Сделай Сам Свою Работу на 5

Риск для жизни людей в зависимости от запасов воды





 

 

 

Масса воды, приходившаяся на одного человека в день, г Число спасавшихся, чел. Из них количество погибших
число чел. процен­ты
0 0—100 100—200 200—300 более 300 143 1580 1340 523 56 57 300 96 7 33 19 7 1 2

Поэтому с первых часов дрейфа стро­го учтите все имеющиеся запасы воды и пищи. Особенно берегите пресную воду.

При небольших запасах пресной воды суточную норму ее потребления сократи­те до 500 г. Пейте воду небольшими порциями, мелкими глотками, подолгу за­держивая ее во рту. Оберните флягу какой-либо тканью и периодически сма­чивайте забортной водой, от этого вода во фляге будет более прохладной.

Воду добывать можно с помощью химического опреснителя и солнечного дистиллятора (рис. 255, 256).

Рис. 255. Химический опреснитель морской воды ХО-2:

1 — мешок для воды; 2 — резиновый жгут для герметизации горловины мешка; 3 — инструкция по использованию мешка; 4 — отметка уровня наполнения мешка водой; 5 — шнур; 6 — трубка отсоса опресненной воды; 7 — брикет опреснителя; 8 — инструкция по применению опреснителя.

Примечание. Конструктивный недостаток мешка заключается в прикреплении шнура к горловине мешка. Человек непроизвольно подвешивает мешок горловиной вверх. После опреснения (20—30 мин.) мешок приходится переворачивать донцем вверх, чтобы отсасывать воду через трубку. Однако вода с осадком взбалтывается, становится непригодной для питья и приходится ждать 10—15 мин., пока вода отстоится снова.



Поэтому после размельчения брикета мешок нуж­но сразу закрепить в положении горловиной вниз. Это позволит пить воду через 20—30 мин. после закладки брикета.


Рис. 256. Солнечный опреснитель морской воды и принцип его работы.

Матерчатое донце (1) пропускает избыточную морскую воду. В мокром состоянии оно становится воздухонепроницаемым и позволяет надуть пласти­ковый баллон (?.). Морская вода наливается сверху п приемный стакан (3), причем около первых двух литров уходят но перепускной трубке (4) в балластную кольцевую емкость (5). Из приемного стакана соленая вода просачивается внугрь через крохотный клапан (6). Для его прочистки и регулировки тока соленой воды служит струна (7). Из клапана вода капает на черный матерчатый вкладыш (8). Он подвешен внутри баллона на петельках (9), которые не допускают его соприкос­новения с пластиком, предотвращая тем самым попадание соленой воды с черного вкладыша на внутреннюю поверхность баллона. Эти испарения (волнистые стрелки) собираются на внутренней поверхности баллона в виде маленьких капель пресной воды (10), которые скатываются вниз в поддон (11), а оттуда по водоотводной трубке (12) перетекает в водосборный мешочек (13). Для удобства пользования опреснитель в своей средней части окружен юбкой и стропой (14).



Пополняйте запасы воды за счет осад­ков — дождя, снега, росы. Имеющиеся на крыше плота сборники дождевой воды нужно промытъ морской водой сразу, в первый день плавания. Дело в том, что плоты в обычных условиях хранятся пересыпанные тальком. Для того, чтобы в случае дождя можно было сразу собрать чистую воду, нужно заранее смыть тальк. Периодически, по мере появления на тенте крошек от осыпаю­щейся краски, его необходимо промывать.

По возможности не пейте воду в первые сутки автономного плавания. Если нет дождей, в первые сутки воду можно дать только раненым, больным, детям.

В аварийном комплекте плота имеется консервированная пресная вода в банках


общим объемом 9 литров. Это расчет на выживание; в течение трех суток шести человек. Строго распределяйте воду, употребляя ее не более 0,5 л в день на человека, разделив ее на малые дозы (не более 80 мл каждая). Перед прогла­тыванием подержите воду во рту подоль­ше. Никогда не пейте морскую воду!Этим вы не уголите жажду, а только ускорите обезвоживание организма и при­близите свою гибель. То же самое относится и к моче.



