Упражнение 9. Выражение индивидуальной реакции.
I. Структура педагогического мастерства учителя
Педагогическое мастерство – комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации профессиональной педагогической деятельности. Его элементы:
1. Гуманная направленность интересов, ценностей и идеалов.
2. Профессиональное знание учебного предмета, методики его преподавания, педагогики и психологии.
3. Педагогические способности: коммуникативность, перцептивные способности, динамизм, эмоциональная устойчивость, оптимистическое прогнозирование, креативность.
4. Педагогическая техника: умение управлять собой (управление своим эмоциональным состоянием, пантомимика, мимика, техника речи), умение взаимодействовать (культура общения, убеждения и внушения).
II. Краткая характеристика структурных элементов педагогической техники учителя.
I. Культура внешнего вида
1. Одежда, обувь, украшения:
а) аккуратность;
б) скромность;
в) цветовая гармония;
г) соответствие возрасту, условиям занятий и работы;
д) соответствие моде;
е) чувство меры в выборе украшений.
2. Грим (умеренность).
3. Прическа (аккуратность).
II. Саморегуляция личности
1. Умение снимать излишнее напряжение, волнение.
2. Умение преодолевать в себе нерешительность перед выступлением.
3. Умение мобилизовать рабочее самочувствие.
4. Умение сдерживать себя в стрессовых ситуациях.
5. Умение создавать необходимое настроение.
III. Пантомимика
1. Жесты уместны, органичны, естественны.
2. Походка упругая, ритмичная, легкая.
3. Движения гибкие, размеренные, непринужденные; отсутствие скованности в движениях.
4. Сдержанность в движениях, отсутствие суетливости и нервозности.
5. Умение бесшумно вставать и садиться.
6. Осанка:
а) прямая;
б) умение сидеть прямо и свободно, руки свободно лежат на столе;
в) подтянутость, собранность.
IV. Мимика
1. Выражение доброжелательности, спокойствия; уверенности (но не самоуверенности).
2. Визуальный контакт с собеседником.
3. Эмоциональная выразительность.
4. Соответствие выражения лица характеру речи.
V. Культура речи
1. Грамматическая правильность речи, соблюдение правильных ударений.
2. Лексическое богатство.
3. Выразительность, образность речи.
4. Техника речи;
а) полетность, звонкость голоса;
б) гибкость голоса, вариативность тембров голоса;
в) правильно выбранная сила голоса;
г) четкая дикция (отсутствие гнусавости, шепелявости и других дефектов);
д) богатство интонации, сильный завершающий тон, соблюдение необходимого темпа и ритма речи.
VI. Культура педагогического общения
1. Соблюдение спокойного, доброжелательного тона в общении:
а) умение слушать собеседника;
б) умение задавать вопросы;
в) умение анализировать выступление;
г) умение первому установить контакт с другим человеком;
д) умение понять другого человека, уважение права другого иметь собственное мнение;
е) умение ориентироваться в сложившейся ситуации общения.
2. Стремление к установлению зрительного контакта:
а) взгляд на собеседника (аудиторию);
б) умение видеть и понимать реакцию слушателей.
3. Умение заинтересовать, увлечь выступлением, рассказом, сообщением:
а) свободная, логически построенная речь перед слушателями без опоры на конспект;
б) внешний вид выражает готовность и желание общаться, вести беседу;
в) умение передавать свое отношение к содержанию материала.
III. Упражнения на невербальное поведение
Упражнения на контроль и коррекцию правильной осанки, позы, походки. При выполнении упражнений важно осмыслить функциональную роль внешнего вида учителя как показатель уровня его воспитанности, средство обеспечения контакта, эталон культуры внешнего вида современного человека, показатель психического состояния учителя.
Упражнение 1. Контроль и коррекция осанки. Встаньте у стены и плотно прикоснитесь к ней спиной. Ноги сомкните, руки опустите, голова должна касаться стены. Если ваша ладонь не проходит между поясницей и стеной, то осанка хорошая. В ином случае (большой зазор) слабый брюшной пресс и живот оттягивают позвоночник вперед. Чтобы укрепить мышцы спины и пресс, необходимо 2–3 раза в день (перед едой) вставать к стене так, как описано выше. Чтобы не было большого зазора (больше 4 см) между стеной и поясницей, втяните живот, а если есть склонность сутулиться, согните руки так, чтобы пальцы рук касались плеч, а локти – туловища (при этом зазор между стеной и поясницей не должен увеличиваться). Упражнение выполняется 1–3 мин. Дыхание свободное. Закончив упражнение, пройдитесь по комнате, потряхивая по очереди руками и ногами. Затем пройдитесь с хорошей осанкой (как будто стоите у стены).
Упражнение 2. «На колок». Встаньте, выпрямитесь, расслабьте мышцы спины и плеч. Как бы приподняв свое тело (плечи, грудь) и откинув его назад и вниз, «наденьте его на позвоночник», как пальто на вешалку. Спина стала крепкой, прямой, а руки, шея, плечи свободные, легкие (повторить 2–3 раза). Такое положение должно стать привычным, естественным.
