой вариант рукописи магистерской диссертации;

· обосновали результаты научной новизны и практической значимости;

· подтвердили апробацию полученных результатов исследования;

· предоставили тексты публикаций по теме магистерской диссертации;

· определили возможные направления дальнейшего исследования по теме магистерской диссертации.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.