Сделай Сам Свою Работу на 5

СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ ОРГАНИЗМА





Важными составными частями организма и его внутренней среды, по­мимо жизненной энергии ци, являются чин — вещество, или субстанция, сюэ — кровь, цзинъ-е — телесные соки, а также шэнь — духовное начало.

Чин понимается китайской медициной как основная форма материи, вещество, из которого состоит организм человека, как материальная ос­нова его функций, свойств и активности. «Чин является первопричиной (основой) тела» (трактат «Нэй цзин»). Различают врожденную чин хань-тянь чин, наследственное вещество, получаемое от родителей (суб­станция размножения) и сохраняемое в процессе жизни, без которого невозможны продолжение рода, рост плода и ребенка.

Другой формой чин является приобретенное вещество — хоу-тянь чин (оно еще носит название субстанции внутренних органов), которое обра­зуется после рождения из поступающих в организм жидких и твердых

пищевых продуктов и воздуха. Переработанная в желудке и селезенке пища переходит в кровь и усваивается хань-тянъ чин, питает пять плот­ных и пять полых органов, образуя чин этих органов. Приобретенная чин в процессе жизнедеятельности постоянно поддерживает существование врожденной чин, которая локализуется в почках, через чин органов. Если все органы здоровы, то и почки работают хорошо, а наследственная чин обеспечивает возможность зачатия и продолжения рода.



Кровь (сюэ) образуется в селезенке и желудке из переработанных и по­глощенных питательных веществ. Основой крови является питательная жидкость шуй-гу чин-вэй, образующаяся из пищи. Главной функцией крови является питание организма, снабжение системы меридианов (ка­налов), кожи, волос, конечностей. Чин и кровь тесно взаимосвязаны и могут взаимно превращаться. Циркуляция крови по телу происходит за счет ци. Они находятся в тесном взаимодействии, взаимно превращают­ся друг в друга. В крови содержатся все питательные вещества, необхо­димые для жизни человека. Если крови достаточно, то организм здоров; при недостатке крови организм ослабевает.

Телесные соки {цзинъ-е) — это все физиологические жидкости организ­ма человека, например слюна, желудочный, кишечный соки и так далее. Цзинъ-е бывают двух видов: 1) прозрачные, жидкие и 2) мутные, густые. Эти соки образуются из шуй-гу (питательной жидкости) благодаря пище­варению в желудке, селезенке, легким, почкам, мочевому пузырю и вклю­чаются в обмен веществ. Цзинь-е выполняют следующие функции: они, распространяясь по всему организму, смазывают и питают внутреннос­ти, мозг, мышцы, сосуды, суставы, кожу, увлажняют отверстия тела; также участвуют в образовании крови, постоянно восполняют расход жидкости в организме, пополняют чин, костный, спинной и головной мозг.



Шэнъ обычно переводят как «духовное начало жизни», что может толь­ко исказить то, что под этим понимается в китайской медицине. Для ев­ропейского сознания «духовное» — значит жизнь души, бессмертной ча­сти человеческого существа, внутренний его образ, достаточно резко про­тивопоставляемый телесной, плотской части. Понятие шэнъ включает не только сознание, мышление, душевное состояние, психическую актив­ность, но также состояние функций внутренних органов, чин, ци, крови и телесных соков. Таким образом, под шэнъ понимается активность, со­вокупная жизненная сила всего человека, поэтому состоянию шэнъ при­дается большое значение при осмотре пациента и в диагностике. В книге «Нэй цзин» говорится: «Тот, кто обладает шэнъ, расцветает. Тот, кто те­ряет шэнъ, умирает». Шэнъ возникает из ци и чин до рождения, а затем пополняется за счет питательных веществ шуй-гу чин-вэй. Шэнъ сильно и крепко при достаточном питании, высокой активности ци, свободной ее циркуляции по меридианам, гармоничном взаимодействии внутрен­них органов, нравственном образе жизни.



В китайской медицине внешний облик человека описывается с помо­щью характеристики шэнъ, что является важной частью диагностики, общего состояния организма. Если глаза и волосы человека блестят, кожа чистая и гладкая, цвет ее розовый, то шэнъ его обильная. Если глаза че-

ловека тусклые, волосы матовые и повислые, кожа серая и нечистая, то его шэнь скудная и слабая.