Предупреждайте потерю воды с потом — выполняйте только необходимую работу, не совершайте лишних движений, старай­тесь затрачивать меньше усилий.

В связи с нехваткой воды особенно важны сон и отдых. В тропиках необхо­димо двигаться как можно меньше. В этой зоне для поддержания нормальной температуры тела организм выделяет пот, который, испаряясь, снижает температуру. При активной двигательной активности организм может потерять с потом до 0,5 л воды и даже больше в течение одного дня.

Запрещается употреблять алкоголь.Это вызывает тошноту и увеличивает жЪжду, так как кишечник и почки начну!1 уси­ленно выделять воду, это также может привести к судорогам. Алкоголь не уто­ляет жажду, и употребление его в подобных условиях является опасным.

Курение следует свести к минимуму.Курение, усиливает чувство жажды и может ухудшить состояние страдающих морской болезнью. Люди, привыкшие к курению, могут покурить только в ноч­ное время, тогда это будет обладать некоторым успокоительным эффектом и не вызовет такой жажды, как днем.

Чтобы избежать пересыхания слизи­стой оболочки рта, нужно усилить слю­ноотделение, для чего рекомендуется со­сать пуговицу или кусочек материи.

Если пошел дождь, пейте дождевую воду насколько возможно, умойтесь этой водой, промойте просоленную одежду, соберите дождевую воду во все подхо­дящие для этого шкост Если вам пришлось долгое время провести без единой капли воды, пейте не торопясь, маленькими глотками, иначе может быть спазм желудка, начаться рвота.

В холодном климате для добывания


воды вполне, может подойти старый лсд. В отличие от молодого он почти не содержит соли. Захваченный молодым морским льдом рассол тяжелее самого льда, поэтому он постепенно просачива­ется вниз. Примерно через год рассол выходит изо льда и тогда талая вода уже пригодна для питья. Старый лед имеет ' сглаженные края и голубоватый цвет, тогда как молодой лед твердый, молоч-но-серого цвета.

Употреблять сухую пищу можно только в том случае, когда имеется достаточное количество воды для питья.

После мук жажды перед потерпевши­ми бедствие встает другая проблема. Это голод. Тысячи людей ежегодно гибнут от голода и отчаяния, оказавшись волей судьбы наедине с морской стихией. Меж­ду тем рядом с ними, буквально под ногами, неисчерпаемые запасы высокока­лорийной пищи. Нужно только знать как ее добыть. И не только добыть, но и съесть в сыром виде. Ведь на плоту не разведешь огонь и не сваришь в каст­рюле что-нибудь вкусненькое. Способ­ность есть сырую пищу немаловажна, ведь человек за время своего развития почти утерял навыки существования в дикой природе. Первоначально главное — преодолеть себя, съесть маленький кусо­чек пойманной рыбешки, а потом привы­кание наступит уже быстро. Постоянное и острое чувство голода притупляет чув­ство отвращения.

Но это произойдет потом, когда кон­чится аварийный пищевой запас, имею­щийся в комплекте плота, В спасательных плотах обычно применяются белковые брикеты, готовые к употреблению. Вкус­ными их не назовешь, но есть вполне можно, только их приходится запивать водой, иначе "в глотку не лезут". Но тут есть одно замечание. Если брикеты имеют прогорклый вкус, есть их не рекоменду­ется. Дело в том, что срок хранения плота 10 лет, а срок хранения белковых концентратов 2 года. В авиации замена брикетов никогда не производилась, не производится и сейчас. Поэтому если • потерпевшие бедствие выживают на пло­ту, сброшенном с самолета, перед тем как принимать в пищу белковые кон­центраты, обратите внимание на дату их изготовления, которая указана на упа­ковке.


Плохо и то, что в комплектах плотов не заменяется и вода, тоже имеющая ограниченные сроки хранения. Но это не совсем смертельно. Проверено на себе. Вкус, правда, становится значительно ху­же, но терпимо.

Теперь читателю ясно, что пищу, впол­не вероятно, придется добывать самому. Водой тоже желательно запастись за счет природы. Воистину у нас не Могуг дове­сти до конца разумное начинание и проконтролировать его выполнение.

