|
Методы обучения и преподавания (малые группы, дискуссия, сит. задачи, работа в парах, презентации, кейс-стади и др.)
СИЛЛАБУС
Дисциплина «Патофизиология -1»
Специальность 051301 «Общая медицина»
Объем часов - 90 (2 кредита)
Курс - II
Семестр - III -IV
Форма контроля - экзамен
Алматы, 2015
Силлабус составлен доц. Рыспековой Н.Н., доц. Мырзагуловой С.Е., доц. Балабековой М.К., доц. Касенов Б.Ж. в соответствие с рабочей программой специальности 051301 - «Общая медицина», утвержденной на заседании Методического совета КазНМУ
(Пр. № от )
Рассмотрен и одобрен на заседании кафедры патофизиологии
Протокол № ___ от «__» мая 201_ г.
Зав.кафедрой патологической физиологии, доцент Балабекова М.К.
4.1 Общие сведения:
4.1.1 Наименование вузаКазахский национальный медицинский университет имени С.Д. Асфендиярова
Кафедра патологической физиологии
4.1.3 Дисциплина БДВ 08 «Патофизиология-1»
4.1.4 Специальность: 051301 «Общая медицина»
4.1.5 Объем учебных часов - 135 - (3 кредита)
4.1.6 Курс и семестр изучения - 2 курс; 3, 4 семестр
4.1.7 Сведения о преподавателях:
№
| ФИО
| Должность
| Степень
|
| Нурмухамбетов Адильман Нурмухамбетович
| профессор
| д.м.н.
|
| Балабекова Марина Казыбаевна
| Зав.кафедрой
| к.м.н.,PhD
|
| Ахмедшина Дания Асхатовна
| Доцент
| к.м.н.,PhD
|
| Мырзагулова Сырсулу Ермухамбетовна
| Доцент
| к.м.н.,PhD
|
| Касенов Бауржан Жумахажиевич
| Доцент
| к.м.н.,PhD
|
| Рыспекова Наталья Николаевна
| Доцент
| к.м.н.
|
| Сагатбаева Нургуль Абаевна
| преподаватель
| к.м.н.,PhD
|
| Аскарова Ажар Ерлановна
| преподаватель
| магистр наук
|
| Трубачев Василий Владимирович
| преподаватель
| магистр наук
|
| Ерденова Марал Ажмухамбетовна
| преподаватель
| магистр наук
|
| Жукешева Майя Канатовна
| преподаватель
| б/с
|
| Момбиева Жанар Таубаевна
| преподаватель
| б/с
| 4.1.8.Контактная информация:
место нахождения кафедры патофизиологии: 2 учебный корпус, 4 этаж
телефон: 8 (7273) 38-70-90 (внутр. 79-15)
4.1.9 Политика дисциплинызаключается в последовательном и целенаправленном осуществлении учебного процесса. Требования преподавателей к студентам основаны на общих принципах обучения в высших учебных заведениях РК:
1. Обязательное посещение лекций, практических занятий и СРСП. Пропущенная лекция отрабатывается в виде составления эссе и защиты его на рубежном контроле.
2. Активное участие в учебном процессе (подготовка теоретического материала, решение ситуационных задач и тестов, самостоятельное выполнение практических работ).
3. Сдача рубежного контроля в установленное время по тематическому плану.
4. Обязательное выполнение СРС в установленное время по тематическому плану.
5. Активное участие студентов в научно-исследовательской работе (НИРС) и в мероприятиях кафедры по усовершенствованию учебно-методического процесса.
4.2. Программа:
Введение
Патологическая физиология является фундаментальной теоретической медико-биологической дисциплиной, дающей знания, которые необходимы для формирования врачебного мышления и закладывают основы для правильной диагностики, профилактики и лечения заболеваний. Она создает теоретическую базу для понимания нарушений функций органов и систем при патологических процессах и болезнях. Патологическая физиология, как интегрирующая и аналитическая учебная дисциплина, направлена на создание методологической основы формирования конкурентноспособного специалиста.
