Сделай Сам Свою Работу на 5

IV. ХАРАКТЕРИСТИКА УРОВНЯ ОБРАЗОВАНИЯ И СПЕЦИАЛЬНОСТИ АСПИРАНТУРЫ (АДЪЮНКТУРЫ)





4.1. Нормативный срок, общая трудоёмкость освоения основной образовательной программы аспирантуры (адъюнктуры) в зачётных единицах для очной формы обучения и соответствующая квалификация приведены в таблице 1.

 

 

Таблица 1

Сроки, трудоёмкость освоения ООП и квалификация (степень) выпускников

Наименование ООП Квалификация Нормативный срок освоения ООП, включая каникулы Трудоемкость в зачетных единицах*
Шифр в соответствии с Номенклатурой научных работников Наименование
ООП аспирантуры/адъюнктуры 00.00.00 исследователь 3 года

* Одна зачётная единица соответствует 36 академическим часам.

4.2. Трудоёмкость основной образовательной программы аспирантуры (адъюнктуры), реализуемой по очной форме обучения, за учебный год равна 60 зачётным единицам. Трудоёмкость ООП аспирантуры (адъюнктуры) по заочной форме обучения распределяется пропорционально продолжительности периода обучения.

4.3. Планируемый срок обучения по ООП аспирантуры (адъюнктуры) в случае значительной доли экспериментальных и опытных работ может увеличиваться не более чем на один год относительно установленного нормативного срока. При этом трудоёмкость ООП аспирантуры (адъюнктуры) может превышать общую трудоёмкость, установленную настоящим образовательным стандартом, но не более чем на 60 зачётных единиц.



4.4. ООП аспирантуры (адъюнктуры) может реализовываться как сокращённая или как ускоренная (в сокращённые сроки) в случае полного выполнения аспирантом/адъюнктом индивидуального плана аспиранта (адъюнкта).

4.5. Содержание основной образовательной программы аспирантуры (адъюнктуры) соответствует паспорту научной специальности.

4.6. Исследовательская направленность ООП аспирантуры (адъюнктуры) отражает специфику научной школы высшего учебного заведения.

V. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ АСПИРАНТУРЫ (АДЪЮНКТУРЫ)

5.1. Область профессиональной деятельности выпускников аспирантуры (адъюнктуры) включает сферы науки, техники и технологии, охватывающие совокупность проблем отрасли.

5.2. Объектом профессиональной деятельности выпускника аспирантуры (адъюнктуры) является исследовательское пространство избранной отрасли научного знания, а также научные проблемы междисциплинарного характера.



5.3. Выпускник аспирантуры (адъюнктуры) готовится к следующим видам профессиональной деятельности: самостоятельная научно-исследовательская или научно-педагогическая деятельность, научное руководство и консультирование, руководство научной школой.

Конкретные виды деятельности и профессиональные задачи определяются соответствующим профилю научной подготовки профессиональным стандартом.

 

VI. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ АСПИРАНТУРЫ (АДЪЮНКТУРЫ)

6.1. Выпускник аспирантуры (адъюнктуры) должен обладать следующими общими профессиональными компетенциями (ОПК):

ОПК самостоятельной научно-исследовательской деятельности:

способностью демонстрировать и применять углубленные знания в профессиональной деятельности (ОПК-1);

способностью адаптировать новое знание в узкопрофессиональной и междисциплинарной деятельности (ОПК-2);

способностью к самостоятельному построению и аргументированному представлению научной гипотезы (ОПК-3);

владением приёмами и методами научной дискуссии и коммуникативной деятельности в условиях профессионального сообщества (ОПК-4);

владением методикой поиска источника финансирования научных исследований, подачи заявок на финансирование научных исследований в различные государственные и негосударственные организации (ОПК-5);

способностью участвовать в коллективном научном исследовании и проводить самостоятельные научные исследования, в т.ч. финансируемые из внешних источников (ОПК-6);



способностью самоорганизации в ходе выполнения научного исследования (ОПК-7);

умением профессионально излагать результаты своих исследований и представлять их в виде научных публикаций, информационно-аналитических материалов и презентаций (ОПК-8);

владением культурой научного исследования, включая правила соблюдения авторских прав (ОПК-9);

способностью модифицировать и адаптировать существующие научно-исследовательские и информационные технологии к своей профессиональной деятельности (ОПК-10);

ОПК самостоятельной научно-педагогической деятельности:

 

введением инновационной составляющей в учебную деятельность, включая использование современных методов интерактивного обучения применительно к разным уровням образования (ОПК-11);