Дополнительным источником питания может явиться рыба. Для ее лова нужно использовать рыболовный набор, который имеется в комплекте плота. Только еще одно "но". Как уже было сказано, срок хранения плота 10 лет, а капроновой лески — не более 5. Автору неоднократ­но приходилось убеждаться, что лески нередко оказывались непригодными для ловли рыбы. Поэтому, чтобы не потерять крючки, попробуйте сначала леску на разрыв. Если она не годится, в качестве лески можно использовать капроновые нити, выдернутые из спасательного линя с плавающим кольцом. Если у вас не оказалось крючков, то их можно сделать из булавок. В качестве наживки можно использовать мелких рыбешек, светлые пуговицы, небольшие кусочки фольги, ко­жи, ткани и т. п.

Рыбная ловля — наиболее реальный способ обеспечения себя пищей в откры­том море. Во время плавания вокруг спасательного плота и под ним склады­вается определенная экосистема. В сол­нечные дни под днищем плота обычно прячутся самые разные рыбы. Это очень хороший источник пополнения запасов пищи. Главное — иметь хорошее орудие лова или приспособить под него подхо­дящие предметы. Очень эффективно для добывания крупных рыб импровизирован­ное копье, сделанное из складного весла и ножа. Можно приспособить и другие предметы — это уже ваша фантазия и опыт.

В процессе рыбной ловли никогда не наматывайте леску на руку и не привя­зывайте ее к лодке, так как крупная рыба может перевернуть ваше плавсред­ство, а леской можно порезать руку. Будьте осторожны с рыболовной снастью, чтобы не проколоть оболочку плота.


Большинство рыб морей и океанов съедобно. Однако в тропических водах нередко встречаются рыбы, мясо кото­рых ядовито. Чтобы избежать отравления, не употребляйте в пищу рыб яркой окраски, необычной шаровидной формы, с шипами и наростами на коже. Никогда не ешьте икру, молоки и печень морских рыб.

Для того, чтобы пойманную рыбу за­готовить впрок, выпустите из нее кровь, вырежьте жабры, выпотрошите, промойте морской водой, просолите и, нарезав тонкими ломтиками, провяльте на солнце.

Поначалу с непривычки сырая рыба может казаться невкусной, но по мере привыкания ее мясо начинает казаться уже другим, более привлекательным. Так описывает свои злоключения на спаса­тельном плоту Стивен Каллахэн, провед­ший в плену у океана 76 дней: "...сверху на тенте сушатся разложенные под жар­кими лучами солнца рыбные ломтики. Они так и блестят на солнце, до того жирные. Сверху они уже приобрели золотистый оттенок. Их пряный и солоноватый вкус напоминает колбасу самого лучшего сор­та". Эти ощущения у него появились уже на 15-й день выживания.

Рыболовную снасть можно использо­вать для ловли морских птиц, привязав блесну или крючок с наживкой к по­плавку. Все морские птицы съедобны как в сыром, так и в приготовленном виде, хотя некоторые имеют специфический привкус. На расстоянии более 160 км от берега они редко встречаются. На таких расстояниях более частые гости альбатросы. Размах крыла у них достигает 3,5 метра. Гораздо реже встречаются буревестники, достигающие размеров крупного голубя.

Еще одним дополнительным источником питания могут стать съедобные водоросли. Но употреблять их можно, если есть достаточное количество воды, так как они вызывают сильную жажду. Водоросли встречаются как в прибрежных водах, так и в открытом океане. При сборе водорослей нужно соблюдать три простых правила:

— свежие водоросли не обладают запахом, они упругие и гладкие. Если водоросль вялая, скользкая на ощупь, пахнет рыбой, то она гнилая и в пищу не годится;


 

— не рекомендуется употреблять в
пищу водоросли нитевидной формы или
напоминающие тонкие веточки. Они не
ядовиты, но могут содержать вредные
вещества. Это можно обнаружить, расте­
рев их пальцами. Эти вещества будут
способствовать такому быстрому разложе­
нию водорослей, что через пять минут
появится неприятный запах;

— в водорослях часто встречаются
жалящие организмы, поэтому перед упот-

•реблением в пищу водоросли нужно внимательно осмотреть и очистить. Кра­бов, креветок, мелких рыб, прицепивших­ся к водорослям, можно стряхнуть на плот.