Начало шэнь объединяет как материальное, телесное, так и психиче­ское в единое понятие, позволяющее китайскому врачу лечить человека как единое целое, не разделяя его на органы или системы, не различая телесные или душевные страдания. Воля, рассудительность, мудрость, сердечность, душевность являются проявлениями шэнь и тесно с ним свя­заны.

КОНЦЕПЦИЯ У СИН

Чаще всего термин «у син» переводится как «пять элементов (перво­элементов), пять движений». Древние китайские ученые приняли пери­одичность и цикличность изменений связанных между собой явлений природы — ночь и день, утро и вечер, зима и лето, холод и тепло, а также бодрствование и сон, вдох и выдох и так далее — как всеобщий закон су­ществования окружающего мира. Связь между этими явлениями укла­дывалась в естественную цепь последовательных событий, в которой одно вытекает из другого: день рождает вечер, вечер — ночь, ночь — утро и так далее. Причиной этих изменений считалось противоборство инь и ян как проявлений энергии ци, всеобщей движущей силы мира. Циклы че­редования инь и ян состоят из чередования последовательных состояний: рождение или возрастание (весна, утро), максимальная активность (лето, полдень), упадок или угнетение (осень, вечер), минимальная активность (зима, ночь). Восток — это рождение (восход солнца), юг — максималь­ная активность, запад — упадок (заход солнца), север — минимальная активность.

Каждому из четырех состояний природы был дан символ — дерево, огонь, металл, вода, а пятый символ — земля был добавлен потому, что все явления и изменения происходят на земле. Дерево — символ рожде­ния, роста; огонь — символ максимальной активности; металл — сим­вол начинающегося упадка; вода — символ минимальной активности; земля — центр и ось циклических изменений всего мировоззрения.

В книге «Шу цзин» написано: «Первое начало — вода, второе — огонь, третье — дерево, четвертое — металл и пятое — земля. [Постоянная при­рода] воды — быть мокрой и течь вниз; огня — гореть и подниматься вверх; дерева — [поддаваться] сгибанию и выпрямляться; металла — подчиняться [внешнему воздействию] и изменяться; [природа] земли проявляется в том, что она принимает посев и дает урожай. То, что мок­рое и течет вниз, создает соленое; то, что горит и поднимается вверх, со­здает горькое; то, что поддается сгибанию и выпрямляется, создает кис­лое; то, что подчиняется и изменяется, создает острое; то, что принимает посев и дает урожай, создает сладкое» (цит. по кн.: Древнекитайская философия: Собр. текстов. — М., 1972. — Т. 1).

В представлении древних ученых дерево имело следующие свойства: рождение и рост в теплый период, зеленый цвет, податливость, упругость и так далее, поэтому все вещи и явления, которые обладали такими свой-

ствами, относились к первоэлементу дерево. Огонь имеет свойства жара и поднимающегося вверх пламени, поэтому этот элемент в медицине обо­значает локализацию жара, или воспаление, а все вещи и явления, обла­дающие такими свойствами, отнесены к первоэлементу огонь. Под пер­воэлементом земля объединены явления, сходные с плодородием, пита­нием и превращением. Свойства металла — твердость, пустота (чистый звук), чистота, хрупкость, стройность, легкость, поэтому все вещи и яв­ления, сходные по свойствам с металлом, отнесены к первоэлементу ме­талл. Вода обладает текучестью, холодом, способностью к движению назад, поэтому явления, обладающие такими свойствами, объединяют­ся под символом вода.

Эта схема циклической взаимосвязи первоначал была применена так­же к физиологии и строению организма человека. Как первоначала свя­заны последовательностью рождений, так же связаны и все органы, яв­ления, свойства и функциональные процессы, соответствующие этим первоначалам.

Неразрывная связь всех пяти первоначал является главным выводом из учения у син. Каждый из первоначал связан с другими посредством продуктивных и деструктивных процессов. Смысл продуктивных про­цессов заключается в следующем: вода помогает росту дерева; дерево мо­жет произвести огонь; огонь дает землю (пепел); земля производит, рож­дает металл; металл превращается в воду (жидкость). Разрушение про­является в том, что вода может гасить огонь, огонь может размягчать металл, а металл может резать дерево. Каждый элемент связан с други­ми, поэтому и процессы зависимы и связаны друг с другом.