4.2.2 Цель дисциплины:формирование у студентов научных представлений об основных закономерностях возникновения, развития и исходов патологических процессов и болезней, обучение основным приемам проведения эксперимента, работы с животными с учетом знаний правовых норм этики доклинических исследований, формирование у студентов коммуникативных навыков, способностей саморазвития и самосовершенствования.
4.2.3. Задачи обучения:
· формировать знания по общей нозологии и типовым патологическим процессам
· научить правильно осмысливать отклонения функций органов и систем при патологии с учетом реактивности организма
· научить различать в патогенезе патологических процессов явления повреждения и защиты
· сформировать практические навыки выявления предболезни и моделирования некоторых типовых патологических процессов (нарушения периферического кровообращения, воспаления)
· формировать практические навыки патофизиологического анализа клинико-лабораторных данных
· развивать коммуникативные навыки работы в группе
· формировать правовые компетенции по правилам проведения доклинических исследований по приказам МЗ РК
· Формировать навыки самостоятельной работы с научной, учебной и справочной литературой, каталогами в библиотеке, сайтами интернета при подготовке к занятиям и СРС
Конечные результаты обучения
У студента должны быть сформированы компетенции:
Знания
· основных понятий общей нозологии;
· роли причин, условий и реактивности организма в возникновении, развитии и исходе болезней;
· основных понятий общего патогенеза
· общей патологии клетки, общих реакций организма на повреждение
· механизмов развития типовых патологических процессов (воспаление, лихорадка, гипоксия, аллергия, опухоли, нарушения обмена веществ и периферического кровообращения), их проявлений и значения для организма
Практические навыки
· патофизиологического анализа клинико-лабораторных данных при решении ситуационных задач
· планирования и выполнения экспериментов на животных, анализа результатов экспериментов
· моделирования некоторых типовых патологических процессов (нарушений периферического кровообращения, воспаления)
· проведения нагрузочных проб для выявления предболезни
Правовые компетенции
· студент должен знать нормативные документы по этике научных исследований Приказ МЗ РК № 697 «Об утверждении Правил проведения доклинических исследований, медико-биологических экспериментов и клинических испытаний в Республике Казахстан».
· Приказ Комитета по техническому регулированию и метрологии Министерства индустрии и торговли Республики Казахстан от 29 декабря 2006 № 575. Государственный стандарт Республики Казахстан Надлежащая лабораторная практика. Основные положения.
Самосовершенствование
· студент должен уметь самостоятельно работать с научной, учебной и справочной литературой, каталогами в библиотеке, сайтами интернета
Коммуникативные навыки:
· уважительного взаимоотношения в группе, способности контролировать свои действия и эмоциональное состояние
· адекватного восприятия критических замечаний со стороны преподавателя и коллег
· открытого обсуждения спорных вопросов, высказывания своей точки зрения, аргументирования и отстаивания своей позиции
· ориентации в проблеме, компромиссного решения проблемы
4.2.5 Пререквизиты: молекулярная биология и медицинская генетика, биохимия, физиология - 1, гистология - 1, микробиология.
4.2.5 Постреквизиты:патофизиология-2, пропедевтика внутренних болезней, общая хирургия.
4.2.6 Краткое содержание дисциплины
Дисциплина «Патофизиология» включает изучение:
ü основных понятий общей нозологии: здоровье, болезнь, патологическая реакция, патологический процесс, патологическое состояние. Стадии болезни, периоды умирания, постреанимационная патология.