До сих пор спорят о том, можно ли насытиться планктоном, и в чем трудности его использования. Насытиться одним планктоном нельзя. Планктонные организ­мы столь рассеяны в море, что для получения одного килограмма сухого планктона понадобилось бы профильтро­вать 10 миллионов литров морской воды. Кроме того, следует учесть, что некото­рые из планктонных организмов несъе­добны и даже ядовиты.

Психологические аспекты

В условиях тяжелых аварий вполне возможны психические травмы. Больные с пораженной психикой даже при серь­езных механических повреждениях тела и тяжелых физиологических расстройст­вах могут на первый взгляд производить впечатление активных и вполне здоровых людей. Однако они нуждаются в срочной медицинской помощи.

Некоторые люди, пережившие морские катастрофы, в результате которых их долго носило на спасательных плотах по безбрежным океанским просторам, часто замечали за собой некоторую "шизоид-ность", хотя до нарушения функций дело не доходило. Они наблюдали у себя расщепление собственной личности на три составные части: физическую, эмоциональ­ную и рациональную. Выживающие оди­ночки часто разговаривают сами с собой, спрашивают у себя совета, как лучше поступить в том или ином случае. Они


пытаются поставить себя на место дру­гого человека, чтобы убедить себя в необходимости какого-либо действия. Ког­да они попадают в опасную ситуацию или получают телесную травму, их эмо­циональное "я" испытывает страх, а фи­зическое "я" испытывает боль. Чтобы совладать со страхом и болью, люди инстинктивно полагаются на свое рацио­нальное "я". И чем дольше продолжается вынужденное плавание, тем сильнее про­является эта тенденция. Все эти связи • туго натянуты. Занявшее командную по­зицию рациональное "я" использует на­дежду, мечты и циничные шутки, чтобы уменьшить внутреннее напряжение в под­чиненных ему местах.

При выживании группой ирония и юмор выходят на первое место как средство для снятия напряжения, облег­чения своего существования. Однако есть люди, которые не воспринимают шуток, пессимистичны и злы. Как правило, они быстрее заканчивают свое бренное суще­ствование на этом свете, чем люди доброжелательные, с хорошим чувством юмора.

Чтобы избежать нежелательных явле­ний, старший на плоту должен поддер­живать у спасающихся уравновешенное психическое состояние, предпринимать меры для того, чтобы люди не впадали в панику. Для этого он должен органи­зовать отдых и сон, что является необ­ходимым условием поддержания у людей физических сил и уравновешенного пси­хического состояния. Обязательно пору­чить каждому члену экипажа какую-либо работу, чтобы он не сидел без дела, не "погружался в себя". Постоянная заня­тость каждого чем-либо — вот главное условие поддержания нормального психо­логического климата на плоту.

Не следует верить тому, что трудно­сти с самого начала сплачивают людей. Статистика свидетельствует об обратном. Даже в экипажах самолетов и верто­летов разногласия, которые имели место в коллективе ранее, часто обостряются в экстремальных условиях после аварийного приземления. А что говорить, если на спасательном плоту оказываются совер­шенно разные люди. Тут уже старший . должен проявить волю, вплоть до физи­ческого воздействия на паникеров. Но и


он, чтобы являться авторитетным коман­диром, должен быть примером для под­ражания. В этом главная трудность обя­занностей старшего.

ЖИЗНЬ НА ПЛОТУ

В процессе выживания в море на плоту обязательно должен быть старший. Им является один из членов экипажа, старший по должности. Если на плоту находятся только пассажиры, обязанности старшего берет на себя наиболее энер­гичный и опытный человек.

Старший обязан разъяснить спасаю­щимся основные правила поведения на плоту. Его распоряжения должны выпол­няться беспрекословно.

