Сделай Сам Свою Работу на 5

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ.





УГРОЗЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

 

Анализ истории свидетельствует о том, что потребность в безопасности относится к числу первостепенных основных мотивов деятельности людей и сообществ. Стремление людей к безопасности обусловило их объединение в племена, государства, предопределило образование многих международ – ных организаций и, привело к созданию ООН, призванной обеспечить безопасность всего мира.

Актуальность вопроса безопасности Российской Федерации определяется тем, что в условиях переноса основных акцентов межгосударственных раз - ногласий из области идеологии в сферу политики и экономики и уменьшения вероятности развязывания крупномасштабной войны значительно возросла вероятность возникновения конфликтов на региональном уровне. Обостряется конкурентная борьба традиционных и формирующихся центров силы за расширение сфер влияния, в том числе и за счет получения доступа к геостратегическому и экономическому потенциалу России.

Стратегия России в 21 веке определяется не только ее внутренними потенциями и собственными устремлениями. Она по необходимости должна учитывать процессы, развертывающиеся в мире и создаваемые ими обстоя - тельства, которые в теории безопасности определяются категорией «вызов», не обязательно носят конкретно угрожающий нам характер. Но если с ними не считаться и не реагировать на них, возможно возникновение неконтро - лируемой ситуации, при которой могут быть утрачены благополучие, безо – пасность и стабильность общества.



 

Проблема обеспечения безопасности особо актуальна для Юга России, так как большая часть вызовов и угроз региону сосредоточена именно здесь. Именно Северный Кавказ является местом, в котором в наибольшей степени проявляется интерес со стороны западных спецслужб, стремлением НАТО укрепить свою лидирующую роль на континенте, главная цель которых – дестабилизировать ситуацию в России. Бесконечное число террористических актов, формирование новых террористических отрядов, частые межэтничес – кие конфликты, как в молодежной среде, так и на политическом уровне призваны дестабилизировать ситуацию. Поэтому обеспечение политической безопасности в этом регионе является для федеральных властей приоритетным.



Вхождению Северного Кавказа в состав Российской империи предшест – вовал длительный, продолжавшийся не одно столетие, процесс становления русско-кавказских связей, в ходе которого зародилась, окрепла и реализова-лась тенденция к присоединению. Но до начала XIX века военно-админист – ративная власть и законы Российской империи так и не распространились на территории Северного Кавказа. Территория оставалась феодально-раздроб – ленной, а многочисленные народы находились под управлением местных князей и общинных верхов, которые многократно меняли свою позицию по отношению к Российской империи. Однако возрастание военной и полити – ческой мощи последней в Северном Причерноморье и Предкавказье, засе – ление этой территории крестьянами и казаками, явилось необходимым фактором усиления ориентации коренных народов на Россию.

По мере присоединения кавказских территорий перед Россией вставала проблема управления ими. Предстояло найти такую форму имперского присутствия в этом регионе, которая, прежде всего, позволила бы обеспе – чить социально-политическую стабильность. Дело осложнялось целым рядом факторов. С точки зрения языка, религии, культуры, внутреннего устройства, кавказские государственные, полугосударственные и догосудар - ственные образования были неоднородными. Внутри их зачастую царили раздробленность и усобицы, а между ними – вражда и соперничество. Россия взяла их под свое покровительство и началось оформление осново – полагающих тенденций управленческой стратегии Российской империи, которые в дальнейшем совершенствовались в рамках Кавказского Намест-ничества: тенденция подчиненности гражданской формы управления военной, тенденция централизации власти, обеспечение лояльности со стороны горской феодальной знати, сочетание военных методов и плано - мерных мероприятий политического и экономического характера.



Северо – Кавказский регион складывался почти три сотни лет, последова - тельно охватывая низовья Волги и Дона, левобережье Терека, Кабарду, Дагестана, степи западного Предкавказья и наконец горные территории Кавказа и его Черноморского побережья. Этот процесс сопровождался интеграцией народов в систему российской государственности. Произошедшие после распада СССР перемены существенно отразились на региональном статусе и рейтинге Северного Кавказа. Будучи ранее внутрен – ним регионом он стал теперь приграничной территорией, приобретя страте - гическую функцию представления и защиты интересов России на Кавказе.

Юг России не случайно ученые и политики называют «солнечным сплете – нием Евразии» или «мягким подбрюшьем России» - это жизненно важный для существования целостности Российской Федерации и в то же время один из наиболее уязвимых сегментов российского геополитического пространст – ва. Еще более полутора столетий назад большинство европейских политиков пришли к заключению о том, что Северный Кавказ является для России «ахиллесовой пятой». Утверждалось, что именно туда надо наносить удар, чтобы свалить Великую Россию.