ОПК научного руководства и консультирования

ОПК руководства научной школой

6.2. Выпускник аспирантуры (адъюнктуры) должен обладать следующими профессиональными компетенциями отрасли науки (ПКОН):

ПКОН самостоятельной научно-исследовательской деятельности:

способностью к самостоятельной постановке и решению сложных теоретических и прикладных задач в данной отрасли науки (ПКОН-1);

свободным владением смежными разделами науки, умением ориентироваться в разнообразии методологических подходов (ПКОН-2);

способностью демонстрировать и применять углублённые знания в избранной области с учётом современных принципов научного исследования (интегративность, антропоцентричность, коммуникативность, функциональность и др.) (ПКОН-3);

владением методологией исследований отрасли науки и способностью к разработке новых методов и методик и их применению в самостоятельной научно-исследовательской деятельности (ПКОН-4);

владением современной научной парадигмой в избранной области науки и умением интегрировать и актуализировать результаты собственных исследований в рамках научной парадигмы (ПКОН-5);

способностью принимать участие в работе профессиональных коллективов по созданию ресурсов отрасли науки (например, баз данных), в том числе электронных (ПКОН-6).

 

ОПК самостоятельной научно-педагогической деятельности:

ОПК научного руководства и консультирования:

ОПК руководства научной школой:

 

VII. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ АСПИРАНТУРЫ (АДЪЮНКТУРЫ)

7.1. Основная образовательная программа аспирантуры (адъюнктуры) имеет следующую структуру:

Образовательная составляющая, включающая следующие разделы:

Обязательные дисциплины (ОД.А.00);

Кандидатские экзамены (КЭ.А.00);

Факультативные дисциплины (ФД.А.00);

Научно-исследовательский семинар (НИС.А.00);

Практика (П.А.00).

 

Исследовательская составляющая, включающая следующие разделы:

Научно-исследовательская работа аспиранта (НИР.А.00) или Научно-педагогическая работа аспиранта (НПК.А.00)

 

Подготовка текста диссертационного научного исследования и текста автореферата (ПД.А.00);

Презентация диссертационного научного исследования (ПЗ.А.00)

7.2. Трудоемкость освоения образовательной программы профессионального образования (по ее составляющим и их разделам):

Таблица 2

Структура ООП аспирантуры (адъюнктуры)

Индекс Наименование разделов и дисциплин (модулей) Трудоёмкость (в зачётных единицах)
ОД.А.00 Обязательные дисциплины
ОД.А.01 История и философия науки
ОД.А.02 Иностранный язык
ОД.А.03 Специальная дисциплина научной специальности
ОД.А.04, ОД.А.05 и т.д. Дисциплины по выбору
КЭ.А.00 Кандидатские экзамены
КЭ.А.01 Кандидатский экзамен по истории и философии науки
КЭ.А.02 Кандидатский экзамен по иностранному языку
КЭ.А.03 Кандидатский экзамен по специальной дисциплине
ФД.А.00 Факультативные дисциплины
НИС.А.00 Научно-исследовательский семинар
П.А.00 Практика
Итого на образовательную составляющую
НИР.А.00 Научно-исследовательская работа аспиранта (адъюнкта)
ПД.А.00 Подготовка текста диссертационного исследования и текста автореферата
ПЗ.А.00 Презентация диссертационного исследования
Итого на исследовательскую составляющую
Общий объём подготовки аспиранта (адъюнкта)

 

 

VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ АСПИРАНТУРЫ (АДЪЮНКТУРЫ)

7.1. Основная образовательная программа аспирантуры (адъюнктуры) самостоятельно разрабатывается и утверждается образовательными организациями высшего образования на основе настоящего федерального государственного образовательного стандарта, программ кандидатских экзаменов по истории и философии науки, иностранному языку и специальным дисциплинам, а также паспорта специальности (?????) .

7.2. На основе основной образовательной программы аспирантуры (адъюнктуры) по соответствующей специальности научных работников научным руководителем совместно с аспирантом (адъюнктом) разрабатывается индивидуальный план аспиранта (адъюнкта).

7.3. Образовательная составляющая

ОД.А.00 Обязательные дисциплины (14 зачетных единиц)

Данный раздел включает историю и философию науки, иностранный язык, специальные дисциплины отрасли науки и научной специальности, в том числе по выбору аспиранта. По итогам освоения обязательных дисциплин аспирант сдаёт кандидатские экзамены: историю и философию науки (в соответствии с программой-минимум кандидатского экзамена по данной отрасли науки), иностранный язык (в соответствии с программой-минимум кандидатского экзамена по общенаучной дисциплине «Иностранный язык») и специальность (в соответствии с программой-минимум кандидатского экзамена по специальности).