В целях того, чтобы успокоить людей, установить порядок и предотвратить вспышки ссор, старший должен распре­делить обязанности между людьми и занять их какой-либо деятельностью. К таким обязанностям относятся: вахта — наблюдение за морем как днем, так и ночью; уход за днищем плота, которое всегда должно быть сухим; ведение вах­тенного журнала; работа с аварийной радиостанцией и т. п.

При большом экипаже можно ввести систему почасового дежурства. Список с именами дежурных нужно внести в бор­товой журнал, который хранится у стар­шего или его помощника. За распределе­нием продуктов питания должен следить сам старший и заносить сведения в бортовой журнал.

Если принято решение ждать помощь на месте аварии, то для уменьшения скорости дрейфа по ветру и улучшения остойчивости плота нужно опустить в воду плавучие якоря и опустить на днище водобалластные карманы.

Во время штормовой погоды, да и вообще в целях безопасности, полезно привязывать к плоту прочной веревкой (длиной метров 20—30) какую-либо пу­стую емкость, например, канистру. Если


кого-либо смоет за борт, то он сможет ухватиться за этот страховочный фал с поплавком. Ведь вернуться за упавшим назад, а тем более догнать ему плот при ' сильном ветре невозможно.

Для предотвращения утери плота в случае переворачивания один из членов экипажа должен быть постоянно прикреп­лен к плоту страховочной веревкой. В сложных морских условиях не следует снимать с .себя спасательный жилет. Для удобства допускается ослабить ремни крепления жилета и стравить из него часть воздуха.

Если направление морского течения совпадает с курсом, который должен держать плот, а ветер противодействует движению, необходимо бросить в воду плавучие якоря. Один из них — основ­ной — находится на борту плота, второй — запасной — уложен в мешок со снаряжением. Чтобы усилить скорость передвижения по течению, нужно завя­зать верхушку плавучего якоря. В этом случае закрытый плавучий якорь работает более эффективно, чем открытый.

При шторме длину фала плавучего якоря нужно отрегулировать таким обра­зом, чтобы при нахождении плота на гребне волны якорь был бы во впадине между волнами.

Для уменьшения парусности можно стравить воздух из тента плота.

Если ветер попутный, то, наоборот, нужно принять меры для увеличения парусности: поднять и закрепить водобал-ластные карманы, вынуть из воды плаву­чие якоря, подкачать плот и тент, с помощью весел соорудить импровизиро­ванный парус.

Помните, что от исправности плота зависит ваша жизнь. Храните острые металлические предметы (рыболовные крючки, ножи, жестяные коробки и т. п.) в укладке, не бросайте их, где попало, . чтобы не повредить плот.

Во время дрейфа периодически прове­ряйте клапаны и швы на оболочке плота. Ежедневный осмотр плота начинай­те с обшаривания ладонью наружной поверхности надувных камер, чтобы оп­ределить степень износа прорезиненной ткани. Необходимо прислушаться — не травит ли где воздух. В надводной части бортов поверхность камер под действием


жарких лучей солнца может покрываться сетью трещин, Наружный леер местами может быть туго натянут, сильно тереться о резину. Нужно постараться ослабить его натяжение.

В процессе плавания аварийные пробки и заглушки для починки должны быть закреплены на плоту так, чтобы в случае необходимости их можно было бы легко достать.

Появление судна может быть хорошей новостью, но может и представлять опас­ность. Плот — это очень маленький объект в море, и ночью или при плохой видимости экипаж проходящего судна может не заметить спасающихся и раз­давить плот.

При плавании на нескольких плотах свяжите их вместе при помощи веревок длиной 12—15 метров. Совместное пла­вание позволит быстрее обнаружить с воздуха спасающихся, экономно расходо­вать сигнальные средства, увеличивает надежность наблюдения за горизонтом и воздухом.

Скорость движения плота в океане можно определить, засекая время про­хождения клочка бумаги или водоросли от плота до прикрепленного на лине за кормой какого-либо буйка. Зная расстоя­ние до буйка и время прохождения бумажки, легко вычислить скорость. Так можно узнать, на какое примерно рас­стояние вас относит в течение суток.