Сегодня Северный Кавказ является зоной напряженной геополитической игры (исторически называемой «Большая игра») между англосаксонским миром (ранее Великобритания, сегодня США) и Россией за контроль над стратегическим центром Евразии.

При рассмотрении основных угроз Юга России целесообразно их разде – лить на общероссийские (присущие не только Югу России, но и стране в целом) и характерные только для Северного Кавказа:

 

1. Принятие на различных уровнях государственной власти нормативно –правовых актов, нарушающих верховенство федеральной конституции и законодательства единство организации государственной власти России и субъектов РФ, распределение предметов ведения между ними;

2. Отсутствие правовой и политической культуры у государственных служащих, которая в свою очередь должна обеспечивать качество выполняемой ими работы, при отсутствии чего происходит снижение не только качества работы, но и ухудшается отношение людей к государственной власти;

3. Коррупция и казнокрадство в органах власти, а также в системе правоохранительных органов;

4. Кризисное состояние экономики, недостаточное инвестирование в экономику регионов и крупных предприятий;

 

Рассмотрение факторов, влияющих на политическую безопасность Северного Кавказа, предполагает более детального рассмотрения.

Первая и наиболее важная проблема, подрывающая стабильность безопасности является терроризм.Терроризм принадлежит к числу наиболее опасных и трудно прогнозируемых явлений современного мира. На рубеже XX и XXI веков международное сообщество столкнулось с резким возрастанием угрозы терроризма, его идеология стала проявляться особенно отчетливо, а действия стали приобретать все более жестокие и изощренные формы. В этой связи необходимы срочные и эффективные меры, имеющие целью лишить террористические движения и организации идеологических основ, выявить и подавить центры обеспечения и поддержки террористов, добиться общественной изоляции и осуждения террористических групп, концентрируя внимание и усилия на расслоении террористической среды.

Решение этой чрезвычайно сложной и важной задачи может быть достигнуто путем проведения политических, экономических, социальных, военно – технических, идеологических информационных и других мероприятий.

Образованный в 2000 году Южный Федеральный Округ (ЮФО), а в 2010 году из которого выделили ряд регионов и образовали Северо – Кавказский Федеральный Округ (СКФО) Российской Федерации, включает в себя два крупных очага ислама - Северный Кавказ и Нижнее Поволжье. Исламская традиция имеет здесь многовековую историю и мусульманский компонент придает уникальное своеобразие всему облику южно-российского региона. При изучении данной проблемы связанной с вопросами терроризма и безопасности на Юге России, ученые выделили эндогенные и экзогенные факторы активизации терроризма.

К эндогенным факторам исследователи относят, прежде всего, «обновление» ислама, которое относится к началу 80-х годов XX века и связано с расцветом исламизма в этот период в мусульманском мире. На Юге России этот процесс характеризуется распространением радикального фундаментализма в таких регионах как Дагестан, Чечня, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкессия, Республика Северная Осетия-Алания, Астраханская область, Ставропольский край.

К экзогенным факторам, определяющим исламистско-террористические угрозы и вызовы Югу России, по мнению исследователей, следует отнести, прежде всего, угрозы, исходящие из стран Ближнего и Среднего Востока и угрозы, исходящие из государств Южного Кавказа.

Террористическая деятельность наносит непоправимый ущерб не только политической безопасности страны, но и национальной безопасности в це - лом, тем самым подрывает доверие людей к действующей власти, способ - ствует разжиганию межэтнических конфликтов. Ведь народам Северного Кавказа присуще традиционный тип культуры, который характеризуется та – кой особенностью как мускулинность – доминирование в культуре мужских, воинственных начал, стремление насаждать свои ценности и обычаи, чем перенимать другие. Поэтому, особо важное значение имеет влияние на общество традиционных социальных институтов. Такие структуры, как советы родов (тейпов и др.), старейшины, религиозные братства (вирды) действуют на основании норм права эпохи военной демократии более чем тысячелет – ней давности. Подобная система права исходит из неполноправности всех «чужаков», то есть представителей других народов.

 

Также к угрозам национальной безопасности следует отнести попытки влияния внешних сил, именно этот регион становится основным объектом интересов Западных стран, где они поддерживают сепаратистские настро – ения. Происходящие на территориях Северокавказских республик межэт – нические столкновения, втягивая в данный конфликт все большее количест - во своих соседей опасны тем, что они могут приобретать затяжной характер и тем самым увеличивать угрозу государственным интересам РФ.