Программа-минимум кандидатского экзамена по специальности осваивается аспирантом в рамках дисциплины ОД.А.03, дополнительная программа организации/учреждения формируется на основе дисциплин по выбору аспиранта (ОД.А.04, 05 и т.п.).

В качестве дисциплин по выбору могут быть предложены дисциплины, углубляющие знания аспирантов в избранной ими научной проблеме и соответствующие дополнительной программе кандидатского экзамена, утверждаемой ученым советом организации/учреждения.

Распределение зачетных единиц трудоемкости может быть детерминировано теоретической (3 зачетные единицы) или прикладной (2 зачетные единицы) направленностью курса.

К.А.00 Кандидатские экзамены (3 зачетные единицы)

Кандидатские экзамены являются составной частью программы. Цель экзаменов - установить глубину профессиональных знаний аспиранта (адъюнкта), готовность к самостоятельной научно-исследовательской работе. Сдача кандидатских экзаменов обязательна для подтверждения уровня образования и присуждения ученой степени кандидата наук. Комиссия по приему кандидатских экзаменов оценивает знания аспиранта (адъюнкта) на «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

ФД.А.00 Факультативные дисциплины (6 зачетных единиц)

Факультативные дисциплины дополняют образовательную составляющую программы и выбираются аспирантом (адъюнктом) из списка дисциплин, рекомендованных учреждением/организацией. Для освоения 6 зачетных единиц учебной нагрузки можно выбрать две дисциплины (по 3 зачетные единицы каждая) и научно-исследовательский семинар, организуемый профильной кафедрой (подразделением). Время, отведенное на факультативные дисциплины, может быть частично или полностью использовано в других разделах образовательной составляющей.

В качестве факультативных дисциплин могут быть предложены:

- профильные дисциплины, углубляющие знания обучающегося в избранной им научной проблеме;

- курс иностранного языка, предназначенный для обучающихся, не владеющих достаточной подготовкой к освоению обязательной дисциплины Иностранный язык;

- курс русского языка как иностранного, предназначенный для иностранных граждан/ соотечественников, не имеющих достаточного опыта работы со специальными научными текстами на русском языке.

Организационно-тематическое построение дисциплин ФД.А.00 может соответствовать организационно-тематическому построению дисциплин ОД.А.03, 04 и др. В качестве аттестационных критериев и балльной структуры оценки могут выступать участие в аудиторных занятиях, самостоятельная работа, подготовка письменного текста (логически завершенная часть диссертационной работы, реферат, эссе, аналитическая записка) или устное собеседование с руководителем дисциплины.

П.А.00 Практика (3 зачетные единицы)

Учреждение/организация определяют целесообразность проведения практики, её вид (педагогическая/производственная), сроки и форму прохождения, а также форму контроля и отчетности по ней. При отсутствии практики отведённое для неё время должно быть перенесено на освоение обязательных дисциплин.

Учреждение/организация может организовать следующие виды практики:

- производственную (научно-исследовательскую) (3 зачетные единицы, 108 час.) – в форме участия в научно-исследовательских проектах, практической деятельности в составе научно-педагогического или исследовательского коллектива образовательного или научно-исследовательского учреждения;

- педагогическую (3 зачетные единицы, 108 час.) – подготовка и проведение занятий со студентами образовательного учреждения по профилю подготовки под руководством руководителя педагогической практики/научного руководителя.

Исследовательская составляющая

НИР.А.00 Научно-исследовательская работа аспиранта (адъюнкта) (135 зачетных единиц)

Объем данного раздела программы по специальности аспирантуры составляет 4860 часов, или 135 зачетных единиц. При увеличении срока обучения по отдельным специальностям в очной аспирантуре до 4-х лет (в заочной аспирантуре до 5-ти лет) трудоемкость данного раздела увеличивается на 2160 часов, или 60 зачетных единиц.

Кафедра/подразделение организует и создает условия для следующих видов деятельности аспирантов:

научно-исследовательская работа по избранной тематике;

подготовка научных публикаций в соответствии с требованиями ВАК Минобрнауки РФ;

участие в профильных научных конференциях, семинарах, круглых столах, в программах академической мобильности и т.п.

ПД.А.00 Подготовка текста диссертационного исследования и текста автореферата (12 зачетных единиц)

Данный раздел программы определяет трудоемкость написания текста диссертационного исследования и текста автореферата.

ПЗ.А.00 Презентация научного исследования (3 зачетные единицы)

Кафедра/подразделение создаёт условия для апробации диссертационного исследования по месту обучения аспиранта (адъюнкта) с целью последующей передачи завершенного и оригинального диссертационного исследования в совет по защите диссертаций

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.