Сделай Сам Свою Работу на 5

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ





Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова»

Утверждено

на заседании Методического совета ___________________

Протокол № ______ от «___»______20___

Председатель совета ___________________

___________________

МП

Кафедра политологии и социологии

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

СОЦИОЛОГИЯ

Направление подготовки – 080100 «Экономика»

Профиль подготовки – ___________________

Квалификация (степень) выпускника – Бакалавр

 

Москва - 2014

 

Составители:

доцент кафедры политологии и социологии, кандидат фил. наук, доцент Черданцев В.В.;

доцент кафедры политологии и социологии, кандидат социологических наук, доцент Фаткина Н.Л.

 

 

Рецензенты:

заведующий кафедрой государственного и муниципального управления АГЗ МЧС РФ, доктор политических наук, профессор Мельков С.А.;

зав. кафедрой философии РЭУ им. Г.В. Плеханова, кандидат философских наук Ивлева М.И.

 

 

Главной целью курса является обеспечение научно-информационной основы для формирования широко образованных и социально активных профессионалов, осознающих свое место в современном обществе, способных к анализу и прогнозированию сложных социальных проблем и процессов.



 

«Социология» как учебная дисциплина относится к циклу гуманитарных дисциплин.

Рабочая программа составлена на основании Федерального государственного образовательного стандарта по направлению 080100 – «Экономика».

 

Рабочая программа утверждена на заседании кафедры политологии и социологии,

протокол № ______ от «___» ______ 20___ г.

 

 

Заведующий кафедрой

политологии и социологии В.В. Бурматов

 

Рабочая программа с дополнениями и изменениями утверждена на заседании кафедры политологии и социологии,

протокол № 8 от «15» февраля 2013 г.

Заведующий кафедрой ________________ ________________

(подпись) (Ф.И.О.)

Одобрено на заседании Методического совета,

протокол № 8 от «22» апреля 2013 г.

Председатель ________________ ________________

(подпись) (Ф.И.О.)

 



 

Рабочая программа с дополнениями и изменениями утверждена на заседании кафедры политологии и социологии,

протокол № 12 от «25» июня 2014 г.

Заведующий кафедрой ________________ ________________

(подпись) (Ф.И.О.)

Одобрено на заседании Методического совета,

протокол № 3 от «17» ноября 2014 г.

Председатель ________________ ________________

(подпись) (Ф.И.О.)

 

 

Содержание

Содержание.. 4

I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ.. 5

Цель дисциплины.. 5

Учебные задачи дисциплины.. 5

Место дисциплины в структуре ООП ВПО (основной образовательной программы высшего профессионального образования) 5

Требования к результатам освоения содержания дисциплины.. 5

Формы контроля. 7

II. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ... 9

Содержание разделов дисциплины.. 9

Обеспечение содержания дисциплины.. 18

III. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.. 28

IV. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ, ИНФОРМАЦИОННОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ... 29

Рекомендуемая литература.. 29

Рекомендуемые обучающие, справочно-информационные, контролирующие и прочие компьютерные программы, используемые при изучении дисциплины.. 31

Материально-техническое обеспечение дисциплины (разделов) 31

V. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА.. 31

Тематика курсовых работ. 31

Вопросы к экзамену (зачету) 31

Примеры тестов для контроля знаний.. 32

VI. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ... 34

V11. ПРИЛОЖЕНИЯ.. 39

Приложение 1. 39

 

 

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

 

Цель дисциплины

Цель дисциплины – обеспечение научно-информационной ос­новы для формирования широко образованных и социально активных профессионалов, осознающих свое место в современном обществе, спо­собных к анализу и прогнозированию сложных социальных проблем и процессов.



Задачи дисциплины

Задачи дисциплины предполагают изучение:

· основных этапов развития социологии как науки и совре­менных направлений социологической теории;

· общества как целостной саморегулирующейся социокуль­турной системы, в том числе особенностей развития россий­ского общества;

· процессов возникновения и функционирования социальных общностей, социальных организаций и институтов;

· нормативной культуры с точки зрения формирования лич­ности как субъекта социального действия, ее взаимосвязей с социальным окружением;

· культурно-исторических типов социального неравенства и стратификации, горизонтальной и вертикальной социальной мобильности;

· механизмов возникновения и решения социальных конфлик­тов;

· методологии и методов конкретно-социологических иссле­дований.