ü вопросов этиологии и патогенеза: роли причин, условий и реактивности организма в возникновении, развитии и исходе болезней
ü вопросов местных и общих реакций на повреждение
ü нарушения обмена веществ
ü этиологии и патогенеза типовых патологических процессов (нарушение периферического кровообращения, воспаление, аллергия, опухоль, гипоксия)
4.2.7 Тематический план лекций (5 час)
№
| Тема лекции
| Форма проведения
| Часы
| 1.
| Общая этиология и патогенез
| Обзорная лекция
|
| 2.
| Воспаление
| Обзорная лекция
|
| 3.
| Аллергия
| Обзорная лекция
|
|
| Итого
|
|
| 4.2.7 Тематический план практических занятий (40 час)
№ зан
| Тема
| Форма проведения
| Час
| 1.
| Предмет, задачи, методы патофизиологии.
| Обсуждение теоретических вопросов, Блиц-игра, тестирование по знанию приказов МЗ РК №№ 575, 697, работа с глоссарием на трех языках
|
|
| Общая нозология.
| Дискуссия по вопросам темы, патофизиологический анализ задач, тестирование, работа с глоссарием на трех языках
|
|
| Общая этиология и патогенез. Влияние на организм пониженного барометрического давления.
| Дискуссия по вопросам темы, анализ схем патогенеза, патофизиологический анализ задачи, тестирование, работа с глоссарием на трех языках
|
|
| Роль реактивности организма и наследственности в патологии.
| Обсуждение теоретических вопросов, просмотр видеофильма «Значение видовой принадлежности, возраста, функционального состояния ЦНС в резистентности к гипоксии», решение задачи, решение тестовых заданий, работа с глоссарием на трех языках
|
|
| Общая патология клетки.
| Вопросы теоретического разбора, патофизиологический анализ задач, составление схем патогенеза, работа с глоссарием на трех языках
|
|
| Нарушения водно-электролитного обмена
| Обсуждение теоретического материала, патофизиологический анализ задач, составление схем патогенеза, решение тестовых заданий, работа с глоссарием на трех языках
|
|
| Нарушения кислотно-основного состояния (КОС)
| Дискуссия по вопросам темы с использованием схем патогенеза нарушений КОС, патофизиологический анализ задач, тестирование, работа с глоссарием на трех языках
|
|
| Нарушения углеводного обмена
| Дискуссия по теоретическим вопросам, анализ результатов эксперимента, патофизиологический анализ задач, тестирование, работа с глоссарием на трех языках
|
|
| Нарушения белкового и липидного обмена
| Дискуссия по теоретическим вопросам, патофизиологический анализ задач, просмотр видеороликов, тестирование, работа с глоссарием на трех языках
|
|
| Гипоксия
| Дискуссия по вопросам темы, патофизиологический анализ задач, составление схем патогенеза, выполнение тестовых заданий, работа с глоссарием на трех языках
|
|
| Нарушения периферического кровообращения и микроциркуляции
| Дискуссия по вопросам темы, составление схем патогенеза, выполнение и обсуждение практических работ по моделированию в эксперименте артериальной, венозной гиперемии, ишемии, тромбоза, эмболии оформление протоколов, патофизиологический анализ задач, тестирование, работа с глоссарием на трех языках
|
|
| Воспаление
| Дискуссия по вопросам темы, опыт Конгейма, патофизиологический анализ задач, составление схем патогенеза, работа с глоссарием на трех языках
|
|
| Ответ острой фазы. Лихорадка
| Обсуждение теоретического материала, составление схем патогенеза, патофизиологический анализ задач, заполнение таблиц, анализ модельных ситуаций, тестирование, работа с глоссарием на трех языках
|
|
| Аллергия
| Дискуссия по вопросам темы, патофизиологический анализ задач, заполнение таблиц, тестирование, работа с глоссарием на трех языках
|
|
| Опухоли
| Дискуссия по вопросам темы, заполнение «немых» графов, патофизиологический анализ задач, тестирование, работа с глоссарием на трех языках
|
| Всего часов
|
| 4.2.7 Тематический план СРСП (45 час)
№ зан
| Тема
| Форма проведения
| Час
|
| Формирование практических навыков по теме «Предмет, задачи, методы»
| Выполнение тестовых заданий, кейс-стади
|
|
| Формирование практических навыков по теме «Общая нозология»
| Выявление предболезни нагрузочными пробами (пробы Мартине, Штанге, Генче), решение кроссворда
|
|
| Формирование практических навыков по теме «Общая этиология и патогенез. Влияние на организм пониженного барометрического давления
| Кейс-стади. Патофизиологический анализ клинико-лабораторных данных. Анализ видеофильма по моделированию высотной болезни
|
|
| Формирование практических навыков по теме «Роль реактивности в патологии»
| Кейс-стади. Патофизиологический анализ клинико-лабораторных данных, анализ результатов эксперимента
|
|
| Формирование практических навыков по теме «Патофизиология клетки»
| Кейс-стади. Патофизиологический анализ клинико-лабораторных данных, выполнение тестовых заданий
|
|
| Рубежный контроль – 1
| 1 этап. Тестовый контроль
2 этап. Патофизиологический анализ клинико-лабораторных данных при решении ситуационных задач
|
|
| Формирование практических навыков по теме «Нарушения водного обмена»
| Кейс-стади. Патофизиологический анализ клинико-лабораторных данных.