Упражнение 3. Контроль и коррекция позы. Перед зеркалом примите позы, характерные для вас; проделайте различные движения (рук, ног, головы, тела), которые свойственны вам при общении. Проанализируйте особенности своей осанки, жестов, положение корпуса – насколько они уместны, выразительны, эстетичны. Отметьте, над чем нужно поработать, чтобы добиться эстетики позы.
Упражнение 4. Рабочая поза учителя. Примите характерную для учителей позу на уроке (работайте перед зеркалом). Ноги поставьте на расстояние 12–15 см между носками, одну ногу выдвиньте вперед; сделайте упор на одну ногу несколько сильнее, чем на другую. Плечи расправьте, снимите мышечные «зажимы». Осанка прямая, нижняя часть живота подтянута. Шея держится вертикально, подбородок приподнят. В руке – раскрытая книга.
Внимательно осмотрите себя (осанка, выражение лица, положение тела). В занятой вами позе сделайте шаг назад, потом вперед, влево, вправо. Повторите эти же движения, но в процессе чтения, импровизированного рассказа. Следите за ритмичностью ваших движений, стремитесь к естественности мимики, жестов.
Упражнение 5.Попробуйте несколько раз сесть за стол и встать, сделав это бесшумно, легко, без опоры на руки. Обратите внимание на правильный выбор точки опоры для ног.
Упражнение 6. Встаньте из-за стола и поменяйтесь местами с товарищем, сидящим рядом. Сделайте это бесшумно, аккуратно, используя минимум целесообразных и естественных движений. Обратите при этом внимание на осанку; снимите напряжение, если оно появилось.
Упражнение 7. Контроль и коррекция походки. Пройдитесь перед зеркалом, стараясь выполнить следующие требования к походке. Она должна быть легкой, с гибкими, размеренными движениями. Нужно избегать разболтанной, шатающейся, семеняще-танцующей походки. Ширина шага должна соответствовать росту, полу человека. Чем он выше, тем длиннее его шаг. Мужественность, размашистый шаг и широкие движения, присущие мужчине, не подходят женщинам. Некрасиво при ходьбе размахивать руками и раскачивать плечами, втягивать голову в плечи, горбиться. Проанализируйте свой темп ходьбы, длину шага, положение тела, рук, движения бедер, поясные движения при ходьбе. Отметьте, от чего нужно избавиться, чтобы походка была красивой и легкой.
Упражнение 8. Общая мимическая реакция.Упражнение проводится одновременно для всех.
А. Начался урок. Вы за столом. Открывается дверь. Смотрите на вошедшего:
требовательно: «Быстрее садись»;
удивленно: «Не ожидал»;
с досадой: «Отвлекаешь»;
спрашивая: «Что-нибудь случилось?»;
укоризненно: «Мешаешь работать»;
радостно: «Наконец-то!» и т.д.
Б. Вы вызываете ученика. Он заявляет: «Я не выполнил задание». Ваша реакция:
сочувствую: «Понимаю, как тебе неприятно»;
осуждаю: «Это недопустимо!»;
жду: «Что будет дальше, чем объяснить?»;
готов заступиться: «Да, тебе помешало отсутствие по болезни»;
удивлен: «Не ожидал такого от тебя»;
удивлен: «Это уже в который раз!»;
безразлично: «Меня это не трогает».
Упражнение 9. Выражение индивидуальной реакции.
Студенты по очереди играют роль учителя. Представлены примеры ситуаций, предложенных Н. Е. Шурковой; возможны и другие ситуации школьной тематики.
А. Вы пишете на доске. Ученики должны писать вместе с вами в тетрадях одновременно. «Вдруг» раздается какой-то «шум», вы оборачиваетесь, выражая:
удивление: «Что случилось?»;
осуждение: «Кто еще не начал работать?»;
требование: «Да перестаньте же, пора успокоиться»;
выжидание: «Я жду тишины»;
гнев: «Тихо! Нельзя шуметь, когда все работают»;
страдание: «Как можно шуметь, когда здесь у нас важное дело?!»
Б. Контрольная работа. Вы за столом. Видите, как ученик пытается воспользоваться шпаргалкой. Ваши взгляды встречаются. Ваш взгляд:
с укоризной;
с настойчивым запретом;
с лукавым сочувствием;
с безмерным удивлением;
с ожиданием дальнейших действий;
с гневом и т.д.
В. Ученик у доски. Выполнил задание. Ваша реакция:
спокойная: «Все правильно»;
радостная: «Молодец!»;
веселое удовлетворение;
приятное удивление такому прекрасному результату;
удивление: «Ты уверен, что у тебя все правильно?»;
огорчение и осуждение;
жесткое осуждение;
сочувствие, но ироническое осуждение;
сарказм: «Прекрасно!»
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|