 

Место дисциплины в структуре ООП ВПО

Дисциплина основывается на знании дисциплины «История».

Для успешного освоения дисциплины «Социология», студент должен:

1. Знать основные направления общественной мысли (ОК-2, ОК-3);

2. Уметь оперировать основными научными категориями социально-гуманитарных наук (ОК-3);

3. Владеть навыками анализа (ОК-2).

Дисциплина «Социология» во взаимодействии с другими гуманитарными, социально-экономическими и общепрофессиональными дисциплинами призван обеспечить подготовку будущих специалистов, отвечающих как современным квалификационным требованиям, так и требованиям интеллектуальной, общекультурной и гуманитарной подготовки.

Требования к результатам освоения содержания дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен обладать следующими компетенциями:

ОК-1 - владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;

ОК-4 - способен анализировать социально значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем;

ОК-6 - способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;

ОК-7 - готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе;

ОК-8 - способен находить организационно-управленческие решения и готов нести за них ответственность;

ОК-9 - способен к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства;

ОК-10 - способен критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков;

ОК-11 - осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности;

ОК-12 - способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны;

ОК-13 - владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией, способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях.

 

В результате освоения компетенций студент должен:

Знать:

  • - основы общественного устройства, общественных отношений, социальную значимость своей будущей профессии в связи с основными функциями социологии (ОК-1, ОК-4, ОК-6, ОК-7, ОК-8, ОК-9, ОК-10, ОК-11, ОК-12, ОК-13);
  • - способы обобщения, анализа, восприятия основных социальных фактов, постановки цели и выбора путей ее достижения (ОК-1, ОК-4, ОК-6, ОК-7, ОК-8, ОК-9, ОК-10, ОК-11, ОК-12, ОК-13);
  • - основы социального взаимодействия в различных типах социальных общностей, способы кооперации с коллегами, работы в коллективе (ОК-1, ОК-4, ОК-6, ОК-7, ОК-8, ОК-9, ОК-10, ОК-11, ОК-12, ОК-13);
  • - основы функционального взаимодействия социологии и других общественных дисциплин, основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-1, ОК-4, ОК-6, ОК-7, ОК-8, ОК-9, ОК-10, ОК-11, ОК-12, ОК-13);
  • - способы анализа социально значимых проблем и процессов (ОК-1, ОК-4, ОК-6, ОК-7, ОК-8, ОК-9, ОК-10, ОК-11, ОК-12, ОК-13);
  • - основные типы общественных систем, характерные для них социокультурные нормы и способы регуляции общественных отношений, сущность и значение информации в развитии современного информационного общества (ОК-1, ОК-4, ОК-6, ОК-7, ОК-8, ОК-9, ОК-10, ОК-11, ОК-12, ОК-13);
  • - основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации и ее использования для постановки важных общественных проблем и решения значимых задач социального развития (ОК-1, ОК-4, ОК-6, ОК-7, ОК-8, ОК-9, ОК-10, ОК-11, ОК-12, ОК-13);

Уметь:

  • - при исполнении профессиональных обязанностей использовать социологические знания об обществе, социальных общностях и личности (ОК-1, ОК-4, ОК-6, ОК-7, ОК-8, ОК-9, ОК-10, ОК-11, ОК-12, ОК-13);
  • - использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-1, ОК-4, ОК-6, ОК-7, ОК-8, ОК-9, ОК-10, ОК-11, ОК-12, ОК-13);
  • - анализировать социально значимые проблемы и процессы, объяснить и локализовать возможные конфликтные ситуации (ОК-1, ОК-4, ОК-6, ОК-7, ОК-8, ОК-9, ОК-10, ОК-11, ОК-12, ОК-13);
  • - использовать различные источники для получения социологической информации в целях ее использования для исполнения профессионального и гражданского долга, соблюдать основные требования информационной безопасности (ОК-1, ОК-4, ОК-6, ОК-7, ОК-8, ОК-9, ОК-10, ОК-11, ОК-12, ОК-13)
  • - работать с информацией в глобальных компьютерных сетях, использовать другие способы получения и обработки социологически значимой информации (ОК-1, ОК-4, ОК-6, ОК-7, ОК-8, ОК-9, ОК-10, ОК-11, ОК-12, ОК-13);