Древневосточные врачи применяли учение у син для анализа жизне­деятельности организма человека и для упрядочения отношений челове­ка и природы. Сходства между этими отношениями и пятью первонача­лами устанавливались только на основании аналогий. Эти аналогии были объединены и впервые представлены в виде таблиц в книге «Хуан-ди нэй цзин» (табл. 8). В более поздние времена область приложения этих ана­логий была значительно расширена, и ее можно продолжать бесконечно.

Благодаря этой классификации можно определить, в какое время года лучше заниматься лечением и профилактикой того или иного заболева­ния, какими вкусовыми ощущениями нужно руководствоваться при оп­ределении диеты, какое эмоциональное состояние нужно поддерживать и так далее. Концепция у син применима для анализа не только явлений окружающего мира, но и физиологии человеческого организма, для объяснения взаимосвязей внутренних органов, а также для диагностики и лечения различных заболеваний.

В пять первоначал и первооснов обязательно входит равное соотноше­ние инь и ян, поэтому при лечении патологического состояния организма в традиционной китайской медицине сначала строят цепочку взаимосвя­зей по принципу у син, находят в ней дисбаланс инь и ян, и только следу­ющим этапом является непосредственное воздействие на болезнетворное начало, поврежденные органы или функциональные системы.

Подводя итог, можно сказать, что представление об организме челове­ка выведено из представления о пяти космических первоэлементах, а по-

скольку космические первоэлементы материальны, то и организм мате­риален; поскольку все части организма связаны между собой, то орга­низм, естественно, представляет собой единое целое. Древнекитайские

врачи как в диагностике, так и в лечении обнаруживали целостный под­ход к пониманию сущности природы человека и его заболеваний. Они были убеждены в том, что человек является составной частью окружаю­щей природы и находится с ней в постоянных и тесных взаимных отно­шениях. В систему пяти первоначал хорошо укладываются многообраз­ные связи и отношения человека, его организма с окружающим миром.

В трактате «Шу цзин» в главе «Великий закон» так говорится о свой­ствах человека, которых также пять: «О пяти способностях человека. Первая — внешний облик, вторая — речь, третья — зрение, четвертая — слух, пятая — мышление. Свойство внешнего облика — это достоинство, речи — следование истине, зрения - острота, слуха — тонкость, мышле­ния — проницательность. Достоинство создает строгость поведения, сле­дование истине создает аккуратность, острота зрения создает прозорли­вость, тонкость слуха создает осмотрительность, проницательность созда­ет мудрость».

В книге «Су вэнь» сказано, что жизнь человека образована энергией ци Неба и Земли и находится под влиянием четырех времен года.

Энергия весны направлена на физическое и духовное рождение, смену старого новым, очищение. Ей свойственны умеренность и мягкость. Это­му сезону соответствует ян.

Энергия лета, как и энергия конца лета, — это красота, сила, мощь. Нужно дать возможность проявиться этим качествам, так как они соот­ветствуют энергии ян, которая должна нормально циркулировать в лет­ний период, то есть стремиться к выходу наружу. Лето — это ян.

Энергия осени — это состояние внутренней наполненности, что явля­ется результатом покоя и уверенности. Необходимо стремиться к само­углубленности. Осень — это инь.

Энергия зимы требует сохранения духовной энергии путем сбере­жения тепла. Все, что накоплено в предыдущие сезоны, необходимо ис­пользовать аккуратно и бережно, чтобы оставить силы для весны. Зима — это инь.

Каждая сезонная энергия соответствует одному из пяти первоэлемен­тов; они, в свою очередь, связаны с органами, поэтому сезонные энергии благоприятно воздействуют на органы: на печень — энергия весны; на сердце — энергия лета; на селезенку — энергия конца лета; на легкие — энергия осени; на почки — энергия зимы. Совокупность воздействий ока­зывает положительный эффект на духовную энергию, которую нужно поддерживать в гармонии.