В открытом море направление на берег можно определить по следующим призна­кам:

а) все морские птицы, за исключением
чайки-моевки (северная половина Атлан­
тического океана и север Тихого океана),
в полете молчаливы. Поэтому ночные
крики морских птиц дают верное направ­
ление на сушу;

б) очень мало видов морских птиц
спит на воде и очень редко отлетают от
берега более чем на 16 0—180 км.
Распознавание этих птиц и направления
их полета очень часто может указать
направление и расстояние до суши. Они
улетают от берега до полудня и возвра­
щаются назад после полудня или вечером,
высоко летя в небе. Штормы иногда
могут далеко уносить птиц, гнездящихся
на суше, поэтому одинокая птица не
может служить надежным ориентиром;


в) зеленоватый оттенок на небе или
на нижней стороне облаков вызывается
отражением солнечного света от поверх­
ности воды на мелководье в районе
коралловых рифов;

г) неподвижно висящее над горизонтом
отдельное кучевое облако, которое фор­
мируется над сушей;

д) появление на поверхности воды
обломков и ветвей деревьев, листьев,
травы часто указывает на близость бе­
рега;

е) переход темных оттенков воды к
более светлым и появление в воде
медузы-аурелии говорит о приближении к
берегу;

ж) во время тумана крики птиц ука­
зывают на близость скал.

В Арктике белый или желтоватый от­тенок неба, вызванный отражением льда на нижней границе низкой облачности, называют "ледяным небом". Оно часто служит первым признаком того, что впе­реди находятся ледовые поля. Облака, находящиеся над открытой водой, имеют темно-серый цвет.

Снежный буревестник обычно летает в районе паковых льдов, поэтому его появ­ление — первый признак тяжелых ледовых условий.

Присутствие на льду тюленей и охотя­щихся за ними белых медведей говорит о том, что лед не сплошной, в нем есть разводья и трещины.

Если дельфины собираются в косяки и больше обычного резвятся — это . предвещает шторм.

Бортовой журнал необходимо вести в течение всего периода пребывания на спа­сательном плоту. В него нужно записать все подробности аварии: имена спасшихся, число, время и место кораблекрушения или вынужденной посадки самолета на воду, состояние корабля или самолета в момент происшествия и продолжительность его пребывания на плаву, описать погодные условия, составить перечень спасенного имущества, продуктов питания, предпола­гаемый рацион. В дальнейшем делать за­писи о моральном и физическом состоянии потерпевших бедствие, движении плота, рационе питания, погодных условиях, за­меченных самолетах и кораблях.


ВЫСАДКА НА БЕРЕГ

Как добраться до берега вплавь.Это

наиболее сложная задача, особенно при высадке в шторм на скалистый берег. Ее результат зависит от многих причин. Некоторые закаленные пловцы могут про­плывать в холодной воде километр и более, пока у них не наступит холодовой шок, другие не могут проплыть и ста метров. К тому же расстояния на воде очень обманчивы. В большинстве случаев лучше всего оставаться на плоту. Если все же принято решение добираться до берега вплавь, наденьте поверх одежды спасательный жилет. Не забудьте о бо­тинках, которые должны быть надеты и тщательно зашнурованы. Чтобы сохранить силы, лучше плыть на боку или брассом.

Если прибой незначительный, можно плыть на небольшой волне, а в конце, перед тем, как волна разобьется, неглу­боко нырнуть. При сильном прибое пло­вец должен оставаться во впадине между волнами, повернувшись лицом к волне, идущей с моря, и, когда она прибли­зится, — нырнуть под нее. Когда волна пройдет, нужно плыть в сторону берега, держась впадины между следующими волнами.

При выходе на скалистый берег нужно выбирать место, где волны набегают на скалы. Не следует высаживаться там, где волны с шумом разбиваются о скалы, вздымая высоко вверх пену и брызги. После того, как место высадки на берег выбрано, пловец должен продвигаться вперед в промежутках между большими волнами в направлении буруна. При этом продвижение осуществляется лицом к берегу в сидячей позе — вытянув ноги вперед и удерживая их на 60—90 см ниже уровня головы. Ноги согнуть в коленях так, чтобы при необходимости погасить силу толчка при ударе о скалы, подводный валун или риф.