Владеть:

  • - культурой социологического мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1, ОК-4, ОК-6, ОК-7, ОК-8, ОК-9, ОК-10, ОК-11, ОК-12, ОК-13);
  • - культурой поведения, готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-1, ОК-4, ОК-6, ОК-7, ОК-8, ОК-9, ОК-10, ОК-11, ОК-12, ОК-13);
  • - основными социологическими категориями и методами для повышения своей квалификации и мастерства (ОК-1, ОК-4, ОК-6, ОК-7, ОК-8, ОК-9, ОК-10, ОК-11, ОК-12, ОК-13);
  • - навыками анализа социально значимых проблем и процессов (ОК-1, ОК-4, ОК-6, ОК-7, ОК-8, ОК-9, ОК-10, ОК-11, ОК-12, ОК-13);
  • - социологическим инструментарием в использовании основных методов, способов и средств получения, хранения, переработки информации, иметь навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-1, ОК-4, ОК-6, ОК-7, ОК-8, ОК-9, ОК-10, ОК-11, ОК-12, ОК-13).

 

Формы контроля

1. Текущий контроль (осуществляется лектором и преподавателем, ведущим семинарские занятия):

· письменные домашние задания.

 

2. Промежуточный и итоговый контроль знаний по дисциплине – зачет в письменной форме.

 

Контроль за освоением дисциплины осуществляется в каждом дисциплинарном разделе отдельно.

Рубежный контроль: тестирования по отдельным разделам дисциплины.

Результаты текущего контроля и промежуточной аттестации формируют рейтинговую оценку работы студента. Распределение баллов при формировании рейтинговой оценки работы студента осуществляется в соответствии с «Положением о рейтинговой системе оценки успеваемости и качества знаний студентов в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова». Распределение баллов по отдельным видам работ в процессе освоения дисциплины «Социология» осуществляется в соответствии с Приложением.

 