В восьмом разделе «О разных указаниях» главы «Великий закон» трак­тата «Шу цзин» рассматриваются пять явлений природных сил: «Суще­ствуют явления природы: дождь, солнечное сияние, жара, холод и ветер, и существует сезонность их действия. Дождь должен увлажнять, солн­це — высушивать, жара — выращивать, холод — завершать вырастание, а ветер — укреплять растения; все они должны действовать в соответству­ющее время. Если наличествуют все эти пять явлений природы и каждое из них проявляется в соответствующей ему последовательности, то мно­гочисленные растения пышно произрастают. Если же одно слишком обильно, то это вызывает бедствие, и если какое-либо одно слишком не-

достаточно, то это тоже вызывает бедствие». Пять природных сил могут воздействовать на организм человека как патогенные факторы при нару­шении равновесия их ян и инь.

УЧЕНИЕ О ВНУТРЕННИХ ОРГАНАХ- ЧЖАН-ФУ

Характеристика и понятие органа в китайской медицине значительно отличается от представления, укоренившегося в европейской науке. Орган в восточном понимании — это не только и не столько анатомиче­ская структура, но в основном функции, та работа, которую орган выпол­няет, его роль в цельном организме, его связи и влияния на другие орга­ны и системы. В понятие органа входит и соответствующий меридиан (см. следующий раздел). Древнекитайскими медиками были выделены две категории главных органов — чжан и фу, остальные были отнесены к добавочным. Название последней категории органов по-русски имеет от­тенок второстепенности, однако в понятии китайской медицины этого вовсе нет. Это скорее особые, или как их еще называют, постоянные органы.

В соответствии с этими представлениями в организме человека суще­ствует пять органов чжан и пять органов фу. Органы чжан (букв, значе­ние — «плотные») имеют характер инь и плотную структуру, являются накопительными и соответствуют пяти первоэлементам:

печень — дереву, так как выполняет в организме функции перемеще­ния, выделения, роста и становления;

сердце — огню, так как действует как нагреватель в организме;

легкие — металлу, так как имеют свойства расширения и очищения (выведения); свойства металла — ясность и чистота; кроме того, функ­ции металла — растворение и расширение;

селезенка — земле, так как является источником возникновения и имеет функцию начала превращения;

почки — воде, так как регулируют воду в организме;

имеется добавочный условный орган перикард.

Эти органы получили свое название накопительных благодаря тому, что они наполняются субстанцией чин, функциональным началом ци, кровью {сюэ) и жидкостями организма (цзинъ-е), накапливая их.

Органы фу (букв. значение — « полые ») имеют характер ян и полое стро­ение и соответствуют таким первоэлементам:

желчный пузырь — дереву;

тонкая кишка — огню;

желудок — земле;

толстая кишка — металлу;

мочевой пузырь — воде;

имеется добавочный условный орган три обогревателя.

Пять полых органов служат приему, перевариванию, абсорбции и вы­делению продуктов питания, а также частично — распространению пи­тательных веществ в организме. Главная задача плотных органов — на­копление, главная функция полых органов — передача дальше. В книге «Су вэнь» написано: «Пять плотных органов накапливают чин, ци и не

дают им утекать. Они вполне могут быть поэтому полными, но не долж­ны находиться в состоянии переполнения. Полые органы передают даль­ше питательные вещества, не накапливая их; поэтому они могут нахо­диться в состоянии избытка, но не должны быть полными».

Инъ-ортаны нечувствительны к боли; боль — это функция органов ян. Но так как в инь есть ян и инь, а в ян есть и инь, и ян, то каждый орган имеет определенную часть ян и часть инь. Если имеет место боль, то это состояние относится к яи-части данного органа. Л^к-органы могут подвер­гаться сильным влияниям со стороны сознания, эмоций и подсознатель­ных як-влияний.

Плотные и полые органы, помимо анатомического представительства, имеют свои специфические, физиологические и соответствующие пси­хические функции. Исходя из учения иньян и концепции у син, все внут­ренние органы человека неразрывно связаны между собой, взаимодейству­ют и стимулируют, а также противодействуют и подавляют друг друга.

К категории добавочных, или постоянных, органов, кроме вышеупо­мянутых перикарда и трех обогревателей, отнесены также головной, спинной и костный мозг, кости, мышцы, матка и диафрагма, так как функции их постоянны и не подвержены значительным и быстрым изме­нениям, и они этим резко отличаются от плотных и полых органов. Одна­ко при этом надо учитывать, что постоянные органы своими физиологи­ческими функциями находятся в тесной и неразрывной связи со всеми остальными органами, равно как и могут подвергаться патологическим влияниям и изменениям. Постоянные органы находятся в связи с чудес-ными меридианами (см. нижевразделе «Учение о меридианах — цзин-ло»).

