Сделай Сам Свою Работу на 5

Лексические и синтаксические средства выразительности





Литературоведческие термины

Лирические жанры:

  1. Былина -устная народная песня-сказание о подвигах богатырей.
  2. Дифирамб - торжественная песнь в честь кого-то(у древних греков в честь бога Дионисия), преувеличенная, восторженная похвала.
  3. Дума - стих. философско-исторического содержания.
  4. Мадригал - небольшое стих. обычно любовного содержания, посвященное даме, восхваляющий её.
  5. Ода - жанр высокой лирики в классицизме - торжественное прославляющее произведение.
  6. Песня - стих. произведение для пения
  7. Послание - стихотворное письмо, как правило, адресованы конкретным лицам. Бывают панегирические(хвалебные), сатирические, любовные.
  8. Стансы- жанр средневековой лирики, характеризующийся песенностью и небольшим объемом. В русской поэзии - это емкие стихи с замкнутыми строфами по четыре ямбических стиха в каждой, насыщенные размышлениями о жизни.
  9. Стопа- повторяющаяся в силлабо-тоническом стихе группа слогов, включающая один ударный и несколько безударных.
  10. Строфа- часть стихотворния, объединённая в единое целое ритмом, рифмой, содержанием.
  11. Сонет - стих. из 14 строк, «Онегинская» строфа(четырнадцатистишие).
  12. Стихотворение - это небольшое лирическое произведение, написанное в стихотворной форме.// Двустишие, трёхстишие(терцет), четверостишие(катрен), пятистишие, шестистишие(секстина), семистишие(септима),восьмистишие(октава), девятистишие(спенсерова строфа, триолет), десятистишие(одическая строфа),одиннадцатистишие(«лермонтовская строфа»).
  13. Элегия - это стихотворение интимного характера, встречается в сентиментализме, романтизме. Для неё характерны мотивы любви, разочарования, одиночества, бренности земного бытия.
  14. Эпиграмма - короткое лирическое произведение произвольного характера, короткое стихотворение на злободневное общественное событие или адресованное конкретному лицу.
  15. Эпитафия - надгробная надпись, со скорбно-восхваляющим содержанием, встречаются и пародийные, сатирические эпитафии.

Стихотворные размеры:



1. Хорей - двусложный стихотворный размер с ударением на первом слоге.

2. Ямб - двусложный стихотворный размер с ударением на втором слоге.

3. Дактиль - трёхсложный стихотворный размер с ударением на первом слоге.



4. Амфибрахий - трёхсложный стихотворный размер с ударением на втором слоге.

5. Анапест - трёхсложный стихотворный размер с ударением на третьем слоге.

6.Цезура - пауза в середине строки.

7. Пиррихий - стопа, состоящая из двух ударных слогов.

8. Спондей - стопа, состоящая из двух безударных слогов.

9. Рифма - звуковой повтор в конце стихов. Рефрен аналогичен припеву.

10. Мужская рифма состоит из одного ударного слога, последний слог в стихе является ударным.

11. Женская рифма - ударение падает на предпоследнем слоге.

12.В дактилических рифмах ударение падает на третий слог от конца строки.

13. Точная рифма - все согласные и гласные звуки окончания стихов совпадают.

14. Неточная рифма - это совпадение отдельных звуков(ныне - пустыни, мрамор - замер).

15. Парная(смежная) рифма - рифмуются соседние строки(аабб).

16. Перекрёстная рифма - рифмуются(созвучны) первая и третья, вторая и четвёртая строки(абаб).

17. Кольцевая(опоясывающая) рифма - рифмуются первая и четвёртая, вторая и третья(абба).

18.Верлибр - свободный стих, не имеющий метра и рифмы.

19. Белый стих - нерифмованный стих.

Система стихосложения:

1. Силлабо-тоническая система стихосложения основана на правильном чередовании ударных и безударных слогов в стопе.

2. Тоническое стихосложение основано на чередовании приблизительно одинакового количества ударений в строках. Число и место безударных слогов в тоническом стихе не регламентируется. Стихотворная строка в тонической системе делится не на слоги или стопы, а на ритмические строчечные доли.

 

Эпические жанры:



Жанр - литературные формы, на которые делятся ведущие художественные роды и их виды.

Лейтмотив(ведущий мотив) - господствующие мысль, образ, настроение, деталь, неоднократно повторяемые и подчеркиваемые в произведении.

Сюжет - событийная основа произведения.

1. Сказка- произведение фантастического, приключенческого или бытового характера. Бывают народные и литературные сказки.

2.Басня - небольшое произведение в стихах, реже в прозе, нравоучительного или сатирического содержания. Часто события и герои басни изображаются иносказательно.

3. Новелла - небольшой прозаический рассказ, отличающийся строгостью сюжета и композиции, отсутствием описательности, необыденностью события, элементами символики.

4. Очерк - небольшое литературное произведение, краткое описание жизненных фактов, общее изложение какого-то вопроса.

5. Эссе - жанр литературно-критической, художественной , публицистической лит-ры, сочетающий индивидуальную позицию автора с непринуждённым изложением мысли, ориентированным на разговорную речь.

6. Предание - переходящий от поколения к поколению рассказ о былом, легенда.

7.Притча - небольшой рассказ, содержащий поучение в иносказательной форме, по своему характеру притча близка к басне, но по смыслу всегда глубже.

8. Памфлет - злободневное сатирическое произведение, преимущественно социально-политическое обличение.

9.Пародия - жанр в лит-ре, сознательная имитация в сатирических, иронических и юмористических целях.

10. Повесть - жанр эпоса, повесть ближе к рассказу, чем к роману. в ней изображается ряд событий, освещающих целый период жизни персонажей или одного лица- главного героя.