На современном этапе геополитическая конкуренция ведется за установ – ление контроля над энергетическими ресурсами, путями военно-морского значения, магистралями то основной задачей крупных мировых государств является оттеснение Российской Федерации подальше от одного из основ - ных коммуникационных подступов к центру мировых ресурсов Средиземно – морского и Черноморского региона.

Свои интересы на этот регион, выразили многие государства, такие как , Соединенные Штаты Америки, Великобритания, Турция. Не допущение России до уровня сверхдержавы, сужение ее геостратегического простран - ства, разжигание террористической деятельности в регионах Северного Кавказа является основной задачей внешних сил, тем самым уменьшая престиж и имидж России в мировом обществе, при этом получить свою политическую и экономическую выгоду. Соединенные Штаты заинтересо – ваны, чтобы Россия утратила евразийского авторитета. Одним из способов оказания своего влияния Запада на Северном Кавказе является распостра – нение фундаментальных течений Ислама, направленных на разрушение и внедрение сепаратистских настроений в обществе. Одним из главных задач Запада является разрушение России путем подчинения на Кавказе регио - нальных элит. Процесс разрушения введется поэтапно:

Первый этап – это распад страны и образование большого количества сообществ, которые имели бы различную идентичность.

Второй этап – где государство, пришедшее в упадок, заменяется надгосудар-ственными образованиями в политике, экономике и культуре.

Процессы глобализации оказывают определенное влияние на политичес - кую и экономическую ситуацию на Северном Кавказе. Для нее характерны передача роли регулирующей функции государства рыночным механизмам, которые контролируют транснациональные компании, входящие в между – народную финансовую систему. На первом этапе транснациональные компа - нии лоббируют свои интересы через местные элиты власти, которые эконо – мически заинтересованы в максимальной независимости от центра. Но это только временное совпадение интересов. На втором этапе местную элиту ждет сюрприз – закрытая и поддерживаемая ныне Западом полукрими – нальная экономика национальных кланов в стратегическом плане не соот – ветствует интересам транснациональных монополий.

Также для глобализации характерны: максимальная открытость эконо – мики для мировых финансовых институтов, прямой доступ к сырьевым ресурсам, к рынкам финансовой и товарной значимости. Такое положение может привести к тому, что транснациональные корпорации будут контро – лировать не только экономические, но и политические процессы, происхо – дящие на территории Северокавказских республик.

Одним из мощных инструментов установления внешнего контроля над регионом является инициированная спецслужбами Соединенных Штатов «борьба с терроризмом». Деятельность данной антитеррористической борь - бы нацелена на решение своих геополитических задач и решения экономи - ческих проблем. Кроме того, она стала высоко прибыльной отраслью бизне - са. Западные страны используют несколько инструментов для внедрения своего менталитета, основанного не на духовных ценностях, а на приоритете наживы. С распадом СССР в России была разрушена существовавшая более полвека социалистическая система ценностей. Образовавшийся на ее месте идеологический вакуум начал заполняться ценностями чуждыми данному обществу. Социалистические, религиозные, в том числе мусульманские и христианские ценности на Северном Кавказе начала заменятся ценностями накопления богатства любой ценой. То есть она включает полную свободу общества, которая касается той системы ценностей, которая сложилась исторически. Кризис морали ведет к развалу экономики региона. Строится общество потребления, и глобальные финансовые системы берут на себя роль регулятора общества, то есть берет на себя роль государства и стано – вится надгосударственной системой, тем самым разрушая государственную систему, которая включает в себя: производство, науку, культуру, религию и др. В обществе становится все большей нормой социальное расслоение, достижение богатства, без полезного труда минуя стадию производства. Эксплуатация человеческих пороков становится объектом экономической деятельности, которая ведет к коррумпированности власти, политических партий, религиозных и общественных организаций. Западные ценности не обошли стороной и народы Северного Кавказа, где были разрушены основные принципы солидарности, употребление алкоголя и наркотиков увеличились в разы. Все это ведет к деградации общества, к кризисным явлениям в экономике, развалу науки, распространению коррупции, снижению культурных ценностей, моральной деградации общества. Инструментами распространения западных ценностей выступают средства массовой информации, различные общественные и просветительские орга - низации, которые пропагандируют американский образ жизни, стратегия без применения насильственных методов, путем расширения круга сторонников и помощников решает задачи стратегического обеспечения влияния Западной политики.

