Сделай Сам Свою Работу на 5

VI. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ И ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ





 

АТРИБУТ(от лат. наделять) – существенное и неотъемлемое свойство объекта, без которого он не может ни существовать, ни мыслиться. Декарт и Спиноза рассматривал его как основное свойство субстанции: атрибутом телесной субстанции является протяжённость, а атрибутом духовной субстанции – мышление. Философы материалисты XVIII века важнейшими атрибутами материи считали протяжённость и движение. Атрибутами материи в диалектико-материалистической философии признаются движение, пространство, время, а также системность и отражение.

ВНУТРЕННИЙ И ВНЕШНИЙ ОПЫТ – одна из основных концепций гносеологического учения Дж. Локка, согласно которой все человеческие знания проистекают из опыта внешнего (ощущений) и внутреннего (рефлексии, то есть самонаблюдения, самопознания внутреннего духовного мира).

ВРОЖДЕННЫЕ ИДЕИ – гносеологическое учение идеалистического рационализма, признающее наличие знания, которые имеют врождённое происхождение, изначально не зависящее от опыта. Родоначальником его был Платон. По мнению одних философов, врожденные идеи даны от бога (Декарт), другие считали их склонно­стями или задатками ума, развитию которых способствует чувственный опыт (Лейбниц). Рационалистические теории признавали интеллектуальную интуицию (непосредственное знание): некоторые положения не изначально при­сущи нашему уму, а постигаются в умственном акте. Но, несмотря на различие указанных подходов, в них признается существование такого содержания знания, которое не зависит от опыта и предшествует ему.



ДЕДУКЦИЯ(выведение) – путь мышления, который вдет от общего положения – к частному, от общего – к особенному.

ДЕИЗМ – учение, которое признает существование бога в качестве безличной первопричины мира, причем мир, будучи сотворен, предоставлен действию собствен­ных законов. Деизм возник в Англии и выступал в виде естественной религии или религии разума, сыграв положительную роль в развитии свободомыслия ХVII-ХVIII вв.

ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО (право природное) – учение об идеальном, не зависимом от государства праве, вытекающем будто бы из разума и природы человека. Наиболь­шее распространение получило в ХVII-ХVIII вв. в Западной Европе. Его сторонники: Спиноза, Локк, Руссо, Монтескье, Гольбах. Согласно их учению, в сознании всех людях дей­ствует один и тот же мировой разум, поэтому естественное право для всех одинаково, независимо от времени и места и неизменно.



ИНДУКЦИЯ (наведение) – движение знания от отдельного – ко всеобщему, от особен­ного – к закономерному. Противоположностью индукции является дедукция. Индукция как способ ис­следования обосновывается и развивается Бэконом.

КАРТЕЗИАНСТВО – направление в философии и естествознании XVII–XVIII вв., в основе которого лежит учение Декарта. Исходным пунктом его является последовательный дуализм тела и души и рациона­листический математический метод в познании. Теория врожденных идей является исходным моментом картезианской гносеологии.

МЕХАНИЦИЗМ – мировоззрение, объясняющее развитие природы и общества законами механической формы движения материи, которые рассматриваются как уни­версальные и распространяющиеся на все виды материального движения.

МОДУС (от лат. мера, способ) – свойство предмета, присущее ему лишь в некоторых состояниях, в отличие от атрибута, как неотъемлемого свойства предмета. В философии Спинозы обозначает единичный предмет, существование которого имеет внешнюю причину, чем отличается от субстанции. В модусах выражается бесконечная множественность вещей и их преходящие качества, в которых находит свое проявление единая, вечная и бесконечная материальная суб­станция.

МОНАДА (от греч. единица, единое) – субстанциональная единица бытия. В античности встречается у пифогорейцев, в эпоху Возрождения – у Николая Кузанского и Дж. Бруно. Монада – центральное понятие в философии Лейбница («Монадология»), где рассматривается как неделимая духовная единица бытия и антипод материального атома. Монад бесчисленное множество, но каждая из них образует собственный духовный мир. Бог есть первомонада, а все другие монады – её излучения. Монады делятся на: простые монады, монады-духи и монады-души.



ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДОГОВОР – идеалистическое учение о возникновении государстве и права в результате сознательно заключенного между людьми договора. Значительным влиянием пользовалась теория общественного договора, выдвинутая Руссо, Согласно этой теории, люди сознательно ограничили свою свободу и заключили договор, где они обязались гарантировать при помощи всеобщей воли неотъемлемое право на личную жизнь и собственность. Но в то же время граждане вправе расторгнуть этот договор в случае злоупотребления властью. Так возникло правовое государство: в результате договора, а не насилия. Развернутую форму теория получила в ХVII – ХVIII вв. в учениях Гоббса, Гассенди, Спинозы, Локка, Тассо и др.

ПЕРВИЧНЫЕ И ВТОРИЧНЫЕ КАЧЕСТВА – одна из гносеологических концепций Локка, выражающая особенность его дуализма. Под первичными качествами понимаются объективные свойства материальных тел: движение, протяжённость, величина, непроницаемость, плотность, сцепление частиц, фигура, объем и др. Вторичные качества – это субъективные ощущения, не содержащиеся в самих вещах (цвет, вкус, запах и др.). Из локковского дуализма первичных и вторичных качеств сформировалось два противоположных направления: материалистический и идеалистический сенсуализм.

ПРЕДУСТАНОВЛЕННАЯ ГАРМОНИЯ – понятие, введенное в философию Лейбницем с целью обоснования учения о взаимоотношении монад: их взаимодействия есть результат гармонии, предустановленной богом. Предустановленная гармония превращает каждую монаду в «живое зеркало» Вселенной. Благодаря этой божественной гармонии существует мировой порядок, происходит развитие всех вещей по единому плану.

