Сделай Сам Свою Работу на 5

Схема оценки физического развития





  Варианты физического развития Положение параметров в центильных интервалах
    Длина тела Масса тела
Нормальное физическое развитие 3-7 3-6
Повышенная масса тела при нормальном значении длины тела 3-7
Высокая масса тела при нормальном значении длины тела 3-7
Сниженная масса тела при нормальном значении длины тела 3-7
Низкая масса тела при нормальном значении длины тела 3-7
Сниженная длина тела при нормальном значении массы тела 3-6
Сниженная длина тела при повышенной и высокой массе тела 7-8
Сниженная длина тела при пониженной и низкой массе тела 1-2
Высокая длина тела любые значения
Низкая длина тела любые значения

 

Положение показателей в зонах 2 и 7 коридоров является основанием для включения ребенка в группу “наблюдения” участкового педиатра и отнесения ко II группе здоровья, положение показателей в зонах 1 и 8 интервалов свидетельствует о необходимости углубленной диагностики возможных заболеваний. Ребенок может быть отнесен так же в группу “наблюдения” в случае, если один из параметров (масса тела или рост) при последующем наблюдении переходит через один центильный интервал, или в группу “диагностики” при переходе одного из параметров через границу двух и более интервалов. При раздельной оценке длина тела может характеризоваться как средняя, пониженная, низкая или высокая, аналогично оценивается масса тела, однако, она может быть и повышенной (7 центильный интервал).



При оценке физического развития недоношенного антропометрические данные ребенка сопоставляются только со стандартными показателями у недоношенных детей (в зависимости от гестационного возраста оцениваются масса, длина тела, окружность головы и груди и массо-ростовой показатель). В динамике наблюдения физическое развитие у родившихся раньше срока детей оценивают по темповым массо-ростовым прибавкам в зависимости от срока гестации и массы тела при рождении.

Для характеристики соотношений массы и длины тела или типа роста рекомендуется индекс стении, рассчитываемый по формуле:



Длина тела (см)

Индекс стении = ——————————————————

2 х масса тела (кг) + окружность груди (см)

 

По индексу стении выделяют следующие типы роста:

1. Выраженная долихоморфия (выраженное вытягивание)2. Умеренная долихоморфия 3. Мезоморфия 4. Умеренная брахиморфия 5. Выраженная брахиморфия (преимущественно поперечный рост) - индекс выше 1,35 - индекс в интервале 1,35-1,25 - индекс в интервале 1,25-0,85 - индекс в интервале 0,85-0,75 - индекс ниже 0,75

Достоинством индекса стении является его малая зависимость от возраста. Индекс особенно полезен при его использовании в динамике контроля физического развития ребенка. Он позволяет отмечать периодически наступающую смену направлений роста. Выделяют несколько периодов роста ребенка:

- на первом году жизни идет относительно гармоничное вытягивание;

- с 1 года до 3 лет – увеличение мышечной массы – период округления

- с 3 до 7 лет – период первого физиологическое вытягивания

- 7-11 лет – период относительно гармоничного вытягивания

- 12-17 лет – период второго физиологического вытягивания – пубертатный ростовой скачок.

Однако исследования последнего времени свидетельствуют о том, что в процессе нормального роста существует несколько циклов округление-вытяжение. Эти циклы чередуются у мальчиков с интервалом в 2,2 года, у девочек – в 2,1 года. Ускорения роста в 6-7 лет и, особенно, в пубертатном возрасте – наиболее отчетливы.

G В любом возрастном периоде констатация вступления ребенка в фазу интенсивного вытягивания должна считаться признаком вероятности снижения физиологической и психической выносливости, повышения риска возникновения заболеваний.



Из числа средовых факторов следует указать, прежде всего, влияние питания (недостаточного или избыточного) на физическое развитие ребенка. Активная физическая нагрузка активирует выделение гормонов роста, стимулирует рост хряща и остеогенез за счет увеличения мышечной массы. Избыточная вертикальная нагрузка, возникающая при ношении тяжестей, занятиях штангой, тормозит рост. Известно влияние климатический факторов на скорость роста: жаркий климат, условия высокогорья обладают тормозящим влиянием на процессы роста.

У детей существуют регулярные сезонные вариации скорости роста: скорость роста возрастает весной и замедляется осенью. Кроме того, существуют и суточные биоритмы скорости роста, которые связаны с выбросом гипофизарного гормона роста. Убедительно доказано, что его выброс в большей степени выражен ночью.

G Снижение скорости роста на 1 см ежемесячно приводит к уменьшению массы мозга на 17 грамм.

Различия скорости роста и его окончательных значений зависят и от этнической (расовой) принадлежности. Поэтому для детей старше 3 лет предусмотрены таблицы оценки длины тела относительно высокого и низкого роста. Выбор таблиц зависит от зоны проживания и от этнической принадлежности ребенка.

Оценка уровня физической подготовленности — проводится в ДДУ средним медицинским персоналом, в школе — учителем физкультуры.

Уровень физической подготовленности определяется с дошкольного возраста. Обязательными тестами на определение уровня физической подготовленности являются

- тест по определению максимальной силы с использованием ручной динамометрии.

- тесты на определение силовой выносливости — поднимание ног в положении лежа на спине (до 7 лет), подъем туловища за 30 и 60 секунд для девочек с 7 лет и подтягивание на перекладине для мальчиков с 7 лет.

- Тесты на определение скоростно-силовых качеств — прыжок в длину с места, бросок набивного (медицинского) мяча весом 1 кг двумя руками из-за головы из исходного положения стоя.

- Тесты на определение координации движений и ловкости — ловля мяча, подскоки, прыжки через скакалку.

Согласно приказу №81 от 15.03.02 г., оценка физической подготовленности школьников проводится с использованием пятибалльной шкалы оценок. По результатам двух тестов определяется индекс физической готовности путем вычисления среднеарифметического значения суммы полученных баллов: ИФГ=(Т1+Т2):2, где Т1 — баллы за первый тест, Т2 — баллы за второй тест. Индекс нужно округлять в большую сторону.

У девочек исследуют прыжок в длину с места и подъем туловища за 30 сек, у мальчиков — прыжок в длину с места и подтягивание на перекладине.

Если ИФГ менее 3 баллов — физическая подготовленность ниже средней, ИФГ равен трем баллам — физическая подготовленность средняя, ИФГ более 3 баллов — физическая подготовленность выше средней.

Определение биологического возраста ребенка.

Для определения биологической зрелости ребенка необходимо ориентироваться на темп «второй дентации и развитие вторичных половых признаков. Все дети после 10 лет должны иметь оценку полового развития.

Половое развитие участковыми врачами может оцениваться упрощенно с констатацией стадий развития основных вторичных половых признаков (для мальчиков – стадий оволосения лобка и подмышечных впадин; для девочек – стадий развития молочных желез, оволосения подмышечных впадин и лобка) по таблицам Л.И.Улановой. Становление менструальной функции отмечается в заключении только наличием или отсутствием менструаций. При такой системе баллы не подсчитываются.

Развернутая оценка с подсчетом баллов по полной формуле полового созревания, включая стадии становления менструальной функции у девочек, стадии ломки голоса, роста щитовидного хряща и оволосения лица у мальчиков должна проводиться во всех случаях, когда упрощенная оценка приводит к заключению об отставании или опережении полового созревания, а также у больных детей.

Конечный итог оценки можно формулировать в буквенной шкале: «А» – опережение развития; «В» – соответствующее возрасту; «С» – отставание развития вторичных половых признаков.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.