Надо еще оговорить, что понятие «диафрагма» в китайской медицине имеет в большей степени топографический смысл, чем значение органа, — обозначает грань, разделяющую верхний обогреватель от среднего. Ди­афрагма находится во взаимосвязи с легкими, желудком, печенью и жел­чным пузырем.

Пять чжан (плотных) органов несут следующие функции.

Сердцевключает в себя анатомический орган «сердце» и присущие ему функции: управление кровью, сосудами и потоотделением. Оно являет­ся также источником всей психической деятельности человека, его со­знания и мышления, благодаря этому занимает ведущее положение в жизнедеятельности организма. Сердце как структура имеет тип инь, как функция имеет характер ян. Когда функция сердца в норме, то человек пребывает в ясном сознании, обладает быстротой мышления и крепос­тью духа. В книге «Лин шу» сказано: «Сердце несет ответственность по отношению к вещам».

Болезни сердца можно распознать по языку. Например, если язык имеет бледную окраску, то это говорит о недостатке крови в сердце; если язык окрашен в темно-фиолетовый цвет, то это признак застоя крови сер­дца и так далее. По лицу человека также можно говорить о состоянии сер­дца. Ци сердца, кровь и система сосудов влияют друг на друга, и цвет лица отражает их совместную работу. Если кожа лица розового цвета, то ци сердца обильная, сосуды хорошо наполнены кровью, пульс ритмичен. Если недостает ци сердца, то сосуды бедны кровью, пульс тонок и слаб,

лицо бледное, кожа имеет свинцово-бледную окраску. Поэтому «окном» сердца является язык, а «зеркалом» — лицо.

В понятие легкие входят анатомический орган «легкие», дыхательные пути, а также функции: управление циркуляцией жизненных сил и жид­костей в организме, контроль дыхания. Легкие отвечают за кожу и воло­сяной покров, ведают потоотделением, помогают сердцу осуществлять функцию циркуляции крови. Легкие являются тем местом, где происхо­дит обмен между внешней энергией ци и внутренней. Происходит обмен «старого» воздуха на «новый». Таким образом, легкие обеспечивают под­держание ци всего организма. В книге «Су вэнь» написано: «За всю ци (пяти плотных органов) несут ответственность легкие». При нормальном состоянии ци легких дыхание является свободным. При недостатке ци легких возникает пустота и слабость общей ци.

Нос является местом выхода дыхания для легких. Если ци легких на­ходится в норме, то дыхание и обоняние тоже без патологических изме­нений. Согласно теории китайской медицины, легкие находятся во взаи­мосвязи с кожей и волосами, поэтому при заболеваниях они влияют друг на друга. Если жизненная сила легких слаба и не может поставлять суб­станцию (чин) к коже и волосам, то кожа становится морщинистой и су­хой. Функция легких способствует также водному обмену и обмену жид­костей в организме. При нарушении работы легких возникают кашель, одышка, а также нарушение мочеиспускания, отеки. Следовательно, «ок­ном» легких является нос, а «зеркалом» — кожа.

Селезенка является второй «матерью» для организма (первая — поч­ки) и состоит из анатомического органа «селезенка», мышц, жировой ткани и присущих ей (селезенке) функций: транспортировка питатель­ных веществ, их переработка и распределение (контроль питания); регу­лирование крови и управление мышцами.

Одна из функций селезенки состоит в усвоении питательной субстан­ции, в ее приеме и дальнейшей передаче. Когда энергия ци селезенки не­здорова, преобразовательная и транспортировочная функции нарушают­ся, возникают метеоризм, усталость, потеря в весе.

Селезенка обладает функцией сдерживания тока крови. Если ци селе­зенки в норме, то кровь циркулирует нормально. Если же ци селезенки слаба, то она плохо сдерживает кровь. Возникают гематомы, кровотече­ния из носа, обильные менструации у женщин и так далее.

В книге «Су вэнь» говорится: «Селезенка ведает мышцами организ­ма». Нормальное функционирование рук и ног зависит от нормальной транспортировки питательных веществ ци селезенки. Тогда мышцы уп­руги, конечности крепки и подвижны. Если в работе селезенки есть на­рушения, то возникают слабость мышц, бессилие, усталость в руках и ногах.