|
|
| Формирование практических навыков по теме «Нарушения КОС»
| Кейс-стади. Патофизиологический анализ клинико-лабораторных данных анализ результатов эксперимента
|
|
| Формирование практических навыков по теме «Нарушения углеводного обмена»
| Кейс-стади. Патофизиологический анализ клинико-лабораторных данных анализ результатов эксперимента
|
|
| Формирование практических навыков по теме «Нарушения липидного и белкового обмена»
| Кейс-стади. Патофизиологический анализ клинико-лабораторных данных
|
|
| Формирование практических навыков по теме «Гипоксия»
| Кейс-стади. Патофизиологический анализ клинико-лабораторных данных. Просмотр видеофильмов. Анализ результатов эксперимента
|
|
| Рубежный контроль – 2
| 1 этап. Тестовый контроль
2 этап. Патофизиологический анализ клинико-лабораторных данных при решении ситуационных задач
|
|
| Формирование практических навыков по теме «Нарушение периферического кровообращения»
| Кейс-стади. Патофизиологический анализ клинико-лабораторных данных, выполнение тестовых заданий, анализ результатов эксперимента
|
|
| Формирование практических навыков по темам «Воспаление»
| Кейс-стади. Патофизиологический анализ клинико-лабораторных данных, решение кроссворда, выполнение тестовых заданий
|
|
| Формирование практических навыков по теме «ООФ. Лихорадка»
| Кейс-стади. Патофизиологический анализ клинико-лабораторных данных, выполнение тестовых заданий
|
|
| Формирование практических навыков по теме «Аллергия»
| Кейс-стади. Патофизиологический анализ клинико-лабораторных данных, решение тестовых заданий анализ результатов эксперимента
|
|
| Формирование практических навыков по теме «Опухоли»
| Кейс-стади. Патофизиологический анализ клинико-лабораторных данных, решение кроссворда. анализ результатов эксперимента
|
|
| Рубежный контроль - 3
| 1 этап. Тестовый контроль
2 этап. Патофизиологический анализ клинико-лабораторных данных при решении ситуационных задач
|
|
| ВСЕГО часов
| |
| 4.2.8. Задания для самостоятельной работы студентов (СРС) - 30 час
№
| Тема СРС
| Форма
проведения
| часы
|
| Патофизиологические аспекты алкоголизма
| Самостоятельное изучение материала, выполнение тестовых заданий. Презентация. Резюме на языке, отличном от языка обучения
|
|
| Патофизиологические аспекты наркомании
| Самостоятельное изучение материала, выполнение тестовых заданий. Презентация. Резюме на языке, отличном от языка обучения
|
|
| Патофизиологические аспекты токсикомании и табакокурения
| Самостоятельное изучение материала, выполнение тестовых заданий. Презентация. Резюме на языке, отличном от языка обучения
|
|
| Биологические, медицинские и социальные аспекты старения. Теории старения
| Самостоятельное изучение материала. Заполнение «немых» графов по теориям старения, анкеты – калькулятора Томаса Перлза. Выполнение тестовых заданий. Презентация. Резюме на языке, отличном от языка обучения
|
|
| Особенности реактивности детского организма. Диатезы у детей
| Самостоятельное изучение материала. Презентация. Резюме на языке, отличном от языка обучения
|
|
| Атерослероз
| Самостоятельное изучение материала. Презентация. Резюме на языке, отличном от языка обучения
|
|
| Гипотермия и гипертермические состояния
| Самостоятельное изучение материала, составление схем патогенеза. Презентация. Резюме на языке, отличном от языка обучения
|
|
| Стресс
| Самостоятельное изучение материала. Выполнение тестовых заданий, решение
ситуационных задач.