Если с первого раза берега достичь не удалось, пловец должен плыть, дей­ствуя только руками. Когда подойдет следующая волна, надо опять принять сидячее положение с вытянутыми вперед ногами. Это повторяется до тех пор, пока пловец не выберется на берег.


Там, где есть заросли морских водо­рослей, вода спокойнее. Такие заросли хорошо помогают спасающимся. Пловец Может продвигаться вперед, попеременно хватаясь руками за верхушки водорослей. При этом нужно помнить, что на скалах, покрытых короткими нитевидными водо­рослями, очень скользко и легко можно оступиться.

Высадка на берег на плоту.В боль­шинстве случаев плот с успехом исполь­зуется для того, чтобы выбраться на берег. Но высадка на берег в условиях сильного прибоя всегда опасна. Лучше потратить лишнее время и проплыть не­много вдоль берега, отыскивая покатый пляж., где прибой послабее. Место вы­садки нужно выбирать с большой осто­рожностью и осмотрительностью. Не ре­комендуется высаживаться в местах, где солнце стоит низко и слепит глаза.

Спасающиеся должны поискать разрыв в линии прибоя. Для этого нужно тща­тельно прислушиваться, пока плот идет вдоль берега. Помните, что в устьях рек коралловых рифов не бывает. Следует также избегать быстрых течений и тече­ний отлива, которые могут вынести плот далеко в открытое море.

Если принято решение преодолевать прибой и высаживаться на берег на плоту, нужно:

— надеть одежду и ботинки, чтобы
избежать травм;

—- надеть и подогнать спасательный жилет;

— закрепить на плоту снаряжение;

— приготовить к использованию весла,
чтобы управлять движением плота;

— выбросить плавучий якорь на мак­
симальную длину шнура, это позволяет
правильно сориентировать плот относи­
тельно волны. Плавучий якорь не следует
опускать в воду при преодолении корал­
ловых рифов.

Чтобы плот не перевернулся, непре­рывно подгребайте веслами, чтобы шнур якоря был все время натянут. Не давайте плоту стать боком к волне. Берегитесь рифов и острых скал, которые могут


легко повредить плот. Коралловые рифы обычно встречаются в теплых водах, вдоль берегов островов и материков. Если встреча с ними неизбежна, то лучше оставаться на плоту. Если возникнет не­обходимость идти к берегу вброд, то необходимо одеться и обуться. Во избе­жание травм нужно двигаться медленно, тщательно выбирая путь.

В случае среднего прибоя, когда нет ветра, экипаж должен так управлять илотом, чтобы он не слишком быстро преодолевал волну и не падал носом вниз, пройдя гребень волны. Если же прибой перевернет вас, нужно приложить все усилия, чтобы поймать плот.

После преодоления гребня большой волны экипаж должен оставаться на плоту, пока его не вынесет на сушу. По возможности, не стремитесь высаживать­ся на берег в ночное время. Если замечены признаки присутствия людей, лучше дождаться помощи.

При высадке на лед следует выбирать большую и крепкую льдину. Айсберги, небольшие льдины могут стать причиной больших неприятностей. Кромка льда мо­жет быть острой и порезать плот. Чтобы этого не произошло, нужно отталкиваться от льдин веслами и руками. Выбравшись на льдину, плот нужно закрепить подаль­ше от ее края. Плот должен быть хорошо надутым" и готовым к немедлен­ному использованию, если льдина треснет.

При высадке на побережье, поросшее густыми, непроходимыми зарослями, оста­вайтесь на узкой прибрежной полосе. Не покидайте ее, за исключением случаев, когда местность сильно заболочена или представляет собой голые безжизненные скалы.

Во время выживания в береговой черте поиск предметов, которые можно приспособить для нужд спасающихся, не представляет особой трудности. В усло­виях современного загрязнения морей их берега нередко усеяны бытовым мусором: обувью, досками, изделиями из пластика, обрывками сетей и веревок, остатками бочек и многим другим.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.