Вкус пищи воспринимается в тесной зависимости от транспортиро­вочной функции селезенки. Если энергия селезенки здорова, то чело­век имеет хороший аппетит и нормальный вкус. При нарушениях в ра­боте селезенки отмечаются потеря аппетита, утрата вкусового ощуще­ния, иногда отвращение к пище, тошнота. Рот, а также губы являются показателями силы или слабости ци селезенки. При здоровом движе-

нии ци губы имеют красную окраску, в случаях нарушения они вялые, желтоватые, поблекшие.

Селезенка также согревает пять органов — хранилищ чжан, хранит сознание, определяет конституцию человека и его физические силы. «Ок­ном» селезенки является рот, «зеркалом» — губы.

В понятие «почки»входят сами почки, мочевыделительная система, а также присущие им (почкам) функции: накопление субстанции чин, обес­печение детородной способности, управление циркуляцией жидкостей, образование крови, усваивание входящих в организм жизненных сил ци, развитие костного мозга и всей мозговой ткани, управление состоянием костей и волос, контроль слуха.

В почках накапливается врожденная чин. При достаточном количе­стве чин почек энергия ци почек сильна; при недостатке чин почек энер­гия ци почек слабеет.

Детородная способность человека зависит от чин-ци. С возрастом ко­личество чин-ци постепенно увеличивается. Этим объясняется смена зу­бов, рост и другие изменения в организме.

Почки также осуществляют регулирование и обмен жидкостей орга­низма. Они распространяют по всему организму полученные из продук­тов питания жидкости для «смазывания» различных органов, выводят из организма ненужную, использованную жидкость. При заболеваниях почек нарушается обмен жидкостей. -

Почки отвечают также за кости и костный мозг. При достатке чин по­чек происходит регенерация костного мозга, который питает кости, и тогда они имеют силу. При недостатке чин почек возникают нарушения в питании костей (слабость, ломкость и др.). Зубы расшатываются и вы­падают при недостатке или старении чин почек.

Головной мозг управляет духовной активностью и мышлением, а они, в свою очередь, являются результатом работы почек. При нарушении функции почек появляются боли в пояснице, слабость, головокружение, бессонница, ослабление памяти.

Почки отвечают также за питание волос. Рост или выпадение волос, их блеск или тусклость находятся в зависимости от чин-ци в почках. Так­же слуховые особенности человека зависят от питания ушей чин-ци. Если чин-ци обильна, то слух острый; если чин недостаточно, то возникает шум в ушах, снижается слух. Поэтому «окном» почек являются уши, «зерка­лом» — волосы.

Печеньвключает в себя анатомический орган «печень» и присущие ей функции: накопление, хранение и распределение крови, фильтрация, транспортировка и выведение из организма различных веществ, влия­ние на пищеварение (регулирует выделение желчи), она ведает связоч­ным аппаратом (сухожилия, фасции), контролирует нервную систему, зрение и цветовосприятие.

Итак, печень накапливает и регулирует количество крови. Если пе­чень больна, то происходит нарушение функции накопления крови. Это сказывается на всем организме в целом, так как все плотные и полые орга­ны человека находятся в тесной взаимосвязи с печенью вследствие ее на­копительной способности. Если печень не располагает достаточным ко-

личеством крови, то возникают мелькание в глазах, судороги связок и мышц, изменение менструального цикла у женщин.

Печень вбирает в себя часть веществ, производит фильтрацию и выве­дение из организма. Эта функция влияет на регулирование и протекание механизма ци в организме человека. Это проявляется в области психики и пищеварения. Когда нарушена функция ци печени, то нарушается весь механизм энергии ци, возникают отклонения в психике человека: де­прессия в сочетании с возбудимостью, гнев, печаль, слезливость, а также нарушение менструального цикла у женщин, бессонница, головокруже­ние, упадок сил, шум в ушах. Если у печени функция перемещения и выведения нарушена, то секреция и выведение желчи нарушаются, пи­щеварение протекает с отклонениями от нормы.

Печень ведает сухожилиями и оболочками мышц (фасциями), так как они питаются кровью, которая накапливается в печени. При недостатке крови в печени не происходит питания сухожилий, они слабеют, возни­кают дрожание конечностей и нарушение их функций, ногти становятся тонкими, мягкими, ломкими. При достаточном количестве крови в пе­чени сухожилия крепкие и сильные, ногти эластичные и твердые.