|
|
| Шок, классификация, патогенез
| Самостоятельное изучение материала. Выполнение тестовых заданий. Презентация
|
|
| Кома, классификация, патогенез
| Самостоятельное изучение материала, составление схем патогенеза. Презентация. Резюме на языке, отличном от языка обучения
|
|
| Патофизиология инфекционного процесса. Сепсис
| Самостоятельное изучение материала, составление схем патогенеза. Презентация. Резюме на языке, отличном от языка обучения
|
|
| Аутоиммунные заболевания. Патология соединительной ткани
| Самостоятельное изучение материала, составление схем патогенеза, выполнение тестовых заданий. Презентация. Резюме на языке, отличном от языка обучения
|
| Итого
|
|
Литература основная и дополнительная.
На русском языке:
Основная:
1. Патофизиология // Под ред. Новицкого В.В., Гольдберга Е.Д. Уразовой О.И.– Москва: Изд-во ГЭОТАР, 2012., том 1 – 845 с.
Дополнительная:
1. Общая патологическая физиология // Фролов В.А., Дроздова Г.А., Казанская Т.А., Билибин Д.П. М.: Издательский Дом "Высшее Образование и Наука", 2013. -308 с.
2. 2. Литвицкий П.Ф. Патофизиология. - Москва:ГЭОТАР-МЕД, 2010 - 496 с.
На казахском языке
Негізгі әдебиет:
1. Нұрмұхамбетұлы Ә. Патофизиология – Алматы, 2011 – 698 б
Қосымша
1. Клиникалық патофизиологиясы. – Алматы, 2010 – 976 б
На английском языке:
Основная:
1. V. Kumar, A.K. Abbas, S.N. Fauso. Pathologic basis of disease, 8th edition, 2010 – 1525р
Дополнительная:
1. Basic Pathology // V. Kumar, A.K. Abbas, S.N. Fausto, 8th edition, 2010
Методы обучения и преподавания (малые группы, дискуссия, сит. задачи, работа в парах, презентации, кейс-стади и др.)
· Обзорные лекции по избранным темам
· Проведение практических занятий:
Дискуссия по вопросам темы, проведение экспериментов и обсуждение результатов экспериментов с оформлением протоколов, составление схем патогенеза, заполнение таблиц, просмотр и обсуждение видеофильмов и видеороликов на английском и русском языках, выполнение практических заданий, кейс-стади, тестирование, работа с глоссарием на трех языках
· Формы организации СРСП:
консультации по теме, кейс-стади, проведение экспериментов и обсуждение результатов экспериментов с оформлением протоколов, работа с таблицами, учебными пособиями, электронными версиями учебников, мультимедийными презентациями, выполнение практических заданий, тестирование, кейс-стади, просмотр и обсуждение видеофильмов и видеороликов на английском и русском языках, проведение научно- студенческой конференции, работа с глоссарием на трех языках, рубежный контроль.
· Формы организации СРС:
работа с литературой, электронными базами даных по вопросам, предусмотренным для самостоятельного изучения; подготовка презентаций
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|