Содержание программы учебной дисциплины

Содержание разделов дисциплины

№ п/п Наименование раздела дисциплины (темы) Содержание Формируемые компетенции Результаты освоения (знать, уметь, владеть, понимать) Образовательные технологии
1. 1 Социология как наука и учебная дисциплина Объект и предмет социологии. Понятие социального. Структура и функции социологического знания. Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки. Методы социальной науки. Цели и задачи изучения социологии в экономическом вузе. Исторические предпосылки возникновения социологии как нау­ки. О. Конт - родоначальник социологии. Развитие социологических теорий во взглядах Г. Спенсера, Э. Дюркгейма, М. Вебера. Марксистская социология. Социологические теории Г. Зиммеля, Ф. Тенниса, В. Парето. Социологическая мысль в России до 1917 г. (П. Лавров, Н. Михайлов­ский, М. Ковалевский, П. Сорокин, Г. В. Плеханов). Западная социология в XX столетии и ее основные направления и школы (структурный функционализм, теория социального конфликта, символический интеракционизм, теории социального обмена). Современный этап развития социологии.   ОК-1, ОК-4, ОК-6, ОК-7, ОК-8, ОК-9, ОК-10, ОК-11, ОК-12, ОК-13 Знать: -основные подходы к определению социологии как науки; - основные положения важнейших социологических теорий ХIХ-ХХ веков; соотношение понятий «социальное» и «общественное»; - понятия «социальные отношения», «социальная сфера», «социальные качества (свойства)», «социальные факты»; - основные методы социальных наук, способы их использования при решении социальных и профессиональных задач; - основные функции социологии.   Уметь– соотносить предмет изучения социологии с другими социальными и гуманитарными науками; - охарактеризовать основные структурные уровни социологического знания; - выявлять социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе; - охарактеризовать основные этапы становления социологической мысли на Западе и в России.   Владеть: - основными понятиями ведущих социологов и уметь применять их («социальный факт» Э.Дюркгейма, «идеальный тип» М.Вебера и др.); - способностью к восприятию социологически значимой информации, ее обобщению и систематизации.   Интеракт. лекция, семинары письменное домашнее задание, самостоятельная работа с литературой.
2. 2 Общество как социокультурная система. Социальные институты и организации Системный анализ общественной жизни. Соотношение понятий «система» и «общество». Основные признаки общества, его важнейшие подсистемы. Понятие социальных связей и социальных отношений. Социокультурные отношения в современном обществе. Особен­ности и проблемы развития российского общества. Современные модели общественного развития. Понятие «социальный институт», их функции и задачи. Типоло­гия социальных институтов и их структура. Базовые институты общества и сферы их влияния. Взаимосвязи между социальными институтами. Дифференциация и специализация социальных институтов в современ­ном российском обществе. Последствия излишней зависимости и излиш­ней автономии социальных институтов. Понятие «социальная организация». Основные черты современ­ной организации и ее цели. Типология организаций. Виды организацион­ных структур. Внешнее окружение организаций. Управление в организации и отношение власти.   ОК-1, ОК-4, ОК-6, ОК-7, ОК-8, ОК-9, ОК-10, ОК-11, ОК-12, ОК-13 Знать:- основные подходы к понятию «общество» в социологии; - основные составляющие общества как целостной социокультурной системы; - основные признаки общества в социологии, их проявление и взаимосвязь; - соотношение понятий «общество» и «социальная общность»; - основные подсистемы общества как системы; - понятие и виды социальной организации. Уметь: - характеризовать социальные связи и социальные отношения в конкретной общественной системе; - показать основные элементы (состав) и функционирование базовых социальных институтов; - обосновать применимость двух основных подходов к обществу как системе – формационному и цивилизационному.   Владеть: - навыками системного подхода при анализе основных элементов базовых социальных институтов; - навыками восприятия различных видов организационных структур; - навыками восприятия особенностей социокультурных отношений в современном обществе. Лекция, семинары письменное домашнее задание, самостоятельная работа с литературой.
3. 3 Социальные роли и личность. Социализация личности Человек как биосоциальная система. Определение и структура личности. Соотношение понятий «человек», «личность», «индивид», «индивидуальность». Социальный тип личности, основания типологизации личности. Понятие социальной роли и социального статуса. Основные и неосновные статусы. Статусный набор. Социальная роль как динамическая характеристика статуса. Изменчивость ролей. Ролевой конфликт. Социализация личности. Первичная и вторичная социализация. Понятия десоциализации и ресоциализации. Институты и агенты социализации личности. Социальная среда, деятельность и социализация личности. Фор­мы социализации. Потребности, интересы личности общества. Ментали­тет россиянина.     ОК-1, ОК-4, ОК-6, ОК-7, ОК-8, ОК-9, ОК-10, ОК-11, ОК-12, ОК-13 Знать: - соотношение биологического, психического и социального начал в человеческой личности; - соотношение понятий «человек», «личность», «индивид», «индивидуальность» в социологии; - определение и структуру личности в социологии; - понятия первичной и вторичной социализации, основные формы (проявления) социализации. Уметь:- соотнести основные и неосновные статусы; - показать различные варианты соотношения социального статуса и социальной роли; - показать на примере конкретной личности ее статусный набор и ролевой набор; - показать возможные ролевые несоответствия, конфликты и пути их разрешения; - показать основные этапы социализации личности. Владеть: - навыками определения собственного социального статуса и социальной роли (ролей); - навыками восприятия агентов и институтов социализации; - навыками определения взаимосвязи потребностей и интересов личности и общества.   Лекция, семинары письменное домашнее задание, самостоятельная работа с литературой, круглый стол
