Мобилизующее начало урока. (1 мин).
Факультативное занятие по теме «Решение уравнений с модулем».
Учитель математики Евдокимова Л.А.
Методист Теребильникова О.В.
Класс 10 «А».
Цели:
Образовательные: повторить понятие модуль числа, алгоритм его нахождения, изучить основные способы решения уравнений с модулем. Начать формировать умения по решению задач.
Развивающие: развитие качеств научного мышления (целенаправленность, критичность), мыслительных умений (анализ, синтез, сравнение, обобщение).
Воспитательные: воспитание внимания, аккуратности, алгоритмической культуры и культуры математической речи.
Структура урока:
Мобилизующее начало урока. (1 мин).
2. Беседа с классом с целью мотивации изучения темы. (2 мин).
3. Беседа с классом с целью актуализации знаний о модуле числа, алгоритме его нахождения. (5 мин).
4. Постановка целей урока. (2 мин).
5. Решение уравнения - примера с модулем учителем. (5 мин).
6. Решение уравнения а с модулем у доски. (10 мин).
7. Самостоятельное решение уравнений с модулем на местах. (15 мин).
8. Подведение итогов урока, постановка домашнего задания. (5 мин).
Ход урока
1. Учитель: Здравствуйте, Ребята, присаживайтесь. Давайте отметим присутствующих.
2. Учитель: Сегодня на уроке мы с вами изучим новую тему, которая называется «Решение уравнений с модулем». Подпишите тему урока. Данная тема достаточно актуальная, поскольку в ЕГЭ такие задания встречаются очень часто и оцениваются высоким баллом.
3. Учитель: А сейчас давайте вспомним, что мы с вами называем модулем числа?
Учащиеся: Модулем числа называют расстояние от точки, изображающей число на координатной прямой до начала отсчета.
Учитель: Хорошо, правильно.
Учитель: Скажите, пожалуйста, а как мы с вами обозначаем модуль числа?
Учащиеся: Модуль числа а обозначают | а|.
Учитель: Правильно, молодцы. Я напоминаю вам, что термин “модуль” ввёл в 1806 г. французский математик Жорж Аргон.
Учитель:
| 6 | = 6, | – 6 | = 6 | – 3,5 | = 3,5; | 3,5 | = 3,5 | 0 | = 0
Учитель: Т.к. модуль числа – это расстояние, он никогда не будет отрицательным.
| а | = {
| а, если а > 0 – а , если а < 0
| | 4 | = | – 4 | = 4 | 0 | = 0
|
4. Учитель: Сегодня на уроке мы с вами изучим уравнения с модулем и способы их решения, порешаем их, а в конце урока вы получите небольшое домашнее задание.
5. Учитель:
Решим уравнение: |x + 3| = 2x - 3.
Учитель: Что необходимо сделать для решения уравнения?
Учащиеся: Раскрыть модуль.
Учитель: Правильно. А как это сделать?
Учащиеся: Рассмотреть 2 случая, когда |x + 3| 0 и |x + 3| < 0.
Учитель: Хорошо, рассмотрим первый случай.
Учитель:
|x + 3| 0
x -3
В данном случае уравнение принимает вид:
x + 3 = 2x - 3, отсюда х = 6.
Учитель: Скажите, пожалуйста, это решение удовлетворяет условию x -3?
Учащиеся: Да.
Что отсюда следует?
Учащиеся: 6 – корень данного уравнения.
Учитель: Верно. Рассмотрим второй случай.
Учитель: |x + 3| < 0, отсюда x < -3.
Уравнение преобразуется к виду: - x - 3 = 2x - 3, х = 0.
Учитель: Этот корень нам подходит?
Учащиеся: Нет, поскольку он не удовлетворяет нашему условию x < -3.
Учитель: Правильно, молодцы.
Учитель: Запишите ответ: 6.
Учитель: Что необходимо было знать, чтобы решить задачу?
Учащиеся: Необходимо знать правила раскрытия модуля.
Учитель: Правильно, молодцы.
4. Учитель: (вызываю ученика к доске).
Решите уравнение: |x - 1| + |x - 2| = x + 3.
Учитель: Как можно решить данное уравнение?
Ученик: Необходимо рассмотреть каждый из случаев, аналогично предыдущему примеру.
Учитель: Правильно, но мы сделаем немного по-другому.
Учитель: Найди корни выражений, стоящих под знаком модуля.
Ученик: 1 и 2.
Учитель: Посмотрите, данное уравнение немного отличается от предыдущего. Поэтому нам с вами удобнее разбить числовую ось на 3 промежутка:
Учитель: В данном примере, нам достаточно рассмотреть каждый из этих случав.
Учитель: Называй, какой случай мы рассмотрим первым?
Ученик:
1) x 2.
Учитель: Оба выражения, стоящие под знаком модуля – неотрицательные на данном промежутке, какой вид примет наше уравнение?
Ученик: x - 1 + x - 2 = x + 3.
х = 3, данное значение удовлетворяет условию x 2, следовательно, х = 3 – корень уравнения.
Учитель: Хорошо, рассмотрим второй случай.
2) 1 < 2
Ученик: Первое выражение, стоящее под знаком модуля – положительно, а второе – отрицательно на данном промежутке, следовательно, уравнение примет вид:
x - 1 + 2 - х = x + 3.
х = 2, этот корень не удовлетворяет условию 1 < 2, следовательно, х = 2 – не является корнем уравнения.
Учитель: Хорошо, рассмотрим третий случай.
3) х < 1.
Ученик: Оба выражения, стоящие под знаком модуля – отрицательны на рассматриваемом промежутке, исходное уравнение преобразуется к виду
1 - x + 2 - х = x + 3.
х = 0 – решение этого уравнения, оно удовлетворяет условию х < 1, следовательно, и является решением исходного.
Учитель: Хорошо, запиши ответ.
Ученик: Ответ: 0;3.
Учитель: Правильно, молодец.
Учитель: Как мы решали данное задание?
Учащиеся: Решая данную задачу, мы с вами нашли корни подмодульных выражений, разбили числовую ось на 3 промежутка, проверили каждый из них, и записали в ответ корни, удовлетворяющие условиям в каждом из случаев.
7. Учитель: А сейчас, вы самостоятельно решите следующие задания:
1) |x - 2| - |x + 3| = 6
2) |x + 1| + |x - 2| + |x + 3| = x + 4
8. Подведение итогов урока.
Учитель: Давайте вспомним, чем мы с вами сегодня занимались на уроке?
Учащиеся: Сегодня на уроке мы занимались решением уравнений с модулем, прорешали несколько разнотипных заданий.
Учитель: На следующем уроке мы с вами продолжим решение уравнений с модулем, рассмотрим ещё несколько способов их решения.
Постановка домашнего задания:
Учитель: Запишите задание на дом:
1) |x - 8| - |x + 8| = 16.
2) |x - 1| + |x + 2| + |x - 3| = x – 4.
Учитель: Урок окончен, до свидания!
Учащиеся: До, свидания!
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|