11. Рассказ - жанр эпоса, малая форма прозы. Соотносится с повестью как более развёрнутой формой повествования

12. Роман -жанр эпоса, раскрывающий историю многих человеческих судеб на протяжении длительного времени

Жанры драматургии:

1.Драма - произведение, написанное в форме разговора действующих лиц, которое предназначено для представления в театре. Авторская речь представлена в виде ремарок.

2.Комедия - жанр драмы, изображающий такие события и характеры, которые вызывают смех.

3. Трагедия- пьеса, в которой происходит резкое столкновение личности с другими людьми и обстоятельствами, ведущие к гибели(физической или нравственной) героя.

4. Ремарка- авторское пояснение, сопровождающее диалог.

5. Реплика - высказывание персонажа драм. произведения.

 

Словарик средств выразительности

Фонетические средства выразительности

1.Аллитерация – усиление выразительности художественной речи повторами согласных звуков.

2. Ассонанс – созвучие, повтор ударных гласных звуков внутри стиха; усиливает образность, выразительность речи, её смысловую строну.

3. Звукоподражание – слово, передающее звуковое впечатление явления, предмета; имеет иллюстративный характер(мяуканье, хихиканье, тараторить, дребезжать).

Лексические и синтаксические средства выразительности

1. Анафора – синтаксическое средство выразительности, единоначатие, повторение слов в начале предложения, строфы.

2. Антитеза – приём контраста, сопоставление, резкое противопоставление понятий, образов, состояний.

3. Афоризм - краткое изречение(греч.),глубокая, законченная мысль; отличается от пословиц и поговорок тем, что имеет автора.

4. Бессоюзие – приём, когда в предложении отсутствуют(опущены) союзы, соединяющие во фразах слова и предложения; речь приобретает большую сжатость, динамизм.

5. Градация – приём расположения слов и выражений в порядке возрастающего значения; последовательное нагнетание или ослабление образов, ряд однородных членов предложения, близких по смыслу слов с нарастанием(или убыванием) их силы, с нагнетанием впечатления.

6. Именительный представления(именительный темы) – синтаксическое средство выразительности, изолированное существительное в им. Падеже, называют тему повествование, призван вызвать интерес к предмету высказывания, усиливает его звучание://МОСКВА! Как много в этом звуке для сердца русского слилось!(А.Пушкин)

7. Инверсия – синтаксическое ср-во выразительности, перестановка, изменение установленного грамматикой порядка слов в целях усиления выразительности, введение дополнительных оттенков смысла

8. Каламбур – приём, «игра слов», построенная на омонимичных словах или сочетаниях, порождающих юмор, комизм// Он двадцать лет был нерадив// Единой строчки не родив.(Д.Минаев)

9. Контекстные синонимы – лексическое средство выразительности, слова, близкие по значению в данном тексте; используются для перечисления, точности, градации, чтобы избежать тавтологии.

10. Контекстные антонимы – лексическое ср-во выразительности, слова, противоположные по значению в контексте, словесные пары со взаимно противоположным значением в конкретном тексте.

11. Крылатые выражения, фразеологизмы - лексическое ср-во выразительности, афоризмы, изречения, выражающие с предельной лаконичностью в отточенной форме какую-либо мысль, обычно имеют авторов// Блажен, кто верует…(А.Грибоедов)//

12. Лексический повтор – приём, повторение слова, словосочетания в предложении или в тексте, усиливающий эмоциональность, подчёркивающий ключевое слово.

13. Многосоюзие – приём, когда все или почти все однородные члены предложения связаны между собой одним и тем же союзом, т.о. подчёркивается единство перечисления.

14. Неологизм стилистический(= окказионализм) - неологизм, созданный автором данного литературного произведения с определённой стилистической целью и обычно не получающий широкого распространения.// …берёт, как гремучую в двадцати жал змею двухметроворостую… В.Маяковский//

15. Оксюморон– лексическое ср-во выразительности, сочетание контрастных по значению слов, логически несовместимых понятий, создающих новое понятие или представление(сухое вино, «Живой труп», «Оптимистическая трагедия», «Горячий снег», «Мёртвые души»)

16. Парадокс – приём, парадоксальное сочетание слов, неожиданный, расходящийся с логикой или привычным мнением вывод.//Спеши медленно(лат.)

17. Парцелляция, присоединительные конструкции – приём, разделение фразы, предложения на части, является средством интонационной экспрессии, подчёркивает важный для пишущего смысл.

18. Риторический вопрос– синтаксическое ср-во выразительности, вопросительное предложение, не требующее ответа, усиливающее эмоциональность.

19. Риторическое восклицание – синтаксическое средство выразительности, восклицательное предложение, усиливающее эмоциональное восприятие художественной речи.

20. Риторическое обращение – синтаксическое средство выразительности, слово или выражение, называющее адресата в художественной речи, где обращения являются носителями экспрессивно-оценочных значений.

21. Синтаксический параллелизм – синтаксическое ср-во выразительности, одинаковая структура предложений в тексте, сходное расположение элементов, однотипное построение предложений или отрезков теста.

22. Стилизация– воспроизведение манеры какого-либо автора или разговорного языка человека, принадлежащего к определённому социальному слою, например, в рассказах М.Зощенко, В.Шукшина…

23. Умолчание - намеренный обрыв высказывания, передающий взволнованность речи и предполагающий, что читатель сам догадается о невысказанном.

24. Эллипсис - пропуск какого-либо элемента предложения, легко восстанавливаемого в данном контексте или ситуации, используемый для придания высказыванию динамичности. // Мы сёла - в пепел, грады - прах, в мечи - серпы и плуги…В.А.Жуковский//

25. Эпифора – синтаксическое средство выразительности, повторение в конце строк слова или словосочетания.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.