Сделай Сам Свою Работу на 5

Бюджет. Бюджетный процесс





В процессе перераспределения национального дохода часть денежных средств поступает в собственность и распоряжение государства. Таким путем создаются государственные доходы РФ и ее субъектов. Распоряжаются этими доходами уполномоченные государственные и муниципальные органы в соответствии с их бюджетами – основными финансовыми планами, росписью доходов и расходов. В материальном отношении бюджет является централизованным фондом денежных средств.

Бюджет (как правовой акт) – это основной финансовый план образования, распределения и использования централизованного денежного фонда государственного или административно - территориального образования, утверждаемый соответствующим представительным органом. Такой финансовый план закрепляет юридические права и обязанности участников бюджетных отношений.

Бюджеты и бюджеты внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов, местные бюджеты в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления, установленным муниципальным образованием.

Вся финансовая система государства функционирует в непосредственной взаимосвязи с бюджетом. Бюджет определяет, на решение каких задач направлено внимание государства в определенный промежуток времени. Именно бюджетом определяется экономическая политика страны.



В связи с функционированием государственных и местных бюджетов возникает широкий круг общественных отношений, которые регулируются подотраслью финансового права – бюджетным правом. Бюджетное право содержит материальные и процессуальные нормы. Материальные нормы устанавливают структуру бюджетной системы России; перечень бюджетных доходов и расходов; распределение их между различными бюджетами; права участников бюджетных отношений. Процессуальные нормы регламентируют весь бюджетный процесс, а именно: порядок образования, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов государства и местных бюджетов.

Основополагающим источником (нормативным актом) бюджетного права является Бюджетный кодекс РФ. В нем установлены общие принципы бюджетного законодательства, организации и функционирования бюджетной системы, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений. В Бюджетном кодексе также определены исходные положения бюджетного процесса и межбюджетных отношений, основания и виды ответственности за нарушения бюджетного законодательства.



Бюджетный кодекс определяет бюджетную систему РФ как основанную на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемую нормами права совокупность всех видов бюджетов и государственных внебюджетных фондов. Структура бюджетной системы включает бюджеты следующих уровней:

- федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

- бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

- местные бюджеты, в том числе: бюджеты муниципальных районов, городского округа; бюджеты городских и сельских поселений.

В рамках бюджетной системы применяют понятие «консолидированный бюджет» – это сводный бюджет всех уровней, используемый лишь для аналитических целей.

В соответствии с законодательством государственные и местные бюджеты состоят из доходной и расходной частей. В составе бюджетов образуются целевые и резервные фонды, также имеющие свои источники доходов или создаваемые за счет общих бюджетных ресурсов. Они используются на определенные цели соответственно своему предназначению. Однако их доходы и расходы входят в общий состав доходов и расходов бюджета.

С 2004 г. в федеральном бюджете на основании закона предусмотрено образование Стабилизационного фонда РФ, который формируется за счет превышения цены на нефть над базовой ценой. И должен использоваться в целях сбалансирования бюджета (для покрытия дефицита) при снижении цены на нефть ниже базовой.



Все доходы и расходы бюджетной системы разграничиваются (распределяются) между бюджетами разных уровней и видов.

Доходы можно подразделить по социально – экономическим признакам на: а) доходы от предприятий, организаций; б) доходы от государственного и муниципального имущества; в) доходы от государственной внешнеэкономической и другой деятельности; г) поступления от личных доходов граждан. Закон «О бюджетной классификации РФ и БК делят доходы бюджета на: а) налоговые с выделением их видов и б) неналоговые (от использования имущества и его продажи, внешнеэкономической деятельности т. д.).

От порядка зачисления в бюджет различают доходы:

а) закрепленные доходы бюджетов – доходы, которые в соответствии с законодательством полностью или в твердо фиксированной доле (в процентах) на постоянной основе закреплены за соответствующим бюджетом. Их перечень указан в БК.

б) регулирующие доходы бюджета – доходы, которые передаются на очередной год нижестоящим бюджетам в целях сбалансирования их доходов и расходов, в виде процентных отношений от доходов на основании решений вышестоящих органов власти. Применяется и оказание прямой финансовой поддержки из бюджета вышестоящего уровня в форме фиксированной денежной суммы на безвозмездной основе в виде трансферта. В настоящее время она предоставляется в формах:

Дотации – это определенная денежная сумма, выделяемая из вышестоящего бюджета по решению представительного органа на безвозмездной и безвозвратной основе, не оговариваемая каким-либо целевым направлением средств.

Субвенции – денежная сумма, выделяемая из вышестоящего бюджета в нижестоящие бюджеты для осуществления определенных целевых расходов.

Субсидии – денежные средства, выделенные из вышестоящего бюджета для финансирования целевых расходов на условиях долевого участия в них.

Субвенции и субсидии подлежат возврату в случае их нецелевого использования, а также неиспользования в установленные сроки.