На территории Северокавказских республик действуют различные фонды, которые финансируют различные программы в области обучения, стажи - ровок, малого бизнеса и др. С помощью международных организаций дей - ствующих на территории России осуществляется вербовка молодежи в ряды боевиков, которые проходят обучение в специальных центрах заграницей. Также активную деятельность осуществляют интернет-сайты, которые заре - гистрированы на Западе и Ближнем Востоке, институты гражданского общества, финансовую поддержку которым оказывают США и их союзники. Под видом защитников граждан их прав и свобод, эти организации старают - ся расколоть общество, дискредитировать региональную власть, обостряя межнациональные и религиозные противоречия. Именно эти отношения бу - дут решающими для будущего России и Северного Кавказа, который в своей перспективе должен превратиться в сплошной пояс нестабильности, который выступает отвлекающим на себя основное внимание регионом России, в силу своей противоречивости и конфликтности. Тем самым ослабляя поли - тику России на Северном Кавказе. Используя исламский фактор радикализи - ровать население Северокавказских республик, тем самым расширяя и вы - тесняя на север русское население, затем объединить северокавказские рес - публики, включая Ставрополье и Краснодарский край, в одно государство. Американская стратегия предусматривает создание нестабильности от Северного Кавказа до республик Поволжья, где население в основном исповедует Ислам.

Последние события, происходившие на Северном Кавказе показали, что данный регион является стратегический важным для национальной безопас - ности России, для которой необходимо поддерживать сотрудничество и тесные партнерские отношения с Закавказскими государствами, в то же время необходимо обеспечение стабильности и безопасности на террито - риях Северокавказских республик. Конфликты, происходящие на Северном и Южном Кавказе взаимосвязаны между собой и неотделимы, поэтому дестабилизация на данных территориях может иметь для России необрати - мые последствия.

Необходимо отметить, что за политическую безопасность Северного Кавказа, как и страны в целом отвечает Совет Безопасности Российской Федерации – совещательный орган, осуществляющий подготовку решений Президента Российской Федерации по вопросам обеспечения защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутрен – них и внешних угроз, проведения единой государственной политики по обеспечению национальной безопасности. Совет безопасности обеспечивает условия для реализации Президентом его конституционных полномочий по защите прав и свобод человека и гражданина, охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности. По прежнему приоритетным направлением противодействиям угрозам политической безопасности, является противодействие терроризму, как главному дестабилизирующему фактору.

Ключевую роль в обеспечении региональной безопасности на Кавказе играют российские воинские контингенты. Военные базы являются сдерживающим фактором агрессии со стороны государств, вынашивающих агрессивные планы. Российские вооруженные силы имеют полный приоритет по количеству и качеству вооружения и военной техники среди стран Кавказского региона, постоянная работа над собой, участие в крупных учениях, проведение совместных учений со странами союзницами позволяет быть уверенными в способности отразить любую агрессию на рубежах Кавказа. Россия зарекомендовала себя, как надежный партнер, соблюда – ющий международное право и уважающий интересы любого другого государства.

Сегодня русские по-прежнему остаются интегрирующим звеном, позво - ляющим сдерживать дальнейшее обострение межнациональных отношений. Однако это уже привело к нарушению этнополитического баланса в респуб - ликах Северного Кавказа, формированию угроз безопасности, так как интеграция Северного Кавказа в российское политическое пространство осуществлялось через постепенное наращивание русского населения, которое способствовало в регионе общих государственно-правовых и ценностных ориентаций, созданию многоукладной модернизирующей экономики.

 

Итак, Северный Кавказ – самый сложный регион с точки зрения социаль - но-экономической ситуации, государственного управления и обеспечения национальной безопасности России. Здесь присутствует реальная угроза национальной безопасности Российской Федерации, ее целостности и суверенитету.

Северный Кавказ должен рассматриваться как приоритетное направление внешней и внутренней политики России. Предпосылки этого заключаются в том, что он является ключевой стратегической территорией для обеспечения национальной безопасности России на южных рубежах и для проведения последовательной международной политики на Ближневосточном и Сред - неазиатском регионах. Поэтому он является не только южным рубежом России, но и самостоятельным поясом распространения российского влия - ния в мире. В качестве одного из приоритетных направлений исследований для современной России является создание глобального междисциплинар – ного Геополитического Атласа Северного Кавказа, который бы учитывал существующие тенденции, исторические прецеденты, потенциальные модели развития этноконфессиональных структур Северного Кавказа.

Необходимо понять, что Северокавказский федеральный округ, где существуют определенные сложности, на сегодняшний день является уязвимой территорией РФ, где возможно нанести достаточный ущерб национально-государственным интересам России. Потеря в этом округе, даже малой части территории может привести к распаду всего Северного Кавказа, а впоследствии и всей России. Поэтому Федеральному центру необ - ходимо проводить выверенную и более взвешенную политику на данной территории с тем, чтобы прекратить вооруженный конфликт, стабилизиро -вать общественно-политическую ситуацию и учитывать интересы субъектов федерации и других участников политических процессов на Северном Кавказе.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.