4. 4 Социальная структура и стратификация, социальная мобильность. Социальные общности и группы Понятие социальной структуры и социальной стратификации. Теории социальной структуры и стратификации К. Маркса, М. Вебера, П. Сорокина, Т. Парсонса, Э. Райта, Р. Дарендорфа. Неравенство как критерий стратификации. Основные показатели стратификации: власть, доход, престиж, образование и др. Теория элит. Проблема «среднего» класса в современном рос­сийском обществе. Динамика социальной структуры России. Понятие социальной общности и ее характерные черты. Различ­ные виды социальных общностей: агрегации, категории, социальные группы, Страты, классы. Национально-этническая и социально-террито­риальная структуры общества. Причина обострения межнациональных отношений. Группообразующие процессы в обществе. Большие и малые группы, квазигруппы. Малые группы как основа жизнедеятельности об­щества. Групповая динамика и коммуникационные связи в группах. Изучение сплоченности малой группы (социометрический метод Дж. Море­но). Первичные и вторичные группы (Ч. Кули). Характер и содержание лидерства в группах. Функции группо­вых лидеров.   ОК-1, ОК-4, ОК-6, ОК-7, ОК-8, ОК-9, ОК-10, ОК-11, ОК-12, ОК-13 Знать: - понятия «социальная система» и «социальная структура», их взаимоотношение; - соотношение понятий «социальная структура» и «стратификация»; - исторические типы социальной стратификации; - основные подходы к социальной стратификации; - понятия социального слоя, социального класса, «среднего класса»; - основные показатели (критерии) стратификации; - модели (профили) социальной стратификации; - понятие и основные виды социальных общностей: массовых и групповых.   Уметь - показать проявление (действие) основных критериев стратификации в разных типах общественных систем; - показать причины и характер социального расслоения и неравенства в разных типах общественных систем; - показать формирование и функционирование различных типов социальных общностей Владеть: - основными критериями стратификации как операциональными понятиями; - социометрическим методом Дж. Морено при анализе малой социальной группы; - определением социальной дистанции при анализе первичных и вторичных групп (по Ч.Кули). Интеракт. лекция, семинары письменное домашнее задание, самостоятельная работа с литературой
5. 5 Социальный контроль. Социальные конфликты Социальный контроль как механизм регулирования социального поведения индивидов и групп. Основные элементы социального контро­ля: нормы и санкции, их типология. Функции социального контроля и способы их реализации. Девиантное и ригидное поведение. Понятие аномии. Проблема роста преступности и криминализации общества в современной России. Возникновение теории социальных конфликтов. Разработка про­блемы социальных конфликтов К. Марксом и Г. Зиммелем. Конфликтные парадигмы Т. Парсона, Л. Козера, Р. Дарендорфа. Основные этапы возникновения и развития социального кон­фликта. Возникновение конфликтной ситуации, ее причины. Управление социальным конфликтом: локализация и гашение. Последствия социаль­ного конфликта. Возникновение новых социальных структур в ходе кон­фликта. Национальные противоречия и конфликты в РФ, основные при­чины их возникновения и возможные способы разрешения. ОК-1, ОК-4, ОК-6, ОК-7, ОК-8, ОК-9, ОК-10, ОК-11, ОК-12, ОК-13 Знать - понятие и основные проявления социального контроля; - основные элементы и механизм (порядок) действия социального контроля; - основные проявления формального и неформального социального контроля; - основные теории социальных конфликтов; - этапы возникновения и протекания социальных конфликтов, пути и способы их нейтрализации. Уметь – показать функциональное взаимодействие основных элементов социального контроля; - показать функции социального контроля в различных типах общественных систем; - определить границу социально нормального и девиантного поведения, социально приемлемого и деликвентного поведения; - показать структуру социального конфликта, охарактеризовать основных его участников; Владеть: - навыками определения наличия (отсутствия) действия социальной нормы в той или иной ситуации; - навыками определения основных видов девиантного поведения и их социальной характеристики; - навыками локализации (нейтрализации) конфликтной ситуации. Лекция, семинары письменное домашнее задание, самостоятельная работа с литературой, круглый стол
6. 6 Социологическое исследование: методология и методы Роль социологических исследований в познании общества. Понятие «социальный факт». Основные характеристики социологического исследования, его виды и функции. Характеристика основных методов сбора социологиче­ской информации. Понятия «генеральная совокупность», «выборочная совокупность», «репрезентативность». Количественные и качественные методы социологического исследования. Программа социологического исследования, ее структура. Ха­рактеристика этапов исследования. Сущность социального эксперимента и условия его проведения. Профессиональный состав исследовательских групп. Кодекс чести социолога. ОК-1, ОК-4, ОК-6, ОК-7, ОК-8, ОК-9, ОК-10, ОК-11, ОК-12, ОК-13 Знать - роль социологических исследований в познании общества; - основные виды социологических исследований; - основные методы сбора первичной социологической информации; - структуру и основные разделы программы социологического исследования. Уметь – определить адекватные методы сбора первичной социологической информации в данной конкретной ситуации; - составить первичный социологический инструментарий (анкету, опросный лист и др.); - охарактеризовать программу социологического исследования. Владеть: - навыками сбора первичной социологической информации; -навыками хранения и обработки социологической информации; - навыками интерпретации понятий; - навыками конкретно-социологических исследований при анализе общественно значимых явлений. Лекция, семинары письменное домашнее задание, самостоятельная работа с литературой, круглый стол