В целях оказания финансовой помощи создаются: в федеральном бюджете Фонд финансовой поддержки субъектов РФ, а в бюджетах субъектов Федерации – фонды финансовой поддержки муниципальных образований.

Расходная часть бюджетной системы включает следующие основные направления: содержание органов государственной власти и местного самоуправления, судов и правоохранительных органов; оборона и безопасность страны; финансирование отраслей экономики; охрана окружающей среды; социально-культурная сфера; наука; международная деятельность.

Конкретизация видов расходов бюджетной системы определена в нормах БК и Федеральном законе «О бюджетной классификации РФ»

Бюджетный процесс – регламентируемая законом деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов. В сферу бюджетного процесса включается и контроль за исполнением бюджетов.

Бюджетный процесс основан на трех основополагающих принципах:

1) разграничение компетенции между органами представительной и исполнительной властей. Составление и исполнение бюджетов закреплено за исполнительными органами власти, а рассмотрение и утверждение – за представительными органами;

2) специализация бюджетных показателей, обеспечивающая сопоставимость показателей бюджетов всех уровней, включая консолидированные. Достигается за счет формирования и исполнения бюджетов в пределах единой бюджетной классификации – группировки доходов по источникам и расходов по назначению;

3) ежегодность бюджета, которая заключается в том, что бюджеты принимаются каждый год заново. Этим обеспечивается возможность своевременно и более полно учесть изменения в экономической, социальной и международной обстановке.

Участниками бюджетного процесса выступают: Президент РФ; органы законодательной (представительной) власти; органы исполнительной власти; органы денежно – кредитного регулирования; органы финансового контроля; государственные внебюджетные фонды; главные распорядители и распорядители бюджетных средств; бюджетные учреждения; кредитные организации, осуществляющие операции со средствами бюджетов; государственные и муниципальные унитарные предприятия и другие получатели бюджетных средств.

Бюджетный процесс состоит из 2-х укрупненных стадий.

1-я стадия - составление, рассмотрение, утверждение бюджетов. Непосредственное составление проектов осуществляют Минфин России, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований. Формирование федерального бюджета базируется на Бюджетном послании Президента РФ, Прогнозах социально-экономического развития страны, балансе всех расходов и доходов на территории, Плане развития государственного и муниципального сектора экономики и Основных направлениях бюджетной и налоговой политики соответствующей территории.

С 15 июля до 15 августа года, предшествующего отчетному, Правительство РФ рассматривает проекты бюджетов и проект закона о федеральном бюджете для внесения их в Государственную Думу. Законопроект рассматривается Государственной Думой в четырех чтениях.

2-я стадия – исполнение бюджета и контроль за исполнением бюджетов. Цель исполнения бюджета – обеспечить поступление доходов и финансирование расходов в пределах утвержденных бюджетных показателей. Документ, на базе которого осуществляется исполнение бюджета, - бюджетная роспись доходов и расходов по статьям бюджетной классификации и распорядителям бюджетных ассигнований в разрезе по кварталам.

Согласно ст. 215 БК на Федеральное казначейство возлагается казначейское исполнение бюджетов – исполнение бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами. При этом поступление всех доходов осуществляется на единый счет бюджета, исчисление расходов также осуществляется с единого счета бюджета (принцип единства кассы).

Исполнение бюджета по доходам означает мобилизацию налогов, сборов, других платежей и распределение их по уровням бюджетной системы.

Исполнение бюджета означает финансирование расходов, предусмотренных в бюджете, в соответствии с бюджетной росписью.

Бюджетные ассигнования – средства, предусмотренные бюджетной росписью получателю или распорядителю бюджетных средств, т. е. распорядителям кредитов.

При поступлении доходов в размере 90 – 95% от бюджета Правительство РФ вправе принять решение о введении режима сокращения расходов.

Законодательством установлен достаточно жесткий контроль за исполнением бюджета РФ.

Контрольные функции возлагаются на Счетную Палату РФ, контрольно-счетные органы субъектов федерации и местного самоуправления, налоговую службу, финансовые органы, банковскую систему и др.

По окончании финансового года министр финансов издает распоряжение о закрытии года и подготовке отчета об исполнении федерального бюджета, а также бюджетов государственных внебюджетных фондов. Все получатели бюджетных средств готовят отчеты по доходам и расходам.

Отчет об исполнении федерального бюджета за финансовый год представляется Правительством РФ в Государственную Думу и Счетную палату не позднее 1 июня текущего года. В течение 1,5 месяца после заключения Счетной палаты выносится решение либо об его утверждении, либо его отклонении. Отчет об исполнении бюджета принимаются в форме закона.

Контрольные вопросы для самоконтроля

1. Какие отношения регулирует финансовое право?

2. Назовите элементы (институты) финансового права.

3. Назовите формы финансового контроля.

4. Назовите органы финансового контроля.

5. Дайте понятие бюджету и его функции.

6. Расскажите о бюджетном процессе, его этапах.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.