Внутренние органы и глаза имеют тесные связи. В книге «Лин шу» говорится: «Ци печени доходит до глаз. Если печень уравновешена, то глаза могут различать пять цветов». Если есть нарушения со стороны печени, то нередко возникают болезни глаз. «Окном» печени являются глаза, «зеркалом» — ногти.

К чжан-органам относится и иньский условный орган «перикард»— сердечная сумка. Перикард окружает сердце, защищает его от угрозы извне. Он является функциональной системой, регулирующей кровооб­ращение (вместе с сердцем), дыхание и половые функции. Благодаря тес­ной связи с сердцем перикард воздействует на центральную нервную си­стему, интеллект и психику. Симптомы болезни, вызванные внешними нарушениями, являются одинаковыми для сердца и перикарда. В книге «Лин шу» сказано: «Каждое нарушение, находящееся в сердце, имеется также и в сердечной сумке».

Пять фу (полых) органов выполняют следующие задачи.

Желудок включает в себя анатомический орган «желудок» и присущие ему функции: прием и переваривание пищи, частичное ее всасывание.

Пищевые продукты, поступившие в желудок, измельчаются, перева­риваются с помощью жизненной ци желудка и направляются дальше вниз в тонкую кишку. Субстанция чин, экстрагированная из питательных ве­ществ, направляется желудком в селезенку, а через нее распространяет­ся по всему организму, питая органы и мышцы. После рождения челове­ка его общее состояние зависит преимущественно от питания, при этом желудку и селезенке, как внутренним органам, принадлежит решающая роль. Ци желудка является самым главным в человеке. По мнению древ­них медиков, если ци желудка сильна, то жизнь присутствует; когда же ци желудка ослабевает или исчезает, то приближается смерть. При нару­шении функций желудка появляются тошнота, рвота, потеря аппетита и другие патологии. Поэтому одно из важных правил китайской медици­ны — сохранять ци желудка.

Тонкая кишкавключает в себя сам орган и присущие ей функции: прием переваренной пищи, всасывание питательных веществ и жидко­сти, разделение жидкостей на «чистые» (они направляются в селезенку) и «замутненные» (они идут в толстую кишку), передача отходов в тол­стую кишку, а также отвод от сердца ненужных патологических веществ. Вверху тонкая кишка соединена с желудком. Она принимает питатель­ные вещества от желудка, перерабатывает их, осуществляя одновремен­но разделение «прозрачных» и «мутных» субстанций. Прозрачная часть абсорбируется и направляется в селезенку, распределяясь по всему орга­низму и обеспечивая жизненно важные процессы. Мутная часть идет в толстую кишку. Оставшийся от обмена веществ водянистый сок опуска­ется ниже к мочевому пузырю. При заболеваниях тонкой кишки возни­кают нарушения пищеварения, а также патологическая потеря воды и мочи.

Толстая кишкавключает в себя сам орган и его функции: всасывание воды, формирование и продвижение кала, выведение его наружу. Тол­стая кишка соединена в своей верхней части с тонкой кишкой и являет­ся тем самым органом, который отвечает за перемещение отходов жизне­деятельности. Она принимает содержимое тонкой кишки, абсорбирует оставшуюся воду, сгущает кал и выводит его через задний проход. Тол­стая кишка является тем самым полым органом, который отвечает за перемещение отходов жизнедеятельности. При заболеваниях толстой кишки функции перемещения и выделения нарушаются, и возникает понос или запор.

В понятие «желчный пузырь»входит сам орган и его функции: накап­ливание желчи, которая способствует пищеварению, и управление пси­хикой. Печень вырабатывает желчь, которая имеет желтый цвет, горь­кий вкус, помогает усваивать пищу и идет дальше в кишечник. При за­болеваниях желчного пузыря появляются кисло-горький привкус во рту, рвота, пожелтение склер глаз и кожных покровов тела. Энергия ци жел­чного пузыря находится во взаимосвязи с психическим состоянием че­ловека, поэтому при болезнях желчного пузыря могут появляться страх, бессонница, интенсивные сновидения, сердцебиение и другие патологии.