 

 


Обеспечение содержания разделов дисциплины

Тема 1. Социология как наука и учебная дисциплина.

Литература: Б- 1;; О- 1; О- 2.

Вопросы для самопроверки:

1. Каковы теоретические и социально-практические предпосылки возникновения социологии как науки?

2. Определите предметное поле социологической науки.

3. Какова структура социологии?

4. Каковы методы социального познания?

5. Что такое социальный закон?

Задания для самостоятельной работы:

1. Покажите, используя материалы экономической теории и др. наук, в каком направлении развиваются общества и их структуры в современном мире.

2. Раскройте цели и задачи социологии в обществе.

Темы эссе, рефератов и докладов:

 

1. Социология как система знаний.

2. Социология – наука о социальных отношениях общества.

3. Структура социологической науки.

4. Характеристика основных законов и категорий социологии.

5. Функции социологии в обществе.

 

Тема 2.Общество как социокультурная система. Социальные институты и организации

Литература: Б- 1;; О- 1; О- 2.

Вопросы для самопроверки:

1. Что представляет собой культура в широком смысле?

2. Что представляет собой культура как объект социального познания?

3. Что принято называть культурным ценностями, а что социальными?

4. Что такое конфликты ценностей и как они проявляются в культуре?

5.Охарактеризуйте социальные функции культуры.

6.Что такое социальные нормы и по каким основаниям их принято различать?

7. Что такое образцы деятельности?

8. Что представляет собой социальная общность?

9. Каковы критерии выделения и классификации социальных общностей? назовите 5-7 критериев.

10. Чем отличается множество людей от социальной общности?

Задания для самостоятельной работы студентов:

1. Какими характерными чертами выражен социокультурный процесс в развитии русской культуры?

 

2. Какие последствия для культур имеет развитие новых информационных технологий?

Темы эссе, рефератов и докладов:

1. Гуманитарный и социологический подходы к пониманию культуры.

2. Роль и значение социокультурных норм в жизни общества.

3. Культура как деятельность и образцы деятельности.

4. Социальные функции культуры.

5. Социокультурный процесс.

 

Тема 3.Социальные роли и личность. Социализация личности

Литература: Б- 1;; О- 1; О- 2.

Вопросы для самопроверки:

1. Каково соотношение понятий «человек», «индивид», «личность»?

2. В чём состоит механизм социализации личности?

3. Что такое социальный статус личности?

4. Что такое социальная роль и какова её связь с социальным статусом личности?

5. В чём заключается ролевая напряжённость и ролевой конфликт?

6. Что такое девиантное поведение и какие факторы определяют его развитие?

7. Назовите причины возникновения девиантного поведения.

 

Задания для самостоятельной работы студентов:

1. Покажите, используя межпредметные связи, в каком направлении развивается личность в современном мире.

2. Раскройте цели и задачи социализации человека в обществе.

3. На примере покажите прохождение человеком четырёх стадий социализации.

Темы эссе, рефератов и докладов:

1. Человек как биосоциальная система

2. Социальная среда, деятельность и социализация личности

3. Потребности, интересы личности общества

4. Модели личности в современной социологии

5. Определение и структура личности

Тема 4.Социальная структура и стратификация, социальная мобильность. Социальные общности и группы.

Литература: Б- 1; О- 1; О- 2.

Вопросы для самопроверки:

1. Имеются ли объективные причины неравенства, которыми оно по­рождается?

