Степени безопасности пространства
ЭВАКУАЦИЯ НА БОРТ СПАСАТЕЛЬНОГО ВЕРТОЛЕТА
И вот наконец нее трудности выживания позади. Вертолет заходит на посадку, но, к сожалению, площадка оказалась с сильным уклоном. Не беда, вертолет может находиться в режиме висения с касанием на одно колесо. В этом случае придется эвакуироваться пооперативнее, да и сил придется потратить побольше. Однако в спешке не забудьте, что подходить к вертолету нужно только с передней стороны. С других сторон подход опасен из-за близости хвостового винта. Это правило не относится к вертолетам, у которых хвостовой винт отсутствует (рис. 297).
Но вдруг по какой-либо причине вертолет не может приземлиться или вас нужно поднимать с поверхности воды. Как поступить в такой ситуации?
На суше. Вертолет находится в режиме висения на высоте примерно 15 метров. У него открывается боковая дверь, и спасатель начинает спускаться к вам на лебедке. Ниже спасателя опускается на тонком тросике грузик, который соединен с основным тросом.
Ни в коем случае не хватайтесь за него — это опасно для жизни. После касания тросиком или сиденьем поверхности земли или воды произойдет заземление вертолета (снятие статического заряда электричества). Теперь можно браться за что угодно.
Ожидать спасателя лучше всего, находясь под вертолетом. В этом случае воздействие воздушного потока минимально. Если вы будете отходить в сторону, вас будет "сдувать", а если ваш вес менее 50 килограммов, то может получиться "перекати-поле", зрелище весьма забавное со стороны, но только не для потерпевшего.
Спасатель уже на земле. С вашей стороны должно быть полное внимание,

Рис. 297. Эвакуация на борт вертолета.
Степени безопасности пространства
около вертолета:
1 — опасно; 2 — ос-горожно; 3 — безопасно.
никакой суеты и самодеятельности. В случае, если вертолет оборудован мощной лебедкой, спасатель прицепит вас к себе и вы вместе с ним начнете подниматься (рис. 298). Но может быть и так, что спасатель отцепится от троса, а вместо себя прицепит вас, и вы будете подниматься один.
Тут нужно запомнить следующее. Главное — висеть "тюфяком", слегка раскинув руки и ноги в стороны и не двигаться, иначе вас начнет раскручивать. Когда вас уже подняли, не помогайте борттехнику, когда он подводит стрелу лебедки к кабине. Он прекрасно сделает это без вас. Встав на пол кабины после отцепки от троса, пройдите в салон и сядьте подальше от двери. Не подходите к ней, когда будут поднимать товарища. Этим самым вы создадите минимум помех для спасателей. Лучше сидите у окна и наблюдайте за происходящим через него.
Рис. 298. Эвакуация на борт вертолета в режимевисения.
| Аналогичным способом производится эвакуация из воды. Главное, чтобы в момент подъема к вам ничего не было привязано из плавсредств. Не рекомендуется снимать с себя спасательный жилет, пока вы не окажетесь в вертолете. При подходе вертолета для уменьшения парусности (сноса по ветру) стравите арки
плота и с помощью весел интенсивно гребите под вертолет в "мертвую зону".
Если вы находитесь на лодке, то нужно помнить, что воздушным потоком от винта вертолета ее может перевернуть. Чтобы этого избежать, нужно лодку развернуть носом на вертолет.
В некоторых случаях целесообразно покинуть лодку и ожидать спасателя, находясь на плаву в спасательном жилете. Этим значительно облегчается работа командира вертолета, т. к. снос воздушным потоком будет минимальным. Кроме того, в холодных условиях в воде вам будет теплее, потому что сильный воздушный поток будет воздействовать только на голову.
Перед подъемом проверьте, чтобы замки спасательного жилета были застегнуты.
Помните, что запутывание ослабленным тросом при подъеме может привести к серьезной травме, проверьте отсутствие петель и перехлестов троса.
Итак, для эвакуации все готово. Теперь нужно подать сигнал командиру вертолета. Сигналы, применяемые при подъеме на вертолет, могут быть следующими:
1. "Готов к подъему" — поднятие руки вверх.
2. "Заменить средство подъема" — вра щение руки, поднятой вверх. Этот сигнал подается, когда вы обнаружите неисправ ность подъемного средства или невозмож ность им воспользоваться.
3. "Неисправность троса" — колеба тельное движение руки, вытянутой в го ризонтальной плоскости.
4. "Неисправность (отказ) лебедки" — перекрестие рук.
5. "Экипажу на убытие вертолета" — отмашка руки, поднятой вверх перед собой.
Этот сигнал зачастую применяется, когда спасаемый начинает захлебываться от волн и брызг, поднимаемых воздушным потоком, и, как правило, после нескольких неудачных попыток командира вертолета зависнуть прямо над спасаемым.
И вот вы благополучно эвакуированы. Теперь нужно сообщить спасателям о своем самочувствии, чтобы при необходимости вам была оказана медицинская помощь.
Средства эвакуации.Средства эвакуации предназначены для подъема потерпевших бедствие с водной поверхности и суши на борт вертолета, находящегося в режиме висения.
На вертолетах, которые привлекаются к проведению поисково-спасательных работ, в основном применяются: подъемник, люлька, черпак, подъемный пояс и универсальное подъемное сиденье. Их устройство понятно из рисунков 299— 303.

Рис. 299. Положение спасаемого в подъемнике при эвакуации на борт вертолета.
Рис. 300. Люлька.
Рис. 301. Черпак.
Рис. 302. Подъем
На вертолет
Двух человек
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2025 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|