Мочевой пузырьвключает в себя сам орган и его задачи: накопление жидкости и выведение мочи. Этот орган ведает обменом жидкостей. При нарушении функций мочевого пузыря возникает недостаток выведения мочи или наступает избыточное мочеиспускание, недержание мочи.

К фг/-органам относится и янский условный орган три обогревателя. Анатомического представителя этот орган не имеет, но функциональная роль его велика. В понятие «три обогревателя» входят: верхний обогре­ватель, средний и нижний. Верхняя часть обогревателя включает в себя легкие, сердце, ведает дыханием, системой кровообращения, осуществ­ляет контроль за порами кожи; средняя часть включает селезенку, же­лудок, контролирует переваривание пищи; в нижнюю часть входят поч­ки, печень, тонкая кишка, толстая кишка, мочевой пузырь, в этой части осуществляется фильтрация и выведение из организма ненужных ве­ществ и избытка воды. Все три части обогревателя объединяют и согла­суют работу пяти плотных и пяти полых органов человека.

Отношения между внутренними органами.Плотные и полые органы тесно связаны между собой, образуя единый организм, осуществляющий гомеостаз (постоянство внутренней среды). Взаимное влияние друг на друга плотных и полых органов имеет место не только в нормальных ус­ловиях, но также и при заболевании. Знание законов их тесной взаимо­связи позволяет врачу распознать заболевание, проследить за его течени­ем, назначить лечение, а также осуществить профилактику болезней.

Взаимодействие плотных органов.Хотя эти органы выполняют раз­ные функции, они связаны между собой отношениями взаимодополне­ния, контроля и управления, что и обеспечивают целостность и нормаль­ное течение процессов в организме.

Сердце и легкие. Сердце ведает кровью, обеспечивая нормальное ее перемещение, легкие отвечают за жизненную энергию ци. Взаимодей­ствие между ними обеспечивает правильное перемещение ци крови и под­держивает обмен веществ в организме человека. При недостатке ци воз­никает слабость функции сердца, а замедление кровотока приводит к тромбозам. Кровь застаивается в сосудах легких, вызывая кашель (сер­дечная астма) и удушье. Жар сердца, если он слишком сильный, ранит инь легких, при этом возникают возбуждение, бессонница, кашель и кро­вохарканье. Это признаки застоя в печени, инфаркта легкого, туберку­леза, хронического бронхита и других заболеваний.

Сердце и селезенка. При нарушении функции селезенки (пус­тота ци селезенки) изменяется поступление питательных веществ в кровь, что ведет к возникновению пустоты крови. При этом наблюдаются серд­цебиение, бледный цвет лица, слабый пульс, ослабление памяти и дру­гое.

Сердце и печень. Печень накапливает кровь, а сердце управляет ею. Они совместно решают задачу перемещения крови. При недостатке крови сердца или крови печени оба органа патологически действуют друг на друга. При недостатке крови сердца наблюдаются ускоренный ритм :ердца, сердцебиение, бледный цвет лица. Недостаток крови печени со­провождается головокружением, мельканием в глазах, отсутствием блес­ка ногтей, дрожанием рук и ног и др. Под влиянием сердца и печени на­ходятся психическая и умственная деятельность человека, поэтому при патологии печени/сердца у больных (кроме перечисленных выше симп­томов) могут наблюдаться повышенная активность сновидений, общее беспокойство, боязливость, а также нервозность, вспышки гнева, покрас­нение глаз и др.

Сердце и почки. Для нормального функционирования организма необходимо, чтобы огонь сердца опускался вниз к почкам для поддержа­ния ян почек и их обогрева. Вода почек должна подниматься вверх к сер­дцу и не допускать чрезмерного усиления ян сердца. Если мало ян серд­ца, то его огонь не опускается вниз к почкам для их обогрева. Они, в свою эчередь, не выполняют задачу перемещения воды вверх. В результате зозникают сердцебиение, учащение сердечного ритма, отеки. При недо-:татке воды почек она не может подниматься вверх, чтобы поддерживать инь сердца. В результате появляются сердцебиение, возбуждение, бессон­ница, обилие сновидений и др. Психическая и умственная активность

человека зависят от сердца и от почек, так как сердце ведает сознанием, а почки отвечают за кости и выработку костного и спинного мозга. При недостатке инь почек становится чрезмерным ян сердца, тогда появля­ются бессонница, обильные сновидения, ослабление памяти и др.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.