ПРОСВЕЩЕНИЕ– раннебуржуазная, антифеодальная идеология, отвергающая феодально-крепостнический строй, как противоречащий разуму и природе человека. Просвещение допускало только мирные средства в борьбе за передовые цели и идеалы общества и основной упор отдавало пропаганде научных знаний и вере в безграничные возможности человеческого разума, а недостатки жизни объясняли невежеством. Поэтому обосновывали необходимость просвещения и воспитания, рассматривая их как первопричину социального прогресса. Родина Просвещения – Франция XVIII века. Основные представители: Локк, Вольтер, Руссо, Монтескье, Гольбах, Гельвеций и др.

РАЗУМНЫЙ ЭГОИЗМ – этическая концепция, выдвинутая просветителями ХVII–VIII в. в основе которой лежит принцип о том, что правильно понятый интерес дол­жен совпадать с общественным. Хотя человек по природе эгоист и действует только из собственного интереса, из прирожденных ему стремлений к наслаждению, счастью, славе и т.п., но он должен повиноваться требованиям морали, общественным интересам, прежде всего, потому, что это в конечном итоге бу­дет выгодно ему. Отсюда, будучи разумным эгоистом, человек в своих действиях поступает морально – не лицемерит и не обманывает других людей, удов­летворяя свой интерес. Эту теорию развивали Гельвеций, Гольбах, Дидро, Фейербах.

РАЦИОНАЛИЗМ (от лат. разум) – направление в теории познания, признающее разум основой познания и поведения людей. Противоположностью рационализма является иррационализм, ограничивающий, или даже отрицающий возможности разума. В более узком смысле рационализм противоположен сенсуализму (эмпиризму), где ведущую роль в процессе познания отводится чувствам. Родоначальником рационализма является Декарт, который утверждал, что основные разумные идеи заложены в душе человека Богом, на чем роль последнего ограничивалась. Он обосновал всесилие разума, считая, что критерий истины – в разуме. Человек усматри­вает разумные идеи внутренним зрением (интуицией) в силу их отчетливости и ясности. Спиноза также считал, что знания, полученные из опыта являются недостоверными, случайными, смутными, тогда как разум дает знания достоверные. Крайнее выражение принципа рационализма находим у Лейбница, который считал, что соответствие знаний внешнему миру гарантировано извечной предустановленной гармонией, которую установил бог, чем, однако, ограничиваете его исходная роль.

СЕНСУАЛИЗМ (от лат. чувства, восприятия, ощущения) – направление в теории познания, отводящее главную роль достижения знания чувственному познанию. Сенсуализм стремится вывести все содержание познания из деятельности органов чувств, а также свести все содержание сознания к их показаниям как первоначальным элементам. В Новое время Локк заложил основу сенсуализма своим известным положением: нет ничего в интеллекте, чего ранее не было бы в чувстве. В истории философии он разрабатывается как на материалистической основе (Бэкон, Гоббс, французские материалисты), так и на субъективно-идеалистической основе (Юм, Беркли).

СОЛИПСИЗМ (от лат. один, единственный и сам) – философское направление, согласно которому единственно суще­ствующим является субъективное Я и содержание моего сознания, единствен­ной реальностью является исключительно наша собственная душевная жизнь, а все остальное – лишь видения, подобные снам. В последовательном виде встречается крайне редко. Умеренный солипсизм встречается в работах Беркли и Фихте (хотя у Беркли субъективным Я является Бог, а у Фихте – самосознание сего человечества). Позже тенденция к солипсизму появляется в философии махизма и в разных формах субъективизма, которые утверждают, что есть только человек и его созна­ние, а мир, в том числе и люди, существуют лишь в сознании индивида. В этическом плане солипсизм проявляется как крайний эгоизм и эгоцентризм.

СУБЪЕКТИВИЗМ – мировоззренческая позиция, игнорирующая объективные законы природы и общества, един из гносеологических источников идеализма. Понятие ввел Декарт как обозначение поворота к субъекту, то есть взгляд на сознание как на первичное данное, в то время как все другое является формой, со­держанием или результатом творчества сознания. Идеализм Беркли является самой крайней формой субъективизма. В крайних случаях он приводит к солипсизму, в этике – к эгоизму, в политике – к волюнтаризму.

ЭМПИРИЗМ (от греч. опыт) – направление в гносеологии, представители которого считают чувственный опыт единственным источником познания. В качестве целостной гносеологической концепции сформировался в XVII-XVIII вв. Сильная его сторона – детальный анализ чувственный знаний. Абсолютизация опыта приводит к фак­тическому отказу от мышления. В истории философии выступал как идеалистический (Юм, Беркли, Мах, Авенариус, современный логический эмпиризм), признававший единственной реальностью субъективный опыт (ощущения, представления) и как материалистический эмпиризм (Ф. Бэкон, Гоббс, Локк, Кондильяк), считавший, что источником чувственного опыта является объективно существующий мир.

ЭНЦИКЛОПЕДИСТЫ – основатели и авторы французской «Энциклопедии или Толко­вого словаря наук, искусств и ремесел» (1751-1780), которая дала системати­ческий свод достижениям своего времени. До 1722 г. во главе «Энциклопедии» стоял Дидро, а ее редактором был Д. Аламбер. В числе энциклопедистов были Монтескье, Руссо, Вольтер, Гельвеций, Гольбах и другие мыслители, которые выступали за невмешательство церкви в дела науки, объявляли себя сторонниками общественного прогресса, критиковали деспотизм, высказывались за освобождение человека от сословного гнета.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.