2. В чем, по мнению экономистов, причины неравенства?

3. Что такое социальная стратификация?

4. Каковы основные признаки отнесения к той или иной страте?

5. Что такое социальный статус и социальный престиж? Как они соот­носятся между собой?

6. Каковы пути, способы занятия общественного положения, опреде­ляющего социальный престиж?

7. Охарактеризуйте основные составляющие стратификации — пре­стиж, власть, богатство, доход.

8. Опишите характерные черты сословного строя с акцентом на Россию.

9. Что такое смешанный тип стратификации и в чем особенности стратификации России?

10. Что такое совокупность всех социальных перемещений в обще­стве?

Задания для самостоятельной работы:

1. Правомерно ли называть такие разнородные объекты как нация, городское население, студенческая группа, семья – «социальной общностью»? Подумайте. Поставьте все на свои места. Внесите ясность!

2. Почему каждая социальная организация является социальной общностью, но не всякая социальная общность может быть социальной организацией?

3. Даны два определения группы:

а) группа – это реальность или множество людей, значимых для индивида в определенные моменты времени;

б) группа – это определенное количество людей, вступающих в непосредственное (лицом к лицу) взаимодействие.

Какое из них лучше подходит малой группе?

Что это значит? Расшифруйте и приведите примеры.

4. Попробуйте самостоятельно построить шкалу престижа профессий в нашем обществе, воспользовавшись своими наблюдениями и жиз­ненным опытом. Разместите в возрастающем порядке следующие профессии: «плотник», «сталевар», «преподаватель вуза», «шахтер», «банкир», «сантехник», «мясник», «доярка», «менеджер», «кассир», «водитель», «врач», «парламентарий», «юрист», «токарь», «прода­вец», «сторож».

5. Как влияют на социальную структуру общества многообразие форм собственности и рынок?

 

Темы эссе, рефератов и докладов:

1. Структура общества как система тесно взаимосвязанных социальных слоев.

2. Основные слагаемые стратификации.

3. Исторические типы стратификации.

4. Классы и слои в социологической теории.

5. История социального неравенства.

 

Тема 5.Социальный контроль. Социальные конфликты

Литература: Б- 1;; О- 1; О- 2.

Вопросы для самопроверки:

1) Что представляет собой содержание, и сущность социального контроля?

2) Чем социальные нормы современного российского общества отличаются от социальных норм советского общества?

3) Чего больше в настоящее время у рядовых россиян прав или обязанностей?

4) Как соотносятся между собой законы, традиции и обычаи в современном российском обществе?

5) Что преобладает в рядовых россиянах начала 21 века конформизм или девиантность?

6) Возрастает ли роль самоконтроля в современном демократическом обществе?

7) Способствует ли частная жизнь современных россиян (круг семьи и личных друзей) развитию у них самоконтроля?

8) Какие социальные институты в современной России (суды, система образования, армия, производство, средства массовой информации, политические партии, правительство) эффективнее всего могут осуществлять формальный контроль?

9) Каковы в современной России методы социального контроля?

10) Что представляет собой надзор в современной России?

Задания для самостоятельной работы студентов:

1. Перечислите известные Вам типы социальных норм и виды наказания, которые могут последовать за их нарушения.

2. Подумайте, могут ли выступать средствами социального контроля: домашние задания, медицинская справка, паспорт, проездной билет, библиотека, учёная степень, заседание парламента, телефон, блокнот, часы, компьютер, весы, одежда, ценники на товары, реклама, светофор, окно.

3. Проанализируйте историю России. Установите периоды. Когда был особенно развит внешний контроль и особо слабо внутренний. Опишите как внешняя диктатура с её методами и формами оказывала влияние на девиантное и делинквентное поведение людей.

4. Проанализируйте поведение окружающих Вас людей в быту и отметьте те поступки, которые в современном российском обществе считаются девиантными.

Темы эссе, рефератов и докладов:

1). Основные функции социального контроля.

2). Основные функции и основные типы социальных норм.

3). Обязанности и права в обществе современного типа.

4). Социальный контроль и санкции.

5). Самоконтроль и инфантилизм в обществе современного типа.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.